Приложения 8 страница


в открытии на границе дополнительного третьего пропускного пункта и делая все новые попытки уменьшить установленную пропускную норму на двух существующих пунктах. И все же польские репатриационные делегации в Москве и Варшаве всячески старались взвалить на Россию вину за катастрофическое положение беженцев при переходе на польскую территорию. Однако в самые последние дни с полной очевидностью обнаружилось, что ответственность за это несет исключительно польская сторона.

Кроме репатриации пленных обе стороны считали необходимым спешить с установлением границ. 2 мая состоялось в Минске первое заседание Смешанной пограничной комиссии, однако и в настоящий момент, больше чем полгода спустя, эта работа далеко не завершена. Польская делегация все время старается добиться увеличения польской территории, кое-где она стремится вопреки Мирному договору отодвинуть границу на 30 верст и больше к Востоку, и постоянные мелкие попытки изменить границу к выгоде для Польши при проведении ее на месте нескончаемо тормозят работу. Когда в процессе работы членам комиссии или подкомиссий приходится переходить на польскую сторону, им нередко приходится испытывать на себе враждебное отношение польских агентов, доходившее до того, что, например, 3 августа был подвергнут грубым оскорблениям и избит курьер Волынской подкомиссии т. Бабич.

Кроме пограничной комиссии на польско-белорусской и польско-украинской границах действуют и согласительные комиссии, периодически съезжающиеся в заранее намеченных пограничных пунктах для разбора мелких фактов и инцидентов, нередко происходящих на границах. Протокол о создании этих комиссий был 1 июня подписан в Минске. Целый ряд практических трудностей долгое время замедлял начатие их работ. Им пришлось иметь дело с массой мелких пограничных инцидентов, причем даже по некоторым основным, общим вопросам, как, например, о вознаграждении пострадавших от налетов противной стороны, о праве собственности на землю в пограничной полосе, не удалось добиться соглашения, а по другим, совместно уже разрешенным вопросам, как, например, о сборе крестьянами урожая по другую сторону границы, о вывозе сена, достигнутые соглашения польскими властями не выполняются. С течением времени количество инцидентов все-таки уменьшается, и в настоящее время предполагается вместо 5 согласительных комиссий оставить только одну.

Главным препятствием к проведению в жизнь Мирного договора было нарушение польской стороной 5-й статьи, заключающей обязательство не поддерживать организаций и групп, враждебных другой стороне. Вскоре после подписания Риж-


ского мира Варшава приобрела значение боевого руководящего центра активной российской контрреволюции, руководимой Савинковым, а для Украины — Петлюрой. Уже 11 апреля Наркоминодел принужден был обратиться к польскому министру иностранных дел с требованием положить конец формированию русских контрреволюционных банд на польской территории, и 13 апреля* т. Раковский телеграммой на имя польского министра Витоса, со своей стороны, выразил протест против оказания польским правительством поддержки украинским мятежническим организациям. В своем ответе Наркоминоделу от 19 апреля польский министр Сапега, голословно отвергая эти обвинения, со своей стороны, обвинил Советское правительство в допущении враждебной Польше деятельности, в особенности со стороны Революционного военного совета Западного фронта. Вице-министр г. Домбский в своем ответе т. Раковскому 29 апреля уверял его, что Польша прекратила всякую поддержку Петлюры.

3 мая Наркоминодел принужден был в новой поте указать на неудовлетворительность ноты 19 апреля. Перечисляя ряд конкретных фактов в подтверждение своих обвинений, Наркоминодел выражал надежду, что польское правительство положит конец деятельности организаций Савинкова, Балахо-вича и Перемыкина, заявляя одновременно о лояльном исполнении договора Российским правительством. 23 мая польский министр иностранных дел ответил Наркоминоделу новыми заверениями и встречными обвинениями. 26 мая т. Раковский в ноте к польскому министру иностранных дел подтвердил еще раз прежние обвинения против польского правительства, доказывая в то же время необоснованность польских встречных обвинений. Наркоминодел радиотелеграммой 28 мая, со своей стороны, отвергал правильность встречных обвинений против России.

Все наши попытки остановить дипломатическим путем разрастающийся конфликт не достигли цели. К началу июля был обнаружен громадный по своему замыслу контрреволюционный заговор, охватывающий и попытки организации восстаний в городах, и развитие бандитизма в деревне, и шпионаж, и всякого рода контрреволюционную агитацию, причем руководящие верхушки заговора находились в Варшаве. Руководителем его был Борис Савинков, и польские власти, в особенности П-й отдел польского Генерального штаба, оказывали ему самое энергичное активное содействие. Возглавляемая Савинковым руководящая контрреволюционная группа носила постоянное название русского политического комитета, ио формально превращалась то в одно, то в другое

* Имеется в виду нота на имя министра иностранных дел Польши Сапеги от 16 апреля 1921 г.; см. док. № 52.


учреждение. К началу июля успел фактически сделаться непосредственным руководителем заговора «союз защиты родины и свободы». Савинков лелеял самые грандиозные планы, и польские власти оказывали ему самую активную помощь деньгами, вооружением, всякого рода техническим содействием, выдачей его агентам польских официальных документов и вообще разнообразнейшими услугами. Фактически руками Савинкова польский Генеральный штаб вел неофициальную войну против Советской России. Как раз в тот момент, когда раскрылось в полном объеме постигшее Советскую Россию голодное бедствие, она имела перед собой широко разветвленную тайную заговорщическую организацию, тесными узами соединенную со вторгавшимися из Польши на советскую территорию бандами, снабжаемыми всем необходимым польскими властями и руководимыми из Варшавы.

В пространной ноте 4 июля на имя нового польского министра иностранных дел г. Скирмунта Наркоминодел набросал картину деятельности варшавских белогвардейских заговорщиков и бандитов и их польских покровителей и потребовал от польского правительства принятия мер для прекращения этих явлений, конкретно предлагая в числе этих мер изгнание с польской территории руководящей группы заговорщиков и бандитов, создание Смешанной комиссии для установления списка остальных подлежащих высылке руководителей заговора, расформирование враждебных советским республикам боевых отрядов и интернирование их участников, наказание виновных в этих действиях польских должностных лиц и граждан.

Несколько дней спустя после передачи этой ноты по всему миру разнеслось известие о голоде в России, были разосланы воззвания Максима Горького и патриарха Тихона, и в этот момент враги Советской власти подняли голову. Резкая перемена обнаружилась и в отношениях польского правительства к советским республикам. Крайне непримиримый тон, голословное отрицание установленных фактов, инкриминируемых Польше, подбор фантастических встречных обвинений, несоответствие которых действительности бросалось в глаза при малейшем знакомстве с фактами, — вот содержание ответной ноты г. Скирмунта от 11 июля.

В своем горячем желании иайти мирный исход конфликта, Российское правительство возлагало большие надежды на обмен посольствами и, ожидая приезда г. Филиповича, рассчитывало путем личных объяснений скорее, чем путем нотной полемики, добиться от польского правительства отказа от его недвусмысленной позиции, выразившейся в почти открытой и все возрастающей активной поддержке савинковцев и петлюровцев. При первой же беседе с г. Филиповичем т. Чичерин обратил его внимание па то, что Российское правитель-


ство не может односторонне исполнять лежащие на нем обязательства и отдавать Польше свое золото в то время, когда Польша ведет против России фактическую воину руками белогвардейцев. Однако польское правительство перешло в дипломатическое наступление и обратилось к Наркомиподелу 20 августа с новой нотой, полной встречных обвинений. Между тем вернувшееся вновь к определенно интервенционистской политике французское правительство закулисно вмешалось в польско-русский конфликт, настойчиво требуя от Польши, в секретной ноте от 3 сентября, открытого выступления против России. Под влиянием французской дипломатии пало стремившееся сохранить мир министерство Витоса, польский же сейм обнаружил свое бессилие создать правительство большинства, и в результате было образовано внепартийное министерство Пониковского.

8 сентября Наркоминодел в своей ноте, подкрепленной большим и строго документально проверенным фактическим материалом, вновь указал на возрастающую интервенционистскую деятельность польских властей при посредстве Савинкова. Конкретным требованием французского правительства, изложенным в ноте 3 сентября, было предъявление Польшей ультиматума Российскому правительству по ряду вопросов, связанных с исполнением договора. 14 сентября вернувшийся в Москву после поездки в Варшаву г. Титус Филипович сначала выступил с вербальной нотой, в которой в достаточно осторожных еще выражениях упоминалось, что единственным выходом из создавшегося положения является выполнение Советским правительством ряда польских требований, в том числе реэвакуации польского имущества, а 18 сентября представил уже ультиматум с угрозою разрыва дипломатических сношений, если до 1 октября не будут выполнены польские требования, перечисляемые им в меморандуме, состоящем из трех пунктов. В ответной ноте 22 сентября Наркоминодел со всей решительностью отверг выдвинутый в польском ультиматуме принцип, что выполнение Рижского договора обязательно только для одной стороны. От имени Российского правительства он выдвинул встречные требования в пяти пунктах по вопросу об отношениях Польши к белогвардейским бандам и заговорщикам и предложил перенести срок взаимного выполнения требований на 5 октября. Сейчас же после этого Российским правительством была опубликована «Красная книга», содержащая коллекцию документов о польско-русском конфликте.

В это же время в Варшаве происходили оживленные сношения между т. Караханом и польским правительством. Нотой 14 сентября на имя т. Карахана г-н Склрмунт утверждал, якобы обвинения со стороны Российского правительства были основаны па поддельных документах. Тогда же польский

70.4


офицер Масловский выступил с газетной заметкой, написанной в самом неприличном, фельетонном, хулиганском стиле, в которой он заявлял, что это он, Масловский, потехи ради, передавал российским агентам подделанные им же документы. Этот маневр, однако, легко было разоблачить. В йоте 16 сентября на имя г. Скирмунта т. Карахап указал на громадное количество имеющихся у нас и подтверждающих те же обстоятельства подлинных документов с оригинальными подписями и печатями, полученных из разнообразнейших источников, при самой тщательной их проверке, так что даже при беглом ознакомлении с этими документами их подлинность не подлежит никакому сомнению. Бюро печати полномочного представительства разослало об этом сообщение как в варшавские газеты, которые вследствие запрещения польской цензуры отказались, однако, его отпечатать, так и многим польским политическим деятелям.

В этом сообщении приводился полный анализ всех утверждений, заключавшихся в хулиганской заметке поручика Масловского, вместе с неопровержимыми доказательствами подлинности опубликованных нами документов и с указанием того, что в руках Российского правительства имеется громадная коллекция других, несомненно подлинных документов об отношениях между польскими властями и савин-ковцами. Одновременно в Москве лживость наглой выходки поручика Масловского была разоблачена в официальном сообщении Наркоминодела.

Сторонники мира в Варшаве одержали верх, и польский поверенный в делах в Москве ответил нам нотой 28 сентября, где он выразил удовлетворение по поводу заявления Наркоминодела от 22 сентября о готовности выполнять условия договора. В меморандуме 30 сентября польское представительство продолжало полемику по отдельным спорным вопросам, относящимся к выполнению договора. В йоте 26 сентября в Варшаве г. Скирмунт отверг существование французской ноты 3 сентября и выставил компромиссные предложения по вопросу о белогвардейцах. Наконец, вмешательство польского автора Рижского договора г. Домбского привело к совершению громадной важности дипломатического акта, почти равного по своему значению Рижскому договору. 30 сентября состоялось у т. Карахана и г. Домбского соглашение, получившее затем развитие в ежедневных совещаниях с 1 по 6 октября и окончательно изложенное в подписанном ими 7 октября протоколе. По этому соглашению были точно определены сроки выполнения обеими сторонами обязательств, долженствовавших положить конец конфликту.

Прошел, однако, еще месяц, пока соглашение Карахана — Домбского начало фактически выполняться с польской сто-


роны, и только 28 октября руководящая верхушка боевого белогвардейского центра покинула пределы Польши. Тов. Ка-рахан заявил тогда, что через 3 дня, 1 ноября, польской делегации будет передан первый взнос эквивалента за подвижной состав. 1 ноября взнос был предоставлен полякам. Однако между российской и польской делегациями в Москве начались по существу этого вопроса продолжительные пререкания, закончившиеся двумя соглашениями 15 и 22 ноября.

Между тем в момент разрешения спора между обоими правительствами непримиримые элементы польской военной партии пытались еще раз сорвать соглашение. В течение последних дней октября и первых дней ноября сформировавшиеся и снабженные оружием на польской территории петлюровские отряды врывались через разные пункты границы на территорию Украины. В начале ноября руководитель петлюровских банд атаман Тютюник сам во главе значительного отряда перешел из Польши на Украину. В начавшейся по этому поводу полемике между обоими правительствами польское правительство упорно отрицало такой очевидный факт, как вторжение этих банд из Польши. На Украине бандиты Тютюника не встретили сочувствия и вскоре были окончательно ликвидированы. Тютюник бежал обратно в Польшу лишь с немногими своими сторонниками.

Таким образом, разгоревшийся еще летом конфликт шел на убыль, но все еще с новыми рецидивами. Датированная 1 ноября нота польского правительства, являвшаяся как бы обвинительным актом против России по вопросу о мнимом неисполнении Рижского договора, была передана польским поверенным в делах г. Кнолем лишь 8 ноября, после того как она уже несколько дней обсуждалась в польской и даже французской печати. Эта нота имела целью доказать, якобы Советская Республика не в силах выполнять своих обязательств. Она была выпущена как раз в тот момент, когда враждебные нам элементы во Франции пытались ослабить впечатление от нашей ноты о признании долгов, и действительно нота Кноля так и была использована во французской печати. Ответная нота Наркомииодела с приложением обширного меморандума была представлена 24 ноября.

Между тем последовательные факты удаления из Польши главных белогвардейских вожаков, передачи с российской стороны первого взноса эквивалента за подвижной состав, отправка в Польшу весьма ценного реэвакуированного имущества, непрерывно продолжающиеся переговоры о ликвидации остающихся спорных вопросов и о дальнейшем выполнении протокола Карахана — Домбского— все эти последовательные этапы ликвидации конфликта повели к постепенному улучшению отношений между Россией и Польшей. В ближайшем будущем должны начаться между Россией и Украиной,


с одной стороны, и Польшей — с другой, переговоры о заключении целого ряда практических договоров, вытекающих из Рижского договора, как-то: торгового, железнодорожного, консульской и санитарной конвенции и т. д. Развитию экономических связей с Польшей мы приписываем величайшее значение как в политическом отношении, так и в целях хозяйственного восстановления России.

Глава третья ВОСТОК В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ В ЖИЗНЬ ДОГОВОРОВ

Турция

Возвращавшаяся из Москвы турецкая делегация не воспользовалась своим пребыванием иа Кавказе для заключения договоров с Кавказскими республиками, предусмотренных Русско-Турецким договором 16 марта. Юсуф Кемаль-бей заявлял, что не имеет полномочий для заключения нового договора с Арменией, остальные же две Закавказские республики не соглашались заключать договор с Турцией, если такового не будет заключено ею с Арменией. Хотя Московский русско-турецкий договор по существу отменял содержание Александропольского договора, тем ие менее турецкие дипломаты отстаивали ту точку зрения, что Александропольский договор остается в силе, пока с Арменией не заключен новый договор. Союзные Советские республики Александропольского договора никогда ие признавали. Между тем турецкое военное командование отказывалось очищать Александропольский район, пока Армения не выполнит Александропольский договор и не выдаст все свое вооружение. Завязавшаяся по этому вопросу переписка закончилась уходом турецких войск из Александропольского района в середине мая. Нотами 13 и 18 мая Наркоминодел протестовал против взрыва александропольских пороховых погребов, произведенного при эвакуации турецкими войсками, но Али Фуад-паша в нотах 15 и 19 [мая] сослался для объяснения иа армянских контрреволюционеров.

Общая политическая линия тесной дружбы России с Турцией могла совмещаться с разногласиями по отдельным специальным вопросам.

В половине мая начинается переписка с Турцией по поводу насильственных выселений карсских молокан, производимых у них конфискаций и других притеснений их; нотой 18 мая Наркоминодел заявил Али Фуад-паше по этому поводу резкий протест. 19 мая Али Фуад-паша объясняет, что русское население не испытывает других затруднений, кроме обычно связанных со всякой военной оккупацией. На это Наркоминодел 21 мая приводит ряд фактических данных и требует принятия энергичных мер для прекращения подобной


политики турецких военных властей; 25 мая Али Фуад-паша сообщает, что, по сведениям его правительства, русским населением (молоканами) ведется противоправительственная агитация; б июня Наркомшюдсл отвергает возможность такой агитации, и шшду пспрскращепия притеснений карсских молокан он 21 июня угрожает репрессалиями против находящихся в России турецких подданных; нотой 27 июня Али Фуад-паша утперждлет, чго есть якобы сведения о заговорах коммунистов-молокан и о противоправительственной деятельности представителей кавказского военного командования в Турции, а также, что инкриминируемые действия прекращены и вопрос может считаться исчерпанным. 29 июня Нар-коминодел запрашивает, какие конкретно меры предпримет турецкое правительство для урегулирования этого вопроса, и 1 июля извещает, что занимавший главное место в турецких жалобах на наших агентов Дубровский, б. представитель Кавфронта при ставке Кязима Карабекнр-паши, отозванный из Карсскои области, отвергает правильность возводимых на него обвинений во враждебной агитации. Нотами 3 и 4 июля Али Фуад-паша сообщает, что, во-первых, объяснения Дубровского переданы турецкому правительству и, во-вторых, что русское население Карсскои области само желает выселиться в Россию. 12 июля новый турецкий наркоминодел Юсуф Ке-маль сообщает нашему представителю т. Нацаренусу, что выселения молокаи прекращены.

18 мая НКИД просит передать разработку Чорохских и Кварцяиских медных рудников Российскому правительству; нотой 19-го Али Фуад-паша сообщил, что передал этот вопрос на разрешение турецкого правительства. 1 июня НКИД просит ускорить разрешение этого вопроса; 16 июля нота Юсуфа Кемаля извещает об отказе турецкого правительства и лишь после дальнейших настояний т. Нацаренуса 4 сентября в знак своей дружбы турецкое правительство предлагает образовать смешанную комиссию для выработки условий использования рудников в интересах русского народа. 20 октября Юсуф Кемаль, подтверждая эту ноту, предлагает прислать экспертов по данному вопросу. Совещание экспертов должно состояться в декабре в Батуме.

Нотами от 21 и 23 мая Али Фуад-паша сообщает о задержке эвакуации военнопленных; НКИД 24 и 25 мая, а затем 3 июня, сообщает, что причины в технических затруднениях и извещает об отъезде в Туапсе уполномоченного НКИД т. Котова. 6 июня Али Фуад-паша извещает, что репатриация протекает успешно.

ПКИД 26 мая передает предложение УССР вести пере-гоморы о заключении турецко-украинского договора в Харькове; 22 июля турецкое правительство предлагает украинским делегатам прибыть в Ангору^


Али Фуад-паша запрашивает нотой 27 мая о причинах концентрации военных транспортов в областях Эриванской и Нахичеванской; НКИД 1 июня отвечает, что таковая не производилась и не производится.

3 июня Али Фуад-паша указывает, что, в противность 15-му пункту договора, не заключено соглашение с Кавказскими республиками. НКИД нотой от 6 июня возлагает ответственность на турецких делегатов, уехавших в Ангору до заключения указанного соглашения. На это 9 июня Али Фуад-паша отвечает, что причиной незаключения договора, по его сведениям, служит желание Кавказских республик заключить с Турцией общий договор от имени Кавказской федерации, которой нет. 13 июня НКИД отвечает, что это предположение ошибочно. 14 июня Али Фуад-паша сообщает, что, по его мнению, при этих условиях заключение дружеского договора с Кавказскими республиками возможно. 2 июля Юсуф Кемаль посылает приглашение трем республикам на конференцию в Ангоре и лишь 26 августа соглашается назначить конференцию в Карее. 26 сентября открывается конференция в Карее при участии российского представителя т. Ганецкого, и 13 октября подписывается в Карее общий договор Турции с Кавказскими республиками.

25 сентября Али Фуад пишет, что его правительство приветствует предложение УССР о присылке Главкома т. Фрунзе для переговоров о заключении турецко-украинского договора.

В сентябре, после турецких побед над греками и связанной с этим перемены в отношениях к Турции со стороны Франции и Италии, в турецких правительственных кругах заметно усиливается движение в сторону мира с Антантой. 16 сентября в Ангору прибывает французская торговая делегация, а 20 — приезжает уполномоченный Франции Франклен-Буйои, переговоры с которым поручаются личному другу Мустафы Кемаля, Федхи-бею.

Текст франко-турецкого договора был опубликован в газете «Тан» 1 ноября. В ноте 18 ноября Али Фуад-паша ссылается на эту публикацию и по поручению своего правительства удостоверяет, что договор не заключает в себе ничего, что хоть сколько-нибудь поколебало бы Московский договор в его букве и духе и что вообще ни один договор Турции никогда не будет противоречить политике дружбы с русским народом.

Еще 4 мая Али Фуад-паша передал НКИД ноту с указанием на жестокости греков в Малой Азии, с приложением фотографических снимков; 6-го он извещен Наркоминоделом, что будут приняты меры к опубликованию этих данных. 28 сентября Юсуф Кемаль в Ангоре вручил т. Нацаренусу официальное сообщение с длинным списком греческих зверств. 22 октября Наркомииодел разослал циркуляр всем


правительствам, обращая их внимание на превращение греками цветущего края в пустыню, и предложил им предпринять шаги перед греческим правительством для прекращения недопустимых действий греческих поиск в Турции.

Еще в нюне (нотами 13 и 15) Наркомниодел указал Али Фуад-плше un тяжелое впечатление, производимое на Советскую Республику и на трудящихся всех стран преследованиями коммунистов п Турции, снисходительным отношением турецких властей к убийству коммуниста Мустафы Субхи, арестом делегата на III съезд Коминтерна доктора Фуада Сабита и т. п., и на неблагоприятный международный эффект тпких действий, лишающих турецкое правительство в его борьбе симпатий трудящихся всех стран. В ноте 22 июня Али Фуад-ппша объяснил арест Фуада Сабита служебным проступком; должностные лица, виновные в попустительстве при убийстве Мустафы Субхи, преданы суду. 29 сентября декретом Великого Национального Собрания Турции освобождаются все заключенные коммунисты.

17 октября НКИД указывает на недопустимое поведение турецких властей Черноморского побережья относительно русских судов и российских граждан. Али Фуад-паша отвечает, что будут приняты необходимые меры, но, с другой стороны, он должен обратить внимание на еще более недопустимое поведение русских властей в Туапсе, Новороссийске, Адлере и т. д. 27 октября НКИД сообщает о посылке уполномоченного т. Петерсона для расследования действий местных властей.

3 ноября Турция назначает послами: в Париж — Ферид-бея, в Рим — Махмуд-бея, в Кабул — Фахреди-пашу, в Бухару— Ходжа Эмин-Эффенди, в Америку — Рустем-бея. Му-стафа Кемаль выразил согласие пригласить в кабинет министров виднейших энверистов, потребовав некоторых уступок от Энвера. 9 ноября усиливаются аресты эиверистоз; брат Энвера Нури-паша высылается из пределов Анатолии. 10 ноября в Рим назначается вместо Махмуда — Джелал-эдднн Ариф-бей.

10 ноября Наркоминодел предлагает созыв конференции в Москве для установления консульской, почтово-телеграф-иой и торговой конвенций между Турцией и РСФСР; 14 ноября Али Фуад-паша предлагает созвать ее в Ангоре, передавая этот вопрос на разрешение своему правительству.

13 и 14 ноября Наркоминодел энергично протестует против принуждения к военной службе молокан, оптирующих за РСФСР. Али Фуад-паша йогой 19 ноября возлагает вину на сойотские власти Кавказа и ссылается на постановления Клpreкой конференции. 21 ноября Наркоминодел отвергает подведение русских граждан под Кароский договор и выражает сожаление по поводу возможности стечения обстоя-


тельств, при котором репрессалии окажутся необходимыми. Вопрос остается еще до сих пор неразрешенным.

Ввиду тяжелого болезненного состояния т. Нацаренуса новым нашим полномочным представителем в Турции назначен т. Аралов. На него возложена задача дальнейшего укрепления уже вошедшей в сознание народных масс дружбы между русским и турецким народами, которым грозят империалистические группы. П'раво восточных народов на независимость, провозглашенное в статье IV Московского договора, отстаивается турецким народом в его борьбе против греков, успеху которой содействовала дружба с Советской Россией.

Кавказ

Социалистическая Советская Республика Грузия вступает с момента своего возникновения в братскую семью союзных Советских республик. 21 мая 1921 г. заключается между РСФСР и ССРГ Союзный рабоче-крестьянский договор, согласно которому обе республики вступают в тесный экономический и военный союз. В тот же день Грузинский Ревком издает декларацию о независимости Абхазии. 19 июля распускается старый меджлис в Аджарии и созывается новый; 29 июля появляется декрет Ревкома ССРГ об автономии Ад-жаристана.

26 сентября открывается Конференция Закавказских республик с Турцией в Карее с участием представителя РСФСР, и 13 октября подписывается Кзрсский договор Закавказских республик с Турцией.

13 октября персидская делегация во главе с министром просвещения Момтаз-эд-Доуле выезжает из Тавриза и следует в Тифлис для заключения договора с республиками Закавказья.

В течение всего этого периода члены 'павшего меньшевистского правительства вели повсюду за границей самую ярую агитацию и злобную кампанию лжи и клеветы против Советской Грузии, находя поддержку у всех контрреволюционных российских группировок, от социалистских до черносотенных. Французский премьер Бриан 27 июня и потом итальянский министр иностранных дел маркиз делла Торретта принимали официально представителей четырех бывших Кавказских республик и обещали им поддержку. Каутский в воззвании в связи с голодом 29 июля требовал ухода красных войск из Закавказья. Когда исполком II Интернационала обратился с таким же требованием к Российскому (правительству за подписью Макдональда, представителя британской Рабочей партии, и Российское правительство передало это письмо грузинскому правительству, последнее ответило Макдональду безжалостным разоблачением его союза с хищническим мировым капиталом и контрреволюцией в их борьбе с рабоче-крестьянской революцией.


Тесно и неразрывно были связаны с Советской Грузией судьбы Социалистической Советской Республики Армении с первого момента ее возникновения в последние дни ноября 1920 года, после чего 2 декабря полномочным представителем РСФСР в Армении т. Леграном было подписано соглашение с представителями дашнакской Армении об объявлении Армении независимой Социалистической Советской Республикой. По этому соглашению до созыва Съезда Советов Армении образуется временный Военно-революционный комитет, к которому переходит вся власть в Армении. Определяется территория ССРА: Эрнванская губерния, часть Карсской области, Заигезурскип уезд, часть Казахского уезда и те части Тифлисской губернии, которые находились в обладании Армении до 28 сентября 1920 г.

10 декабря ПКИД Армении предложил турецкому правительству считать подписанный дашнаками 2 декабря Алек-сандропольский договор недействительным и созвать конференцию для заключения нового договора. Нотой 25 декабря турецкий наркомииодел Ахмед Мухтар заявил об отказе от пересмотра Александропольского договора и одновременно о готовности на ближайшей конференции с Россией поставить этот вопрос на обсуждение.

Блокада со стороны Грузии довела Советскую Армению до катастрофического положения. В момент активной борьбы поддерживаемого французским флотом меньшевистского правительства с революцией оно было в контакте с армянскими дашнаками, которые вторглись в Эривань, пока армянские революционные войска сражались у Тифлиса. В течение марта месяца в Армении происходят революционные вспышки, в результате чего 2 апреля красные части снова занимают Эривань, по всей Армении восстанавливается Советская власть, а выбитые дашнаки стягивают свои силы к Зангезуру. 16 июня полномочный представитель Советской Армении в Москве т. Тер-Габриелян сообщает о предательском нападении дашнаков на армянские красные части, причем убито 300 красноармейцев. 21 июня он же отмечает устойчивое положение красных войск в Заигезуре. В июле заключается соглашение с Азербайджаном о Нагорном Карабахе, который включается в состав Советской Армении. 12 июля красные части предпринимают вторичное наступление па Зангезур, дашнаки принуждены отступить и переходят границу Персии. 28 июли Наркомииодел обращается к персидскому послу с ЖилобоП на предоставление Перепой приюта дашнакам, бе-Жпмшмм пи персидскую территорию. 5 сентября чрезвычайный ппсил Пиргмм и Москве проси г об ибращепии РСФСР к Советский Армении относительно гарантирования безопасности дашнакам при возвращении и Армению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: