Печцт. по. арх

ИЗ. Заявление Заместителя Председателя Советской делегации Г. В. Чичерина на первом заседании Первой комиссии62 Генуэзской конференции*

// апреля 1922 г.

Г-н Чичерин сообщает о своем желании сделать декларацию от имени Российской делегации. Российская делегация протестует против участия Румынии в подкомиссии. Румыния в настоящее время оккупирует насильническим образом Бессарабию, которая раньше являлась территорией России, а теперь — Украины.

Российская делегация не желает навязывать своего мнения конференции, но она не может упустить случая протестовать против этого факта.

Г-н Чичерин добавляет, что им уже был послан Председателю Комиссии письменный протест против участия Японии, войска которой оккупируют территорию, принадлежавшую раньше России, а в настоящее время — Дальневосточной Республике, близкой союзницы России**, Российская делегация не стремится навязать свои желания конференции, но она не может не заявить своего протеста по поводу этих фак-гов.

Лечат по док Генуэзской конф. я/ commission, 1-èrg séance», le II avril 1922. Опубл в сборн, «Мцтериалы Генуэзской конференции..», M, 1922, стр. 122,

* Протокольная запись. ** См. док. № И 2.

щ


114. Замечания советских делегатов в Финансовой комиссии Генуэзской конференции по валютно-фннансовому разделу доклада экспертов Союзных держав *

13 апреля 1922 г.

1. Российская делегация полностью согласна с тем, что представляется настоятельно необходимым стабилизировать денежный эталон во всех странах и положить конец существующему в настоящее время в валютной области «феодализму», препятствующему развитию нормальных международных отношений в области торговли и кредита. Делегация находит также весьма верным и то, что лишь устранение бюджетных дефицитов внутренними усилиями заинтересованных стран и прекращение эмиссий может привести к стабилизации курса бумажных денег. С другой стороны, делегация полагает, что при обсуждении мер по оздоровлению денежного обращения было бы ошибкой переносить центр тяжести вопроса с причин зла иа второстепенные предметы. Действительно, если верно, что курс бумажных денег падает главным образом иследствие чрезмерных эмиссий, которые сами по себе представляют неизбежное следствие дефицита, то не менее верно и то, что этот бюджетный дефицит вызван прежде всего расстройством народного хозяйства и чрезмерными расходами на вооружение. В некоторых странах эти расходы непосредственно ведут к дефициту, который приходится покрывать путем эмиссии. В других они ведут к тому же косвенно, вынуждая побежденные страны обременять свой бюджет дополнительными суммами на вооружение стран-победительниц; в третьих странах они вынуждают использовать иным путем те средства, которые могли бы служить торгово-промышленным целям, и лишают экономически слабые страны возможности получить кредит от стран, экономически более сильных. С точки зрения политической экономии и бюджетной практики Финансовая подкомиссия должна протестовать против безумия, побуждающего все страны, при наличии производства, уменьшившегося в два-три раза по сравнению с довоенным, позволять себе роскошь военных расходов, зна* чителы-ю превышающих довоенные.

2. Делегация согласна с меморандумом в том, что стабилизация денежной валюты путем принятия общего золотого эталона представляет конечную цель, наиболее желательную из всех намечае-мых денежных реформ. С точки зрения интересов тех стран, в которых экономическая жизнь пришла в расстройство, восстановление денежного обращения, осно«

* Эти замечания были представлены подкомиссии денежного обращения финансовой комиссии; меморандум советской делегации в ответ на доклад союзных держав, см. док. № 126.


ванного на золотом эталоне, крайне нежелательно; помимо того, что эти страны не сумели бы справиться с значительными расходами, необходимыми для образования золотого запаса, нужно считаться с тем, что, если все страны одновременно попытаются перейти на золотой эталон, пена золотого металла немедленно чрезмерно повысится, что повлечет за собою экономические потрясения как в богатых, так и в бедных странах. Ввиду этого было бы предпочтительнее, чтобы валютная политика большинства европейских стран поставила себе целью установление и поддержание твердого соотношения между их валютой и валютой стран с устойчивым курсом, применяя систему обмена банковых билетов на золото. Такой устойчивой валютной единицей мог бы явиться североамериканский доллар и фунт стерлингов, если бы Соединенные Штаты и Великобритания условились закрепить покупательную силу своих денежных единиц на их теперешнем уровне. Применение этой системы позволило бы привести все разнообразие существующих национальных денежных единиц к общей основе, как это предусматривается лондонским меморандумом.

3. Все государства одинаково страдают от хаотического состояния, в котором сейчас находится денежное обращение и валютные курсы европейских стран. Упорядочение денежного обращения в Европе требует тесного сотрудничества всех европейских, а равно и заморских стран. Оздоровление [денежного] обращения в странах с расстроенной экономической жизнью может быть достигнуто в более или «менее близком будущем лишь при содействии экономически более сильных стран. Это содействие должно было бы осуществиться в двух направлениях: во-первых, в форме кредитов, предназначенных на восстановление транспорта, сельского хозяйства и промышленности разоренных стран, ввиду того, что полное расстройство их хозяйства свело бы на нет все меры, направленные к устранению инфляции и укреплению валюты; во-вторых, и притом одновременное в форме особых кредитов странам с расстроенным денежным обращением для оздоровления последнего; эти кредиты должны предоставляться в золоте и в устойчивой валюте, которые необходимы для установления нормальных отношений. Если нельзя себе представить нормализацию денежного обращения разоренных стран без восстановления нх экономической жизни, то столь же невозможно и сократить процесс восстановления этой экономической жизни и нормальных международных торговых связей без финансового содействия экономически более сильных стран. Специальные кредиты для оздоровления денежного обращения были бы желательны не только в форме займа на свободном рынке, гарантированного иностранными правительствами, но также и в форме кредитов, открываемых цен-


тральным банкам стран, которые нуждаются в том, чтобы иметь в своем распоряжении золото и устойчивую валюту для упорядочения своего [денежного] обращения.

Было бы желательно, чтобы центральные банки стран, богатых золотом, как, например, Соединенные Штаты, предоставили известную часть своего золотого запаса в распоряжение центральных банков стран, которым предстоит приступить к стабилизации своей валюты, делая это непосредственно или гарантируя специальные кредиты для нужд этих стран. Для проведения этой меры представится необходимым, чтобы правительства стран, богатых золотом, взяли па себя осуществление этой операции через посредство соответствующих банковских учреждений.

4. Установление устойчивых валютных отношений потребует международной конвенции по вопросам согласования валютной политики всех стран. Страны с устойчивой валютой и вполне уравновешенным бюджетом могли бы уже сейчас договориться об установлении паритета своих валют в соответствии с существующим в настоящее время паритетом покупательной способности этих валют на международном рынке. Что же касается стран с колеблющейся валютой и дезорганизованными финансами, то определение паритетов их валюты по отношению к валюте стран предшествующей группы будет отложено до того времени, когда их валюта будет стабилизирована указанными выше средствами. В будущем установленные паритеты будут поддерживаться обычными мерами валютной политики.

5. Российская делегация считает особо необходимым подчеркнуть настоятельную нужду в займе для укрепления валюты своей страны. Разччеры внутренней торговли Росснн значительно колеблются в связи с очередным урожаем и количеством рыночных сделок, меняющихся в зависимости от времени года. Кроме того, внешняя торговля России переживает период своей наибольшей активности весной и летом, иначе говоря, в то время, когда валютный рынок наиболее ограничен и когда курсы обнаруживают максимальную тенденцию к понижению. В этих условиях даже при отсутствии какой-либо эмиссии стабилизация денежного обращения невозможна без применения ряда особых мер, направленных на ее поддержание, для чего требуются значительные оборотные запасы в золоте и в устойчивой валюте. Вот почему заем России для нужд ее валютной политики на изложенных выше основаниях будет особенно необходим в момент, когда она приступит к денежной реформе.

Начат по док. Генуэзской конф. «Commission financière. 1-ère sous-commission,;'-ème séance, annexe С», le 13 avril 192$. Опубл в сборы ^Материалы Генуэзской конференции.,,», М„ 1922, стр. 376—378.


115. Нога Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Британскому Официальному Агенту в РСФСР Ходжсону

13 апреля 1922 г. M 380

Сэр,

В Вашей йоте от 4 апреля за № 7/А, касающейся вопроса о рыбной ловле британскими судами в русских территориальных водах вдоль северного побережья, Вы информировали меня о том, что Вами получено указание Министра Иностранных Дел Его Величества сообщить мне, что «принимаются меры к посылке без замедления британского судна, командиру которого даны инструкции предпринимать такие меры, какие окажутся необходимыми для предупреждения помех британским судам заниматься рыбной ловлей вне трехмильной территориальной полосы».

Подобное распоряжение является не чем иным, как попыткой Британского Правительства вооруженной силой установить для России трехмильную полосу территориальных вод, что, очевидно, имеет своей целью восполнить отсутствие в международном праве твердо установленных норм по данному вопросу.

Российское Правительство считает, что распоряжение Британского Правительства о посылке судна в русские территориальные воды с целью защиты британских траулеров, занимающихся рыболовством, незаконным с точки зрения декретов Российского Правительства, решительно противоречит духу всей предшествующей переписки по вопросу о территориальных водах, которая велась между Российской Торговой делегацией в Великобритании и Британским Министерством Иностранных Дел, а также между Британской Торговой делегацией в Москве н Народным Комиссариатом Иностранных Дел.

Подобные шаги Британского Правительства в отношении России, с которой Великобритания имеет постоянные отношения, установленные соглашением, заключенным более года тому назад *, вызывают тем большее удивление, что они предприняты накануне открытия Генуэзской конференции, в созыве которой Британское Правительство играет далеко не последнюю роль и которая, я могу заявить, имеет своей целью найти иные Методы разрешения международных вопросов, нежели те, к которым прибегает Британское Правительство в данном деле.

Российское Правительство поэтому надеется, что Британское Правительство пересмотрит и отменит свои абсолютно неоправданные распоряжения, о которых Вы были любезны поставить меня в известность. В противном случае

* См, т. III, док. № 344,


для Российского Правительства не останется другого выхода для защиты интересов населения, проживающего вдоль северного побережья, Для которого рыбные промыслы издавна служат главным, а в прошлом году, ввиду голода, служили единственным источником существования, как отдать распоряжение о сопровождении сторожевых судов, охраняющих наши северные территориальные воды, военно-морскими судами.

Позвольте выразить Вам мои заверения в высоком уважении и почтении.

Л. Карахан

Печат. по арх.

В упоминаемой ноте Ходжсона на имя заместителя народного комиссара иностранных дел РСФСР от 4 апреля 1922 г. говорилось:

«В своей ноте от 15 марта * Миссия информировала Народный Комис-° сариат по Иностранным Делам, что Правительство Его Величества не может согласиться с заявлением Российского Правительства о том, что зона шириной в 12 морских миль вдоль северного побережья России должна рассматриваться как зона русских территориальных вод; точно так же оно не может согласиться с тем, что британские траулеры «Магнета» И «Св. Губерт», арестованные в пределах этой зоны, но вне границы трех-* мильной полосы, занимались «незаконной ловлей рыбы».

В ответе Комиссариата от 22 марта за № 306**, содержание которого было передано Министру Иностранных Дел Его Величества, указывалось, что Российское Правительство отказывается поддержать какие-либо претензии, основанные на аресте вышеупомянутых рыболовных судов и связанные с гибелью членов команды, и не может дать заверения, что препятствия подобного рода британским рыболовным судам не будут чиниться в будущем.

При таких обстоятельствах Британское Правительство не имеет иного выбора, как предпринять необходимые шаги для защиты британских рыболовных интересов в водах, где произошел незаконный арест этих двух судов, и мною получено указание Министра Иностранных Дел Его Величества сообщить Вам, Что принимаются меры к посылке без замедления британского судна, командиру которого даны инструкции предпринимать такие меры, какие окажутся необходимыми для предупреждения помех британским судам заниматься рыбной ловлей вне трехмильной территориальной полосы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: