Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР Посольству Персии в РСФСР

4 декабря 1922 г. № ВБЩ13

Народный Комиссариат Иностранных Дел имеет честь донести до сведения Чрезвычайного Посольства Персии, что в предстоящем 1923/24 учебном году в высших учебных заведениях РСФСР для персидских граждан, желающих в них учиться, будет предоставлено 100 мест, согласно следующей разверстке:

1. В 1-й Московский университет:

на факультет общественных наук.... 20 мест на медицинский факультет.......3»

2. В Московский институт народного хозяйства:

на экономический факультет....... 25»

на электропромышленный факультет... 1»

на технологический факультет..... 1»

3. В Московское высшее техническое училище 3»

4. В Московский институт путей сообщения. 1»

5. В Московский институт гражданских инженеров 2»

6. В Московский электромеханический институт 1»

7. В Московскую горную академию.... 1»

8. В Петровскую сельскохозяйственную академию 2»

9. В Астраханский медицинский институт.. 5»

10. В Донской университет:

на медицинский факультет....... 4»

на факультет общественных наук..... 25»

11. В Донской сельскохозяйственный институт. 3»

12. В Донской политехнический институт

в Новочеркасске...........

100 мест

Печат. по арх.

20. Телеграмма Председателя Российско-Украииско-Грузин-ской делегации на Лозаннской конференции Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР M, M. Литвинову

4 декабря 1922 в.

Программа Франции — пропускать в Черное море от каждой державы не больше судов, чем имеет самая сильная из черноморских держав, в данный момент Румыния. Однако Керзон несогласен, упорствует и требует непременно полной свободы прохождения военных судов. У Исмет-паши в беседе с нами вырвалось откровенное слово: если он будет настаивать на полном закрытии проливов для военных судов, его дезавуирует Ангора.

Чичерин

Печат. по арх.


21. Заявление Председателя Советской делегации M. M. Литвинова на заседании Бюро Московской конференции по разоружению *

5 декабря 1922 s.

Российская делегация внимательно рассмотрела внесенную Польской делегацией декларацию. Декларация настолько серьезного содержания и может иметь настолько фатальные последствия для конференции, что она заслуживает обстоятельного, точного и, по возможности, письменного ответа. Не желая задерживать остальные делегации до составления ответа в письменном виде, Российская делегация уже в настоящем заседании не может воздержаться от некоторых возражений по существу. Действительно, Российское правительство, взяв на себя инициативу созыва конференции и определив точно предмет работ этой конференции **, не сочло нужным заранее устанавливать порядок дня и навязывать его остальным участникам конференции. Правильно также и то, что на запросы приглашенных государств Российское правительство отвечало, что окончательный порядок дня будет установлен самой конференцией. Совершенно очевидно, что если инициаторами конференции ставится определенный вопрос и остальные приглашенные государства приглашение принимают, не делая никаких возражений против поставленного в повестке приглашения вопроса, то во всяком случае они этот вопрос принимают. За ними, конечно, остается право дополнять порядок дня новыми предложениями, имеющими непосредственное отношение к теме конференции. Этого права Российская делегация не отрицала н отрицать не может, так как она признает, что все участники конференции работают на началах равноправия и каждый из них может вносить свои предложения, имеющие непосредственное отношение к главной теме конференции. Однако ни одно государство, даже если бы оно не являлось инициатором в деле созыва конференции, не может согласиться с тем, чтобы вопрос, ясно поставленный в приглашении, мог быть устранен, отложен, поставлен в зависимость от других вопросов, отведен на второй план или заменен другими вопросами. Против этого возражает Российская делегация и не только по формальным причинам, но и по причинам глубоко принципиальным.

Российское правительство считало и считает, что увеличение вооруженных сил илн даже сохранение их на нынешнем уровне является выражением именно того недоверия, о котором так много здесь говорилось представителями других делегаций. Российское правительство признает, что устранение

* Протокольная запись заседания, ** См. т. V, док. № 183, 235, 236, 237.


недоверия является главной целью при определении взаимоотношений России с ее соседями. По мнению Российского правительства, доверие может проявиться лишь в готовности всех заинтересованных государств сократить вооружение. Никакие другие предложения, никакие резолюции, договоры или соглашения не могут вселить в нас этого доверия до тех пор, пока наши соседи не проявят готовность доказать это доверие на деле, согласившись сократить свои вооруженные силы. По мнению Российской делегации, первым условием морального разоружения является разоружение материальное, потому что в первом случае, при моральном разоружении, мы ограничимся словами, ограничимся бумажками, а во втором случае мы докажем свою готовность на деле.

Российская делегация вполне понимает трудность говорить о разоружении или сокращении вооруженных сил до тех пор, пока нет политических гарантий мира. Конечно, не приходится говорить о сокращении сил в отношении государств, находящихся между собой в состоянии войны или не заключавших между собой мира. Трудно было бы, например, требовать разоружения от Турции. Россия находится в более счастливом положении, так как окружена соседями, за исключением маленького сектора наших границ, с которыми имеются мирные договоры и вполне мирные отношения. Мы считаем, что договоры, имеющие нашу подпись, являются такой же гарантией мира и ненападения, как любая иная бумажка, которая будет подписана нами еще раз. Российская делегация отказывается допустить, что обязательства, принятые на себя государствами, должны быть обязательно подписаны дважды.

Некоторыми делегациями делается ссылка на резолюцию, принятую какими-то 50 государствами. Г-н Литвинов не может припомнить сейчас, о какой резолюции идет речь, нельзя, однако, указать никакой резолюции, принятой в последнее время 50 или меньшим числом государств, которая имела бы, хотя бы приблизительно, такое крупное значение для народных масс, как предложение о сокращении вооружений, которое делается Российским правительством. Можно лишь допустить, что в числе этих 50 государств находятся так называемые великие державы, и в том числе Франция, изо дня в день грозящая своей соседке Германии отнятием лежащих у границы территорий, нападением и удушением ее. Если для представленных здесь государств важно такое же моральное разоружение, которое приняла на себя Франция в числе 50 государств, то Российская делегация отказывается от такого морального разоружения. Российское правительство тоже желает создать атмосферу взаимного доверия и безопасности, по эта атмосфера может быть создана не словами, а делом. Только когда присутствующие здесь представители государств


заявят о готовности сократить свои штыки и сабли, Россия будет знать, что на нее не собираются нападать. Всякое же дальнейшее уклонение от обсуждения вопроса о сокращении вооружений поведет лишь к увеличению недоверия, которое будет расти пропорционально проявленному упорству в этом вопросе. Будет крайне прискорбно, если в результате нынешнего съезда в Москве исчезнет даже то доверие, которое существовало до сих пор между Россией и ее соседями, так как тот факт, что ее соседи упорно отказываются не только подписать соглашение о сокращении вооружений, но даже приступить к обсуждению его, что их пугает одна мысль подойти конкретно и вплотную к этому вопросу, невольно наводит на мысль о наличии у них агрессивных замыслов по отношению к России.

Бывают, конечно, предрассудки, с которыми приходится считаться и иногда им уступать, когда этим путем достигаются ценные результаты. Такие ценные результаты, ценные не только для России, но и для всех заинтересованных стран, может дать предложение Российского правительства о сокращении вооружений. Ради этого Российская делегация готова уступить предрассудку, который выявляется в желании вторичного подписания соглашения о ненападении. Российская делегация заявляла вчера, что она не отказывается обсуждать и вносить поправки в сделанное другими делегациями предложение; она шла дальше, заявив, что готова в принципе принять предложение Польской делегации, в котором ничего неприемлемого для себя не находит. Российская делегация готова уступить предрассудку и подписать десятки раз соглашение о ненападении, она готова также признать принцип арбитража и затем обсуждать его, а также принять в общем остальные предложения, внесенные делегациями, с незначительными поправками. Но Российская делегация не может допустить, чтобы таковая бумажка заменяла то дело, для которого конференция созывалась. В данной обстановке Российская делегация отвергает эту бумажку не потому, что она не нужна, а потому, что она не имеет никакой ценности, если пс будет сопровождаться принятием радикальных мер по сокращению вооружений. Российская делегация не желает создавать иллюзий илн прикрытия для того печального положения, которое создается, если не будет достигнуто соглашения по сокращению вооруженных сил. Она не желает вводить в заблуждение народ своей страны и пароды других стран фикцией, заменой дел словами. Что же касается заверений в миролюбивой политике России, то таковая нашла себе выражение в декларации * Российской делегации.

* См. док. № И. (В текстах документов заявления именуются также декларациями).


Необходимо отмстить неточность изложения в польской де-мирации русской точки зрения. В декларации говорится: Российская делегация поставила согласие своего Правитель-ri на на наше предложение отказаться от употребления военной силы для разрешения могущих возникнуть споров в зависимость от количества штыков»*, которые будут в его и других правительств распоряжении. Но это не соответствует точке зрения Российской делегации. Независимо от резуль-liiTOB нынешних переговоров Россия отказывается от употребления военной силы при разрешении могущих возникнуть споров. Одна из соседок на юго-западе России до сих пор оккупирует ее землю, отказываясь даже вступить с Российским правительством в какие-либо переговоры для мирного разрешения территориальных споров. Тем не менее Россия не приняла никаких мер и не предполагает принять меры для разрешения этого спора военной силой. Это миролюбие доказано Советским правительством опять-таки не словами, а на деле. Этих фактов никакими декларациями нельзя уничтожить. Российская делегация утверждает, что опасность войны находится в пропорциональной зависимости от количества штыков и винтовок. Сокращение их даст неизмеримо большие гарантии от войны, чем подписание любых мирных резолюций. Другая неточность заключается в следующем абзаце декларации, где заявляется, что существование западных соседей подвергается опасности неизмеримо большей, чем Россия, и что говорить об обратном не приходится. Российская делегация полагает, что это противоречит фактам. По отношению к соседним государствам до заключения с ними мирных договоров нападающей стороной была не Россия, о чем свидетельствует хотя бы «город Киев».

Российская делегация указывает далее на неточность утверждения о ее отказе приступить к обсуждению вопроса о разоружении морских сил. Она в своей декларации заявила, что, исходя из определенных фактов, она, к сожалению, не может делать таких же предложений по отношению морских вооружений; какие были ею сделаны в отношении сухопутных сил. Но в то же время в оглашенном вчера сообщении ** было указано, что Россия готова выслушать и обсудить предложения о сокращении любых вооруженных сил, если присутствующими делегациями будет взята на себя инициатива. Нся разница между обеими точками зрения та, что Российская делегация желает фактически доказать и подтвердить искренность своих миролюбивых намерений, а другие делегации требуют от нее и сами желают только формального подтверждения. Придется, вероятно, оставить народам решить, какие гарантии они предпочитают — словесные или материальные.

* См. стр. 47. ** См. док. № 18.


Российская делегация с чувством удовлетворения констатирует, что Польская делегация от имени своего правительства заявляет, что у него нет никаких намерений нападать на территорию РСФСР и прибегать к оружию для разрешения могущих возникнуть споров.

Со своей стороны в качестве председателя Российской делегации и руководителя Народного комиссариата по иностранным делам г. Литвинов от имени Советского правительства делает категорическое заявление: «У Российского правительства нет каких бы то ни было намерений нападать на территорию своих соседей, близких или отдаленных, или разрешать какие бы то ни было споры с ними силой оружия. Это заявление будет занесено в протокол и стенограмму настоящего заседания. Если нужна моя подпись, я могу подписать это».

Российская делегация не отрицала, что наряду с материальным разоружением некоторое значение имеет также и формальное подтверждение факта морального разоружения, и одновременное подписание соглашения об арбитраже, о ненападении и т. д., но "[это] значение относительное, соподчиненное, ценное лишь в связи с материальным разоружением. Российская делегация не может, однако, помогать другим делегациям под прикрытием словесных резолюций уйти от того дела, для которого они были приглашены. Российская делегация еще раз заявляет, что в случае принятия ее предложения о сокращении вооружения она готова подписать договор об арбитраже. На вчерашнем заседании шли споры отчасти технического характера, отчасти принципиального характера. Техника обсуждения не интересовала Российскую делегацию, поскольку тут не скрывалось различных тенденций. Чтобы доказать, что Российская делегация не интересуется вопросом престижа, техники, приоритета, она вновь заявляет, что готова приступить к обсуждению вопроса об арбитраже и ненападении немедленно. Российская делегация, конечно, не может принять того предложения, которое делалось вчера: создать две комиссии с тем, чтобы одна комиссия была сразу признана неработающей. Если делегациям угодно, то, чтобы доказать, насколько большое значение Российская делегация придаст вопросу о разоружении, она готова предварительно и до создания комиссии о разоружении обсуждать вместе польский проект договора в Бюро, дабы убедить другие делегации, что по существу его Российская делегация не возражает, но она будет настаивать на обсуждении и вынесении определенных решений и по главным вопросам о сокращении армий и военных бюджетов.

Печат. по док. Московской конференции по разоружению: Протокол M 3 заседания Бюро конференции. Опубл. в сбора. «Conférence de Moscou pour la limitation des armements». M.. 1923, pp. 99—103.


В упоминаемой декларации польской делегации от 5 декабря 1922 г., и частности, говорилось:

«В ответ на сделанное на вчерашнем заседании заявление Российской делегации Польская делегация считает необходимым сделать следующее.заявление:

Несмотря на запросы правительств, приглашенных на Московскую конференцию, сообщить им заблаговременно предполагаемую Российским правительством программу конференции, таковая не была сообщена и, следовательно, могла быть установлена только самой конференцией, все участники которой — приглашающие и приглашенные — равноправны.

На первом пленарном заседании делегации Финляндская, Эстонская, Латвийская и Польская искренне и прямо заявили, что, соглашаясь на рассмотрение вопроса о техническом разоружении, считают необходимым, чтобы участвующие в конференции государства обменялись прежде политическими гарантиями не нападать друг на друга и разрешать впредь мо-1ущие возникнуть недоразумения путем арбитража и с этой целью заключить соответствующий договор *. Предлагая такую постановку вопроса, вышеуказанные делегации стали на точку зрения, которая три месяца тому назад была признана как единственно приемлемая более чем пятьюдесятью государствами, в том числе Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей.

Стремлением названных делегаций было путем подписания соответствующего договора о ненападении и арбитраже, проект которого был внесен Польской делегацией в Бюро конференции 4 декабря сего года, создать прежде всего атмосферу взаимного доверия и безопасности:, необходимую для практического положительного разрешения вопроса технического разоружения.

Без выполнения этой основной задачи работа конференции не могла бы дать сколько-нибудь ценного результата, ибо причиной содержания вооруженных сил и усиления армий является недоверие, существующее между отдельными странами. Было бы нецелесообразным пытаться устранить последствия, ничего не сделав для того, чтобы уничтожить пли по меньшей мере ослабить причину. Сокращение армий само по себе еще не исключает и даже не уменьшает опасности вооруженных столкновений.

Став на указанную точку зрения, делегации Финляндская, Эстонская Латвийская и Польская не предлагали ничего больше, как только занести на бумагу в форме договора и закрепить подписями неоднократно высказанные Российским правительством заверения о его непоколебимо миролюбивой политике и после этого немедленно приступить к рассмотрению вопроса о техническом разоружении.

Рассмотрение этого вопроса требует от участников полной откровенности и безусловного взаимного доверия, что представлялось бы возможным лишь после принятия и осуществления указанного предложения делегаций названных государств.

Российская делегация не только отклонила предложение Эстонской, Финляндской, Латвийской и Польской делегаций, но, допуская параллельное обсуждение этих двух вопросов, категорически заявила, «что она принимает только такой арбитраж, который сопровождается действительным разоружением».

Таким образом, выдвигая это категорическое условие, Российская делегация поставила согласие своего Правительства на наше предложение отказаться от употребления военной силы для разрешения могущий возникнуть споров в зависимость от количества штыков» **.

* См. стр. 28. ** К декларации польской делегации присоединились делегации Эсто um, Латвии, Литвы и Финляндии,


22. Поправки Советской делегации на Московской конференции по разоружению к проекту договора о ненападении и арбитраже, внесенному Польской делегацией 4 декабря 1922 г.7

6 декабря 1922 г.

Правительства................,

одинаково одушевленные желанием поддержать и упрочить существующие между ними мирные отношения и тем способствовать всеобщему миру, принимая во внимание, что стремление это требует морального разоружения, которое, в свою очередь, может быть осуществлено только в атмосфере взаимного доверия и безопасности, обусловленной действительным и достаточным взаимным сокращением вооружений, решили заключить с этой целью договор и для этого назначили своими уполномоченными..............,

которые, по обмене полномочиями, признанными составленными в должной и законной форме, согласились о нижеследующих постановлениях:

Статья Ï

Высокие Договаривающиеся стороны обязуются торжественно и взаимно воздерживаться от каких бы то ни было вооруженных нападений на соответственные территории по принадлежности, определенные мирными договорами или иными устанавливающими границы соглашениями между лимитрофными государствами, поскольку такие договоры уже существуют, или в соответствии с нынешним статус-кво, поскольку мирные договоры или другие определяющие границы соглашения еще не заключены.

Статья II

Высокие Договаривающиеся стороны обязуются торжественно и взаимно не оказывать никакой поддержки какому-либо третьему государству, не участвующему в настоящем договоре, если оно предпримет нападение на одну из Договаривающихся сторон.

Статья III

Высокие Договаривающиеся стороны обязуются не заключать с третьими государствами или между собою никаких договоров, соглашений и конвенций, могущих возложить на них обязательства, прямо или косвенно противоречащие настоящему договору. Поскольку подобные договоры, соглашения и конвенции, противоречащие настоящему договору, уже существуют, Высокие Договаривающиеся стороны обязуются


немедленно по вступлении в силу настоящего договора депонировать в соответствующих пунктах эти договоры, соглашения и конвенции, сообщив о сем одновременно всем государ-I там, участвующим в настоящем договоре.

Статья IV

В случае нарушения одной из Договаривающихся сторон настоящего договора, т. е. в случае нападения одного из подписавших этот договор государств на другое, остальные До-1 оваривающиеся стороны обязуются не оказывать нападающему государству ни прямой, ни косвенной поддержки.

Статья V

Высокие Договаривающиеся стороны заявляют, что они будут разрешать мирным путем все могущие возникнуть между их государствами разногласия и конфликты.

Статья VI

Высокие Догова|жвающиеся стороны соглашаются на то, что если между ними возникнет разногласие помимо вопросов, уже решенных мирными договорами, то вызывающий разногласия вопрос разрешается третейским разбирательством, и подробности применения настоящей статьи будут определены дополнительным соглашением.

Статья VII

Присоединение к этому договору открыто с согласия Договаривающихся сторон для других государств, в нем не участвующих.

Статья VIII

Настоящий договор должен быть ратифицирован парламентами или другими законодательными учреждениями подписавших его государств. Ратификация должна произойти в течение шести месяцев со дня подписания договора.

Статья IX

Подлежит заключению между Высокими Договаривающимися сторонами, согласно вступлению к настоящему до-твору, конвенция о взаимном ограничении вооружений. Она составляет с настоящим договором одно неразрывное целое, и ратификация ее производится одновременно с ратификацией настоящего договора.


Статья X

Акты ратификации вносятся на хранение в......,

и........Правительство поставит в известность о

состоявшейся передаче ему этих актов прочие Договаривающиеся стороны. Настоящий договор вступает в силу на 15-й день после передачи на хранение последней ратификационной грамоты, не ожидая заключения соглашения, упомянутого в статье VI настоящего договора.

Печат. по арх. Опубл. в газ. 'Известия» •№ 278 (1717), 8 декабря 1922 г.

Текст польского ороекта договора о ненападении и арбитраже, внесенного 4 декабря 1922 г.:

«Правительства.............. -, в равной степени одушевленные желанием поддержать всеобщий мир и полагая, что материальное разоружение требует предварительно разоружения морального и что это последнее не может быть осуществлено иначе, как в атмосфере безопасности и взаимного доверия, решили заключить для этой цели

договор и назначил«своими уполномоченными...........,

которые по обмене полномочиями, признанными и Должной и законной форме, согласились о нижеследующих постановлениях, каковые ни в какой мере не ослабят силу Договоров и иных соглашений, существующих между государствами, подписавшими настоящий договор.

Статья I

Высокие Догова!рн1п;цо1цисся стороны торжественно и взаимно обязуются в течение всего временив действия настоящего договора воздерживаться от каких бы то ни было вооруженных нападений на соответственные территории по принадлежности, определенные мирными договорами или иными определяющими границы соглашениями, заключенными между лимитрофными государствами, поскольку подобные договоры уже существуют и в соответствии с нынешним статус-кво, а также поскольку между лимитрофными государствами еще не заключены мириые договоры или же иные определяющие границы соглашения.

Статья И

Высокие Договаривающиеся стороны объявляют, что они будут разрешать мирщым путем все могущие возникнуть между ил государствами разногласия и конфликты.

Статья III

Высокие Договаривающиеся стороны соглашаются, что, если между ними возникает разногласие вне вопросов, разрешенных мирными договорами, и вопросов территориальных, которые не могли бы быть урегулированы дипломатическим путем, вопрос будет передан на третейское разбирательство, поскольку соответствующие страны не являются членами Лиги наций. Подробности применения настоящей статьи будут определенны последующим соглашением.

Статья IV

Если в течение действия настоящего договора был бы заключен, под покровительством Лиги наций, подписавшимися государствами — членами этой Лиги договор с взаимной оборонительной гарантией пли об


ч()щем сокращении вооружений, настоящий договор остается в силе, ло-* кольку он не окажется в противоречии с постановлениями вышеуказан^ иого договора о гарантии или об общем разоружении.

Статья V

Присоединение к этому договору открыто для Румынии и, с согласия Договаривающихся сторон, для других государств, не участвующих в нем.

Статья VI

Настоящий договор должен быть ратифицирован парламентами или Другими законодательными учреждениям«подписавших договор государств. Ратификация должна произойти в течение 6 месяцев со дня подписания договора.

Статья VII

Ратификационные грамоты сдаются на хранение из Берне, и швейцарское правительство поставит в известность прочие договаривающиеся государства о сдаче их usa Х1ранение. Настоящий договор вступает в силу на 15-й день после передачи на хранение последней ратификационной грамоты, не дожидаясь заключения соглашения, упомянутого в ст. III настоящего договора».

Кроме поправок советской делегации к польскому проекту договора о ненападении и арбитраже были 6 декабря 1922 г. внесены следующие поправки литовской делегации:

«Введение

Государства, воодушевленные твердой решимостью установить прочные взаимоотношения на будущее время, решимостью, подкрепленной твердым обещанием вечно жить щ добрососедски«отношениях, дабы предостаиить друг другу возможность пользоваться благами мира и гарантиями безопасности, ныне собравшиеся здесь на Конференцию по.разоружению в лице обладающих широкими полномочиями Делегаций своих Правительств, по таимгом предъявлении своих полномочий, призванных составленными в должном порядке и надлежащей форме, констатировав, что для окончательного осуществления мирного сотрудничества и развития установленных мирными договорами основоположоний, а также для уменьшения тяжелых расходов по поддержанию вооруженного мира необходимо установить мирные способы разрешения и ликвидации как наличных конфликтов и споров между государствами, так и могущих возникнуть в будущем, согласились о нижеследующем:

Статья I

Высокие Договаривающиеся стороны торжественно и взаимно обя->уются в течение всего времени действия настоящей конвенции воздерживаться от какого бы то ни было акта вооруженного нападения на соответствующие территории по принадлежности, установленные мирными договорами и иными заключенными между ними соглашениями.

Статья II

Высокие Договаривающиеся стороны обязуются предоставить Международному Трибуналу или третейскому суду решать е долженствующем Г)|,1Т1. соответственно установленном порядке все конфликты и споры, кото-рис могут возникнуть «будущем и. которые, превышая рамки уже суще-('iiiyiommx мирных договоров, не поддаются разрешению обыкновенным nyicM и средствами дипломатии спорящих сторон.


Статья Ht

Договаривающиеся стороны обязуются уже ныне существующие между ними конфликты и споры, возникшие либо из предыдущих договоров, либо из актуального положения и ие устранимые обыкновенным дипломатическим путем, разрешать мирными средствами в указанном в ст. II порядке».

Статьи договора о ненападении и арбитраже, принятые та заседании Бюро Московской конференции по разоружению S декабря 1922 т. делегациями РСФСР, Латвии, Лнтвы, Эстонии, Польши и Финляндии *.

Статья I

Высокие Договаривающиеся стороны обязуются торжественно и взаимно воздерживаться от каких бы то ни было вооруженных нападений на соответственные территории по принадлежности, определенные мирными договорами или иными устанавливающим«границу соглашениями между лимитрофными государствами, поскольку такие договоры уже существуют, или в соответствии с нынешним статус-кво, поскольку мирные договоры или другие определяющие границы соглашения еще не заключены.

Примечание. Принятие ст. I договора не может быть истолковано как юридическое признание статус-кво, поскольку таковое оспаривается одной из Договаривающихся сторон.

Статья II

Высокие Договаривающиеся стороны обязуются торжественно и взаимно не оказывать никакой поддержки какому-либо третьему государству, не участвующему в настоящем договоре, если оно предпримет нападение на одну из Договаривающихся сторон.

Статья III

В случае.нарушения одной из Договаривающихся сторои настоящего договора, т. е. в случае нападения одного из подписавших этот договор государств на другое, остальные Договаривающиеся стороны обязуются не оказывать нападающему государству никакой поддержки и помощи и освобождаются от обязательств настоящего договора по отношению к нападающему государству.

Статья IV

Высокие Договаривающиеся стороны заявляют, что они будут разрешать мирным путем все могущие возникнуть между их государствами, разногласия и конфликты.

Статья V

Высокие Договаривающиеся стороны соглашаются, что, если между ними возникнет разногласие вне вопросов, разрешенных мирными договорами, и вопросов территориальных, которые не могли бы быть урегулированы дипломатическим путем, вопрос будет передан «а третейское разбирательство. Подробности применения настоящей статьи будут определены последующим соглашением.

* См. док. № 28.


Статья Vî

Присоединение к этому договору открыто с согласия Договаривающихся сторон для других государств, в нем не участвующий.

Статья VII

Настоящий договор должен быть ратифицирован парламентами или другими законодательными учреждениями подписавших его государств, Ратификация должна произойти в течение 3 месяцев со дня подписания договора.

Статья VIII

Ратификационные грамоты вносятся на хранение в Христиании, и Норвежское Правительство поставит в известность о состоявшейся передаче ему этих грамот прочие Договаривающиеся стороны. Настоящий договор вступает в силу иа 15-й день после передачи»а хранение последней ратификационной грамоты, не ожидая заключения соглашения, упомянутого в ст. V настоящего договора.

23. Нота Представительства РСФСР в Китае Министерству Иностранных Дел Китая

8 декабря 1922 г. M 729

Чрезвычайное Полномочное Представительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в Китае получило меморандум Министерства Иностранных Дел от 4 числа 12 месяца 11 года Китайской Республики (4 декабря 1922 г.) и ознакомилось с его содержанием.

Министерство Иностранных Дел в означенном меморандуме сообщает, что китайскими морскими и таможенными властями приняты меры к недопущению в китайские воды русских судов, преступно угнанных из Владивостока бывшим пдмиралом Огарком4, и что Морское министерство предложило командующему морской эскадрой приказать военным судам поступить согласно отданному распоряжению. Между гсм, по полученным Чрезвычайным Полномочным Представительством сообщениям, 6-го сего декабря утром прибыли в Шанхай и остановились в китайских водах два судна вышеуказанной флотилии — «Батарея».и «Фарватер»,.причем и тот же день ожидалось прибытие туда же еще десяти судов.

Выражая крайнее изумление по поводу несоответствия сообщения Министерства Иностранных Дел с действительными фактами, Чрезвычайное Полномочное Представительство имеет честь просить разъяснить указанное противоречие. Одновременно Чрезвычайное Полномочное Представительство категорически настаивает на отдаче срочного предписания о передаче судов в распоряжение Чрезвычайного Полномочного Представительства Российской Социалистической


Федеративной Советской Республики в (Китае и об аресте команд.

Чрезвычайное Полномочное Представительство ожидает срочного ответа от Министерства Иностранных Дел.

Печат. по арх.

В упоминаемой ноте министерства иностранных дел Китая представительству РСФСР в Китае от 4 декабря 1922 г. говорилось:

«Министерством Иностранных Дел был получен меморандум Миссии Дальневосточной Республики за № 1239.

Ввиду того, что русский адмирал Старк с захваченным им во Владивостоке отрядом небольших военных судов отплыл от берегов Кореи и идет в [Восточно-]Китайское море, намереваясь достигнуть Шанхая, Миссия просила Китайское Правительство принять меры против прохода им ['Восточно-]Китайского моря и не позволить ему укрыться в китайском порту. Министерство Иностранных Дел тогда же уведомило об этом Морское министерство и Управление таможен, чтобы они приняли меры и исполнили это.

В настоящее время Министерство получило от обоих ведомств ответ. Управление таможен предложило Главному управлению таможен предписать морским таможням на случай входа указанного отряда в порт немедленно принять меры к недопущению этого. Вместе с тем Морское министерство предложило командующему морской эскадрой приказать военным судам поступить согласно распоряжению.

Об этом Министерство Иностранных Дел считает долгом уведомить Представителя Рабоче-Крестьявского Правительства, надеясь, что он примет это во внимание и к сведению».

На ноту представительства РСФСР в Китае от 8 декабря 1922 г. был получен следующий ответ министерства иностранных дел Китая от 13 января 1923 г.:

«17 ноября 1922 г. Министерство получило меморандум Полномочного Представителя Рабоче-Крестьянского Правительства за № 729 *. В меморандуме Миссии была изложена просьба не допустить прохода владивостокской эскадры через [Восточно-]Киггайское море и не дать ей укрыться в китайских портах.

Министерство тогда же уведомило соответствующие учреждения, чтобы они выполнили это, и в своем ответе от 4 декабря 1922 г. Миссии Рабоче-Крестьянского Правительства поставило ее об этом в известность. В настоящее время Министерством получены телеграммы от начальника Шанхайской жандармерии (Шанхай-хуцзгопь-ши) и от специально командированного лица о том, что означенная эскадра отплыла. Об этом Министерство ставит в известность Миссию Рабоче-Крестьянского Правительства.

Что же касается просьбы, изложенной в меморандуме, — передать суда в распоряжение Миссии, а команды и людей арестовать, то эту просьбу представляется затруднительным выполнить ввиду ограничений в отношении общепрнвятой международной практики, о чем Министерство считает долгом просить принять к сведению, чему Министерство будет признательно».

* По-видимому, одновременно имеются в виду нота миссии ДВР от 17 ноября 1922 г. (см. прим. 4) и публикуемая нота от S декабря 1922 г. № 729«



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: