Нота Представительства РСФСР в Китае Министерству Иностранных Дел Китая

9 января 1923 г, M 125

Чрезвычайное Полномочное Представительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в Китае получило меморандум Министерства Иностранных Дел Китайской Республики за № 145 от 4 числа 1 месяца 12 года Китайской Республики (4 января 1923 г.) с изложением мероприятий, предпринятых Китайским Правительством в связи с переходом русских белых банд на китайскую территорию.

Чрезвычайное Полномочное Представительство, внимательно ознакомившись с содержанием этого меморандума, к сожалению, не может согласиться с выраженной в нем точкой зрения.


«Внутренние беспорядки в России», как называет указанный меморандум Российскую революцию, никогда не приняли бы таких размеров по отношению к иностранным государствам и никогда бы, в частности, не «отразились на Китае», как указывается в означенном меморандуме, если бы иностранные правительства самовольно и незаконно не вмешались во внутренние дела России, не повели войны против добровольно избранного самим русским народом Советского Правительства и не поддерживали врагов русского народа.

К числу иностранных правительств, которые без всякого на то повода со стороны Советской России предприняли против нее кровавую интервенцию, как известно, принадлежало и Китайское Правительство, и только этому обстоятельству последнее должно приписать понесенные им убытки, на которые теперь указывается в означенном меморандуме.

Что касается политики Китайского Правительства после того, как иностранные государства, вооруженным путем вмешавшиеся во внутренние дела России, прнзналн бесполезность и невыгодность этого вмешательства и прекратили интервенцию, то Китайское Правительство в настоящее время является, быть может, единственным правительством, продолжающим принимать на своей территории белогвардейцев, врагов русского народа, и оказывать им гостеприимство.

Приводимые в указанном меморандуме Министерства Иностранных Дел Китайской Республики факты такого гостеприимства, которые по ничем не объяснимому предположению, высказываемому в этом меморандуме, почему-то должны «убедить Полномочного Представителя в дружественных чувствах, которые питает Китай к России», — в действительности убеждают его, наряду с многочисленными другими фактами враждебного отношения Китайского Правительства к Российскому, как раз в обратном.

Рабоче-Крестьяиское Правительство не только никогда не просило Китайское Правительство «создавать новые органы, предоставлять транспортные средства, оказывать помощь беженцам, снабжать их пищей и всем необходимым, изыскивать средства для того, чтобы дать им приют и помещения», как перечисляется в означенном меморандуме, но, напротив, неоднократно протестовало против такого гостеприимства, оказываемого Китайским Правительством белым организациям и белогвардейцам вообще, являющимся согласно российским законам государственными, а в значительной своей части и уголовными преступниками.

Правда, с точки зрения повторно устанавливаемой Министерством Иностранных Дел Китайской Республики своеобразной и никем не признаваемой теории «нейтралитета между белыми и красными» и «равноправия» обеих сторон, услуги, оказываемые Китайским Правительством белобандитам,


быть может, понимаются как демонстрация «дружественных чувств к России», но с точки зрения Рабоче-Крестьян-ского Правительства они свидетельствуют лишь о явной и непримиримой враждебности по отношению к ней. Поэтому Российское Правительство ни в коем случае не может согласиться с вышеуказанной изобретенной Министерством Иностранных Дел Китайской Республики теорией, которая целиком противоречит как принципам международного права, так и установившейся практике международных отношений.

Когда все другие правительства, кроме Китайского, отказываются от политики интервенции, онн немедленно по собственному почину прекращают не только всякую поддержку и помощь белогвардейцам, но также отказываются допускать последних на свою территорию и оказывать им гостеприимство, а во всех заключенных Советской Россией с другими государствами договорах неизменно фигурируют статьи, категорически запрещающие договаривающимся сторонам допущение на свою территорию и пребывание там организаций и лиц, враждебных другой стороне. Условия такого же характера за последние годы вообще вошли в международную практику н содержатся также в других договорах, заключенных не с Россией, например в мирном договоре между Германией и Латвией26. Таким образом, Министерство Иностранных Дел Китайской Республики со своей теорией «нейтралитета» и «равноправия» и теоретически н практически стоит совершенно особняком и не имеет ни одного соответствующего прецедента в истории международных отношений.

Что касается заявления в означенном меморандуме Министерства Иностранных Дел Китайской республики о праве «требовать с России возмещения сумм, израсходованных в данном случае», т. е. иа поддержку и гостеприимный прием белобандитов, то это заявление вызывает лишь чрезвычайное недоумение. Если даже согласиться с совершенно неприемлемой теорией Министерства Иностранных Дел Китайской Республики о «нейтралитете», то такое право ни в коей мере не вытекало бы из этой теории. Ведь при действительно признанном международным правом нейтралитете государство, интернировавшее граждан одной из воюющих сторон, может требовать возмещения лишь от соответствующего правительства, но никак не от враждебной интернированным стороны. По аналогии, следовательно, в данном случае Китайское Правительство даже по собственной своей теории могло бы требовать возмещения за содержание белых и оказанные им услуги только с какого-нибудь белогвардейского правительства, если бы таковое существовало еще где-нибудь в природе, но никак не с враждебного белым Рабоче-Крестьянского Правительства.


Поэтому, выражая свое полное недоумение, каким образом вообще такая странная мысль могла прийти в голову авторам означенного меморандума, Чрезвычайное Полномочное Представительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в Китае пользуется случаем, чтобы довести до сведения Китайского Правительства, что Россия никоим образом не признаёт и никогда 'не признает подобных, абсолютно ничем не обоснованных претензий и что, наоборот, при случае скорее можно будет говорить о праве России требовать возмещения с Китая за убытки, причиненные России международной интервенцией империалистических держав, в которой принимало участие и Китайское Правительство, и продолжающейся до настоящего времени поддержкой им врагов России — белобандитов.

Вместе с тем Чрезвычайное Полномочное Представительство позволяет себе обратить внимание также и на то, что постоянные ссылки Министерства Иностранных Дел Китайской Республики па «внутренние беспорядки в России», когда там уже восстановлен полный порядок и Рабоче-Крестьяискос Правительство является, может быть, самым прочным в мире и бессменно существует уже шестой год, в то время как внутреннее политическое положение в Китае далеко не может быть признано устойчивым, — этн ссылки в связи с постоянной агитацией против Рабоче-Крестьянского Правительства вообще и его Чрезвычайного Полномочного Представительства в Китае в особенности, включая распространение заведомо неправильных сведений о якобы агрессивных по отношению к Китаю намерениях России, нн в коем случае не могут способствовать налаживанию тех -добрососедских и дружественных отношений, которых так жаждут оба народа—-русский н китайский.

Рабоче-Крестьянское Правительство за пять лет своего существования столь часто проявляло свое дружелюбие к Китаю, постоянно делая только в отношении китайских граждан льготные изъятия из общих существовавших в России для иностранцев правил, в продолжение пяти лет многократно предлагало Китайскому Правительству, несмотря на постоянный отказ его, мирные переговоры в духе столь далеко идущих уступок, как далеко не шло и не идет по отношению к Китаю ни одно правительство в мире, что оно теперь имеет полное право надеяться иа то, что Китайское Правительство изменит свое враждебное к нему отношение, выберет наконец между «красными и белыми», отказавшись от своей неприемлемой политики «нейтралитета» в отношении обеих сторон, и прекратит наконец также свою враждебную России пропаганду, между прочим, н по вопросу о том, что якобы Россия затягивает русско-китайские переговоры теперь, когда Китайское Правительство после пяти лет постоянного отказа от них


наконец согласно их начать, а Россия по чисто случайным н временным причинам не может вступить в ннх немедленно27.

Чрезвычайное Полномочное Представительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в Китае твердо надеется, что Китайское Правительство, таким образом, поверит наконец в столь убедительно доказанные пятилетней историей русско-китайских взаимоотношений дружелюбие и искренность России, не будет без всякого на то основания подозревать ее в совершенно чуждых ей помыслах, каковые подозрения могут внушаться лишь врагами России и Китая, и, наконец, со своей стороны, изменит свою политику по отношению к России на более дружественную и искреннюю.

Лечат, по арх.

В упоминаемом меморандуме министерства иностранных дел Китая от 4 января 1923 г. N° 145, в частности, говорилось:

«В Приморской области за последние несколько месяцев шли бои между красными и белыми отрядами, Разбитые отряды и пострадавшее население стремились укрыться на китайской территории, причем имели место случаи перехода границы с оружием и самовольного нарушения порядка в пограничных районах Маньчжурии, страдавших от этого. Киггай-ское Правительство, имея в виду устранение опасности и в предупреждение непредвиденных обстоятельств, отдавало не раз распоряжения маньчжурским властям о выработке правил по урегулированию дела и по разоружению белых отрядов при переходе ими границы с оружием. [...]

Внутренние беспорядки в России в данном случае отразились на Китае, который пострадал от ни«, и относительно этого, как и по поводу истинного положения контроля, имеется много недоразумений, и Министерство препровождает при сем полученные им донесения * по этому делу из Маньчжурии для сведения Представителя Рабоче-'Крестьянского Правительства и полагает, что Представитель Рабоче-Крестьянского Правительства ясно убедится в дружественных чувствах, которые питает Китай к России.

Китай, выполняя вышесказанные меры, командировал военные части, создал новые органы, предоставил транспортные средства, оказывал помощь беженцам, снабжал их пишей и всем необходимым, изыскал средства для того, чтобы дать приют и помещения, а также для надзора за ними и пр., произведя большой расход, что является исключительно результатом беспорядков в России, 'прибавив этим себе неожиданное бремя.

В своей политике Китай обычно»исходит из принципа равноправия, и потому Министерство обращается особо к Представителю Рабоче-Кресть-янского Правительства со следующим заявлением:

Китайское Правительство оставляет за собой право, для согласования прав и обязательств, требовать с России возмещения сумм, израсходованных в данном случае для выполнения своего долга тю отношению к России, и надеется, что Представитель Рабоче-Крестьянского Правительства примет это во внимание и доведет об этом до сведения Рабоче-Крестьян-ского Правительства».

* Не публикуются.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: