Нота Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Министру Иностранных Дел Японии Мацуи

Передано по телеграфу 20 мая 1924 г. № 59

Правительству Союза Советских Социалистических Республик стало' известно, что 7 февраля японский командующий в Погиби воспрепятствовал высадке на остров Сахалин технической экспедиции, направленной компанией «Синклер» иа основании концессионного договора с Советским Правительством *. 13 февраля ген. Ииоуэ, начальник генерального штаба оккупационной армии, подтвердил это запрещение. Следовательно, японскими властями иа территории Северного Сахалина было воспрещено советским концессионерам посетить свои концессии и даже проследовать в глубь острова. Считая, что суверенное право нашей Республики на Северный Сахалин остается в силе, я протестую против такого нарушения прав Союза Советских Социалистических Республик и выражаю твердую надежду, что Японское Правительство в ближайшем будущем не потерпит каких-либо действий, направленных к нарушению прав нашей Республики.

Народный Комиссар Иностранных Дел СССР

Чичерин

Печат. по ар к.

144. Меморандум Советской делегации на Англо-Советской конференции в Лондоне**

20 мая 1924 г.

ВОЗМОЖНОЕ УЧАСТИЕ БРИТАНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ДЕЛЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ КРЕДИТОВ СОЮЗУ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Для установления на прочной основе кредитов Союзу Советских Социалистических Республик в Великобритании необходимы два условия:

1. Удовлетворительное состояние всего народного хозяйства СССР, от чего зависит платежеспособность, и

2. Доверие в отношении СССР со стороны финансовых и промышленных кругов в Великобритании.

I

Положение народвого хозяйства СССР

В результате мировой войны экономика СССР оказалась значительно ослабленной и дезорганизованной. Последовав-

* См. т. V, прим. 27. ** Вручен делегации Великобритании на пленарном заседании 20 мая

1924 г.


шая затем военная интервенция, которая осуществлялась на территории Советского Союза, довела его экономику до степени крайней разрухи. Богатейшие и наиболее важные в отношении земледелия и животноводства районы, как, например, Украина, Сибирь, Поволжье и Туркестан, а также главные промышленные центры (Закавказье, Донецкий бассейн, Урал) были в течение продолжительного времени оккупированы неприятелем и служили театром военных действий, в результате чего погиб скот и были разрушены сельскохозяйственный инвентарь, здания и оборудование, шахты и т. д.

Ко времени окончания войны (в 1921 г.) разрушения достигли таких размеров, что производство в упомянутых выше районах почти полностью прекратилось. Только благодаря гигантскому напряжению своих сил и ценою огромных лишений рабочим и крестьянам Советского Союза удалось спасти остатки хозяйственных ресурсов, которые оставались нетронутыми после войны, и начать постепенно восстанавливать хозяйственные силы государства. Результатом этих усилий явилось то, что в течение последних трех лет экономическое положение поднялось до уровня, который можно справедливо назвать удовлетворительным.

В настоящей памятной записке мы ограничимся заявлением, что в главных отраслях промышленности (иефть, уголь, марганцевая руда, строительный лес) производство достигло 50—60% довоенного уровня, благодаря чему теперь не только удовлетворяются потребности внутреннего рынка, ио и имеются излишки иефти, лесных материалов, марганцевой руды и др., пригодные для вывоза за границу. Подобного рода улучшение дел наблюдается также в различных отраслях сельского хозяйства и промышленности, связанной с сельским хозяйством, которые не только удовлетворяют потребности внутреннего рынка, ио и располагают весьма значительным количеством продуктов для экспорта. Сказанное подтверждается цифрами Центрального статистического управления, которые публикуются регулярно в экономической прессе. Краткая сводка этих данных приведена в приложении к настоящему меморандуму. Восстановление промышленности в целом сделало настолько большие успехи, что те из отраслей, которые перед войной использовали частично отечественное, а частично иностранное сырье, теперь настолько окрепли, что возобновили ввоз сырьевых материалов из-за границы, таких, как хлопок, составы для дубления кожи и некоторые разновидности кожевенного сырья. Одновременно в некоторых отраслях промышленности мы наблюдаем возобновление строительства, а также переоборудование, что повлекло за собою возобновление ввоза из-за границы машин, турбии, моторов и пр.


Несомненное улучшение следует также отметить во всех видах транспорта и средств сообщения. Регулярная работа железнодорожного, морского и речного транспорта, портов, почтовых и телеграфных учреждений полиостью налажена, несмотря на тот факт, что разрушения в этих областях были особенно серьезными, — достаточно сказать, что одних мостов было разрушено 3500, при этом общая протяженность поврежденных пролетов превышает 37 000 саженей.

Относительно быстрые успехи имеют место также в развитии внешней торговли, которая в.разгар военной интервенции и блокады полностью прекратилась. Постепенное восстановление сельского хозяйства и промышленности, работающей на экспорт, проявляется в повышении качества и увеличении объема русского экспорта, который в течение последних двух лет достиг таких размеров, что для платежей за границей Советскому Союзу больше не приходится прибегать к продаже золота; наоборот, он обеспечил себе положительный торговый баланс. Разумеется, это благоприятное соотношение в торговом балансе является результатом систематического контроля над импортом и экспортом, и, если бы было достаточно средств, импорт мог бы быть значительно увеличен. Советское Правительство, однако, проявляет в этом вопросе исключительную осторожность и ставит перед собою цель иметь положительный торговый баланс, чтобы в будущем накопить определенный запас иностранной валюты, необходимой для проведения денежной реформы и для производства Советским Союзом оплаты по разным счетам иностранным государствам, счетам, которые не носят коммерческий характер.

Экономическое положение Советского Союза наилучшим образом отражено в государственном бюджете. В период интервенции и в течение следующего за иим года большая часть расходов государства покрывалась выпуском бумажных денег, и только совсем незначительная часть погашалась налогами и доходами государства. Во второй половине текущего финансового года (апрель — октябрь) предполагается покрыть 75—80% государственных расходов налоговыми поступлениями и доходами государства, остальные же 20—25% будут восполнены путем размещения среди населения Советского Союза внутренних государственных займов. Опыт, проделанный в этом направлении — выпуск выигрышного займа на сумму 100 мли. зол. руб., оказался вполне удачным: заем был полностью размещен более чем полгода тому назад, и есть все основания думать, что дальнейшие кредитные операции будут одинаково успешными.

Следует отметить, что в своих стараниях, направленных»а восстановление государственного бюджета, Советское Правительство стремится с одинаковой настойчивостью


увеличить поступления в казну и уменьшить расходы.Б бюджете, в статьях дохода, все большее значение приобретают доходы от государственной промышленности как в форме налогов, так и в виде прибылей. Рост покупательной способности населения дает основания надеяться, что и в будущем, с ростом торговли, доходы государства из этого источника будут также увеличиваться, В то же время соблюдается строжайшая экономия в расходовании государственных средств, особенно иа предметы, не связанные с производством. В этом смысле особое значение приобретают сокращения расходов в бюджетах военного и военно-морского ведомств, составившие в 1924 г. 18,3% всей суммы государственного бюджета по сравнению с 30% в 1913 г.

Введенная в годы интервенции оплата натурой налогов, заработной платы, а также других видов платежей теперь упразднена, и в настоящее время все взносы в государственную казну производятся исключительно в денежной форме.

Другим большим успехом Советского Правительства является осуществленный им в течение последних полутора лет перевод государственной денежной системы на твердую основу. Денежная реформа началась в конце 1922 г. выпуском в обращение купюр государственного казначейства (червонцы), обеспеченных золотом, иностранной валютой и другими ценными бумагами.

Осмотрительная политика Советского Правительства в этом вопросе создала для червонца исключительно прочное положение не только в пределах Советского Союза, но.и за границей. В самом ближайшем будущем реформа будет завершена выпуском в обращение купюр государственного казначейства, исчисляемых в золотой валюте, и обменом обесцененных советских бумажных денег. Таким образом, в настоящее время в обращении имеется только твердая валюта, и народное хозяйство избавлено от разного рода потерь и осложнений, которые неизбежно сопутствуют беспорядку в денежной системе и обесцененной бумажной валюте. Вместе с выпуском купюр государственного казначейства введены в обращение серебряные монеты, а в ближайшее время будут выпущены и медные монеты.

Наступивший вслед за окончанием военной интервенции возврат экономики к производительному труду позволил Советскому Правительству отказаться от военизированной системы организации промышленности и приступить к организации ее на строго коммерческой основе, при которой отдельные предприятия или группы предприятий {заводы, фабрики, тресты, синдикаты) приобрели положение независимых коммерческих предприятий, получили в свое распоряжение необходимое имущество, выделенное из общего фонда Республики, и стали выполнять обязательства, вытекающие


из пользования такими правами. Подобная организация государственной промышленности и торговли, существование кооперативной внутренней и внешней торговли, а также разрешений частным лицам вести торговлю создали целый ряд объектов для кредита, вследствие чего в целях удовлетворения возросших потребностей в 1921 г. был учрежден Государственный банк; в 1922 г. он получил права эмиссионного банка.

В течение двух с лишним лет своего существования Государственный банк выполнил исключительно важную работу по восстановлению экоиомической жизни страны. В ходе своей деятельности внутри страны Государственный банк в период, когда деньги теряли свою ценность, сумел превратить бумажную валюту, получаемую от Правительства в качестве своей доли капитала, в золото и иностранную валюту. Эта цель была достигнута главным образом благодаря финансированию русских экспортеров, в результате чего в настоящее время общая принадлежащая банку сумма золотой и иностранной валюты составляет 262 млн. зол. руб.

В ходе своей деятельности за границей Государственному банку удалось установить прочные отношения с целым рядом первоклассных иностранных банков; в частности, он имеет в числе своих агентов ведущие банки Лондона; общая сумма капиталов, принадлежащих Государственному банку в Англии, составляет 12 000 000 ф. ст. Государственный банк принимает активное участие в экспорте зерна путем финансирования зериозаготовительных организаций, а также путем эксплуатации всех элеваторов в портах Советского Союза, которые ои арендует. Гарантийные свидетельства, выдаваемые Государственным банком на зерно, поступающее в элеваторы, завоевали доверие и являются предметами сделок не только в России, но -и за границей. Кроме этого, банк выступает в качестве посредника в отношении иностранных фирм, заинтересованных в импорте в Россию и экспорте оттуда, выпускает гарантийные письма от имени русских импортеров и открывает кредит для экспортных операций. Государственный банк, подобно трестам, действует на началах коммерческого предприятия, а в своих операциях является полностью независимым учреждением. Его капитал и принадлежащее ему имущество совершенно обособлены относительно общих фондов Республики, хотя в то же время в отличие от существующего положения в отношении других трестов государство несет дополнительную ответственность за все обязательства, принятые на себя банком.

Растущий объем торговли поднял вопрос об организации страхового дела; созданное для этой цели учреждение не только завоевало доверие к себе внутри своей страны, ню оно сумело также распространить сферу своей деятельности на


другие страны, поскольку его полисы получили признание в целом ряде государств.

Успех, достигнутый в деле восстановления народного хозяйства, однако, мог бы быть значительно большим, если бы работы по восстановлению хозяйства страны велись не только с помощью внутренних ресурсов Советского Союза, нередко наперекор враждебному отношению за границей, но заручившись в разной форме поддержкой иностранного капитала. Тем не менее даже те успехи, которые достигнуты нашими собственными ресурсами, достаточны, чтобы видеть, что даже существующий уровень народного хозяйства и в особенности то обстоятельство, что экономическое положение Советского Союза, пусть медленно, ио непрерывно улучшается, делают Советский Союз стороной в полной мере и по существу кредитоспособной. Некоторые цифровые данные, подтверждающие такое положение дела, приведены в приложении к меморандуму.

II

Доверие both о ше-ниш СССР

со стороны финансовых и промышленных

кругов Великобритании

Из вышеизложенного следует, что Союз Советских Социалистических Республик относится к тому числу стран, хозяйство которых постепенно восстанавливается в отличие от целого ряда европейских государств, экономическое положение которых непрерывно ухудшается. В то же время недоверие, которое возбуждают в отношении Советского Союза в кругах английской общественности, основывается не на экономическом положении Советского Союза, но на том обстоятельстве, что эта страна, разрушенная войной и режимом самодержавия, не сочла возможным признать обязательства, насильственно навязанные ей царским правительством, безответственным во всех отношениях, а также обстоятельствами, вытекающими из мировой войны. Здесь следует отметить, что в то время, когда царское правительство заключило соглашение о займах, протесты против них поступали не только со стороны Совета Рабочих Депутатов, который уже тогда был подлинным защитником интересов всех трудящихся, но также и со стороны отдельных пользовавшихся авторитетом организаций, представлявших общественное мнение; протесты и предупреждения о том, что будущие правительства в России не будут признавать соглашений о займах, заключенных царским правительством, поступили также со стороны членов первой Государственной думы (Выборгско'е обращение).

С целью принудить страну выполнить эти обязательства и уничтожить новый политический " и общественный строй,


установленный в дни революции, в течение трех лет на территории нашей страны осуществлялась ожесточенная военная интервенция, которая причинила стране неисчислимые убытки и сократила ее ресурсы до уровня, при котором она с трудом могла существовать. Однако, несмотря иа все старания своих противников, Союз Советских Социалистических Республик не был побежден, а попытка иностранных правительств выиграть дело против Советского Союза с помощью оружия потерпела неудачу. Тем не менее, основываясь на чисто практических соображениях взаимной выгоды, а также с целью устранить все препятствия на пути к восстановлению полнейшего доверия к Советскому Союзу, а равно с целью создания таких взаимоотношений между нашими двумя великими государствами, которые делали бы возможными мирный труд и экономическое сотрудничество между нашими народами, Правительство Советского Союза готово пойти иа определенные уступки и взять иа себя определенные обязательства. Однако размеры обязательств, которые претерпевшая разруху страна может взять на себя, должны быть в строгом соответствии с ее платежеспособностью.

Выше уже говорилось, что все имеющиеся ресурсы страны расходуются на то, чтобы обеспечить и развить тот успех, о котором было сказано раньше. Поэтому возможности Советского Союза производить затраты иа какие-либо другие нужды зависят полностью от роста производительности и дальнейшего укрепления его общего благосостояния. Последнее, однако, требует затраты значительных средств в течение длительного времени. Советский Союз не располагает таким капиталом, и, следовательно, это развитие может быть обеспечено лишь с помощью капиталов, привлеченных из-за границы. Правительство Советского Союза при условии получения от Великобритании займа, который дал бы ему возможность создать в пределах Советского Союза дополнительные источники народного и государственного доходов, готово выплачивать по полученным займам больше нормального размера годовой суммы и еще ежегодно некоторую дополнительную сумму в счет уплаты по тем претензиям, предъявленным Советскому Союзу, которые будут признаны как подлежащие погашению.

Однако, несмотря иа то что все хозяйственные учреждения Советского Союза Очень аккуратны в исполнении обязательств, взятых ими на себя в отношении иностранных государств, а некоторые из них уже получают кредиты от английских промышленников и банков, кредитование Советского Союза в целом во внешнем мире, как правило, поставлено в менее благоприятные условия, чем кредитование стран, которые сами по себе заслуживают меньшего доверия. Поэтому имеются опасения, что, как только Правительство


Союза Советских Социалистических Республик выступит»а международном денежном рынке само по себе, оно наверняка натолкнется на серьезное противодействие или исключительно тяжелые условия, если только Британское Правительство не окажет необходимого содействия в обеспечении успешного разрешения вопроса о займе.

Такое содействие со сто.роиы Британского Правительства явилось бы актом, имеющим политическое значение, поскольку совершенно очевидно, что (I) предоставление кредитов Союзу Советских Социалистических Республик ускорит восстановление экономики Советского Союза и, следовательно, его платежеспособности; (2) таким путем Британское Правительство обеспечило бы возможность размещения Советским Союзом значительного объема заказов в Великобритании и соответственно увеличит размер и снизит стоимость импорта в Великобританию товаров из Союза Советских Социалистических Республик. Таким образом, оба Правительства одинаково заинтересованы в том, чтобы эти кредиты были предоставлены по возможности на самых льготных условиях, с тем чтобы проценты по займам не ложились тяжелым бременем на те отрасли промышленности, для которых они предназначаются. Чем меньше Советское Правительство должно будет платить процентов по займам и чем больше будет сумма этих займов, тем больше будут возможности для ежегодных отчислений для погашения долгов кредиторам.

III

Формы содействия Британского Правительства

Содействие Британского Правительства могло бы заключаться в гарантии займа, который будет выпущен для этой цели Советским Правительством в Англии; другими словами, Британское Правительство предоставило бы во временное пользование Правительству Союза Советски«Социалистических Республик ие деньги, а только свой кредит, и таким путем ему в этой связи ие пришлось бы входить в какие-либо прямые расходы. Наличие такой гарантии позволило бы Советскому Правительству получить деньги с обязательством уплачивать приблизительно те же проценты, какие платит по займам само Британское Правительство, а это в свою очередь позволило бы выделить дополнительные специальные отчисления для погашения долгов тем кредиторам Советского Союза, чьи претензии будут считаться заслуживающими того, чтобы по ним была произведена оплата.

Из вышеизложенного следует, что в действительности Британскому Правительству ие предстоит столкнуться с необ-


ходимостью какого-либо риска или каких-либо расходов, поскольку заем осуществляется не для поддержания хозяйственного организма, который приходит в упадок, а для ускорения процесса восстановления экономики государства, вступающего на путь экономического возрождения. Поэтому гарантия Правительства Великобритании свелась бы с его стороны к простому акту, который ие связан с каким бы то ни было расходом денежных средств.

IV

Распределение кредитов

Испрашиваемые кредиты, которые будут расходоваться постепенно в течение ряда лет, предназначаются для восстановления всех видов добывающей промышленности; в первую очередь сельского хозяйства, затем лесиой промышленности, нефтяной и горной промышленности, а также некоторых отраслей обрабатывающей промышленности, как, например, текстильной промышленности, транспорта, строительства элеваторов и холодильников. В большинстве случаев в результате такого кредитования увеличится экспорт товаров, производством которых занята данная промышленность, и, следовательно, суммы, вырученные в результате продажи этих товаров, которые будут поступать в иностранной валюте, пойдут на уплату процентов по полученному займу.

Что касается всех вопросов, связанных с изысканием средств, их распределением, использованием, а также размещением на соответствующую часть средств заказов в Англии, то было бы желательным сконцентрировать все это в руках одного советского учреждения, например Государственного банка, который имел бы свое представительство и в Великобритании. Тому же учреждению следует предоставить право распоряжаться предназначенными для этого займами, полученными Советским Союзом за границей.

Кредиты будут в значительной мере израсходованы на ввоз предметов, необходимых для развития и увеличения производства (машины и оборудование обрабатывающей промышленности, морские суда, сельскохозяйственный инвентарь, удобрения для сельского хозяйства и т. д.), и, следовательно, будут расходоваться главным образом в Англии. Часть этих кредитов, однако, должна быть, очевидно, переведена в Советский Союз в денежной форме, потому что в большей части промышленности, работающей иа экспорт, весьма значительная доля расходов производится внутри Советского Союза, и хотя Советское Правительство со своей стороны будет стараться найти средства для финансирования расходов в рублях, тем не менее можно заранее сказать, что


ввиду значительного объема этих издержек ресурсы Советского Правительства в некоторых случаях окажутся недостаточными для этого.

Примерный список материалов, необходимых для восстановления народного хозяйства Советского Союза, которые могут быть закуплены в Англии, если будет получен заем, имеется в прилагаемых при сем таблицах.

Суммируя вышеизложенное, 'следует сказать, что, по мнению Советской делегации, единственный путь для обеспечения возможности погашения долгов в согласованной мере по претензиям, предъявленным Советскому Союзу, заключается в предоставлении Великобританией Советскому Союзу кредитов, достаточных для расширения ресурсов народного хозяйства СССР, что позволило бы предусмотреть кроме нормальной ежегодной выплаты по займу определенную дополнительную сумму для погашения долгов по определенным видам претензий.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Об успехах, достигнутых Советским Правительством в последние годы в различных областях народного хозяйства, говорят следующие краткие данные:

Сельское хозяйство

Площадь под зерновыми культурами (в мли. десяти»):

1913 г..............87,8 1921 г..............45,3

1918 г..............69,7 1923 г..............62,8

Площадь под техническими и интенсивными культурами (в млн. десятин):

1913 г..............9,7 1921 г..............4,1

1918 г..............7,2 1923 г..............8,4

Таким образом, общая обрабатываемая площадь в 1922 г. достигла 73,9% довоенной площади, против 50% в 1921 г. В текущем году, согласно имеющимся данным о подготовке осенней вспашки, можно ожидать, что общая площадь увеличится до 80% довоенной цифры.

Особо следует отметить увеличение площади, занятой культурой хлопка (в тыс. десятин):

1913 г..................750

1921 г..................100

1923 г..................190

В 1924 г. ожидается увеличение по крайней мере на 280 000 десятин.

" 296


О состоянии дел в области животноводства говорят следующие цифры, которые включают как взрослых животных, так и молодняк (в млн. голов):

  /976 г. 1922 г. 1923 г.
  31,4 50,4 84,5 19,5 19,0 33,1 41,6 7,7 20,1
  38,6 56,5 9,1
 
   

В первой колонке приведены цифровые данные, относящиеся к 1916 г., поскольку тогда имела место специальная перепись, которой ие было в последние годы перед войной.

Улучшившееся положение в сельском хозяйстве позволило Советскому Союзу снова выйти на международные рынки в качестве поставщика зерновых продуктов и в меньшей степени продуктов животноводства.

Промышленность Нефтяная промышленность

Следующая таблица показывает изменения, происшедшие в добыче иефти (в млн. пуд.) на главных нефтепромыслах Советского Союза. Первые две колонки имеют в виду календарные годы, а последние две — хозяйственные годы; хозяйственный год начинается у иас 1 октября и заканчивается 30 сентября следующего года.

  1913 г. 1918 г. 1921/22 г. 1922/23 г.
Район Грозного... Район Урал-Эмба.. Другие районы.... 471,5 73,7 6,0 14,8 194,8 25,2 8,9 4,0 183,7 87,7 3,2 4,2 217,9 91,7 8,1 4,1
  566,0 232,9 283,8 321,8

Увеличение добычи иефти в 1922/23 г. по сравнению с предшествующим-годом достигает 13%; общая добыча теперь достигает 60% довоенной цифры.

Одновременно серьезное внимание уделяется бурению, которое в течение црошлого года увеличилось в З'/з раза (с 9128 линейных сажен в 1921/22 г. до 32 680 линейных сажен в 1922/23 г.).


Рост добычи нефти позволил стране, не ущемляя интересов потребителей нефтяных продуктов внутри страны, возобновить вывоз их за границу, которого не было в последние годы.

В течение 1922/23 г. экспорт нефтяных продуктов увеличивался из месяца в месяц и за год достиг 19,9 млн. пудов, если округлить цифру.

Основная часть этих продуктов была вывезена через Батум.

Из общего количества вывезенной за границу нефти в Великобританию было вывезено 45,6%, в Германию—17%, в Турцию— 10%.

Экспорт нефтяных продуктов, особенно в Великобританию, мог бы легко развиваться и дальше, если бы были осуществлены определенные затраты на дополнительное оборудование нефтепромыслов, перестройку некоторых нефтеочистительных заводов и прокладку нефтепроводов до Батума и Новороссийска.

Угольная промышленность

За последние два года отмечено значительное улучшение состояния дел в угольной промышленности, о чем говорят следующие цифровые данные:

1913 г.

1920 г.

1121/22 г.

1922/23 г.

Добыча угля (валовая) во всех районах Советского Союза (в млн. пудов).............

В Донецком бассейне, в частности, добыча угля увеличилась с 285 мли. пудов в 1920/21 г. до 439 млн. в 1921/22 г. и до 494 млн. пудов в хозяйственном 1922/23 г.

Это было достигнуто в результате большой работы по восстановлению шахт, электрификации рудников и т. п.

Быстро развивается Московский угольный бассейн, который снабжает углем Центральный промышленный район и который не был затронут событиями послевоенного периода; уже в 1920/21 г. он давал 38 млн. пудов угля, т. е. количество, превышающее добычу в течение всего довоенного и военного периода. В последние несколько лет добыча угля в районе вокруг Москвы колеблется, поднимаясь до 40 млн. пудов, в соответствии с потребностями.

Лесная промышленность

Из известных до сего времени 1529 млн. десятнн, занятых лесом во всем мире, на долю Советского Союза падает около


500 млн. десятии, т. е. немногим меньше одной трети. Советский Союз владеет приблизительно 60% площади, занятой лесом в Европе, и 90% —в Азии. Экспорт леса до войны был весьма важным предметом нашей внешней торговли. Так, например, в течение 5 лет, с 1904 по 1908 г., стоимость лесных материалов, вывезенных из России, достигала в среднем 93,4 мли. руб. в год; в последующие 5 лет (с 1909 по 1913 г.) оиа возросла до 144,5 мли. руб. в год. Около половины этого количества составлял пиленый лес, а другую половину—• круглый лес (бревна, балки, стойки, дрова и т. д.). Доля России в мировом экспорте пиленого леса была достаточно большой и неуклонно росла. Так, например, ежегодный средний объем э капор та пиленого леса в течение 5 лет, с 1904 по 1908 г., составлял 30,8% всего мирового экспорта; в 1909— 1913 гг. —в следующие 5 лет — он составлял уже 36,7%, а в 1913 г. он вырос до 40,7%.

В 1922/23 г. экспорт леса, полностью прекратившийся во время гражданской войны, уже успел принести иам свыше 40 млн. руб. дохода.

Общее количество лесных материалов, заготовленных в 1922/23 г. (не считая дров), достигает 1438 тыс. куб. сажен против 1002 тыс. куб. сажен, заготовленных в предшествующий хозяйственный год.

Текстильная промышленность

В 1919 и 1920 гг. число действующих предприятий в хлопчатобумажной промышленности в целом составляло примерно 13% от общего числа остававшихся гаа территории Советского Союза; работающих веретен — около 7%; ткацких станков — около 10%. Производство пряжи составляло только 4,5% (по сравнению с 1912 г. и без учета фабрик, которые теперь находятся за пределами Советского Союза) и промышленных тканей 4,6%.

В следующем хозяйственном году (который в Советском Союзе начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября) имел место резкий подъем в хлопчатобумажной промышленности, о чем свидетельствуют следующие цифровые данные:

Хозяйственный год Прчжа (в тыс. пудов) Неполностью обработанные ткани (в млн. аршин) Готовые ткана (в млн. аршин)
1920/21........... 1 073 3 105 4 492 133 501  
1921/22.........  
1922/23...........  
   

По сравнению с цифрами, относящимися к 1912 г., эта таблица показывает уже 24% производства пряжи, 32% производства тканей, неполностью обработанных, и 25% готовых тканей. Таким образом, за 4 года производство увеличилось в 6 раз.

Начиная с 1920 г. отмечается заметный рост в льняной промышленности, что вытекает из следующих цифровых данных:

.. vi I Пряжа

Хозяйственный год | (д тыс> nyôoi)

Готовые ткани (> тыс. KS. аршин)

1920/21 1921/22 1922/23

I 155 1783

40 691

88 157

Таким образом, если в 1920/21 г. льнопрядение достигало только 7б> то теперь оно превышает '/г довоенного количества.

Что касается шерстяной промышленности, то производство готовых товаров на всех фабриках, оставшихся на территории Советского Союза, согласно данным специальной переписи, составляло 82 млн. аршин.

В 1919 г. производство готовых изделий снизилось до 16,5 млн. аршин. В последующие годы наблюдается значительное увеличение производства, о чем свидетельствуют следующие цифровые данные:

млн. аршин)

1920/21 г.......... 22,2

1921/22 г.......... 29,8

1922/23 г.......... 30,8

Таким образом, что касается шерстяных товаров, то их в настоящее время в Советском Союзе производится 37% довоенного количества.

Следует отметить значительный рост производства и в других отраслях промышленности, например в стекольной, бумажной, спичечной, резиновой и кожевенной, которые поставляют свои изделия на широкий внутренний рынок.

Объем производства в этих отраслях промышленности в течение последнего хозяйственного года увеличился с 37 до 104% по сравнению с предшествующим годом.

Металлургическая промышленность Изменения в этой отрасли промышленности характеризуются следующими цифровыми данными о производстве чугуна (в млн. пудов):

1913 г.............257,4 1919/20 г............6,3

1915 г.............225,3 1921/22 г............10,5

1917 г.............190,4 1922/23 г............18,3


Параллельно растет также производство железа и стали:

1920/21 г................10,5

1921/22 г................19,4

1922/23 г................36,0

Приведенные выше цифровые данные говорят о том, что производство металла из мартеновских печей за последние два года обогнало производство чугуна.

В течение ближайших двух лет намечено добиться в этой области производства известного равновесия и увеличить производство металла в соответствии с ожидаемым спросом в 1'/з или 2 раза.

Транспорт

Вся сеть железных дорог, оставшихся на территории Советского Союза, в настоящее время приведена в действие; в 1918 г. число действующих железных дорог сократилось до 40%.

Перевозки, исчисляемые в пудо-верстах, составлявшие в 1918 г. 27% перевозок 1913 г., а в 1919 г. всего только 23%, возросли в 1922 г. до 33% и в 1923 г. до 45%.

В настоящее время транспорт успешно и без задержек перевозит все доверенные ему грузы.

Средняя ежедневная погрузка товарных вагонов по всей системе железных дорог в Советском Союзе, достигавшая в 1922 г. только 9,5 тыс., в 1923 г. выросла до средней годовой в 11,5 тыс., а в феврале 1924 г. она выросла до 13,1 тыс. вагонов, превысив на 40% довоенную цифру погрузок.

Вместе с этим растет и парк действующих паровозов. Так, например, в 1921 г. число пригодных для эксплуатации паровозов составляло 6830; к 1 января 1924 г. это число увеличилось до 9003.

Огромная работа проделана на железных дорогах по замене пассажирских вагонов, перестройке мостов, зданий и т. д.

Восстановление водного транспорта в Советском Союзе представляет большие трудности, чем восстановление железных дорог, поскольку наш морской флот понес серьезнейшие потери в ходе войны и революции. Так, например, тоннаж сохранившихся больших судов составляет на Белом море 40%, на Черном и Азовском морях — только 9% довоенного тоннажа, и лишь в Каспийском море он фактически остался прежним.


Между тем и в этой области мы наблюдаем в течение последних двух лет значительные улучшения.

Так, например, перевозки грузов судами малого каботажа, достигавшие в 1913 г. 724,4 млн. пудов и сократившиеся в 1921 г. до 24,6 млн. пудов, в 1922 г. увеличились до 95,5 млн. пудов, а в 1923 г. возросли до 231,8 млн. пудов.

В 1923 г. начали возобновляться и перевозки судами большого каботажа, правда, еще только в небольших масштабах (1,9 млн. пудов в 1923 г. против 36,8 млн. пудов в 1913 г.).

Бюджеты

Союза Советских Социалистических

Республик

В 1921 г. организованного сбора налогов фактически не было; сами по себе задачи будущей налоговой системы еще только намечались. Даже в 1922 г. государственные ресурсы все еще состояли примерно на % из продуктов производства; основой налоговой системы продолжал оставаться продналог, взимаемый натурой, что вынуждало государственные финансовые органы частично иметь дело с товарными сделками. При составлении бюджета не хватало надежных критериев для выработки статей доходов и расходов, что придавало первым годовым бюджетам (на 1921 и 1922 гг.) характер теоретических попыток наметить некоторые планы, которыми руководствовалось правительство в своей финансовой деятельности, и только в результате напряженной работы в течение двух лет, к моменту подготовки бюджета на 1923/24 г., финансовый аппарат оказался в состоянии начать вырабатывать подлинно реальный годовой бюджет. К этому времени ясно обозначилась определенная тенденция роста поступлений от государственных налогов и предприятий. Часть государственных доходов в бюджете на каждый квартал года все увеличивается, что является признаком оздоровления в области финансов:

1922 г. Выпуск денег Налоги (общегосударственные и местные) Доходи от имущества и предприятий
  (s процентах)
Октябрь—декабрь.... 86,7 69,4 56,8 46,3 2,7 8,9 13,6 24,4 10,6 21,7 29,6 29,3

Следующие цифровые данные показывают движение в области государственных доходов:

Месяцы Продналог а единый сельхоз. налог Другие налоги Доходы от zocvdapcmt. имущества и предприятий Кредитные операции Выпуск денег
      (в процентах)    
Январь. 23,2 14,2 26,7 4,4 31,5
Апрель. 7,4 14,1 34,3 8,0 36,2
Июль.. 5,7 17,4 35,7 14,0 27,2
Сентябрь 2,8 14,2] 17,7 35,8 21,3

Согласно предварительным данным, выпуск денег в nejp-вом квартале 1923/24 г. (т. е. октябрь — декабрь 1923 г.) сократился до 14% общей суммы расходов, что свидетельствует о дальнейшем сокращении роли, которую играет выпуск денег в государственной финансовой системе; проект бюджета на 1923/24 г. сбалансирован,в сумме 1 750 000 000 руб. Если мы исключим 'из этой суммы 41 млн. бюджета Дальневосточной области, которая не была включена в бюджет 1922/23 г., то мы сможем сравнить два следующих друг за другом бюджета, составленные «а 1922/23 г. и 1923/24 г. (в млн. черв, руб.):

1. Налоги, обычные поступления

(деньгами и натурой)...................... 378 498

2. Доходы от имущества и предприятий (не считая поступлений от железных дорог, почтового и телеграфного ведомства)......................... 48 141

3. Народный комиссариат путей сообщения......... 376 598

4. Народный комиссариат почт и телеграфов....... 25 _____ 39

Общая сумма обычных поступлений.......... 827 1 276

Особые источники дохода:

5. Кредитные операции и продажа иностранной валюты. 129 253

6. Выпуск денег...........................390 _______180

Всего............................1 356 1 709

Из вышеизложенного следует, что при общем увеличении бюджета более чем на 350 млн. груб., нормальные поступления увеличились на 450 млн. руб., а поступления по особым источникам дохода, которые в сущности представляют собою дефицит, который таадо было покрыть, сократились иа 100 млн. руб. Наряду с этим следует отметить резкое сокращение дефицита, покрываемого.выпуском денежных знаков. 180 млн. руб. за год, или 15 млн. в месяц, составляют немногим более 10% общего бюджета на 1923/24 г.


:~ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЗАКАЗОВ

И ЗАКУЛОК СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ. НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ СССР.

И ТЕХ. КОТОРЫЕ МОГЛИ БЫ ВЫТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНЫ

В СЛУЧАЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ

ЗАЙМА СОЮЗУ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

/. Заказы судостроительным заводам

Различные виды судов с паровым и моторным двигателем согласно образцам, которые будут представлены позже 25 000 000 руб.

2. Заказы машиностроительным заводам

(1) Дополнительное оборудование и переоборудование нескольких металлургических заводов в СССР...... 6500 000 >

(2) Дополнительное оборудование и переоборудование нескольких угольных шахт................... 3 000 000 >

(3) Дополнительное оборудование и переоборудование золотых и платиновых приисков (землечерпалки и вспомогательное оборудование).................12 500 000»

(4) Переоборудование и комплекты машин для текстильных фабрик:

хлопчатобумажных..................... 19 000 000 >

шерстяных.......................... 21000 000' >

льняных............................ 9 000 000 >

хлопкоочистительных заводов.............. 5 000 000 >

(5) Переоборудование маслозаводов (прессы)........ 700000 >

(6) Дополнительное оборудование заводов электроприборов (станки)........................... 3 300 000 >

(7) Дополнительное оборудование и переоборудование лесопильных заводов....................... 5 500 000 >

(8) Дополнительное оборудование и переоборудование железнодорожных мастерских................. 3 000000 >

(9) Закупка и заказы на постройку систем двигателей для

морских судов и котлов для речного транспорта.... 2000000 >

(10) Заказы на изготовление двигателей внутреннего сгорания............................... 10 000 000 >

(11) Заказы по оборудованию элеваторов...........10000000»

3. Заказы заводам, производящим сельскохозяйственные машины

Комплексные сельскохозяйственные машины соответственно специальным образцам...................15 000000 >

4. Заказы заводам электромашиностроения

(1) Электрификация некоторых металлургических заводов 2 000 000 >

(2) Электрификация некоторых угольных шахт........ 3 000 000 >

(3) Электрификация Сурамского участка Закавказской железной дороги.......................... 3 000000 >

Меморандум и приложение печат. по арх.


145. Телеграмма Поверенного в Делах СССР в Великобритании в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

21 мая 1924 г.

Мы.рассмотрели с Понсонби все вопросы конференции. Все политические вопросы, которые мы желали поставить на самой конференции, будут поставлены. Другие обсудим дополнительно. В принципе пацифистское сотрудничество, охватывающее разоружение и международное рабочее законодательство, принято. Понсонби очень настаивал на нашем вхождении в Лигу наций с целью ее изменения, но я заявил, что дальше наблюдателя мы идти не согласны. Вопрос о Бессарабии, Мемеле и Галиции будет поставлен на конференции. По последним двум Англия будет ссылаться на договор, как и по бессарабскому вопросу, но по бессарабской проблеме на определенные мои вопросы будут даны определенные ответы, которые опорочивают договор. По вопросу о проливах дело обойдется, как видно, только нашей односторонней декларацией, и вопрос останется открытым. Я требовал признания за нами острова Врангеля *. По довоенным долгам маша формула об их сокращении, заем и заказы принимаются. По вопросу о частной собственности я не мог делать никаких конкретных предложений. По военным долгам и контрпретензиям договорились о взаимном списании, но в конце конференции. Однако все ставится в зависимость от соглашения по вопросу о собственниках. Я считаю, что с небольшими материальными жертвами конференция кончится для иас удачно.

Поверенный в Делах СССР в Великобритании

Печат. по арх.

146. Телеграмма Представителя СССР в Китае в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР о советско-японских переговорах

21 мая 1924 г.

Результаты первых пяти заседаний следующие: 1) По николаевскому вопросу** Иооидзава просит теперь только о сожалении, заявляя, что пойдет далеко навстречу, чтобы сделать формулу приемлемой. Я отклоняю. Согласились пока отложить.

2) Эвакуация Сахалина формулирована мною: японцы приступают к эвакуации немедленно по подписании согла-

* См. т. V, док. № 171 и т. VI, док. № 192. 243, 252. ** См. т. II, прим. 77 и док. № 84 настоящего тома.


шения и заканчивают ее в двухнедельный срок, в течение которого происходит передача территории нашим властям. Иосидзава запросил Токио по телеграфу, можно ли согласиться Mia месячный срок или предпочесть только простое обязательство «эвакуировать немедленно по подписании».

3) В вопросе о долгах пока добился отказа от компенсаций концессиями нли в какой-либо другой форме. Японцы согласились отложить решение вопроса на будущее время, но с оговоркой, что не будут поставлены в худшие, чем любая третья держава, условия. Согласны также на нашу оговорку «при прочих (равных условиях». Иосидзава сам предложил вчера следующую формулу: «1) Что касается долгов Японии, то японское правительство соглашается разрешить этот вопрос при дальнейшем обсуждении при условии, однако, что при прочих равных условиях японцы должны во всяком случае трактоваться со стороны Советского правительства не менее благоприятно,-чем любая третья держава». Я отклонил эту формулу. Настаиваю на взаимном характере и на присоединении к ней государственных и частных претензий. Вторая формула пугает японцев своей запутанностью. Против взаимной формулы о долгах возражают, говоря, что они нам не должны, Я хочу в крайнем случае согласиться на статью о долгах, принять их формулировку при условии, что за ней следует статья о государственных и частных претензиях в рамках той же формулы.

4) Моя статья о концессиях говорит, что мы согласны дать их японцам на территории СССР и в особенности на территории Дальнего Востока и Северного Сахалина. Иосидзава хочет уточнить вопрос, пока предложение не сделано вообще. В общем хочет точнее указать районы концессий и другие общие условия. Подозреваю, что они захотят указать тот нефтяной район на Сахалине, где сейчас работают. По моим сведениям, им удалось открыть богатые месторождения нефти, и они пожелают их закрепить за собой,

Карахан

Упоминаемые в телеграмме предложения советской делегации на переговорах с Японией были сформулированы в представленном Л. М. Ка-раханом посланнику Японии в Китае Иосидзава 15 мая 1924 г. проекте соглашения между СССР и Японией, который гласил;

Правительство СССР, представленное........

.................и

Правительство Японской Империи, представленное...

.................воодушевленные

желанием восстановить добрососедские отношения, нацрав-


лениые к развитию дружбы и экономического сотрудничества между народами обеих стран, согласились относительно нижеследующих статей.

1.

Обе договаривающиеся стороны согласны, что одновременно с подписанием настоящего соглашения между СССР и Японской Империей устанавливаются нормальные дипломатические и консульские отношения.

Правительство СССР примет необходимые меры к передаче Правительству Японии посольского, консульского и другого государственного имущества, находящегося иа территории СССР. В свою очередь Правительство Японии сделает то же самое в отношении имущества, находящегося на территории Японской Империи.

2.

Правительство Японской Империи выведет свои войска и полностью прекратит оккупацию территории Северного Сахалина. Правительство Японской Империи согласно приступить к освобождению от оккупации территории Северного Сахалина немедленно по подписании настоящего соглашения и закончит ее не позже чем в двухнедельный срок, в течение которого должна быть совершена передача территории надлежащим властям СССР.

3.

Обе договаривающиеся стороны согласны после восстановления дипломатических отношений заключить торговый договор, по которому граждане одной стороны на территории другой при соблюдении существующих на соответственной территории законов будут пользоваться полным покровительством как сами лично, так и в отношении их собственности и смогут широко заниматься торговлей и промышленной деятельностью отглаоно существующим законам.

4.

Правительство СССР в интересах развития экономических отношений готово пойти 'навстречу нуждам Японии в естественных богатствах, имеющихся на территории СССР. С этой целью оно готово предоставить японским подданным или юридическим лицам концессии на территории СССР, и в особенности в Восточной Сибири и на Северном Сахалине, на разработку ведр, лесов и т. д.


5.

Правительство СССР согласно немедленно после восстановления- дипломатических отношений между обеими договаривающимися сторонами заключить с Правительством Японской Империи рыболовную конвенцию на условиях, предусмотренных Портсмутским договором и рыболовной конвенцией 1907 г.45

6.

Обе договаривающиеся стороны согласны обсудить вопрос о взаимных государственных и частных претензиях и долгах, в том числе претензию Японии в связи с событиями в г. Николаевске, и справедливо разрешить их на будущей конференции.

7.

Каждая нз договаривающихся сторон согласва аннули-р.овать, по подписании настоящего соглашения, всякого рода договоры или соглашения, которые могли быть заключены ею с третьими сторонами в нарушение суверенных или территориальных прав другой стороны, а также создающие угрозу безопасности последней.

8.

Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются уважать государственный суверенитет другой стороны и воздерживаться от всякого вмешательства в ее внутренние дела, в частности от агитации, пропаганды и всякого рода интервенции, либо их поддержки.

Обе договаривающиеся стороны обязуются не создавать и не поддерживать организаций, имеющих целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной или подготовляющих.ниспровержение ее государственного или общественного строя путем (Насилия. Ввиду этого обе договаривающиеся стороны обязуются не разрешать пребывания таких организаций, их агентов или органов на своей территории.

9.

Настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания.

В удостоверение чего соответствующие полномочные представители подписали настоящее соглашение и приложили к нему свои печати.

Учинено в гор. Пекине

Телеграмма и проект соглашения печат. по арх.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: