Нота Полномочного Представительства СССР во Франции Министерству Иностранных Дел Франции

3 апреля 1925 г.

Посол Союза Советских Социалистических Республик имеет честь подтвердить получение ноты г. Министра Иностранных Дел от 27 марта сего года н позволяет себе обратить внимание Его Превосходительства на некоторые пункты, касающиеся вопроса о военных судах, задерживаемых в Бизерте, и покрытия расходов по нх содержанию и охране.

1) Военные суда Черноморского флота одновременно со значительным торговым флотом были уведены ген. Врангелем в 1920 г. под французским флагом в Бнзерту, где они находятся н по настоящее время.

2) В заявлениях г. Председателя Совета Министров и Министра Иностранных Дел само Французское Правительство неоднократно подтверждало право собственности России на суда, уведенные в Бнзерту, и обязательство Французского Правительства передать этот флот признанному де-юре Российскому Правительству*.

3) После признания Союза Советских Социалистических Республик Францией н прибытия Посольства Советского Союза в Париж г. Председатель Совета Министров в устной форме неоднократно заявлял Послу Союза Советских Социалистических Республик о том, что военные суда, находящиеся в Бизерте, будут переданы Советскому Правительству.

4) Еще до прибытия Советского Посольства в Париж, вскоре после признания Союза Советских Социалистических Республик Францией, г. Председатель Совета Министров в телеграмме на имя исполняющего обязанности Народного Комиссара Иностранных Дел** г. Литвинова соблаговолил известить его о согласии Французского Правительства на немедленное прибытие в Бизерту технической комиссии Военно-Морского ведомства Союза с целью инспекции су-дов ***. Факт приглашения подобной технической комиссии еще раз подтверждает, что в то время Французское Правительство рассматривало вопрос о возврате Советскому Правительству судов, находящихся в Бизерте, как окончательно решенный, считая при этом, что передача должна быть осуществлена в кратчайший срок. Было бы невозможно дать иное толкование приглашению технической комиссии, которая должна была проверить, в каком состоянии находятся суда.

5) Только позднее Французское Правительство изменило свою позицию в этом вопросе. В результате возникла тенден-

* См. т. VI, стр. 2211 398. ** Так в тексте. *** См. т. VII» стр. 534 и док. № 280.


ция отложить передачу судов до урегулирования взаимных требований и в особенности вопроса о довоенных долгах*.

6) Правительство СССР поручило своему Послу в Париже заявить в решительной форме протест против любой дальнейшей задержки во Франции военных судов, являющихся одним из элементов национальной обороны.

С тех пор как между обеими странами восстановлены дружественные отношения, задержка во французском порту военных судов, принадлежащих CCCPt является мерой, противоречащей международным обычаям в отношениях между странами, не находящимися друг с другом в состоянии войны. Некоторые французские компетентные юристы н политические деятели высказали иам то же мнение, что задержание военных судов в качестве залога или гарантии противоречит международным обычаям.

7) К тому же задержание судов в Бнзерте не может служить сколько-нибудь значительной дополнительной гарантией в требованиях, которые Франция предъявляет СССР, Верно, конечно, что суда, задерживаемые в Бизерте, имеют большую ценность, но лишь в качестве военных судов, построенных со специальной целью. Эти суда не могут эксплуатироваться в качестве торгового флота. Что же касается стоимости этих судов, если их пустить на слом, то она составит лишь ничтожную долю их подлинной стоимости для СССР, Задержка указанного флота причиняет.СССР очень большой военный и материальный ущерб и не принесёт никакой пользы с точки зрения увеличения вышеуказанной гарантии. Теоретически возможная цена этих судов, проданных на слом, будет значительно уступать размерам требований, которые СССР предъявит Франции в связи с задержанием этих судов, основываясь на точной их стоимости в качестве военных судов и на расходах, которые СССР вынужден нести в Черном море для укрепления средств своей обороны, причем необходимость в подобном укреплении возникла в результате задержания Францией этих военных судов.

8) Посол СССР имеет честь вновь обратить внимание г. Министра Иностранных Дел иа отсутствие каких-либо юридических доводов в пользу задержания упомянутых судов и на совершенно нежелательные последствия, вытекающие из этого недружественного по отношению к народам СССР акта. Посол СССР выражает надежду на то, что Французское Правительство пересмотрит свое решение о задержании судов и освободит их, как это было неоднократно обещано Советскому Правительству,

9) Что касается расходов по содержанию и охране судов, находящихся в Бпзерте, то само собой разумеется, что

* См. док. № 28, 88.


Советскому Правительству остается лишь категорически отклонить какое-либо участие в этих совершенно бесполезных расходах, поскольку они вызваны исключительно отказом Правительства Французской Республики выполнить свое

прежнее намерение о возвращении этих судов Советскому Правительству.

Советское Правительство по-прежнему готово вступить во владение судами, задерживаемыми в Бизерте, и как только советский командный персонал примет их, все заботы и расходы по охране и содержанию судов, естественно, будут взяты на себя Советским Правительством, Однако до тех пор, пока Французское Правительство по причинам, которые Советское Правительство не может признать справедливым^ продолжает задерживать советские военные суда в Бизерте, все последствия и, в частности, расходы по содержанию этих судов за все время их бесполезного пребывания в Бизерте должны лечь иа Французское Правительство.

Посол СССР имеет честь вновь обратить внимание г. Министра Иностранных Дел на тот факт, что расходы, относящиеся к задержанию военных судов в Бизерте, не ограничиваются только затратами по содержанию персонала охраны. Механизмы современных военных судов вещь до такой степени деликатная, что они требуют специальных мер не только по их содержанию. Они нуждаются в тщательном периодическом осмотре, в принятии антикоррозийных мер, в смазке, в окраске различных детален и в запуске некоторых механизмов, чтобы проверить, в каком они находятся состоянии, и не дать прийти в состояние негодности.

Если во время бесполезного пребывания флота в Бизерте не будут приняты достаточные технические меры, а в дальнейшем осмотр судов покажет, что их состояние непрерывно ухудшается, то Советское Правительство будет вынуждено не только отнести за счет Французского Правительства дополнительные расходы по ремонту этих судов и их механизмов, но и, возможно, отказаться принять некоторые суда, и в этом случае оно, естественно, предъявит Французскому Правительству требование о возмещении полной стоимости этих судов до их длительного и пагубного пребывания в Бизерте.

Посол СССР, доводя эти соображения до сведения г. Министра Иностранных Дел, вновь настаивает иа срочной необходимости пересмотреть вопрос о судах в Бизерте с целью их скорейшего возвращения Правительству СССР.

Посол СССР просит господина Министра принять уверения в его самом высоком к нему уважении,

Печат. по арх.


В упоминаемой ноте министерства иностранных дел Франции от 27 марта 1925 г. говорилось:

«Нотой от 28 января 1925 г. Посольство Союза Советских Социалистических Республик довело до сведения Министерства Иностранных Дел, что его Правительство отказывается взять на себя содержание и охрану Бизертского флота до действительной передачи судов*.

Министерство Иностранных Дел имеет честь напомнить, что если с момента признания Правительства Союза Французское Правительство продолжало обеспечивать охрану и содержание флота до посещения технической комиссией во главе с г. Крыловым, то оно действовало исключительно в интересах сохранения упомянутых судов. Следует добавить, что т. Крылов должным образом возместил расходы, авансированные Францией в период между эвакуацией старых русских команд в ноябре 1924 г. и 1 января 3925 г.

При таких условиях Правительство Республики не может более продолжать выдачу подобного рода авансов и считает, что расходы по содержанию судов падают на Правительство Союзам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: