Письмо неофициального Представителя СССР в США Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову

27 июля 1928 г.

Уважаемый товарищ,

1. Даже та часть враждебной нам прессы, которая пыталась вначале писать о спасении части группы Нобиле119 без упоминания того факта, что работа совершена советской экспедицией, вынуждена была, чувствуя крайнюю неловкость положения, открыто отдать дань СССР. Таким образом, можно констатировать, что вся американская печать, касаясь СССР, впервые вынуждена была выступить с горячей похвалой н без единого враждебного слова. Это факт крупнейшего


значения. Поскольку рядовой американец очень чувствителен к героическим подвигам и к преодолению физических трудностей и поскольку, сбитый с толку прессой, он ие привык мыслить себе большевиков в роли людей, могущих подвергнуть себя опасности ради спасения чужих жизней, в ием должна произойти хотя бы некоторая перемена в отношении к нам. Смущение враждебных СССР элементов бросается в глаза, ибо впервые они оказались в положении, когда ничего не придумаешь, Чтобы помешать распространению симпатий к Союзу. Наши собственные белогвардейцы, однако, пытаются утешиться заявлениями в своей печати, что ледокол был построен в царские времена, что Самойлович и Чухновский также работники царского времени и что СССР незаконно присваивает себе их славу.

Учитывая благоприятную атмосферу, Американо-Русская торговая палата хотела бы, естественно, использовать ее в интересах сближения обеих стран*. Нельзя сказать, чтобы шаг палаты был особенно по вкусу официальным кругам. Приезд Самойловича и Чухновского и связанные с этим приездом чествования создадут несколько неловкое для них положение, а отказать им в визе значило бы пойти на очень непопулярный шаг. Государственный департамент на вопросы журналистов ответил, что возражать против въезда обоих лиц ои ие будет, но Что департамент никакого отношения к приезжим иметь не будет ввиду существующих отношений между обеими странами.

К сожалению, приезд должен неизбежно затянуться. Палата уже поговаривает, что его нужно устроить в ноябре, после выборов. Оиа боится, что до октября приезд вряд ли состоится, а в октябре пресса будет поглощена предвыборным положением и приезд пройдет недостаточно заметно.

Представители палаты сделают попытку привлечь к приглашению и чествованию «Гуггенхейм фаундейшн» **, поощряющей развитие авиации и, в частности, поддерживавшей Лиидберга ***. Я, однако, не совсем уверен, что организация согласится из-за опасения неловкости положения для администрации ****.

«Куиард лайн» хочет привезти Самойловича и Чухновского бесплатно в качестве своих гостей.

2. Несмотря на сообщения из Москвы о предстоящем хорошем урожае, некоторое беспокойство, вызванное в деловых кругах покупкой нами зерна, до сих пор не улеглось. Банки, имеющие с нами дела, хотят получить доклад об истинном

* См. стр. 426.

** «Daniel Guggenheim Foundation for Promoting of Aeronautics». * * Американский летчик. *** Имеется в виду правительство США.


положении дел и предполагают командировать в середине августа Гомберга * в Москву. Газета «Вашингтон пост», которая не признает никаких фактов, когда дело касается СССР, объясняет нашу покупку зерна результатом попытки бросить вызов экономическому закону «фантастической политической системой».

3. Государственным департаментом разосланы официальные приглашения всем признанным правительствам на международную конференцию по гражданской авиации, открывающуюся в Вашингтоне 12 декабря с. г. Во время конференции в Чикаго состоится авиационная выставка.

4. После соглашения между «Стандард»** и Детердингом теперь по инициативе «Стандард» предполагается конференция крупнейших американских и английских нефтяных компаний для обсуждения вопроса о согласованном ограничении добычи нефти и перераспределении рынков. Рост добычи в Западной Америке, Венесуэле, Колумбии и Месопотамии усиливает конкуренцию между различными компаниями. Начатая компанией «Ройял Датч шелл» конкуренция со «Стандард» в штатах Новой Англии продолжается, и ожидается дальнейшее расширение деятельности этой компании в США. Поскольку конкуренция между крупными американскими компаниями ие ослабевает, попытки делаются к соглашению между ними до созыва международной конференции нефтяных компаний. Конференция американских компаний предполагается 30 июля. Большого оптимизма среди главарей американских компаний не наблюдается.

5. После получения ответов всех 14 сторон, согласившихся подписать договор против войны ***, крупная республиканская пресса, державшаяся весьма сдержанно в стадии переговоров, теперь неожиданно выступила, и довольно резко, против договора, выражая надежду, что сенат не утвердит договора. Влияние на республиканскую печать оказали, во-первых, характер ответов Франции и Англии, сводящих договор к пустой формальности, во-вторых, толкование европейской прессой договора в том смысле, что ои больше втягивает США в европейские дела. Республиканская пресса боится, что Америка, ничего ие получая в обмен, втягивается в невыгодную сделку. Выступления «Нью-Йорк геральд трибюн», «Нью-Йорк ивнинг пост», «Чикаго трибюн» сильно подействовали на Келлога и частью разрушили искусственно создававшуюся здесь иллюзию о том, что первоначальный текст договора остался неизменным. Келлог заявил, что договор

* См. т. VIII, стр. 459.

** Имеется в виду американская нефтяная компания «Стандард ойл компани оф Нью-Джерси».

*** См. подстрочное примечание на стр. 392.


против войны втягивает США в европейские «интриги» не больше, чем договоры об арбитраже, что он не приближает времени вступления С.Ш. в Лигу наций и что опасения, стало быть, неосновательны. Демократы поддерживают договор. Либеральная печать, критикуя этот договор, однако, видит в нем ту пользу, что он психологически будет действовать в пользу мира. Бора поддерживает договор, несмотря иа то что он далеко ие то, что он проповедовал, когда выступал за «аутлоури оф уор» *. Судя по отношению различных группировок к договору, сейчас нет основания предполагать, что сенат не поддержит его, противники вряд ли будут в значительном числе. От прямого ответа о подписании договора СССР Келлог уклоняется и заявляет лишь, что дорога открыта всем странам.

В корреспонденции от 17 июля из Берлина, опубликованной за подписью Р. Никербокер газетой «Нью-Йорк ивнинг пост», указывалось, что в Европе якобы ведутся переговоры о подписании договора Союзом и что государственный департамент не только считается с этой возможностью, но что он был информирован мною, «русским неофициальным представителем в Вашингтоне», о советской позиции. Никаких разговоров по этому вопросу я, конечно, не имел с государственным департаментом.

Морской департамент предполагает выполнить свою программу постройки новых судов, не видя в договоре ничего такого, что делало бы такую постройку излишней. Пацифистские и церковные организации, однако, относятся к договору иначе и начинают поговаривать о необходимости и возможности в скором времени созыва новой конференции по разоружению.

6. Предстоящая острая борьба между Гувером и Смитом убеждает печать, что президентская кампания нынешнего года будет особенно дорогостоящей. «Нью-Йорк тайме» оценивает расходы обеих партий в 10 млн. [долл.], политические же деятели говорят о гораздо больших суммах. Поскольку часть протестантского духовенства южных штатов выступает против Смита, машина Гувера, в лице бывшего секретаря президента Слемпа, собирается сделать активную попытку на Юге привлечь побольше голосов на свою сторону. Поскольку часть фермерских организаций республиканских среднеза-падных штатов выступила за Смита, машина последнего сделает попытку укрепиться в республиканской территории**. Можно сомневаться, однако, чтобы республиканцы имели большой успех на юге, ибо раскол среди белых означал бы

* — объявление войны вне закона (англ.). ** Имеются в виду те штаты, где преобладало влияние республиканской партии США.

449'


выдвижение вопроса о голосовании черных. Формально черные, могущие выдержать перед специальной комиссией экзамен в грамотности, имеют право голосовать в южных штатах. Фактически им этим правом пользоваться не дают. Раскол среди белых будет означать, что заинтересованные в избрании Гувера, т. е. в голосах, могут поставить вопрос о голосовании черных. Это обстоятельство, как утверждают знатоки Юга, удержит белых от раскола, и оии будут либо голосовать за Смита, несмотря на то что он католик и «мокрый», либо воздержатся от голосования вообще.

7. Администрация медлит с полным признанием нанкин-ского правительства, предпочитая идти по линии признании де-факто. Председатель комиссии по иностранным делам палаты представителей Портер выступил с напоминанием, что теперь, после занятия Пекина, администрации пора выполнить резолюцию палаты о переговорах с Китаем по пересмотру договоров. За полное признание нанкинского правительства выступил сенатор Кинг, считающий признание лучшим средством борьбы с влиянием коммунистов. Часть войск уже отзывается из Китая, а панкинскому правительству, предложившему некоторое время тому назад начать переговоры о пересмотре договоров, отвечено вчера, что США готовы начать переговоры о тарифном договоре*. Вопрос об экстерриториальности не затрагивается. Переговоры будет вести американский посол в Китае. Американцы продолжают напоминать, что они ожидают от правительства националистов полной защиты жизней н интересов американцев. Госдепартамент дает понять, что полное признание последует, когда нанкип-ское правительство докажет, что оно в состоянии обеспечить все это американцам. Давление Японии на Чжан Сюэ-ляна, уклонившегося в результате этого давления от соглашения с националистами, вызывает здесь скрытое раздражение. Госдепартамент уклоняется от какого-либо заявления по этому поводу. Осторожными переговорами с Нанкином надеются его укрепить и способствовать дальнейшему объединению.

8. По данным департамента земледелия, средний чистый доход фермеров увеличился в 1927 г. на 157 долл. по сравнению с 1926 г. Эти данные получились в результате ограниченного обследования. Средний доход обследованных 13 859 ферм со средней площадью в 275 акров и средним вложением 15 445 долл. равнялся 1290 долл. Валовой доход в среднем равнялся 2505 долл.**: 987 долл. от продажи зерна,

* В тексте неточно. Договор об урегулировании таможенных отношений между США и Китаем был заключен 25 июля 1928 г.; см, «Papers Relating to the Foreign Relations of the United States», 1928, vol. 11, pp. 475— 477, См. также сб. «Международная политика в 1928 году...», М., 1929, стр. 232.

** Так в тексте; итоговая сумма равна 2514 долл.


-851 долл. от продажи скота, 638 долл. от продажи животных продуктов н 38 долл.—разное. Средний чистый доход ^.!926 г. (сведения с 13 475 ферм) равнялся 1133 долл., в Ï925 г. {сведения с 15 330 ферм) — 1297 долл., в 1924 г. {сведения с 15 103 ферм) — 1205 долл., в 1923 г. (сведения с Тб!83 ферм) —1021 долл. н в 1922 г. (сведения с 6094 ферм) —917 долл.

Очень интересные данные получены недавно одним сельскохозяйственным колледжем, обследовавшим хозяйство 37 фермеров в штате Оклахома, ведущих счетоводство на своих фермах. Фермы эти принадлежат к числу производящих многообразные продукты, т. е. к числу наиболее прогрессивных. Средний вложенный капитал в ферму равняется >17713 долл., на которые фермер насчитывает 5%. За вычетом •расходов по ферме и этих 5% на капитал средний чистый доход равен 1266 долл., т. е. за труд фермер получает всего Ю0 долл. в месяц, что для Америки довольно низко. Средний валовой доход равен 3592 долл. Доход ферм разбивался в среднем следующим образом: 28% от пшеницы, 16% от свиней, 12% от молочных продуктов, 11% от скота, 10% от разных зерновых продуктов (кроме пшеницы), 6% от яиц, 5% от птицы, 4% от хлопка, по 1 °/о от ягоды, овец и шерсти. Расходы распадаются: корм 22%, наемный труд 13%, амортизация машин 10%, газолин, масла и починка машин 9%, налоги 6%, амортизация и ремонт построек 5%, расходы по молотьбе и скоту 5%. Штат Оклахома можно рассматривать как средний сельскохозяйственный американский штат.

9. К пункту 1. Согласно последним сведениям, в частной ^беседе ответственный представитель госдепартамента заявил •одному журналисту, что департамент поставлен в неудобное положение приглашением Американо-Русской [торговой] палатой Самойловича и Чухновского. Он прибавил, что последним для получения визы придется все равно пройти через обычные для советских граждан пути. Эта фраза толкуется как возможность отказа в визах. Я, однако, сомневаюсь в такой возможности.

С товарищеским приветом

Б. Сквирский

Печат. по арх,

265. Сообщение советской печати о советско-югославских отношениях

27 июля 1928 г.

Неурегулированность отношений между СССР и Югославией является прискорбным фактом. Однако только теперь благодаря дружеской откровенности, проявленной югославским

45J


министром иностранных дел в беседе с представителем захудалой эмигрантской газетки, мир имеет возможность узнать об истинных, довольно неожиданных, причинах неразрешенное™ вопроса о советско-югославских отношениях*. Эти причины, оказывается, лежат в совершенно поразительной неосведомленности югославского министра иностранных дел, о которой он сам рассказывал в своем интервью. В самом деле, Маринкович, во-первых, не знает, какова юридическая природа Советского правительства, является ли оно правопреемником предыдущих правительств на территории СССР или нет; во-вторых, не знает, как смотрит Советское правительство на дипломатические отношения между государствами; в-третьих, не осведомлен, желает ли Советское правительство установить отношения с Югославией; в-четвертых, лишен возможности найти выход из создавшегося трудного положения. При таком удивительном состоянии умов руководителей внешней политики Югославии, конечно, трудно урегулировать вопрос о взаимоотношениях этой страны с СССР.

Мы попытаемся пойти навстречу г. Маринковичу сообщением следующих в остальном общеизвестных фактов. Советское правительство является и признано в качестве правопреемника прежних российских правительств, что не исключает того обстоятельства, что Советское правительство аннулировало те международные акты царского правительства, которые противоречат существу советской внешней политики. Как Советское правительство относится к вопросу о дипломатических отношениях между государствами, г. Маринкович может узиать из содержания многочисленных и многообразных договоров, заключенных за 10 лет существования Советской Республики. На недоуменный вопрос относительно того, желает ли Советское правительство установить нормальные отношения с Югославией, г. Маринкович может получить ответ, если вспомнит заявления, сделанные по этому вопросу как государственными людьми СССР, так и советской прессой; в частности, в начале января текущего года «Известия» подчеркивали, что с советской стороны существует желание установить с Югославией не только нормальные экономические, но и нормальные дипломатические отношения**. При этом СССР действительно не предполагает строить отношения с Югославией на тех основах, на каких строилась политика царского правительства на Балканах; Советское правительство является с международной точки зрения правопреемником бывшего российского правительства, но не продол-

* См. газ. «Известия» ЛЬ 173 (3407), 27 июля 1928 г. ** См. т. III, док. ЛЬ 135: 212; т. V, док. ЛГэ 294; т. VI, док. J& 233; т. VIII, дох. Л& 396, 4î5; т. IX, док. Ли И, 17; т. X, док. Лэ 124, а также газ, «Известен».Nà 5 (3239), 6 января 1928 г.


нсателем его империалистической политики под прикрытием славянофильских ид*ей или без такого прикрытия. Наконец, чтобы рассеять недоумения г. Маринковпча относительно того, какой модус должен быть найден для урегулирования отношений между обеими странами, отметим, что для этого необходимо в первую очередь, чтобы югославские государственные люди подвергли этот вопрос серьезному деловому рассмотрению с точки зрения интересов Югославии. Напомним г. Марииковичу, что в январе текущего года, когда он еще не решался признаться в своей удивительной неосведомленности относительно характера Советского государства и целей советской внешней политики, он указывал как на препятствие для урегулирования отношении с СССР на отрицательное отношение Англии к этому вопросу. Мы опасаемся, ие играет ли это обстоятельство и сейчас большую роль и не является ли неосведомленность г. Марниковнча о характере советской политики результатом его слишком хорошей осведомленности о целях английскор"1 политики.

Печат. по газ. «Известия*» 173 (3407), 27 июля 1928 г.

266. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Министру Иностранных Дел Румынии Аржетояну

29 июля 1928 г.

По полученным Народным Комиссариатом по Иностранным Делам сведениям, в Галаце приступлено к продаже с аукциона различного имущества, принадлежавшего в свое время русской армии, и 200 пароходов (буксиров и другого судового имущества), принадлежавших бывшей фирме «Русско-Дунайское пароходное общество», фирме, в основании своем имевшей исключительно капитал, принадлежавший Российскому государству.

Согласно общепринятым юридическим положениям указанное имущество неоспоримо принадлежит СССР. Правительство Союза рассматривает это имущество, как находящееся в депозите Румынского Правительства впредь до урегулирования взаимоотношений сторон.

В своем обращении от 17 августа* 1921 г. Советское Правительство предупреждало все правительства, в том числе и Румынское, что оно не признает ни одной сделки на свое имущество, совершенной без его согласия. Правительство Союза ССР, категорически протестуя против распродажи этого имущества Союза, возлагает на Румынское Правнтельств'о

*^В тексте ошибочно—13 августа; см. т. IV, док. № 189.


ответственность за нанесенный Советскому Правительству ущерб.

Правительство Союза ССР предупреждает, что оно оставляет за собой право виндикации неправомерно распродаваемого имущества.

Предпринятая Румынским Правительством продажа принадлежащего Союзу ССР имущества дает основание Советскому Правительству выдвинуть вопрос о применении в отношении румынского имущества, находящегося в распоряжении Советского Правительства, аналогичных мероприятий*.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по арх. Опубл. в газ. * Известия M 176 (34SO), S! июля 192S г.

267. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР, из Берлина**

29 июля 1928 г.

Из беседы с Шубертом в присутствии Ранцау выяснил, что запрос о пакте Келлога *** сделан нам по инициативе Шуберта, не имевшего поручения от других правительств, что из разговора с Шурманом **** Шуберт вынес впечатление об отсутствии у американского правительства возражении против нашего присоединения к пакту, что официального приглашения непосредственно от американского правительства мы не получим, что переговоры считают оконченными и в Париже возобновлены не будут, что Испания пыталась попасть в число держав, первоначально подписывающих пакт, но получила атказ, так как Келлог опасается, что дальнейшее расширение круга этих держав может вызвать новые переговоры, осложнения и задержать подписание, а также ратификацию и что, по мнению Шуберта, мы также не должны рассчитывать попасть в число этих держав. Шуберт отрицает существование каких бы то ни были оговорок, имеющих юридическое значение, а ноту Бриана и ноту Чемберлена***** считает лишь замаскированным отступлением, но по этому вопросу мы долго с ним спорили.

Мы указывали на неизбежность переговоров в Пари,-ке, хотя бы технических, не имеющих большого значения, кик,,

8 С г.:. также док-,Ns 2T6. 88 M. M. Литвинов находился з Берлине проездив в Мспкбу, *** Ск. дек. AV 26Û, "**8 Посс: США к Германи:-!, ***** Си, сб. «-Международная п.-'Литцка в 1928 году,,,», М,, 1У2!>. стр. 23—25-


например, о сроке ратификации. В заключение я сформулировал наш провизорный ответ на запрос Ранцау следующим образом: «Советское правительство не имеет принципиальных возражении против пакта, поскольку он имеет в виду упразднение войны, к которому Советское правительство стремится всей своей политикой; оно считает, однако, пакт недостаточным главным образом потому, что подписывающие его не берут на себя никаких обязательств по разоружению, а также вследствие сделанных некоторыми державами оговорок. Советское правительство сможет окончательно выявить свое отношение к подписанию пакта лишь после того, как оно будет формально информировано о содержании пакта и об имевшем место между державами обмене письмами и ему будет точно сообщено, идет ли речь о привлечении его к числу первоначально подписывающих пакт или же о последующих присоединенных».

Мы дали ясно понять Шуберту, что если подписывать, то нам приличествует это сделать в Париже- По нашему впечатлению, Шуберт был явно смущен, ибо он не ожидал, что мы так серьезно отнесемся к запросу Ранцау и ему будет навязана роль посредника. Было бы ошибкой считать, что великие державы сколько-нибудь заинтересованы в нашем присоединении к пакту и что мы поэтому можем диктовать условия *.

Говорил с Шубертом и о Литве, о возможной постановке вопроса о разоружении на предстоящей сессии Лиги наций. но об этом сообщу по приезде. Завтра выезжаю.

Литвинов

. Печат. по арх.

268. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Афганистане в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

30 июля 1928 г.

На сегодняшнем свидании с премьер-министром Мухаммедом Вали-ханом поставил вопрос о пастбищном соглашении и пограничный вопрос, указав на совершенную неотложность нх разрешения. Мухаммед Вали-хаи ответил, что он, со своей стороны, тоже находит необходимым эти вопросы решить путем заключения соответствующих соглашений, Таково же мнение афганского правительства. Однако в данный момент переговоры начать не;:ьзя ввиду предстоящей джирги, работа в связи с которой отнимет все время правительства, Поэтому переговоры moikhû будет начать после окончания

* См. также док, > 272, 2S1, 2^, 292. 298,

455'


джирги, т. е. после праздника независимости. Это же относится и к почтовому и телеграфному соглашениям, проект которых мною уже послан в МИД Афганистана раньше*.

Стар к

Печат. по арх.

269. Запись беседы Временного Поверенного в Делах СССР в Финляндии с Министром Иностранных Дел Финляндия Прокопе

30 июля 1928 г,

Я коснулся интервью Прокопе, данного «Финскому социал-демократу», и отметил, что он в решительной форме отмежевывается от авантюрной политики, которую некоторые круги хотели бы осуществлять по отношению к СССР. Прокопе ответил, что газета в слишком резкой форме изложила его слова и получилось нечто вроде пушечной пальбы по воробьям. Поскольку к нему обратились с запросом, намерен ли он на предстоящем заседании иностранной комиссии сейма сделать какие-нибудь предложения об изменении политической линии, он счел полезным заявить, что никаких изменений не предполагает и если бы это иначе было, то он ушел бы с министерского поста. Впрочем, добавил он, это не вопрос персональный, и никто из ответственных политиков не стал бы вести иной политики, чем та, которая сейчас проводится.

Затем я затронул тему о поездке финских офицеров в Румынию, воспользовавшись заметкой газеты об их возвращении в Финляндию. Прокопе сказал, что о предполагаемом пребывании офицеров в Румынии, на пути в Ангору, он узнал только после их отъезда. Он может меня заверить,— и в этом порукой являются хорошие отношения с генштабом,— что эти офицеры не получали никаких заданий политического характера, и личность полковника Релаидера, возглавлявшего делегацию, дает ему уверенность в том, что при поездке не затрагивались какие-либо вопросы, могущие интересовать его ведомство. Я заметил, что очень хорошо, если он так уверен в безобидности поездки, ибо, как он сам признал, имеются группировки, которые хотят изменения политики в отношении СССР. В этом деле меня неприятно поразил секрет, в который была облечена самая поездка. Наш военный атташе случайно беседовал в штабе по поводу отсутствия Релаидера, и ему сказали, что он уехал в заграничный отпуск, называли при этом Ревель, Ригу и Берлин, но ни слова ие сказали о Бухаресте. Я считал бы более целесообразным предупреждать

* См. док. л* 247.


возникновение слухов, чем корригировать содержание таковых после их появления. Прокопе заметил, что кроме Бухареста офицеры были в ряде других стран, которые нельзя заподозрить в намерении участвовать в общем блоке против нас, как-то: в Германии, Чехословакии. Заметив, что, хотя подобные поездки обставляются как неофициальные, тем не менее участники таковых ведут переговоры и на политические темы, я привел в качестве примера поездку Ребаиэ, которая, по словам министра, имела частный характер, но во время которой, по сообщениям газет, между обоими министрами происходило собеседование на политические темы. Прокопе ответил, что, само собой разумеется, такого рода разговоры происходили, но разница заключается в том, что оии представляли собой не обязывающий ни одну из сторон обмен мнениями. Между прочим, сказал Прокопе, я воспользовался случаем, чтобы поздравить Ребанэ с хорошо налаживающимися отношениями с СССР, каковые отношения ранее как будто не были столь хороши, как сейчас. Вообще же он констатировал полное единство взглядов с Ребанэ по различным вопросам, и, в частности, было констатировано, что общность многих интересов не нуждается в закреплении в форме столь неприятного нам «балтийского блока». Я заметил, что поздравления Ребанэ с добрыми отношениями с СССР, вероятно, ие особенно пришлись по вкусу бывшему на Иматре третьему дипломату. Прокопе съехидничал и спросил, имею ли я в виду Восканова * (Воскаиов совершенно случайно был в это время на Иматре). Когда я указал на Ренни **, Прокопе заявил, что он питает большие симпатии к Англии и англичанам, но он всегда указывал английским дипломатам, что Финляндия не будет портить своих отношений с СССР ради «прекрасных глаз Великобритании». Он еще раз может меня уверить, что при встрече с Ребаиэ никаких злокозненных планов не вырабатывалось.

Далее, мы перешли к польско-литовским разногласиям ***. Прокопе сказал, что с интересом ознакомился со статьей «Известий» от 26 июля. Я спросил Прокопе, верно ли, что Польша подняла вопрос об обсуждении ее противоречий с Литвой под углом зрения ст. 15 пакта Лиги наций. Прокопе ответил, что еще не видел документов, но как будто бы дело обстоит именно так. Тогда я сказал, что из определений этой статьи как будто вытекает, что если Литва не согласует своей политики с теми рекомендациями, которые могут оказаться преподнесенными резолюцией Совета, то Польша получает

* Военный атташе СССР в Финляндии. 4** Посланник Великобритании s Финляндии.

См. сб. «Международная политика в 1928 году...», М., 1929, СТР- 125—145. '

45?


свободу действий, и в таком случае угроза войны может стать весьма актуальной. Прокопе ответил, что он не думает, чтобы Польша стала воевать. Он должен отметить, что Польша вовсе не добивается юридического признания аннексии Вильно, но желает урегулирования некоторых вопросов связи, что и было в свое время рекомендовано декабрьской резолюцией Совета Лиги наций. Прокопе считает, что своим упорным нежеланием урегулировать эти вопросы Литва привлекла на сторону Польши все симпатии. Литва должна все же считаться с фактами и с тем обстоятельством, что Вильно уже 8 лет входит в состав Польши. Литва напрасно не соглашается иа улаживание этих трений, ибо Польша от успешного заключения переговоров выгадает очень мало, а Литва, наоборот, очень много: симпатии всего мира. Я сказал Прокопе, что у нас литовскую несговорчивость находят абсурдной, хотя, быть может, и объясняемой соображениями внутренней политики, но все же делают разницу между Вольдемарами и самой Литвой, самостоятельность которой является для нас чрезвычайно важным фактором спокойствия в Восточной Европе. Прокопе ответил, что никто в Европе, а тем более малые государства не допускают возможности отнятия у Литвы самостоятельности- Прокопе при этом указал, что он считает необоснованными слухи, распространяемые «Известиями», относительно польских военных приготовлений, и оин столь же не верны, как то, что писалось в прошлом году по этому же поводу. Я ответил, что не «Известия» распространяют эти слухи, но об этом заявляет официальная нота литовского правительства, адресованная Совету Лиги наций, что же касается прошлого года, то Совет сам признал эти слухи заслуживающими внимания, ибо занялся этим делом,— «потому что они нарушали доброе согласие между нами»,— ввернул Прокопе. Министр полагает, что в последний момент Литва все же пойдет иа уступки, в противном случае он признает, что создастся действительно угрожающая миру обстановка, хотя он и не думает, чтобы Польша прибегла к войне против Литвы. Говоря о последствиях непринятия решения Совета, вынесенного на основании ст. 15 пакта, Прокопе сначала заметил, что из умолчания в статье о таких последствиях нельзя делать выводов, что другая сторона может прибегнуть к войне, но затем указал, что некоторые авторы считают, что такой исход логичен. Я сказал Прокопе, что если Польша будет чувствовать за собой неограниченные симпатии в этом деле, то это облегчит ей принятие пагубного для мира решения. При этом я заметил, что позиция финляндского представителя в Совете будет достаточно тяжелой, ибо он является ведь представителем всех прибалтийских интересов. Прокопе меня поправил, сказал, что он представляет преимущественно


общественное мнение стран, расположенных в Прибалтике, но признал, что положение будет не из легких. Заканчивая эту часть беседы, я сказал, что интересы стран, стоящих в стороне от конфликта, каковыми являются как СССР, так и Финляндия, заключаются в том. чтобы во что бы то ни стало сохранить мир в Восточной Европе.

При прощании Прокопе спросил меня, как обстоит с другими делами (намекая на свою просьбу в связи с ленинградским инцидентом) :4ï. Я ответил, что могу его уверить в том, что Москва с удовольствием выкажет при случае свою добрую волю, но тот случай, который имеет в виду, не является подходящим. Прокопе- заметил, что, будучи финном, он обладает большим терпением-

Я подтвердил ему также сообщение, сделанное Хаккарай-иену * о предстоящем отозвании т. Восканова, в ответ на что Прокопе заметил, что об этом в генштабе сожалеют.

Вр. и. о. Поверенного в Делах СССР в Финляндии

Г. Залкинд

Печат. по арх.

270. Письмо Полномочного Представителя СССР в Италии Народному Комиссару Иностранных Дел СССР Г. В. Чичерину

/ августа 1928 г.

Уважаемый Георгий Васильевич,

На № 27 т. Приход к власти Веиизелоса, как и вся проблема итало-греческих отношении после заключения итало-турецкого пакта **, замалчивается итальянской прессой и руководящими фашистскими кругами. В свое время, непосредственно после провала итало-греко-турецкой акции, появилась статья в сЛаворо д'Итална», как бы подводящая итог разочарования Италии по поводу провала тройственного пакта. По имеющейся у меня информации, в кругах палаццо Киджи возвращение Веиизелоса к власти рассматривается как выигрыш игры Францией в борьбе К.з д'Орсе и палаццо Киджн. В Риме ие прочь были бы даже использовать пребывание здесь греческого принца Николая, ищущего поддержки в Ватикане, которому он обещал выгодный конкордат, если вернет себе трон (как известно, Ватикану приписывают избавление Николая греческого от расстрела в 1923 г.). Распенивать эти попытки реставрации, на мой взгляд, приходится как мало серьезные и не имеющие перспектив. Гораздо реальнее и серьезна— это имеющиеся у меня сведения, что в кругах палаццо

* Чиновник МИД Финляндии.

С«, подстрочное прнмечгнне ** на стр. 186.


Киджн на Венизелоса смотрят просто как на агента французского правительства и предвидят возобновление тесных сношений Греции с Югославией и Малой Антантой, значительно сплотившейся после угрозы Муссолини о пересмотре Триа-нонского договора. Как принято, в последнее время свою политическую позицию подкрепляют если не прямыми займами, то участием в займах и помощью в стабилизации пошатнувшейся или упавшей валюты контрагента. Вице-директор «Banque de France» Rist сейчас обделывает в Бухаресте заем Румынии в 360 млн. фр. Италия, чтобы сохранить хоть часть своего влияния в завязывающейся Веннзелосом узле (Греция, Румыния, Югославия и Болгария — под эгидой Франции) тоже принимает участие в размере 1 млн. ф. ст. в этой операции. По отношению же к Югославии, несмотря на истечение 28 июля срока подписания договора 154, Италия также идет на отсрочку, учитывая положение в Югославии, о чем, по имеющимся у меня сведениям, Муссолини сообщил посланнику Югославии Раншу, отправляющемуся в Белград.

Таковы ближайшие последствия срыва тройственного пакта и первых шагов Венизелоса.

С товарищеским приветом

Д. Курский

Лечат, по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: