И сентября 1931 г.
Многоуважаемый Николай Николаевич, 10 сентября посетил меня уругвайский поверенный в делах и передал ответ по интересующему нас вопросу* в виде мемо-
* См. док- № 260.
раидума, который при сем прилагаю. На мои вопрос, является ли этот ответ согласованным с Монтевидео, ибо, по нашим ии-формациям. у правительства есть другое отношение к этому вопросу, мой собеседник ответил, что, по-видимому, этот вопрос согласован с правительством, ибо иначе Косно ответил бы скорее.
С товарищеским приветом
Бродовский
[ПРИЛОЖЕНИЕ] [МЕМОРАНДУМ]
Г-и Посланник Косно письменно поручил мне сообщить Вам, что в соответствии с беседой, которую он имел с г. Послом Хинчуком в августе с. г., он консультировался с Правительством Уругвая по вопросу о взаимном дипломатическом представительстве. Ответ был получен в том смысле, что Правительство Уругвая находилось и находится сейчас в весьма деликатном положении в отношении правительства Аргентины из-за действий аргентинских эмигрантов в Уругвае и что вследствие этого оно (наше Правительство) желает избежать появления малейшего нозого вопроса, который был бы неприятен названному правительству.
|
|
Именно эта вызванная обстоятельствами причина препятствует нашему Правительству дать ход советскому демаршу, каковой оно расценивает с полной симпатией.
Последние события в Буэнос-Айресе152, вызванные выступлением определенных русских эмигрантов — сторонников советского режима, в достаточной мере показывают наличие тех трудностей, которые мешают возможности дать согласие на учреждение Советского представительства в Монтевидео.
Письмо и приложение печат, по арх.
265. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Генеральному консулу СССР в Урумчи М. А. Немчеико
15 сентября 1931 г.
Передайте председателю провинциального правительства Цзиню * нижеследующее;
«Народному Комиссариату по Иностранным Делам стало известно, что Синьцзянское Провинциальное Правительство
Ши 7,в?еется в ВИДУ председатель правительства провинции Синьцзян
проводит в настоящее время мобилизацию и вооружение проживающих на его территории русских белогвардейцев под предлогом нли с целью борьбы с беспорядками, происходящими в Снньцзяне i7T. Мобилизованные таким образом белогвардейские офицеры и солдаты частью вливаются в регулярную провинциальную армию, частью же образуют специальные воинские части.
Эти белобанднты, нашедшие убежище на китайской территории, не прекращали своей антисоветской работы, открыто проявляя свою враждебность к Советскому Союзу, его консульствам и хозяйственным организациям, и принимали непосредственное участие в бандитской деятельности отдельных шаек, неоднократно пытавшихся проникнуть с целью грабежа на советскую территорию.
|
|
Мобилизация и вооружение белогвардейцев и включение белогвардейцев в состав провинциальных воинских сил означает создание вооруженной силы, которая, помимо грабежа местного населения, может попытаться напасть на советские консульства и хозяйственные органы, а также, несомненно, еще теснее свяжется с бандитскими шайками, оперирующими на границе. О преступных и грабительских наклонностях белогвардейцев и опасности, которую они представляют для советских учреждений, свидетельствуют имевшие место попытки нападения белогвардейцев на сотрудников Генерального консульства СССР в Урумчи178. Мобилизация и вооружение белогвардейцев представляют собой прямое и грубое нарушение торжественных обязательств, принятых на себя Китайским Правительством по статье VI Пекинского соглашения 1924 г., согласно которой «Правительства обеих Договаривающихся сторон взаимно ручаются не допускать в пределах своих территорий [по принадлежности] * существования или деятельности каких-либо организаций или групп, задачей которых является борьба при посредстве насильственных действий против Правительств какой-либо из Договаривающихся сторон».
Создание белогвардейских отрядов н белогвардейских кадров в провинциальной армии, на какой бы срок и под каким бы предлогом они нн создавались, является не только оформлением запрещенных договором белогвардейских организаций или групп, но и прямым побуждением распыленной ныне белогвардейской эмиграции к созданию крепкой военной организации.
Помимо этого, действия Синьцзянского Провинциального Правительства и его окружных губернаторов находятся в прямом н грубейшем противоречии с не менее торжествен-
* См, т. VII, док. К» 156.
нымн обязательствами, принятыми на себя Китайским Правительством согласно обмену нотами, приложенному к тому же Пекинскому соглашению 1924 г., согласно каковым нотам Правительство Китайской Республики обязалось прекратить службу в китайской армии и полиции даже тех бывших подданных Российской империи, которые к этому времени состояли на этой службе *.
Народный Комиссариат по Иностранным Делам СССР заявляет решительный протест против мобилизации, вооружения и включения в состав провинциальных войск белогвардейцев, бывших подданных Российской империи, и ожидает, что Провинциальное Правительство, исходя из интересов поддержания и укрепления дружественных отношений, существующих между СССР и Синьцзянским Правительством, немедленно отменит проводимую мобилизацию белогвардейцев и распустит все белогвардейские отряды и примет все необходимые меры к пресечению их антисоветской деятельности и к охране советских консульств и хозяйственных организаций» 179.
Карахан
Лечат, по арх.
266. Запись беседы Заведующего III Западным отделом Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР с Временным Поверенным в Делах Франции в СССР Пайяром
15 сентября 1931 г.
Я начал с того, что только что узнал от одного из технических сотрудников отдела, что в мое отсутствие ему по телефону лнцо, не назвавшее себя, передало из французского посольства от имени Конти сообщение о том. что из Берлина вылетел на аэроплане в СССР французский летчик Сибур для оказания помощи летчику Доре ш. Так как Сибур не заручился соответствующими визами, французское посольство просит уведомить о полете соответствующие власти, дабы избежать каких-либо недоразумений.
Я заметил, что я глубоко поражен этим сообщением, столь необычным как по форме, так и по содержанию. Мне еще не приходилось принимать от иностранного посольства сообщения о том. что какой-то гражданин собирается совершить на нашей территории определенное правонарушение и что нас просят обеспечить ему безнаказанность и даже оказать ему в этом содействие. Между тем именно в этом заключается
|
|
* См. т. VII, док..Y» 157.
смысл того обращения французского посольства, о котором мне теперь стало известно.
Я был бы ввиду этого совершенно лишен возможности придать какой-либо деловой характер этому сообщению, если бы не то, что в данном случае соображения гуманности, превалируя над соображениями правового и административного характера, побуждают нас позаботиться прежде всего о том, чтобы избежать по возможности каких-либо роковых последствий незаконного поведения Снбура. Мы принимаем все меры для устранения возможности обстрела аэроплана Снбура при его полете над нашей территорией, но я должен заметить, что наши власти будут крайне затруднены в данном случае, в частности ввиду отсутствия у нас каких-либо сведений о типе и опознавательных знаках аэроплана.
Пайяр перебивал мое заявление в отдельных местах краткими замечаниями, свидетельствовавшими о том, что он чрезвычайно смущен создавшейся ситуацией. Когда я закончил, он несколько раз повторил, что он понимает деликатность положения, созданного неблагоразумным и необдуманным поведением Снбура, который в своем качестве хорошего малого хотел немедленно ринуться на помощь потерпевшим и скорее очутиться в их непосредственной близости, Пайяр несколько раз благодарил меня за наше решение принять меры к избежанию обстрела и за то. что мы отдали соображениям гуманности предпочтение над всякими другими, хотя и достаточно серьезными соображениями другого порядка.
В заключение Пайяр просил разрешения прийти завтра или послезавтра.
Рубинин
Печат. ло арх.