Запись беседы Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Посланником Норвегии в СССР Урби

15 сентября 1932 г,

После обычных приветствий Урбн упомянул, что он делал в Норвегии все от него зависящее для улучшения отношений. Я воспользовался этим, чтобы сказать ему, что, вернувшись в Москву, я нашел большое неудовольствие этими отношениями, вызываемое антисоветскими выступлениями

* См. док. № 483.


члена норвежского правительства Квислинга*. Невозможно признавать терпимым положение, когда член правительства открыто выступает, дискредитируя правительство другой страны, с которой оно поддерживает нормальные отношения и в особенности когда при этом еще пользуется поддельными документами. На просьбу Урби сказать ему точнее, о каких поддельных документах идет речь, я сказал, что подробности ои может получить у т. Стомоиякова. Урби заявил, что за последнее время никаких выступлений ие было н надеется, что их больше ие будет.

Литвинов

Печат. по арх.

371. Сообщение ТАСС об Ответе Генерального консула СССР в Харбине на письмо Дипломатического комиссара Гирин-ской провинции

16 сентября 1932 г.

28 мая с. г. Дипломатический комиссар Гиринской провинции, ссылаясь на распоряжение Министерства иностранных дел в Чанчуне, заявил Генеральному консулу в Харбине т. Славуцкому протест против перехода с КВЖД на Уссурийскую ж. д. некоторого числа паровозов нз тех, которые были закуплены в свое время для дорог СССР и застряли на КВЖД в годы интервенции.

В своем письме днпкомиссар утверждал, что вышеуказанные паровозы с самого начала являлись совместным имуществом КВЖД, и выражал надежду на отдачу распоряжения о немедленном возвращении этих паровозов.

12 сентября с. г. Генеральный консул СССР в Харбине т. Славуцкий вручил Дипломатическому комиссару ответ, в котором говорится:

«Считаю своим долгом сообщить Вам, г. Особый агент, что паровозы, о которых идет речь в Вашем письме, не принадлежат Китайско-Восточной железной дороге н поэтому не состоят в списке инвентаря КВЖД. Эти паровозы принадлежат железным дорогам СССР, для которых онн были в свое время закуплены, и лишь только из-за интервенции застряли на КВЖД **. Этот бесспорный и документально обоснованный факт известен Правлению КВЖД, н не может быть сомнения насчет права Союзного Правительства пользоваться и распоряжаться этими паровозами, точно так же, как бесспорно и

* См. док. № 293, 295. ** Речь идет об интервенции против СССР в 1918—1919 гг., в которой принимал участие и Китай, когда паровозы эти застряли во Владивостоке, а из Владивостока были переведены в Маньчжурию на КВЖД.— Прим. док.


то положение, что КВЖД является собственностью СССР и находится в совместном управлении обеих сторон на основе Пекинского и Мукдеиского договоров*. Вместе с тем позволю себе напомнить Вам, что затронутый в Вашем письме вопрос, как мне известно, несколько раз обсуждался на заседаниях Правления КВЖД и являлся предметом специальных переговоров между председателем Правления г. Ли Шао-гэиом и товарищем председателя г. Кузнецовым. Последний, как это видно из стенограммы заседания Правления КВЖД от 7 апреля с. г., разъяснил сущность вопроса, который является содержанием Вашего письма. Советские представители на КВЖД точно руководствуются указаниями Правительства СССР о строгом соблюдении и неуклонном выполнении Пекинского и Мукденского договоров, а равно о достижении полной согласованности в работе обеих сторон, достаточной гарантией чего служит существующий порядок разрешения вопросов между представителями обеих сторон на КВЖД- Из вышеизложенного видно, что нет оснований для выражения с Вашей стороны, господин Особый агент, протеста».

Примечание. На заседании правления КВЖД от 7 апреля с. г. товарищ председателя Правления КВЖД т. Кузнецов заявил следующее: «Паровозы не в первый раз оказываются на территории Советского Союза, и нас удивляет беспокойство китайской стороны. Мы и в дальнейшем считаем себя вправе пользоваться этими паровозами. Но в то же самое время мы категорически заверяем, что наши китайские коллеги могут быть совершенно спокойны, нбо о нормальной работе дороги мы также заботимся, и нахождение паровозов на территории Советского Союза ни в коем случае не будет допускаться в ущерб нормальному движению на КВЖД».

Печат. по газ. «Известия»

Je 257 (4617). 1С сентября 1932 г.

372. Из дневника Полномочного Представителя СССР в Германии

17 сентября 1932 г.

По получении телеграммы от M. M. Литвинова я снесся с аусамтом по вопросу об организации соответственных встреч. Аусамт направил ко мне фон Тнппельскирха **, который и со-

* См. т. VII. док. № 156, 222. ** Советник МИД Германии.


общил, что прием у Нейрата для M. M. [Литвинова] будет в 11 час. в субботу, у Папена в 1 час дня и, кроме того, фон Нейрат дает в честь Литвинова завтрак также в субботу. На завтрак приглашается вся женевская делегация и весь наш дипкорпус. С немецкой стороны на завтраке будет весь дипломатический состав аусамта, министр хозяйства Варм-больд, председатель Рейхсбанка Лютер, статс-секретарь Планк, посол На дольный и др. Что касается Шлейхера, то ои на завтраке должен был быть, но, к сожалению, утром в субботу уехал на маневры. Таким образом, не представлялось возможным устроить встречу т. Литвинова со Шлейхе-ром (очевидно, придется устроить эту встречу иа обратном пути т. Литвинова).

У Нейрата мы с т. Литвиновым пробыли около часа. Нейрат заявил, что немцы не будут отвечать на французскую йоту*, что об этом он заявил вчера французскому послу Франсуа-Понсе. M. M. [Литвинов] заметил, что, очевидно, будут происходить переговоры с немцами между двумя заседаниями комиссии по разоружению**. На вопрос т. Литвинова, какие взаимоотношения имеются у Германии с Литвой, Нейрат заявил, что эти отношения налаживаются, но что есть еще целый ряд вопросов конфликтного свойства, однако он надеется, что они будут устранены. Тов. Литвинов заметил, что урегулирование отношений весьма важно. С этим согласился и Нейрат. По вопросу о внутреннем положении Нейрат заявил, что происходящее сейчас настроение партий мало заботит правительство. Все более или менее спокойно, и основной задачей правительства является проведение большой хозяйственной программы в интересах оживления и оздоровления всего народного хозяйства. По вопросу о Литве Нейрат заметил, что они предполагают Мората снять, но еще не решили, кем его заменить. Далее нами был поставлен вопрос о тех затруднениях, которые вызываются новой политикой правительства. Это вопросы повышения пошлин на целый ряд товаров, а также вопрос контингентирования. Проведение этой политики наносит большой ушерб нашему экспорту, и, по предварительному нашему расчету, выпадает выручка от нашего экспорта от 60 до 70 млн. марок. Нам приходится покрывать свои обязательства в весьма большом размере девизами***. Мы имеем упреки со стороны Англии и Италии, что выручку от нашего экспорта в этих странах ввиду большого

* Очевидно, имеется в виду ответная нота Франции от 11 сентября 1932 г. на германский меморандум о равноправии в вооружениях от 29 августа 1932 г.; см. «Сборники документов по международной пола* тике...», вып. IV, М., 1933. стр. 105—Ю9, 102—105.

** Здесь и ниже имеются в виду заседания Бюро конференции по разоружению.

*** См. также док. № 358, 443.


нашего активного баланса мы вывозим в Германию. Необходимо принята меры к тому, чтобы устранить те затруднения, которые встречаются у нас в Германии по расширению экспорта, и на деле, таким образом, проводить решения декабрьского протокола*. Нейрат заявил, что он принципиальный противник контингентирования и борется с этим, однако он должен прямо сказать, что в некоторой степени это затронет и наши интересы. Все же они будут думать над тем, как устранить препятствия к расширению нашего экспорта в Германию. Я поставил практический вопрос о том, что надо выделить со стороны аусамта лицо, которое бы занялось совместно с нашим представителем и представителем министерства хозяйства подготовкой необходимого материала. Нейрат сказал, что будет выделен Риттер из аусамта. но на обеде он заявил, что вместо Риттера будет назначен Мейер, а от министерства хозяйства Поссе. Нейрат интересовался переговорами нашими с румынами. Тов. Литвинов заявил, что, очевидно, переговоры будут продолжаться в Женеве.

У Папена мы пробыли минут 20—25. Беседа велась иа ту же тему, что и у Нейрата. т. е. о комиссии по разоружению, о внутреннем положении Германии, причем Нейрат выразился, что все теперешнее состояние может быть охарактеризовано как шум, поднимаемый партиями, ио что народ вполне спокоен и добивается в Германии видеть такое же. «как у вас», авторитетное правительство.

По поводу хозяйственных взаимоотношении СССР с Германией т. Литвинов изложил поручение правительства СССР о затруднениях для нашего экспорта, связанных с повышением пошлин на многие товары и с контингентированием. Па-пен ссылался на тяжелое положение в сельском хозяйстве Германии, однако он заявил, что будут найдены пути к тому, чтобы наши (СССР) интересы не пострадали.

На завтраке беседовали на разные темы, в том числе и на вышеуказанные.

Л. Хипчук

Печат. по арх.

373. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР, из Берлина**

Немедленно 17 сентября 1932 г.

Кадере, румынский посланник, встретил меня в Белостоке и ехал со мной до Варшавы***. Он сообщил о согласии продолжать переговоры в Женеве, но не сказал, кто на это упол-

* См. т. XIVr док. Ks 336. ** Копня телеграммы направлена в полпредство СССР во Франции. *** См. док. Лэ 368.


неточен. Я долго убеждал его, что можно продолжать лишь на старой базе, иначе это будут новые переговоры, и спрашивал его, по каким мотивам они меняют базу, на что он мне невразумительно ответил, что новый проект* проще. После долгой дискуссии он проговорнлся, что новый проект исходит не от румын, а от поляков. Теперь ясно, что полякам не нравится новая статья **, а так как неловко брать ее обратно, то и выдумали новый проект. Румын от меня ушел в убеждении, что мы на новый проект не пойдем.

В Варшаве встречали меня Залесскнй и Бек, н я им тоже внушал, что единственный способ договориться-—это держаться старой базы, с чем Залесский как будто согласился ***.

Литвинов

Печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: