На курсах я всегда спрашиваю участников:
- Как вы представляете себе ваш «Быстрый английский»?
И первая реакция – недоумение.
- Что значит «как представляете?». А что, его надо ещё и представлять?
- Ну а как же! Ведь если вы хотите построить дом, вы его сначала представляете или рисуете в проекте. Если вы хотите научиться забрасывать мяч в корзину, то вы представляете, как это у вас получается. Вы готовите шашлыки на даче и представляете, как они будут аппетитно выглядеть, какой от них будет исходить аромат, почти слышите, как они будут шипеть на огне, и даже предвкушаете, какой вкус вы будете ощущать…
С английским всё оказывается гораздо запущеннее. Люди не представляют результатов. Кому-то приходят в голову воспоминания о разных попытках (не всегда успешных) по освоению или, что ещё наивнее, изучению языка.
У кого-то более конструктивные образы – как они читают и понимают, свободно разговаривают по-английски. Это уже гораздо лучше, и мы непременно представляем такие результаты на линии времени будущего, на расстоянии, соответствующем завершению нашего курса.
|
|
Но кроме этого есть ещё один интересный механизм, который способен оказывать реальное воздействие на процессы нашего мышления и на движение к достижению цели: это моделирование. Я предлагаю людям представить «Английский язык» в виде чего-то материального, как макет или предмет или что-то ещё, что реально существует или что можно представить.
– У меня это большой двухэтажный автобус из Лондона!
– У меня это методичка по английскому языку!
– У меня это некий шар, светящийся, размером с арбуз!
–У меня это скоростной поезд, знаете, такой, как электрички в Европе!
– У меня это «лего», большие части конструктора, которые можно складывать и получать всё, что хочешь!
– Очень хорошо. Теперь уточним некоторые требования к модели для этого курса. Очень важно, чтобы она каким-то образом отражала то, о чём у нас идёт речь. С этим у вас всё нормально. Другой важный момент: в модели должна быть предусмотрена возможность её постепенного улучшения. Как это может происходить в ваших моделях?
– Автобус может переоборудоваться, становиться гораздо удобнее. Быстрее перемещаться.
– Методичка может наполняться цветными иллюстрациями, внешнее оформление может меняться, она может становиться толще!
– Светящийся шар может начинать звучать, наполняться английской речью, песенками, там могут вспыхивать английские слова и фразы.
– Поезд может двигаться быстрее. Внутри тоже может всё меняться!
– Элементы «лего» могут становиться разноцветными, звучащими, разными на ощупь, сами складываться в фигурки при малейшем прикосновении, на них могут начать проступать английские слова!
|
|
Такое моделирование, выполняемое в изменённом состоянии сознания, способно оказывать реальную помощь в работе бессознательных процессов мышления. Как известно, когда дело касается именно процессов мышления, то прямые команды в гипнозе действуют гораздо слабее, нежели метафоры, иносказание, моделирование. Активный разум позволяет человеку самостоятельно работать со многими гранями своего разума, как будто это происходит в гипнозе, но без гипноза и без гипнотизёра. Человек как бы сам становится гипнотизёром для самого себя. И может, представляя в динамике ту или иную оптимально подходящую для него модель, влиять на процессы мышления в нужном направлении.
Представьте и вы, уважаемые читатели, свою модель английского языка. И подумайте над тем, как она может улучшаться по ходу чтения и выполнения упражнений. К этому моделированию мы периодически будем возвращаться, и вам нужно будет представлять постепенно меняющиеся варианты модели. Итак, представляем…
******************************************