Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Афганистане Б. Е. Сквирскому

26 декабря 1936 г.

На телеграммы от 23 и 25 декабря 1936 г.243 На данной стадии нас вполне устраивает распоряжение афганского правительства о пропуске скота через прогонно-пропускпые пункты. Считаем, что этим снимается вопрос об уже перешедшем скоте в районе Хаджа — Шкурдека.

Сейчас все дело в скорейшем заключении пастбищной конвенции. При переговорах с послом о конвенции выяснилось, что, как н следовало ожидать, самым трудным и единственным вопросом является конфискация эмигрантского скота. Для Вашего сведения сообщаю( что мы предложили правительству применять судебную процедуру конфискации. Если это будет санкционировано, то мы рассчитываем, что на этой базе можно будет договориться с афганцами. Пока что порекомендуйте Наим-хану дать инструкции посольству о скорейшем заключении конвенции теперь же, не дожидаясь возвращения Файза Мухаммед-хана 244.

Стомоняков

Лечат, по арх.


432. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Великобритании И. М. Майскому

27 декабря 1936 г.

Сегодня Чнлстон сделал мне предложение по поводу волонтерства. Ваши требования в Комитете об одновременном запрещении волонтерства и введении контроля * вызвали бы значительную задержку в приостановке массового волонтерства, а потому британское правительство надеется, что мы согласимся запретить отъезд и поступление на службу в Испанию иашнх граждан и провести это мероприятие в начале января, в день, который будет установлен по соглашению между всеми странами, представленными в Лондонском комитете. Это предложение сегодня поддержано французским послом по поручению его правительства.

Я обещал поставить вопрос перед правительством **, а в предварительном порядке сказал, что запрещение без контроля означает дальнейшую посылку волонтеров для Франко и Полное прекращение волонтерства для республиканской армии и что повторится история с ввозом оружия. Я сообщил Чил-стону конфиденциально, что по нашим достоверным сведениям, итальянское правительство посоветовало Франко в случае согласия Валенсии па контроль максимально оттягивать решение, требуя от Комитета уточнений н разъяснений, и в конце концов контроль отклонить.

Пользуясь случаем, я известил Чилстона о наших решениях касательно правил войны для подлодок, о морском решении и о составе делегации на коронацию. На его вопрос, требуем ли мы предоставления помещения для делегации, я ответил, что таковое потребуется, вероятно, только для Тухачевского.

Литвинов

Печат. по арх.

433. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Испании Л. Я. Гайкису

Вне очереди 27 декабря 1936 г.

К нам и к другим правительствам, представленным в Лондонском комитете обратились английское и французское правительства с предложением согласиться на запрещение

* См. док. № 420, 424.

* См. док. № 437.


отъезда в Испанию своих граждан и поступления их на службу воюющих армий с тем, чтобы эта мера была проведена всеми одновременно в начале января.

Мы уже в Лондонском комитете предлагали одновременно ввести контроль*, против чего возражают англичане и французы, указывая, что введение контроля требует много времени, а прекратить волонтерство желательно немедленно. Без контроля немцы и итальянцы не будут соблюдать запрещения, но все же посылка больших количеств войск будет затруднена; но зато совершенно прекратится приток иностранцев для республиканской армии. Желательно знать отношение к этому Кабальеро и дель Вайо. Срочно сообщите об этом, так как необходимо дать скорейший ответ Англии и Франции**.

Литвинов

Лечат, по арх.

434. Протокол [между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией о продлении на 1937 год существующего режима рыболовства]

[28 декабря 1936 г.]

Поскольку срок действия Рыболовной Конвенции между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией, подписанной 23 января 1928 г.*** и продленной Протоколом от 25 мая 1936 г. ****, истекает 31 декабря 1936 г., и

Поскольку новая Конвенция не будет заключена до 31 декабря 1936 г.,

Правительства Союза Советских Социалистических Республик н Японии настоящим соглашаются, что Рыболовная Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией, равно как и приложенные к ней документы, подписанные 23 января 1928 г., останутся в силе до 31 декабря 1937 г.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные своими Правительствами по принадлежности, подписали настоящий Протокол.

Совершено в г. Москве, в двух экземплярах, 28 декабря 1936 г., что соответствует 28 дню двенадцатого месяца 11 года Снова245.

Б. Стомоняков М. Сигемицу

Лечат, по арх, Опубл. в «Собрании законов.,.», отд. II J& 15 27 апреля 1937 г.. стр. 224

* См. док. № 396, 406, ** См, док. № 436. *** См, т. XI, док, № 21. **** См. док, № 167.


435. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Финляндии Э. А. Асмусу

28 декабря 1936 г.

У меня сегодня был Ирье-Коскинен. Говорил о намерениях финляндского правительства улучшить отношения и о данном ему поручении получить у нас подтверждение приглашения, ранее сделанного нами предшественнику Холсти. Министр иностранных дел готов приехать к нам в самое ближайшее время в сопровождении других авторитетных лиц, возможно членов правительства и парламента. Я ответил, что хотя я не помню, чтобы мы делали приглашение Хакселю, но я приветствую заявление о намерении улучшить отношения и весьма ценю предложение о приезде Холсти. Я тем более рад буду видеть его здесь, что знаю его персонально издавна и его преданность Лиге наций. Однако необходимо выбрать для этого визита наиболее подходящий момент, потребуется, может быть, подготовить общественное мнение и, может быть, принятие финляндским правительством некоторых предварительных мер, а также обдумать, не последует ли за визитом повторение антисоветских выступлений печати и финской общественности. Обо всем этом я подумаю и на днях сообщу наш ответ о дате визита Ирье-Коскинену *. На мой вопрос, предполагаются ли визиты Холсти в другие страны, которые моглн бы нейтрализовать посещение Москвы, Ирье-Коскинен ответил отрицательно.

Литвинов

Печат. по арх.

436. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Испании Народному Комиссару Иностранных Дел СССР

M. M. Литвинову

Вне очереди 28 декабря 1936 г.

, На Вашу телеграмму от 27 декабря**. Кабальеро и дель Вайо не возражают против принятия предложения Англии и Франции, выдвигая в то же время вновь идею распространения запрета волонтерства также и на Марокко.

Они все же надеются, что этот запрет не приведет на деле к полному прекращению притока иностранной помощи, роль которой нельзя преуменьшать.

Гайкис

Печат. по арх.

* См, газ. «Известия», 8—11 февраля 1937 г, ** См, док. № 433,


437. Меморандум Правительства СССР Правительствам Великобритании и Франции*

29 декабря 1936 г.

Советское Правительство разделяет тревогу Британского н Французского Правительств, вызываемую развитием событий в Испании, и их опасения, что подобное развитие представляет собою серьезную опасность для мира в Европе**. Советское Правительство считает бесспорным тот факт, что силы мятежников, борющиеся против испанской республиканской армии, состоят в подавляющей части из иностранных элементов, среди которых испанцы играют ничтожнейшую роль. С самого начала борьбы силы мятежников состояли преимущественно из марокканцев и так называемого иностранного легиона. Таким образом, мятеж испанских генералов с самого начала являлся попыткой опрокинуть силами марокканцев и других неиспанских элементов существующий парламентско-демократический строй, созданный волеизъявлением всего испанского народа. В дальнейшем силы мятежников пополнялись также в значительных количествах германскими и итальянскими гражданами. За последнее время означенные граждане стали прибывать в места расположения мятежных сил в массовом порядке специальными пароходами. Сведения, которыми располагает Советское Правительство о характере вербовки этих граждан, об их вооружении и об отправке пароходов, отнюдь не позволяют говорить, что мы имеем дело с во-лонтерством. Благодаря этому обстоятельству действительно создается та угроза миру, о которой говорил г. Британский Посол.

Советское Правительство считало бы правильным и желательным, чтобы исход борьбы в Испании решался- исключительно силами самих испанцев. Если невозможно элиминирование иностранного элемента из рядов борющихся сторон, то представляется вполне целесообразным принять меры к дальнейшему прекращению пополнения рядов борющихся сторон неиспанским элементом. Представитель Советского Правительства в Лондонском комитете еще 4 декабря письмом на имя председателя этого Комитета внес предложение о запрещении так называемого волонтерства и установлении контроля над выполнением этого запрещения ***.

Пример Декларации по запрещению вывоза оружия в Испанию показывает с достаточной убедительностью, что при нынешнем отношении некоторых участников Лондонского ко-

* Вручен M. M. Литвиновым послам Великобритании и Франции в СССР Чилстону и Кулондру 29 декабря 1936 г, ** См. газ, «Известия», 31 декабря 1936 г. *** См, док. № 396.


митета к международным обязательствам дальнейшие соглашения без одновременного установления контроля над их выполнением могут иметь своим результатом лишь создание преимуществ для мятежников.

Советское Правительство готово присоединиться к англофранцузскому предложению о заключении соглашения между государствами, участвующими в Лондонском комитете, о запрещении выезда гражданам этих стран, намеревающимся принять участие в военных действиях в Испании. Советское Правительство считает, однако, необходимым:

1) чтобы участники соглашения изъявили согласие на установление эффективного контроля над выполнением этого соглашения;

2) чтобы тс или иные меры контроля были приняты возможно скорее, независимо от согласия нли несогласия мятежных генералов;

3) чтобы участники морально обязались до введения контроля следить за прибытием так называемых волонтеров через имеющихся у них на местах официальных и неофициальных агентов и донесения о таких случаях публиковались во всеобщее сведение;

4) чтобы была установлена возможно ранняя дата заключения соглашения, дабы промежуток, отделяющий нас от этой даты, не позволил усилить теперь же отправку в Испанию так называемых волонтеров, и чтобы п. 3 вступил в силу теперь же.

По мнению Советского Правительства, цель, преследуемая британско-французским предложением, будет достигнута лишь при означенных условиях.

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия»» 305 (6162), 31 декабря 1936 г.

438. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Иране А. С. Черных

30 декабря 1936 г.

Хотя существующие соглашения дают нам формальное право интересоваться пребыванием иностранцев в некоторых местах Персии, мы тем не менее вопрос ставим не в юридической, а в политической плоскости. Мы считаем, что существовавшие ранее между нами и Ираном дружественные отношения дают нам право обратить дружественное внимание иранского правительства на возможные последствия экономического охвата Ирана Германией, ибо экономическая зависимость влечет за собою и политическую. Весь мир ныне убеж-


ден в агрессивности Германии, в подготовке ею мировой войны и в создании ею для этих целей широко разветвленной сети агентур во всех странах. К тому же мы имеем сведения, что в планы германского правительства входит создание специальной агентуры в Иране для совершения диверсионных актов против нас на Кавказе в случае войны. Если мы предостерегаем Иран против того, чтобы он невольно не сделался пособником агрессивных планов Германии, то мы этим отнюдь не покушаемся на суверенность Ирана. Замечания Самии о том, что и мы приглашали германских специалистов, не спрашивая Ирана *, мы считаем неуместным и невежливым. Советский Союз велик, и пребывание в нем нескольких десятков немецких специалистов вдали от Ирана никакого отношения к Ирану иметь не могло. К тому же это имело место до создания в Германии нынешнего агрессивного режима. Нас не интересует приглашение шведских, чехословацких или американских специалистов, но мы не можем относиться индифферентно к созданию в пограничной с нами стране агентур агрессивных стран со специфическими целями.

Иранское правительство должно понимать, что почти всякий немец, посылаемый теперь из Германии, получает определенные задания от полицейских, разведывательных и партийных органов и не вправе ограничиваться лишь работой по своей специальности. Если немцы соглашаются на меньшую плату, чем другие иностранцы, то это объясняется доплатой нм со стороны германского правительства за оказание ему специфических услуг. Мы поэтому удивлены и шокированы брутальными ответами, данными Вам Самии на Ваши дружественные представления.

Сообщите Сохейли, что Вы протелеграфировали мне о выполненном нм поручении Самии и что я в свою очередь поручил Вам заявить ему вышеизложенное. Можете то же самое повторить и Даверу и, если считаете нужным, самому Самии246.

По поводу визитов ** можете указать, что Форуги и др. были в Москве проездом в другие страны, а Персия не лежит на нашем пути н ездить туда надо специально.

Литвинов

Печат. по арх.

* См. док. № 368. ** См. т. XVIII, док. № 239, 364; газ. «Известия», 13—16 сентября 1932 г.. 16, 17, 21 октября 1935 г.


ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Из доклада Председателя СНК СССР на 11 сессии ЦИК

СССР 7-го созыва 247

10 января 1936 г.

III. Международное положение, нарастание угрозы войны н наша политика

Перехожу к вопросам международной политики.

Взаимоотношения Советского Союза с другими странами развивались в истекшем году в общем нормально. В подавляющем большинстве случаев наши взаимоотношения с иностранными государствами развивались в хорошем для дела мира направленны. Во всяком случае все, что зависело от Советского правительства, было сделано для укрепления дела всеобщего мнра, и прежде всего для укрепления мнра в Европе и в Азии.

Сейчас нет необходимости подробно говорить о взаимоотношениях СССР с отдельными странами. По сравнению с периодом VII съезда Советов здесь не произошло каких-либо существенных изменений, а на отдельных важных моментах мне еще придется остановиться в дальнейшем.

В качестве примера, характеризующего смысл внешней политики Советского Союза, можно указать хотя бы на наши взаимоотношения с непосредственными соседями, с пограничными государствами.

На протяжении всех наших громадных сухопутных границ на западе, на юге и на востоке, составляющих в общей сложности около 20 тыс. км, расположено достаточно больших, средних и малых государств, н не всегда таких дружественных к СССР, как, скажем, Турция. Ни одно из этих государств за все это время не имело оснований испытывать какое-либо беспокойство с нашей стороны. Напротив, даже самые малые государства, в том числе и те, политика которых нередко вихляет под нажимом антисоветских сил более крупных империалистических держав, не имели и не имеют повода выражать беспокойство в отношении Советского Союза. Придется, впрочем, особо остановиться на наших взаимоотношениях по линии


дальневосточных границ, где в связи с оккупацией Маньчжурии Японией создалось, как известно, особое положение.

С точки зрения обеспечения мира в Европе Советское правительство, а также правительства Франции, Чехословакии и некоторых других государств придавали особое значение заключению так называемого Восточноевропейского пакта о взаимопомощи, который по проекту Франции должны были подписать, кроме СССР, Франции и Чехословакии, также Германия, Польша, Латвия, Эстония и Литва. Однако ввиду противодействия Германии, а вслед за нею и Польши Восточноевропейский пакт о взаимопомощи не имел успеха.

Это не помешало тому, что в мае месяце прошлого года был подписан советско-французский договор о взаимной помощи. Во время приезда в Москву Лаваля *, теперешнего премьер-министра Франции, было снова подтверждено совместное желание СССР н Франции содействовать осуществлению регионального Восточноевропейского пакта в составе ранее намечавшихся государств н содержащего обязательства ненападения, консультации н неоказания помощи агрессору.

Вслед за этим был подписан договор о взаимной помощи между СССР и Чехословакией. При этом представители Советского Союза и Чехословакии заявили, что считают как договор СССР с Францией, так и договор СССР с Чехословакией лишь частичной реализацией задачи обеспечения мира в Восточной Европе **.

В известном сообщении о беседах, происходивших в Москве с г. Бенешем, теперешним президентом Чехословакии, было указано, что представители обеих стран в настоящее время придают исключительное значение «действительному осуществлению всеобъемлющей коллективной организации безопасности на основе неделимости мира» **. На почве этой политики стояло и стоит правительство Советского Союза.

Отмечу еще визнт в Москву г. Идеи а, теперешнего министра иностранных дел Великобритании. Значение этого визита видно уже из того, что беседы представителей СССР с Иде-ном позволили установить, что «в настоящее время нет никакого противоречия интересов между обоими правительствами ни в одном из основных вопросов международной политики» ***. Следовательно, налицо имеются благоприятные предпосылки для дальнейшего развития англо-советскнх отношений.

Отношения Советского Союза с Соединенными Штатами Америки развивались в общем нормально, главным образом в торгово-экономической области. Наряду с этим нельзя пройти

* См, т. XV111, док, № 224,

** См. т. XVI11, док. № 264.

*** См. т. XVIII, док. № 155,


мнмо повторяющихся попыток искусственно раздувать антисоветские кампании в некоторой части американской печати, что делается определенными реакционными и склонными к фашизму кругами с целью подрыва политики сближения между СССР и США, которое имеет огромное значение с точки зрения сохранения всеобщего мира.

В истекшем году установлены дипломатические отношения СССР с Бельгией, Люксембургом и Колумбией *.

С другой стороны, правительство Уругвая под давлением бразильских и, говорят, также кое-каких европейских реакционеров прервало дипломатические отношения с Советским Союзом **.

Если поверить господам уругвайцам, то можно подумать, что Советскому правительству нечем больше заниматься, как внутренними делами Бразилии и Уругвая, в которых господа бразильские н уругвайские правители, видимо, неважно разбираются, если валят свои беды па других. Если вы читали новогодний фельетон Демьяна Бедного «Политический Гаврнк» ***, в котором дано достаточное разъяснение уругвайского инцидента и связь его с вопросом об уругвайском сыре **** и пр., то на господах уругвайцах больше можно не останавливаться.

Однако Советское правительство не может проходить мимо таких актов, хотя бы и со стороны Уругвая, которые являются не только совершенно необоснованными в отношении нашего государства, но и являются прямым нарушением Пакта Лиги наций, в которую входят как СССР, так и Уругвай. Поэтому Наркоминдел обратился в Лигу наций с жалобой на действия уругвайского правительства, выразившиеся в разрыве дипломатических отношений с СССР без предварительной передачи спора на разрешение арбитражного суда илн Совета Лиги, как это требуется Уставом Лиги наций *****_

Перехожу к взаимоотношениям с Германией и Японией, которые привлекают к себе, по понятным причинам, особое внимание трудящихся пашей страны.

Начну с Германии.

Скажу прямо, Советское правительство желало бы установления более хороших отношений с Германией, чем те, которые существуют теперь. Нам это кажется бесспорно целесообразным с точки зрения интересов народов и СССР, н Германии. Но осуществление этой политики зависит не только от иас, но также и от правительства Германии.

* См, т. XVIII, соответственно док. № 318, 347, 285

** См. т. XVIII, док. № 457.

*** См. газ. «Правда», 1 января 1936 г.

**** См. т. XVIII, док, № 439.

j ***** См, т, XVIII, док. № 458, а также газ, «Известия», 25, 26 января


Л в чем заключается внешняя политика теперешнего германского правительства? Об основном направлении этой внешней политики я говорил на VII съезде Советов*, когда цитировал программную книгу Гитлера «Моя борьба», распространяемую в Германии в миллионах экземпляров. В этой книге Гитлер прямо указывает на необходимость перехода «к политике территориальных завоеваний». При этом Гитлер без стеснения заявляет: «Когда мы в настоящее время говорим о новых землях в Европе, то мы можем в первую очередь иметь в виду лишь Россию и подвластные ей окраинные государства».

С тех пор, как были прочитаны эти заявления Гитлера с трибуны съезда Советов, германское правительство не сделало никакой попытки к отказу от этих планов захвата в отношении Советского Союза и, наоборот, своим молчанием полностью подтвердило, что указанные заявления Гитлера остаются в силе. Для нас это не было неожиданностью. Зарвавшиеся в своих планах господа национал-социалисты ведут подготовку, как всем известно, именно в этом захватническом направлении, хотя и не в одном этом направлении.

Эта преступная пропаганда захватов чужих территорий имеет уже и новых последователей за пределами Германии. Находятся уже всякие подголоски германского капитала и в соседней Польше, вроде пана Студницкого ** и безголовых панов из краковской газеты «Час», которые настолько распоясались, что открыто болтают в печати о захвате некоторых территорий СССР***, что в пьяном бреду снилось разным чудакам уже не раз. Подобные же бредни не чужды некоторым элементам соседней с нами Финляндии, все больше ориентирующейся на наиболее агрессивные империалистические государства.

Всем известно, что германский фашизм не ограничивается только простой выработкой захватнических планов и готовится действовать в ближайшее время. У всех на глазах германские фашисты превратили попавшую сейчас в их распоряжение страну в военный лагерь, который благодаря своему расположению в самом центре Европы и является угрозой отнюдь не только для Советского Союза. Если даже не говорить о других странах, то кому не известно, что, например, над Чехословакией, никому из своих соседей не угрожающей и занятой мирным трудом, что над ней уже нависла черная туча германского фашизма, обтыканного солдатскими штыками и жерлами пушек, оснащенного всеми возможными и вчера еще невозможными отравляющими и поражающими людей химическими

* См. т. XVIII, док. № 27. ** См. т. XVII, прим. 152. *** См. газ. «Известия», 29 мая 1935 г.


припасами, быстроходной и для неожиданности нападения бесшумной военной авиацией, снаряженного всем тем, что превращает теперешнюю войну в массовое убийство не только солдат иа фронте, но и простых мирных граждан, женщин и детей.

Все это представляет растущую опасность для мира не только в Европе.

Насколько противоречиво положение в современной Германии, видно из следующего.

Наряду с беспардонной антисоветской внешней политикой определенных правящих германских кругов по инициативе германского правительства Советскому Союзу был предложен и 9 апреля 1935 г. подписан договор между Германией и СССР о кредите в 200 млн. марок на пятилетний срок*. Этот кредит в общем успешно нами реализуется, как и пятилетний кредит в 250 млн. крон, предоставленный нам в прошлом году Чехословакией**. В последние месяцы представители германского правительства ставили перед нами вопрос о новом, более крупном кредите — уже на 10 лет ***. Хотя мы не гоняемся за иностранными кредитами и в отличие от прошлого времени в значительной мере уже перешли за границей на покупки за наличный расчет, а не в кредит, мы не отказывались и не отказываемся обсудить и это деловое предложение германского правительства.

Развитие торгово-экономических отношений с другими государствами, независимо от временного господства в них той или другой политической силы, отвечает политике Советской власти. Мы думаем, что это отвечает и интересам германского народа, а сделать практические выводы из этого, разумеется,— дело правительства Германии.

Наконец, о взаимоотношениях с Японией.

Свое миролюбие и уступчивость Советский Союз демонстрировал заключением соглашения о продаже Китайско-Восточной железной дороги Маньчжурии. Соглашение о продаже КВЖД подписано в марте прошлого года ****. Дорога передана японо-маньчжурским властям. Выплата Советскому Союзу полагающихся за КВЖД сумм и покупка на них в Японии и Маньчжурии товаров идет нормально. По всем другим практическим вопросам Советский Союз также находил до сих пор пути к соглашению с Японией.

Однако остается нерешенным главный вопрос во взаимоотношениях СССР с Японией. От сделанного нами три года тому назад предложения о заключении советско-японского договора

* См. т. XVIII, док. № 172.

** См. «Сборник действующих торговых договоров...», вып. I, M., 1935, стр. 289—295. -

*** См. т. XVIII, док. № 291. **** См. т. XVIII, док. № 134.


о ненападении * Япония до сих пор уклоняется. Тнкое поведение нельзя не считать подозрительным.

С другой стороны, попытки новых и но^ых нарушении наших границ со стороны японо-маньчжурскпх зоепных отрядоь не прекращаются и не сокращаются. Укажу хотя бы на инцидент, имевший место 12 октября з районе Ново-Алексеевки, когда на советскую территорию на расстоянии свыше 1—2 км от линии границы перешло около 50 японо-ман^чжурскнх солдат, открывших ружейный и пулеметный огонь по нашим пограничным нарядам. В результате перестрелки с нашей стороны был убит пограничник, командир отделения Котельников и ранено дзое других пограничников, Получиз энергичный отпор к понеся соответствующие потери, нарушители границы вернулись на маньчжурскую территорию, но провокационный характер таких инцидентов понятен и без дальнейших пояснений **.

Вот еще один пример поведения представителей японского правительства, причем это поведение тоже не укладывается в рамки нормальных отношений.

Прошло уже почти полгода, как наш посол з Японии т. Юренев передал проект соглашения о советско-японо-маньчжурских пограничных комитетах ***, которые могли бы рассматривать и ликвидировать пограничные инциденты. Но до снх пор на наш проект японское правительство не дало своего ответа.

Говорят, что определенным кругам японской военшины нужны были пограничные инциденты на советской границе для того, чтобы отвлекать чье-то внимание от ее хозяйничанья в Маньчжурии и от тех экспансионистских действий, которые проводятся ею в Северном Китае и вообще на территории Китайской республики. Будто бы также эти и подобные им пограничные инциденты нужны кое-хому в Японии для того, чтобы демонстрировать перед внешним.миром «твердость» и «силу» японской политики. Ясно одно, что игра с огнем вдоль наших дальневосточных границ не прекращается и что япон'-ская военщина подбирается к нашим границам как непосредственно, так и через другие территории.

За последнее время появились сообщения о заключенном между Японией и Германией военном соглашении**** и о связи с этим делом Польши. Ничего неожиданного для нас в этом нет. Недаром как Япония, так и Германия вышли заблаговременно из Лиги наций, чтобы развязать себе руки, и по понятным причинам во всем мире считаются наиболее агрессиз-ными по своей внешней политике дерпсазами.

* См. т. XIV, док..V? 401; т. XVI. док. Л'? 2. ** См. т. XVIII, док. Ni 330. *** См. т. XVIII, птшм. 137. **'* См. т. XV*HI. прим, 2G2. у;;.ю;-;е до:-;..4? 37Û. 402 шкточ:цего томД

лЮ


фашистские празители Германии пытаются иногда отвести глаза наивных людей от сзоих захватнических планов в отношении Советского Союза тем, что ссылаются на отсутствие обших границ между Германией и СССР. Но мы знаем, с другой стороны, что Германия, поощряемая некоторыми иностранными державами, лихорадочно готовится занять господствующее положение в Балтийском норе и вошла в особые отношения с Польшей, имеющей достаточно большие границы с Советским Союзом.

Поэтому как в отношении восточных, так и в отношении западных границ мы должны поставить на должную высоту дело обороны.

За последние годы сделано в этом отношении не мало. Но там, где дело касается защиты мирного труда рабочих и колхозников нашей страны от нападения извне, там, где идет речь об обороне наших завоеваний и великого социалистического "строительства, мы на достигнутых результатах по обороне не можем успокоиться,

Мы должны безотказно найти все необходимые для этого материальные средства, и поэтому нам необходимо в этом году значительно увеличить ту часть государственного бюджета, которая связана с обороной страны. Мы вырастили крепкую Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и должны теперь еще упорнее работать над тем, чтобы вся наша армия состояла из преданных и знаюших до конца свое дело бойцов — летчиков, артиллеристов, химиков, танкистов, стрелков и бойцов всех других необходимых видов оружия. Мы ввели личные звания для начальствующего состава Красной Армии, чтобы еще больше укрепить и поднять значение руководящих кадров нашей армии. Только такая Красная Армия будет с честью служить делу мира, делу обороны границ Советского Союза, делу социализма.

Нам нужно укреплять и дальше нашу Красную Армию и вместе с тем использовать всякую возможность для поддержания мира и для разъяснения трудящимся всех стран нашей особой принципиальной линии з международной мирной политике.

Наше вхождение в Лигу нашш отнюдь не означает, что отныне не существует коренного, принципиального отличия советской международной политики от политики капиталистических держав. На примере итало-абиссинской войны мы уже видим обратное.

^Итало-абиссинская воина — типичная империалистическая воина за колонии. Итальянский фашизм открыто защищает политику захвата Абиссинии и превращения ее в итальянскую колонию. Считая себя державой, обиженной по части колониальной добычи, которую делили между собой главные импе-


риалиетичеекие государства после окончания мировой войны, Италия начала новую войну, чтобы силой оружия расширить свои колониальные владения за счет Абиссинии. Фашистская Италия выступает в данном случае в качестве застрельщика нового частичного передела мира, что чревато большими событиями и многими неожиданностями для господствующих капиталистических классов в Европе. Фашистское правительство требует при этом от других империалистов и от Лиги наций в целом поддержки ее колониального наступления.

На отношении держав к итало-абиссинской войне демонстрируется действительная политика. В перзую очередь здесь надо иметь в виду крупные, решающие державы.

С поверхностной точки зрения может показаться, что между этими державами существуют разногласия принципиального значения з отношении к политике колониального захвата. На самом деле это, конечно, не так. Различие в позиции отдельных капиталистических государств, участвующих в Лиге нации, сзодится отнюдь не к принципиальной разнице в отношении колониальных захватоз. Это различие объясняется прежде всего разной заинтересованностью отдельных крупных держаз з степени усиления империалистического могущества Италии. Это можно сказать также и в отношении держав, не входящих в Лигу наций. Среди капиталистических держав нет таких держаз, которые ставили бы независимость той или другой слабой страны выше интересов своего корыстного участия в дележе колоний.

Только Советский Союз занял в итало-абиссинской войне особую принципиальную позицию, чуждую всякому империализму, чуждую всякой политике колониальных захватов. Только Созетскин Союз заявил о том, что он исходит из принципа равноправия и независимости Абиссинии, являющейся к тому же членом Лиги наций, и что он не может поддержать никаких действий Лиги наций или отдельных капиталистических государств, направленных к нарушению этой независимости и равноправия*. Эта политика Советского Союза, принципиально отделяющая его от других членов Лиги наций, имеет исключительное международное значение и еще принесет свои большие плоды.

Советский Союз продемонстрировал в Лиге наций свою верность этому принципу, принципу государственной независимости и национального равноправия всех государств, на примере одной из малых стран — Абиссинии. Советский Союз использовал также свое участие в Лиге наций для того, чтобы на практике проводить свою линию в отношении империалистического агрессора.

* См, т. XVIII, док. № 357. 362.


Первый же год участия Советского Союза в Лиге наинй полностью подтвердил правильность нашего решения о вступлении в Лигу- При всех недостатках, которые присущи Лиге наций как организации капиталистических государств, Лига в известной мере выполняла сдерживающую роль в отношении поджигателей войны, в отношении агрессора. Можно и должно критиковать Лигу наций за то, что она не принимала достаточных мер, например, в связи с итало-абиепшекои войной, в отношении которой Лига должна была в коние кониоз сказать свое мнение об агрессоре. Следует также признать, что Лига ничего не сделала для предупреждения этой зонны. Однако нельзя не видеть того факта, что в данном случае Лига наций стесняла не тех, кто служил делу мира, а тех, кто хотел помогать агрессору. В этом сзете надо рассматривать участие СССР в решениях Лиги по вопросу об итало-абиссинской войне и, в частности, в проведении экономических санкций в отношении Италии, которая была признана Лигой агрессором.

Итало-абиссинская война показывает, что угроза мировой войны все больше нарастает, все больше захватывает Европу.

Эта война только еше началась, и сейчас незозможно предвидеть, когда и чем она кончится. Кому, однако, не видно, что итальянский фашизм поставил большую ставку в этой игре.

Тот факт, что не задачи внутреннего хозяйственного и культурного подъема, а рискованную войну за новые колонии господствующие силы Италии рассматривают как главный путь к своему дальнейшему усилению, говорит сам за себя. Даже теперь, когда капиталистические страны з большей или меньшей мере,— весьма, впрочем, неравномерно,— выходят из экономического кризиса последних лет,— даже теперь они уже сами не верят в возможность значительного роста своих сил на основе развития своих внутренних сил- Только в этой связи можно понять развязку новых империалистических войн за колонии. В этом же и глубокая основа итало-абиссинской воины.

Такие страны, как Япония и Германия, а теперь и Италия, уже вышли или готовы завтра выйти на авансцену новой схватки между империалистическими державами всего мира. Нет такого капиталистического государства, которое не было бы затронуто в той или иной мере активностью внешней политики Указанных трех держав. В этой международной обстановке особенно велика ответственность Созетского Союза.

Тот, кто ввязывается в новую империалистическую войну, может успеть сломать себе шею и до осуществления езоих захватнических планов. Не исключено такое положение, что рас-Четы империалистических клик на пассивность народных масс могут провалиться в самый неожиданный момент, как это уже бывало раньше. Нам. большевикам, не трудно понять такого


рода стремления народных масс. Мы знаем также, что народным массам капиталистических стран чужды захватнические планы империалистов всех мастей, особенно же империалистов фашистского лагеря.

Но мы, трудящиеся Советского Союза, должны рассчитывать в защите своего дела на свои силы, а в обороне нашей Родины — прежде всего на свою Красную Армию. Мы примем все меры, к тому, чтобы еще и еще раз подорвать возможность внешнего нападения на нашу страну со стороны империалистов. А если все же нападут, мы не сомневаемся, что наша Красная Армия даст им должный отпор.

Рабочий класс России вместе с революционным крестьянством сбросил со своей шеи помещиков и капиталистов и помог национальному освобождению всех народов бызшен usp-ской империи, Теперь трудящиеся Союза Советских Социалистических Республик в дружном труде строят новую жизнь, идут действительно к счастливой жизни.

И после этого все еще находятся госиода империалисты, которые живут мечтой насильно оседлать свободные народы Советского Союза и посадить нам на шею иностранных помещиков и капиталистов. Мы скажем на зло: господа хорошие, протрите глаза, вы опоздали родиться!

Мы пережили в свое время трудную перу иностранных военных ннтерзенцнн, но тогда мы были слабы, голодны и еще по-настоящему не успели глотнуть чистого воздуха. Но и тогдн империалистические планы разгрома нашего государства провалились с треском.

С тех ног дело в нашей стране круто изменилось.

Народное хозяйство уже не похоже на то. что было 10— 15 лет тому назад. Проведена техническая реконструкция всех важных отраслей промышленности и уже выросли на этой новой базе новые люди, освоившие технику и по-стахановски быстро двигающие вперед производительность социалистического труда.

С тех пор до основ перестроилась самая отсталая часть нашей страны — деревня. Колхозы и ликвидация последнего капиталистического класса — кулачества закрепили дело ликвидации классов s нашей стране. Вместе с уничтожением последних капиталистических классовых прослоек в деревне, которые, как мелкие паразиты, были особенно живучи, все доходы нашей страны идут целиком в руки трудящихся и их государства. Улучшилась жизнь, и теперь, как никогда, широко распахнулись двери к счастливой, культурной жизни для народов нашего Союзаь Первыми плодами кашей победы мы уже пользуемся и видим, что впереди нас ожидает невиданный рост материального благосостояния и культуры всех народов Советского Союза.


И даже после этого не перевелись еще на свете такие господа, которые в слепой ненависти к новому миру строят планы захватов и расчленения Советского Союза. Ну, что им на это сказать? Мы действительно появились на свет без разрешения этих господ и безусловно против их волн... *

Значит, пришло время, когда старый мир должен уступать дорогу новому миру.

Лечат, по кн. 12-я сессия ЦИК Ссюги ССР 1-го созыва. Стенографический c~-ter, m—fi января 1536 г.*. бюллетень M >'• M., 1936, стр. 77-37.

2. Выступление Народного Комиссара Иностранных Дел СССР M. M. Литвинова на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов

28 ноября 1936 г.

Товарищи делегаты съезда, позвольте раньше всего предупредить вас, что я выступаю здесь сегодня не с обзором международного положения, ибо такого пункта в порядке дня съезда не имеется, а по докладу о проекте конституции. Тов. Сталин отметил интерес, которого заслуживает заграничное общественное мнение о проекте конституции, и я, как человек, сидящий у окошка, выходящего за границу, хочу поделиться с вами некоторыми мыслями на эту тему.

Тов. Сталин дал блестящий и остроумнейший анализ заграничной критики проекта конституции. Надо, однако, признать, что проект конституции был встречен за границей не только критикой, не только сомнениями и скептицизмом, но и поощрительными и хвалебными отзывами. В некоторых кругах заграничного общественного мнения проявилась склонность покровительственно похлопывать нас по плечу, как вернувшегося в свою семью раскаявшегося блудного сына. Вернулся-де Советский Союз к европейскому демократизму, к буржуазным свободам. В этот вопрос я хочу внести некоторые уточнения.

Насчет сущности демократизма и буржуазных свобод мы, марксисты, всегда были особого мнения. Это мнение выразил т. Сталин, когда он в своем докладе сравнивал свободы, предоставляемые советской конституцией, с одноименными, но отнюдь не равнозначными буржуазными свободами. Но беря Даже этн свободы в их условном, ограниченном значении, в котором они в конце XVIII и в течение XIX века играли несомненно крупнейшую прогрессивную роль и ими по праву гордилась буржуазия со времени французской резолюции, мы, кажется, теперь можем говорить о них, как о чем-то отходящем в прошлое.

Многоточие в документе.


В самом деле, из 26 европейских буржуазных стран так называемый демократизм и буржуазные свободы сохранились едва ли больше, чем в 10 странах. Остальные 16 стран, т. е. две трети буржуазной Европы, имеют режим фашистской или полуфашистской диктатуры. Иной раз разница между фашистскими и полуфашистскими странами не качественная, а количественная. Это скорее разница оттенков или даже лишь внешних признаков. Одни страны открыто объявляют себя фашистскими, другие же, подражая во всем своем политическом и социальном устройстве фашистским странам, по соображениям внутренней, а иногда и внешней политики предпочитают избегать фашистского названия.

Как выглядят демократизм и свободы в фашистских странах, рассказывать не приходится. Фашизм сам хвастает тем, что он является отрицанием демократизма и всяческих свобод. Ибо что представляет собой фашизм? Я хотел бы дать ему не философское или научное, а житейское, общепонятное и в то же время верное определение. Мы с вами знаем, товарищи, какие противоречия разъедают буржуазное общество. Эти противоречия не только неустранимы, но они неизбежно растут и множатся. Они особенно обострились в результате мировой воины и получили яркое выражение в экономическом кризисе-начавшемся в 1929 г. В некоторых странах ни одной из буржуазных партий, сменявшихся у власти, не удавалось справиться с этим кризисом. На этой почве росло недовольство граждан. И вот является на политической сцене пли «посылается провидением» гениальный человек, который берется вывести государство из затруднительного положения, не посягая на его устои. В ход им пускается средство столь же «гениальное», сколь и простое. Если нельзя устранить существующее недовольство и причины, порождающие его, то вполне легко устранить недовольных: достаточно запретить гражданам выражать недовольство, лишить их всех средств выражения мыслей, желаний и требований, лишить их газет, собрании, союзов, партий, а для упорствующих и особо провинившихся в прошлом выстроить и приспособить определенное количество тюрем и концентрационных лагерей, и также виселиц и плах, а часть населения, вследствие ненадлежащего ее происхождения, объявить вне закона и отдать на поток и разграбление другой части населения. Это п называется фашизмом! Где же тут место демократизму и свободам?

Но вы, может быть, скажете, что этот метод обуздания граждан не может претендозать на оригинальность, а те пз вас, кто читал писателя Глеба Успенского, пожалуй, вспомнят, что метод этот вполне укладызается в классическое правило будочника Мымрецова «тащить и не пущать». Кое-кто из вас, пожалуй, скажет, что прототипом фашистской партии надо


считать хорошо знакомый нашему старшему поколению «Союз русского народа» или «Союз Михаила-архангела». Я с вами, товарищи, спорить не буду. Я хотел лишь дать вам представление о состоянии свобод в образцовом фашистском государстве, к которому более или менее приближаются фашистские или полуфашистские страны. Особенностью некоторых таких полуфашистских стран надо считать господствующее влияние военщины, дающей приказания официальному правительству, угрожающей ему террором, а иногда и террор осуществляющей и являющейся фактическим хозяином государства. Из слуги государства, каковой как будто должна быть армия в демократическом государстве, она фактически превращается в его повелителя.

Как мною уже было сказано, в Европе все же осталось стран 10, которые сохранили еще чистоту демократических риз. Сохранили? Да, но надолго ли сохранят, вот в чем вопрос. Во всяком случае, в этих странах, под влиянием и благодаря щедро оплаченной агитации фашистских стран, нарождаются и крепнут элементы, открыто проповедующие уничтожение остатков демократизма и демократических свобод. В большинстве этих стран практически уже ставится вопрос о запрещении той или иной партии, причем такими партиями обыкновенно оказываются, конечно, партии рабочего класса и крестьянства, партии недовольных. Искусственное подавление недовольных н лишение их возможности объединения, как мы видели, и есть начало фашизма. Бывает, что правительство. опирающееся на огромное большинство населения и на большинство в парламенте, буквально терроризуется и вынуждается прислушиваться преимущественно, к голосу меньшинства, если только последнее имеет в своем распоряжении достаточное количество бойких и горланистых органов печати. Голос таких газет выдают за общественное мнение страны, а насколько это соответствует действительности, мы недавно зндели на примере выборов в Соединенных Штатах Америки. 90 процентов печати этой страны выступало против президента Рузвельта. Можно было думать, если считать газеты выразителем общественного мнения, что вся страна против г. Рузвельта. Тем не менее г. Рузвельт одержал на выборах блестящую победу, получив подавляющее большинство голосов. Совершенно ясно, что общий голос прессы, претендующей быть выразителем общественного мнения страны, представляет иногда ничтожное меньшинство, а то — лишь несколько газетных магнатов или несколько промышленных трестов, финансирующих эти газеты. Тем не менее подобные газеты зачастую оказывают огромное влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны, парализуют действия демократического правительства. Крупным фактором, давящим на политику даже в демократических


странах, иногда является и верхушка военщины. Вряд ли такое положение действительно отвечает понятию демократии. Если же в такой стране находятся честные радикальные элементы, которые вместе с рабочими и крестьянами пытаются отстоять демократический строй и свободы, то они подвергаются ожесточенной атаке со стороны собственных фашистских элементов, а то и насильственно опрокидываются своей военщиной, которой приходят на помощь фашистские и полуфашистские страны. Блестящий пример этому мы видим в Испании, имевшей правительство, вышедшее из зсеобщи.х выборов, произведенных по всем правилам буржуазного демократизма. Но так как это правительство провозгласило программу охраны демократизма, охраны свобод, охраны парламентаризма, то против него восстала кучка генералоз и офицеров, поддержанная иностранными фашистскими правительствами, и пытается его опрокинуть под лозунгом фашизма. Но всего характернее то, что эта открытая организованная борьба встречает сочувственное отношение и даже существенную поддержку со стороны демократических государств.

Вот, товарищи, какова судьба демократизма и буржуазных свобод ныне в Европе и вот почему мы не можем чувствовать себя особенно польщенными, когда нам говорят в связи с проектом конституции, что мы возвращаемся з лоно европейского демократизма, к буржуазным свободам, Правильнее будет сказать, что мы берем выпадающее из слабых рук дряхлеюшей буржуазии знамя демократизма, знамя свобод и наполняем эти понятия новым, богатым, советским содержанием.

Становясь оплотом демократизма и свободы, Советский Союз не призывает, однако, к созданию международного блока для борьбы с фашизмом, отрицающим демократию и свободу. До внутреннего фашистского режима тех или иных стран нам, как государству, дела нет. Наше сотрудничество с другими странами, наше участие з Лиге наций основаны на принципе мирного сосуществования двух систем — социалистической и капиталистической, причем мы считаем, что в последнюю укладывается и фашистский строй. Но фашизм теперь перестает быть внутренним делом исповедующих его стран. Было время, когда родоначальник фашизма, г. Муссолини, заявлял, что фашизм не есть предмет экспорта. Надо отдать справедливость г. Муссолини, что он в течение многих лет был верен этому заявлению и борьба за распространение фашизма за пределы Италии не составляла элемента его внешней политики, но это длилось лишь до тех пор, пока фашизм г. Муссолини не прошел в Берлине курса усовершенствования или, как у нас говорят, переквалификации и не оплодотзорнлся теориями германского так называемого национал-социализма. В отличие от итальянского фашизма германский национал-социализм, как


только он обосновался внутри своей страны, перенес свою деятельность н за ее пределы. Документально установлено, что деятельность национал-социалистской партии, которая имеет свою широко разветвленную агентуру почти во всея странах, не сводится в этих странах, как нас в этом хотят уверить официальные представители фашизма, к социальному и культурному обслуживанию членов этих агентур. Установлено, что эти агентуры ведут широкую фашистскую агитацию среди гра-ждан'стран своего пребывания, активно вмешиваются во внутреннюю политику этих стран, натравливают одни партии против других, создают и финансируют органы печати, не брезгают разведывательной деятельностью и не останавливаются даже перед террористической, отнюдь не считаясь с законами стран, дающих им гостеприимство. Подобная агентура недавно раскрыта и в нашем Советском Союзе. Нас, однако, ни в малейшей мере не пугает и эта заграничная деятельность фашизма. Она представляет действительную и большую угрозу для других стран, для самого их существования, но не для* нас. Мы легко справимся с ней на советской территории собственными силами, н мы не станем просить для борьбы с нею иностранной помощи и заключать для этого международные союзы и соглашения.

' • Более серьезной представляется заграничная деятельность фашизма, когда она принимает такие формы, как, например, в Испании. В настоящее время не подлежит никакому сомнению, что после разгрома правых партий на демократических выборах в Испании, выявивших доверие и преданность народа испанскому правительству, вышедшему из этих выборов, мятежные генералы не посмели бы поднять бунт против этого правительства, если бы им заранее не была обещана поддержка германского или итальянского фашизма, а то и обоих вместе. И эта поддержка была не только обещана, но и оказана. Призыв генералов к бунту не нашел отклика среди солдат и матросов испанской армии, и генералы вынуждены были прибегнуть к помощи марокканцев и иностранного легиона, т. е. легиона, который вербуется из международных авантюристических и уголовных элементов. С этими силами ген. Франко выступил против испанского народа, с ними он наступает на столицу Испании. Но и эти силы, расположенные в Марокко, не могли бы быть перевезены в Испанию, если бы в распоряжение Франко не были предоставлены германские и итальянские самолеты и военные корабли. Заметьте, что Германия и Италия в то время еще поддерживали дипломатические отношения с испанским правительством, и их вмешательство во нутреннюю борьбу Испании являлось вопиющим нарушением нх стороны элементарнейших международных обязательств. рм а некий фашизм, драпирующийся в тогу защитника арий-


ской расы, по-видимому, не испытывает никакой совестливости от того, что ему приходится вести в бой против арийского испанского народа неарийскнх мавров. Германия и Италия без всяких стеснений заявляют, что они поддерживают ген. Франко, потому что они не хотят иметь в Испании демократического правительства, правительства единого фронта и что они хотят видеть там обещанное им ген. Франко правительство, основанное на фашистских началах. Само собой разумеется, что Германии и Италии отнюдь не нужен в Испании фашизм ради фашизма, ни утверждение какой-нибудь идеологической доктрины, Фашизм является в данном случае средством для достижения совершенно других, отнюдь не идеологических целей, По инициативе Франции и Англии, по мотивам предотвращения возможных международных осложнений, угрожающих миру, было подписано международное соглашение о невмешательстве в испанские дела поставкой правительству или мятежникам каких бы то ни было военных материалов. Это предложение несомненно шло вразрез с обычными представлениями о международных отношениях, допускающих поставку любого оружия одним правительством другому признанному им правительству и запрещающих такие поставки мятежникам з какой-либо стране, с которой поддерживаются дипломатические отношения. Тем не менее, учтя официальные мотивы, которыми было обосновано это предложение. Советское правительство присоединилось к нему. Оно полагало к тому же, что по существу это соглашение, будучи всеми лояльно соблюдаемо, не нанесет ущерба испанскому правительству, ибо предоставленный самому себе ген. Франко не имел бы никаких шансов предотвратить подавление мятежа. Повторяю, что само собой понятной предпосылкой нашего присоединения к соглашению было лояльное выполнение его всеми его участниками. Германия и Италия, а также фашистская Португалия долго задерживал?! своп ответ на предложение о присоединении к соглашению о невмешательстве, под разными предлогами затягивали переговоры на эту тему и использозали выигранное таким образом время для ускоренного обильного снабжения ген. Франко авиацией, танками, артиллерией и другими предметами вооружения. Это необходимо было им для того, чтобы в дальнейшем, в случае обнаружения з Испании вооружения германских и итальянских марок, можно было оправдаться тем, что оно попало в Испанию до подписания соглашения. Но вот соглашение подписано и фашистскими странами. Недели шли за неделями, и СССР, Франция, Англия и другие государства лояльно и скрупулезно выполняли свои обязательства в то время, как Германия и Италия, со свойственным им пренебрежением к международным обязательствам, тайно, используя для этого преимущественно португальский плацдарм, про-


должали снабжать ген. Франко всеми видами военного и морского вооружения. Это снабжение стало притчей во языцех. Об этом писали корреспонденты иностранных газет всех политических направлений, не исключая самых правых. Об этом рассказывали многочисленные очевидцы и свидетели. Это несомненно было известно и находившимся в соответственных портах иностранным консулам, донесения которых, к сожалению, до сих пор не опубликованы. Наконец, испанское правительство формально заявило в Лиге наций и в нотах на имя отдельных государств о военных поставках ген. Франко, вдвойне незаконных: во-перзых. с точки зрения обычного права и, во-вторых, в силу состоявшегося международного соглашения. Советское правительство тогда обратилось к Лондонскому комитету послов*, который, как казалось ему, был создан для обеспечения соблюдения всеми участниками соглашения принятых ими на себя обязательств и расследования случаев их нарушения. Мы, однако, ошиблись. Лондонский комитет понял слово «невмешательство» в том смысле, что он сам не должен вмешиваться з дело вмешательства в испанские события. Лондонский комитет понял свою задачу в том смысле, что он должен следить лишь за тем, чтобы государства, принявшие на себя определенные обязательства по соглашению о невмешательстве, сами не признавались в их нарушении, и что, пока онн какую бы то ни было вину за собой отрицают, их объяснения признаются удовлетворительными, и на этом кончаются функции Комитета. Такое решение Комитета заранее санкционировало всякие нарушения обязательств и в дальнейшем со стороны фашистских государств. Советскому правительству не оставалось ничего больше сделать, как лояльно заявить Лондонскому комитету, хотя оно отнюдь не обязано было это сделать, что оно не считает себя морально более связанным соглашением, чем остальные его участники **.

Результатом германских и итальянских военных поставок было то, что ген. Франко с его марокканскими войсками удалось занять важнейшие стратегические пункты и подойти вплотную к Мадриду. Результатом является то, что в течение нескольких недель денно и нощно на прекрасную столицу испанского народа обрушиваются сотни и тысячи килограммов взрывчатых и зажигательных бомб и артиллерийских снарядов, убиваются и калечатся сотни и тысячи мирных граждан, женщин и детей и разрушаются величайшие памятники зодчества, живописи и скульптуры, памятники старины, составляющие сокровищницу всего человечества. И эти разрушения про изводятся с германских и итальянских самолетов, руками гер-

^^ Международный комитет по применению соглашения о невмешательстве в де^ Испании, состоявший из представителей 27 го^дарств ** См_ док. № 296, 327.


майских н итальянских пилотов. Эта разрушительная геростратова работа первого объединенного германо-итальянского международного активного сотрудничества останется навсегда позорнейшей страницей истории международных отношений, истории Европы. Я уверен, товарищи, что выражу чувство зсе-го съезда, если скажу, что в этот момент, когда мы говорим об Испании, наши мысли, наши чувства, полные горячей симпатии и восхищения, устремляются к героическим защитникам Мадрида, к мужественным борцам испанской республиканской армии на других фронтах в их ожесточенных схватках с силами варварства и вандализма. (Бурные, продолжительные аплодисменты, все встают, делегаты съезда обращаются с овацией по адресу посла Испанской республики г. П а с к у а, находящегося в дипломатической ложе: «Да здравствует героический испанский н ародЬ>),

В чем состоит интерес нашего Советского государства к испанским событиям? Население нашего Союза своими щедрыми сборами в пользу испанских женщин и детей, своими коллективными резолюциями и приветствиями по адресу Испании и другими манифестациями свидетельствовало о том живом сочувствии, с которым оно из наиболее демократичной и свободной страны следит за мужественной и мучительной борьбой народа хотя и отдаленной страны за свой демократизм, за свои свободы, против фашистского варварства, против фашистского порабощения. О том же свидетельствует только что произведенная вами манифестация. Но это лишь эмоциональная сторона дела, есть еще и сторона политическая — государственная, которую я и хочу разъяснить. Наши враги утверждают, будто мы добиваемся создания на Пиренейском полуострове коммунистического советского государства, которое мы намерены даже включить в Советский Союз. Если есть наивные люди, верящие этим глупым утверждениям, то они должны быть немало удивлены, что мы не отложили VIII съезд в ожидании включения в конституцию 12-й, испанской социалистической республики. Им, впрочем, разъясняют, что мы уже не рассчитываем на завоевание для коммунизма всей Испании и готовы удовольствоваться каталонским уголком ее, созданием независимой каталонской республики, чтобы оттуда;:ой-ти походом против всей Европы. Подобные сказки для маленьких детей п больших дураков распространяются, конечно, с целью затемнения смысла нашего действительного интереса к испанским событиям.

В случае с Испанией мы имеем дело с первой крупной вылазкой фашизма за пределы его родины. Мы имеем дело с попыткой насильственного насаждения в Испании извне фашистского строя, навязывания испанскому народу фашистского


правительства при помощи штыка, гранаты и бомбы. Если бы эта попытка удалась, то не было бы никаких гарантий от повторения ее в более обширном масштабе в отношении и других государств. Опять-таки, если бы речь шла о фашизме лишь как об особом внутреннем политико-социальном режиме, то наше отношение к этому было бы более спокойным. Существовала же в Испании коррупционная монархия, была там недазно диктатура ген. Примо де Рнвера, и это нас сравнительно мало смущало. Но речь»дет теперь о другом, о явлении международного характера, о действительном усилении угрозы миру, и этого одного достаточно для оправдания нашего интереса.

Необходимо исходить из того, что фашизм есть не только особый внутренний государственный режим, а что он есть в то же время подготовка агрессин, подготовка войны против других государств. Это не наша характеристика фашизма, а его собственная. Фашизм кричит со всех крыш о своей агрессивности и не только кричит о ней, но кое-где уже н осуществлял ее. Я попрошу вас, товарищи, вспомнить сказанное мною раньше о сущности и методах фашизма. Я вам говорил о способе подавления недовольства населения фашистской страны, но это, так сказать, программа негативная. Есть у фашизма и программа положительная. Одними механическими полицейскими средствами, намордниками можно лишь временно зажать рот недовольным, но поскольку причины недовольства этвм не устраняются, а устранить их другими мерами фашизм не способен, в ход пускаются другие, так сказать, духовные средства для обработки, я бы сказал, околпачивания недовольных; граждан. Используя монопольно прессу, книгоиздательства, радио и все прочие средства агитации, фашизм внушает гражданам, что их народ является избранным, лучшим из всех народов, призванным господствовать над другими, неполноценными народами. Им рассказывают о каких-то замечательных их предках, об нх принадлежности к особой, высшей расе. Как в свое время примитивных люден, да и маленьких детей, запугивали мнимым существованием леших, домовых, вельзевула, сйтавы, чертей, чертенят и других нечистых сил, так и граждан Фашистской страны запугивают коммунистами, марксистами, Демократами, жидомасонами, которых-де необходимо обяза-чълъво одолеть н уничтожить, чтобы обрести счастье. Живопи-Чпотся заманчивые цветущие края, вроде Украины, Урала и Сибири, да богатые сырьем колонии. Беда лишь в том, говорят Им, что эти соблазнительные края и колонии принадлежат дру-ГЙж иаР°Дам. Стало быть, необходимо их завоевать, отнять си-*™>» а для этого требуются вооружения, для этого необходимы Г??|*'11ая армия, огромный флот, большие разнообразные во-^Руэкения. Ясно, что граждане должны напрягать все усилия, тЧ*иеть лишения и отдавать все свои средства фашистскому


государству на создание военной мощи. Таким образом целый народ изо дня в день воспитывается в духе агрессии, и агрессия становится открыто программой фашистского государства, а сам фашизм делается функцией самого разнузданного шовинизма и империализма.

Сказанного мною, кажется, вполне достаточно для оправдания того интереса, с которые мы как государство, непоколебимо стоящее за нерушимый мир между народами, следим за попыткой насильственного насаждения з нозых странах фашизма как носителя идеи агрессин. Но это еще не все,

Подготовку к созданию своих агрессивных целей фашизм осуществляет не только неимоверным усилением своих вооружений, но и тем, что он односторонне освобождает себя от всех связывающих его международных обязательств или просто нарушает нх, когда это ему выгодно, избегает всякого международного сотрудничества в деле укрепления мира, подкапывается под международные организации, призванные охранять этот мир, ведет кампанию за разъединение других стран и недопущение, коллективной организации безопасности. Той же цели служит распространение лживых сообщении про другие страны, для чего создается специальное государственное учреждение, называемое министерством пропаганды, во главе которого ставится человек, который, надо отдать ему справедливость, в качестве создателя и распространителя нелепейших вымыслов и самых лживых сообщений является, как англичане говорят, надлежащим человеком на надлежащем месте.

Свои воинственные стрелы фашизм направляет главным образом в Советское государство, на словах якобы потому, что там исповедуются идеи коммунизма, а з самом деле потому, что оно само по себе является объектом хищнических вожделений фашизма, а также помехой его завоевательскпм устремлениям в других направлениях. Хотя фашизм, придя к власти, заявлял о своем стремлении поддерживать с Советским Союзом наилучшие отношения и даже ратифицировал продление берлинского советско-германского договора о дружбе и нейтралитете*, он особенно не взлюбил нас после того, как мы предложили ему гарантировать безопасность и целостность наших общих соседей. Озлобление против нас только усилилось после того, как мы заключили пакт о ненападении с Францией, объявленной им своим наследственным врагом, и после вступления нашего в Лигу наций и развертывания там нашей программы мира.

Бешеной агитацией при помощи платных агентов и политических друзей в других странах фашизм пытается максималь-

я Договоо о ненападение и нейтралитете, заключенный 24 апреля 1926 г.; см. т/lX, док,.\з 141; т. XIV, док,.\s 191.


но использовать существующие в утих странах предрассудки против страны, строящей социализм, с целью, во-первых, разрушить связи, существующие между этими странами и Советским Союзом в каче


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: