Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Иране А. С. Черных

10 мая 1937 г.

На участке, в районе Чат. 29 апреля из Ирана перешла не-окрылившаяся саранча. Там же наблюдается приближение к границе большой массы иранской саранчи. По-видимому,

* Су., т. XIX, док, Л& 221 и док. Х* 383 настоящего тома. SB См- док. X? 109, 153.


иранцы не сумели или не хотели эффективно истреблять саранчу в пограничных с нами районах, Мы видим также, что они уклоняются от посылки к нам своего представителя, который явился бы свидетелем передвижения иранской саранчи к иам. Наркомзем получил одно краткое сообщение Адля * от конца апреля о том, что холодная погода задерживает окры-ление саранчи. Никакой информации об истреблении саранчи не получается. Мы должны констатировать нелояльное отношение иранцев к саранчовой конвенции** и к нам. Они уклоняются от сотрудничества п ставят нас под угрозу нашествия иранской саранчи и больших убытков для хлопкового хозяйства. Обратите на это серьезное внимание Бейята и МИД. Добейтесь членораздельной информации, что делается иранцами. Скажите, что залет иранскоп саранчи к нам явится свидетельством бездеятельности иранской противосаранчовой организации и новым фактом нелояльного отношения иранского правительства к нашим законным интересам и к договорным обязательствам. Добивайтесь посылки иранского представителя в наши пограничные районы и истребления саранчи в иранских приграничных районах07.

Стомоняков

Печат- по арх.

147. Письмо Полномочного Представителя СССР в Норвегии Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР В. П. Потемкину

10 мая 1937 г.

Уважаемый товарищ,

Данная Вами в письме от Змая*** предварительная оценка итогов конференции министров иностранных дел Скандинавии в Гельсингфорсе вполне подтверждается моими здешними наблюдениями, как и отзызами разных собеседников, а также информацией Кута, данной им во вчерашней нашей беседе.

Кут чрезвычайно доволен окончательным включением Финляндии в систему скандинавского сотрудничества. Он убедился теперь в бесповоротном отходе нашего соседа от агрессивных замыслов, как и [от] лапуасских тенденций вообще в среде правых партий, а тем самым — в честном стремлении Финляндии к скандинавскому нейтралитету, повторяя, одним словом, то, что говорил после прошлогодней конференции****.

8 Генеэальнкн секретарь МИД Ирана.

** См. т. XVIII. длк > m

*** См. док. Хз 13Ъ.

*** См. т. XIX. док, Хг 173. 1S2. 1&4.


О политике Дании Кут говорит, что наиболее правильную позицию занял Стаунинг в своих выступлениях в Швеции, если не считать его слишком темпераментных оборотов речи. Хотя политика Дании определяется двумя факторами: страхом перед Германией и непонятной экономической политикой Англии, но устремления и цели ее вполне совпадают с политикой норвежского правительства.

Я допускаю, что действительно шведы на конференции некоторым образом нажимали на Мунка, но «окрепшие настроения» его быстро выветрились, судя по содержанию его интервью в датской печати и германской «Дейче альгемейне цейтунг» по возвращении в Копенгаген.

Кут считает на основании последних фактов, что Англия все более изолируется от европейских дел и такая близорукая политика ее гибельно отразится на интересах всей Европы.

Что касается конкретных решений конференции, Кут похвастал, что выработанное соглашение о взаимной информации о бюджетных ассигнованиях на оборону и о вооружениях будет осуществлено между Скандинавскими странами также и без участия других держав, причем отметил, что идея такого соглашения позаимствована из женевских предложений Советского правительства *.

Кут лишний раз отмахивался от идеи заключения оборонного союза между Скандинавскими странами, напоминая мне то, что однажды высказал, а именно: до тех пор пока он останется министром иностранных дел, Норвегия не присоединится к такому союзу даже в том случае, если бы шведской военщине удалось переубедить нынешнее шведское правительство в необходимости такого союза. Этим элементам Стаунинг дал надлежащий отпор своими выступлениями в Лунде и Стокгольме **.

2. В этой же беседе Кут сообщил мне, что, по его сведени-я.мг на внеочередной сессии Лиги наций кроме официальной повестки Англия предполагала продвинуть окончательное разрешение абиссинского вопроса. Но теперь ему стало известно, что Англия отказалась от этой мысли. Если его информация в ближайшие дни подтвердится, то Кут на женевскую сессию не поедет.

3. В ходе работ текущей сессии стортинга главные затруднения для норвежского правительства преодолены, как информировали наши сводки норвежской прессы. Коллективные договоры перезаключены почти по всем отраслям промышленности без экономических конфликтов, с недостаточными уступками в пользу рабочих всех профессий, подобно тому как

* См. т. XIX, док. № 247, 280. ** См. док..Va 97.

23S


это имело.место в 1935 г. при нынешнем же правительстве НРП. Дальше, принят военным комитетом стортинга внесенный правительством дополнительный бюджет на оборону в размере 21 млн. норвежских крон. В течение апреля месяца дважды поговаривали даже в правительственных кругах о возможном правительственном кризисе. Теперь все опасности миновали, и норвежское правительство укрепило свою позицию до января будущего года, т. е. до будущей сессии стортинга. Таково общее мнение, в том числе и НРП.

В связи со скоропалительно внесенным в стортинг предложением Кута о посылке в испанские воды норвежского военного судна «Олаф Тригвасон» для защиты торговых пароходов от пиратских действии Франко едва не возник было частичный кризис правительства. Это предложение натолкнулось на оппозицию всех буржуазных фракций стортинга и вызвало колебания в собственной партии Кута. Как мне доверительно сообщил министр юстиции Ли, Кут подал в отставку, но премьер отказался принять ее. Нашли такой выход, что обсуждение предложения отложено было до возвращения Кута из Гельсингфорса. Накануне своего отъезда Кут письменно известил стортинг о том, что вопрос о военной защите торговых пароходов в общескаидинавском аспекте будет обсуждаться на конференции. Решения конференпин по этому вопросу н дальнейшие шаги скандинавских правительств Вам известны.

Хотя дано распоряжение независимо от предпринятых шагов в Лондоне3 готовить «Трнгвасои» к отплытию, Кут вчера рассказывал, что с момента постановки этого вопроса значительно уменьшились факты захвата норвежских пароходов, а с другой стороны, кончается в мае фрахтовый сезон по испанским перевозкам. Таким образом, сам собою вопрос теряет свою прежнюю остроту'.

В этой же беседе Кут выразил признательность норвежского правительства Советскому Союзу за дельную, бескорыстную поддержку требований и защиту интересов Норвегии в Лондонском комитете нев.мешательства.

4. По вопросу о беспошлинном ввозе шпицбергенского угля нашей добычи в норвежские порты обещал мне Ауберт* ускорить получение от Минфина соответствующего заключения. За и им задержка, и надо надеяться, что в ближайшие дни я получу ответ МИД, который немедленно сообщу Вам телеграфно.

С товарищеским приветом

Якубович

Печат. по арх.

Геиеральнкй секретаре МИД Нпг,пегин.


148. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Финляндии Э. А. Асмусу

// мая 19-37 г. Финляндская миссия передала официальное приглашение советским журналистам посетить Финляндию. Мы ответили принятием приглашения от имени делегации советских журналистов, в состав которой вошли представители «Известий», ^Правды», «Красной звезды», «За индустриализацию» и др. Всего восемь человек во главе с Михайлозым из «Правды». В переговорах с финнами зафиксировано прибытие делегации в Гельсингфорс 15 июля, пребывание в Финляндии десять дней *.

Потемкин

Печат.,io арх.

149. Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Чехословакии С. С. Александровскому

// мая 1937 г.

Уважаемый Сергеи Сергеевич,

1. Получаемая нами информация подтверждает Ваше наблюдение, что правительство Чехословакии, констатируя международную изоляцию своей страны, не чувствуя за собой поддержки Фракции и видя все далее идущий распад.Малой Антанты, все более склоняется к мысли о необходимости договориться с Германией, чтобы, хотя бы на время, застраховать себя от конфликта с этим опаснейшим своим соседом. В этом смысле весьма показательными следует признать Ваши недавние беседы с Бенешем и Лаурином**. Вы правы, отмечая, что наши чешские друзья явно стараются подготовить нас к такому повороту своей политики, причем внушают нам мысль о желательности и нашего собственного сближения с Германией. Те же сигналы получаем мы и от т. Сурица из Берлина ***. Он сообщает нам, что чехословацкий посланник в Германии Маетны, не стесняясь, открыто высказывается в кругу коллег и в присутствии нашего полпреда в пользу соглашения своей страны с Германией. При этом он заходит так далеко, что, не обинуясь говорит о неоспоримом празе Германии интересоваться судьбой зарубежных немецких.меньшинств, в том чясле и судетов. Тот же посланник распинается за «независимость Чехословакии от Москвы».

По-видимому, тактическая цель Германии и Италии в отношении Чехословакии уже достигнута. Не встречая отклика со

и См, док. Л!' 254. ** См. соответственно яск. № 18, 31. 120. *** Сх. док. ЛЬ 98, 143.


стороны Австрии и Венгрии, которым недавно Чехословакия готова была протянуть руку — между прочим не без одобрения Франции, как это я знаю от Дельбоса,—чехословакн готовы пойти на капитуляцию перед Берлином. Этот психологический момент может иметь весьма серьезные политические последствия. Мы просим Вас со всем вниманием следить за развитием вышеуказанной тенденции во внешней политике Чехословакии. С другой стороны, мы предложим нашему полпредству в Берлине столь же пристально наблюдать за ответной реакцией Германии на авансы, которые делаются Берлину из Праги.

2. Нам кажется, что немаловажную роль в деле сближения Чехословакии с Германией играют определенные течения, проявляющиеся внутри некоторых политических партий, в частности в партии аграрной *. Характерна в этом отношении позиция, занимаемая центральным органом этой партии «Венков». Мы просили бы Вас уделить особое внимание этим процессам внутри различных политических группировок Чехословакии. Специального наблюдения заслуживает, понятно, деятельность партии Генлейна. По некоторым данным можно заключить, что движение этого национального меньшинства отчасти поддерживается и Англией. Помимо указаний, которые имелись у меня иа этот счет в Париже, мы имеем сообщение, что в Лондоне предполагается международная конференция по делам меньшинств, в программе которой вопрос о судетских немцах займет едва ли ие центральное место98. Было бы весьма желательно проверить у Вас эти сведения.

3. Из Бухареста нам сообщают, будто бы под строжайшим секретом тамошний поверенный в делах Чехословакии рассказывает своим коллегам о намерении Венгрии в самое ближайшее время денонсировать военные статьи Трнанонского договора. Сообщите нам, не имеете ли и Вы каких-нибудь сведении на этот счет. Должен отметить, что здешний венгерский посланник Юигерт[-Арноти], посетивший меня на днях, чрезвычайно настойчиво возвращался в разговоре со мною к той же теме о Трианонском договоре. Он с большим жаром доказывал мне, что страны Малой Антанты должны были бы по собственной инициативе поставить на очередь вопрос о пересмотре нынешнего территориального статуса Венгрии. Если бы они проявили в этом вопросе должную широту, они приобрели бы в лице Венгрии самого активного сотрудника в деле организации коллективной безопасности. В особенности же необходим, по мнению Юнгерта, безотлагательный пересмотр военных статей Трнанонского договора. Венгрия не может дольше терпеть той дискриминации, которой ее подвергали, ограничивая ее суверенные права на вооружение. Последнюю

* См. также док. Ла 46, 47. 16 Доку*. вн_ лечит., т.,\Х 241


мысль Юнгерт развивал на все лады и настолько назойливо, что эта часть его разговора произвела на меня вполне определенное впечатление некоего предварительного сигнала.

4. Вы ставите вопрос о юридическом оформлении воздушного соглашения Москва —Прага. В данный момент в Москве находится представитель чехословацкой аэролинии Сточес. Тов. Ткачев п другие заинтересованные товарищи высказываются за то, чтобы поставить перед ним этот вопрос. Если эти разговоры дадут положительный результат, мы предупредим приезд в Москву Во.хача и придумаем форму, в какой можно было бы юридически закрепить наше соглашение с Чехословакией *.

С товарищеским приветом

В. Потемкин

Печат. по арх.

150. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Финляндии Э. А. Асмуса в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

// мая 1937 г.

Посетил и. о. министра иностранных дел Войонмаа. Он встретил меня выражением сожаления по поводу ннцндента в Выборге39. Заверял, что министерство внутренних дел назначило следствие, что виновные арестованы и вскоре будут преданы суду. Войонмаа не отрицал, что инцидент — дело ла-пуасцев. В последовавшем продолжительном разговоре я указал на многочисленные факты деятельности враждебных элементов, в том числе на непрекращающиеся инциденты на границе и деятельность антисоветских организаций на территории Финляндии. В этой связи вновь было затронуто дело Спирина**. Войонмаа высказал удивление по поводу того, что МИД до сих пор не завершил этого дела, обещал им заняться.

Судя по поведению Войонмаа и финских газет, здесь очень встревожены инцидентом.

Полпред

Пвчат. г.а арх.

151. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Афганистане Б. Е. Сквирского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Немедленно

12 мая 1937 г.

Премьер-министр и министр иностранных дел просили меня содействовать продаже им без задержки 1 тыс. т пшеницы через Кушку для района Герата, где население испыты-

* См. т. XVШ, док. № 227; т. XIX, док. Nb 181.

** См. т. XIX, док.,\в 316. 32-5 и док.,Vs iS3. 19Ï настоящего тома.


вает острую нужду. Урожай этого года ожидается неплохой, ио афганцам нужно перебиться до его сбора. Нужно помочь пограничному населению. Я рекомендую пойти навстречу афганцам. Срочно сообщите ответ *.

Полпред

Печат. по арх.

152. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Японии К- К- Юреиеву

Вне очеогди 13 хая 193? г.

На телеграммы от 6** и 11 мая31. Заявите Сато, что мы не можем принять его предложений по вопросу о составе конфликтных комиссий. Мы не можем по вопросу о конфликтах исходить из «независимости» маньчжурской стороны, поскольку по япоио-маньчжурскому договору*** Япония взяла иа себя охрану маньчжурских границ. Если японская сторона действительно хочет соглашения по вопросу о рассмотрении пограничных конфликтов, она должна признать, что единственно практическим является наше предложение о том, чтобы переговоры с нашей делегацией в конфликтной комиссии вела япоио-маиьчжурская делегация как одна сторона. Третьей стороны в этих конфликтах мы признать не можем.

Не можем мы также принять предложения Сато о гарантии мира на границе, кроме нескольких «спорных пунктов». Прежде всего, для нас таких «спорных пунктов» не существует; принятие же предложений Сато означало бы легализацию конфликтов на границе. Напоминаем, что при предыдущих конфликтах японо-маньчжурская сторона всегда утверждала, будто онн происходят вследствие спорности границы. Если теперь японское правительство заявляет, что оно не может дать гарантий, что на ряде пунктов границы будет спокойствие, то это еще ухудшает положение, ибо означает, что японское правительство становится на точку зрения некоторых японских военных в Маньчжурии, которые пытаются «исправлять» существующую границу, несмотря на точные постановления Пекинского и Мукденского договоров**** об обязательности соблюдения существующих границ.

Предложение об отводе наших войск от «спорных» участков границы не может быть предметом переговоров между нами не только потому, что для нас таких «спорных» участков

* См. док. Л? 163. ^** Сн. док. N? 138.

* По-видямоы\'. икьется в виду протокол от 15 сентября 1932 г; сн. газ. «Известия». 16 сентября 1932 г.

См. т, VII, док, Л> 156, 222.


не существует, но и потому, что отвод наших войск от тех

участков границы,, которые некоторым японским военным в Маньчжурии.хотелось бы объявить спорными, только увеличил бы напряженность и опасности на границе, ибо поощрил бы этих военных к дальнейшим попыткам «исправлять» границу вопреки существующим договорам.

Стомоняков

Пгчат. по арх.

153. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в США А. А. Трояновского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

13 мая 1,$37 г.

Говорил с Хэллом об угле*. Он долго, как всегда, излагал свою позицию о торговле как основе мира: что он против дискриминации, в частности указанной мной, что он по нашему вопросу говорил с рядом сенаторов и конгрессменов, что мы должны ему верить, что он делает все возможное, но что он не всемогущ. Если он не получит удовлетворения в конгрессе. он будет искать иных путей, Я указывал, что факт дискриминации доказан, что мы ждали год, что я прошу официального ответа. Он сказал, что, если бы некоторые другие вопросы были разрешены, этот вопрос было бы легче разрешить: в атмосфере дружбы все маленькие вопросы разрешаются легко. Я ответил, что для дружбы надо уметь разрешать хотя бы маленькие вопросы. Он просил о терпении, он предпримет еще шаги и сообщит мне.

Полпред

Пзчхт.,чо a fix.

154. Письмо Полномочного Представителя СССР в Финляндии Народному Комиссару Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову

13 жя m? г.

Многоуважаемый Максим Максимович,

1. Конференция министров иностранных дел четырех северных стран ** показала, что отношение скандинавов к Финляндии после поездки Холст и изменилось. Они считают, что улучшение советско-финляндских отношений открывает возможность более тесного их сотрудничества с Финляндией. Очень возможно, что Сандлер даже мечтает о том, что в случае мпрозой войны Скандинавии н Финляндии удастся остаться нейтральными. Видимые и документальные результаты кон-

* Су. док. Xï U5. 153-

** См. док. Лг 100. 135, 147,


ференцни мало значительны. Они открывают, однако, некоторые возможности по изысканию путей совместного поведения четырех стран во время воины.

2. Мне кажется, что, подводя итоги сообщениям прессы, беседам и слухам, можно констатировать усиливающуюся активность Англии в бассейне Балтийского моря — в Скандинавских, Балтийских странах и Финляндии («бискайская» политика Англии, коронационный бум, предстоящий объезд Прибалтики и Финляндии лордом Плимутом* не остаются без откликов). Германия, безусловно, недовольна развитием событий. Поездки Холсти, Сандлера и Мунтерса в Москву**, намечающееся укрепление северного блока и попытки сближения с Эстонией и Латвией ей не могут нравиться. Поведение германской прессы это подтверждает.

3. По полученным мной сведениям, шведы, в первую очередь Сандлер, чувствующие за собой поддержку Англии, очень носятся с идеями большой политики на Балтике. Увлекающийся Сандлер намеревается в июне обрабатывать прибалтов, сблизить их со Скандинавией. Эта затея может нравиться Финляндии, но норвежцы и датчане относятся к ней весьма прохладно. Внутренняя слабость скандинавского блока, охарактеризованная в письме т. Потемкина от 3 мая, мало оправдывает такую активность Сандлера. Здесь отмечают вынужденное балансирование Мунтерса между Москвой и Берлином, выбор им, наподобие Хакселя *** в 1936 г., за невозможностью открытого признания своих истинных симпатий, политики «нейтралитета и ориентации на Скандинавию», что вполне устраивает Англию и несколько смягчает отношения с СССР. Как я телеграфировал, Холсти и финляндский посланник в Риге Палин уверены, что прогерманская политика Ульманиса и Мунтерса не находит поддержки в Латвии, где германофобские настроения коренятся глубоко100. Важным считаю отметить следующее. Социал-демократ министр Войон-маа, заменяющий Холсти, полуконфиденцнально сообщил мне, что, по их мнению, куда трудней отвернуть от Германии Эстонию, государственные руководители которой куплены Германией («так сильно заинтересованы в делах германского капитала, что заставить их пересмотреть свои взгляды почти невозможно»).

4. О поездке Мунтерса в Гельсингфорс ничего нового сказать не могу. Особого политического значения ей придавать не приходится. Сближение с Латвией и Эстонией — вполне в духе политики агрария Каллио и давнишний конек Холсти. Прием Муитерсу оказали более чем теплый- Он сам всемерно ухажи-

^* См. также док..Ni? 183, 242.

,™ См. соответственно док. Л'= 40. S3; газ. «Известия*. 17. 18 ^.ния 193/ г.

*** Министр иностранных дел Финляндии в 1932—1936 гг.


вал за финнами. В своих политических высказываниях соблюдал осторожность: любое из них двусмысленно. Полагаю, что Мунтерс интересовался, насколько глубоко Финляндия «примирилась» с СССР, каковы шансы Латвии для ориентации на Скандинавию и не сдаст ли он при такой ориентации своих антисоветскил принципов. Мунтерс сам просил устроить ему разговор со мной (я объясняю это тем, что перед его приездом нарочно сказал Холсти, что считаю Мунтерса большим германофилом; Холсти ответил, что выяснит, насколько это верно). Разговор носил довольно общий характер. Я советовал Мун-терсу прочесть исторические конспекты Маркса, где Маркс, между прочим, весьма нелестно отзывается о роли германских крестоносцев в Прибалтийских странах. Мунтерс с полным пониманием записал, где можно найти зти конспекты,

5. Создавшееся положение, по-моему, дает некоторые возможности и заставляет нас активизировать нашу политику на Балтике, в особенности в Швеции, закрепить и развить достигнутое в Финляндии. С точки зрения последнего весьма кстати поездка наших журналистов*. Думается, мы должны теперь пойти на приглашение НКВТ СССР финляндских коммерсантов** и, если возможно, удовлетворить отдельные пожелания финнов. 5 июня должна выехать в Союз организуемая «Интуристом» десятидневная, в Ленинград и Москву, экскурсия социал-демократической бюрократии. В состав ее входят руководители партии, редакторы, члены сейма, функционеры во главе с секретарем партии Аалтоненом. Всего до 50 человек.

6. В Финляндии прошли съезды почти всех политических партий. Они показали, что в стране много серьезных мало проявляющихся на поверхности течении. Социал-демократы открыли поход против коммунистов в своих рядах. Прогрессивная партия накануне раскола. Правое ее крыло Кивимяки тянет к консерваторам. Большое разногласие между правым и левым крылом коалиционеров и шведов. Вся обстановка в стране показывает, что начавшийся в 1936 г. «сдвиг налево» еще не приостановился.

Правительство Каяидера благополучно удержалось у власти, провело в сейме ряд законов, в том числе университетский, который, однако, еще не утвержден Каллио. Утверждение скоро последует. Если нет, произойдет правительственный кризис и к власти придет правая коалиция. Основные трудности правительства начнутся осенью при обсуждении бюджета.

С товарищеским приветом

Полпред СССР в Финляндии

Асмус

Пгч'.г. по арх.

* См. док..У? HS. 254. 88 Си. док. У» IS3.


155. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР, нз Лондона *

14.чая 1937 г.

Вчера я завтракал у Исмета Иненю, а сегодня он у меня. Имели мы с ним две длинные беседы. Он указывал на существующие мнения об охлаждении между нами, что, однако, не соответствует действительности. Но в то время как они несколько раз опровергали эти слухи, мы отмалчивались. Я ему разъяснил, что, поскольку весь мир причины охлаждения видел в политических акциях Турции, естественно было для Турции выступать с опровержениями, а так как наша политика по отношению к Турции не давала никакого повода говорить об охлаждении с нашей стороны, то нам и нечего было опровергать. Я говорил ему, что, в отличие от дружбы между людьми, дружба между государствами важна не только сама по себе, но п по оценке внешнего мира. Если этот мир начинает сомневаться в такой дружбе, то она теряет в своей ценности. Далее я перечислил все те моменты турецкой политики, которые вызвали подобные сомнения. Исмет защищался, но был приперт к стене. Закончились беседы констатированием, что дружба СССР с Турцией является постоянным и длительным элементом политики обеих стран, обещанием Исмета дать понять как Италии, так и Германии, что усилия их оторвать Турцию от СССР обречены на неудачу, и в дальнейшем вести турецкую иолитику по руслу Лиги наций и коллективной безопасности.

Несмотря на беседы Исмета в Париже с Блюмом и Дель-босом, он все же не надеется на улаживание конфликта** и просил меня воздействовать на Францию. Я высказал предположение, что общее улучшение отношений с Францией и перспектива более тесного сотрудничества с ней, может быть, сделала бы Францию более уступчивой. В связи с этим я пытался выяснить, сделала ли Франция Турции предложение о пакте взаимопомощи22 и как к этому относится Исмет. Он сказал, что формального предложения ие было, что он даже будто бы не эиает, о каком пакте идет речь, ио при дальнейших расспросах должен был признать, что такой пакт с Францией в настоящее время для Турции был бы неприемлем. Я полагаю, что Исмет кое-что усвоит нз моей аргументации.

Литвинов

Печат. по арх.

50ЕГИЯ телегРаммы бьи.а направлена б полпредство СССР в Турции. См. также док..N» 10-3, 162.


156. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Германии Я- 3. Сурица в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

14 мая 1937 г,

Перзый визит ко мне вновь назначенного английского посла, при всей его краткости, оставил у меня впечатление, что немцы найдут в лице Гендерсона гораздо более податливого и склонного к ним прислушиваться партнера, чем Фиппс. К таким, может быть, несколько поспешным выводам меня привело его рассуждение о «ценности экспериментов», которые проделывает Гитлер (это сопровождалось режущей ухо и возмущающей аналогией с «экспериментами» в СССР), а особенно его заявление, что коллективная безопасность, конечно, вещь хорошая, но не следует забывать, что вне Лиги наций находится «большинство великих держав» и что до тех пор, пока Германия, Япония формально, а Италия— фактически не вернутся в Лигу наций, последняя «сохраняет за собой лишь роль хранительницы принципов, и не более». Всякие попытки укрепить Лигу наций в рамках одной теперешней Лиги привели бы только «к образованию двух блоков». Та же тенденция, с определенным антифранцузскнм налетом, отразилась и в его защите позиции Бельгии и Югославии. Он считает вполне законным, что эти страны заботятся прежде всего о себе и стремятся ослабить свою зависимость от Франции. Отмечая, что сотрудничество между Францией и Англией является самым отрадным фактом, Гендерсон высказал сомнительное предположение, что и немцы ужеуоедилисьв бесплодности вбить клин между этими странами. К итало-германскому сотрудничеству Гендерсон относится «очень хладнокровно». Его «созершенно не пугают и не тревожат все эти демонстрашга и визиты». Характерна одна оброненная им при этом фраза, что вину за теперешнюю позицию Италии несем «мы сами». Отношениеего к нам,по моему впечатлению,определяетсятем, что в прошлом в течение 6 лет он занимал дипломатический пост в царской России, а за годы Советской власти все время был на постах в странах, не имеюшил сношений с нами. Не удивительно, что все, что происходит у нас, для него все еще «эксперимент». Он, кстати, не преминул мне сказать, что когда в 1923 и 1924 гг. в качестве высокого комиссара сидел в Стамбуле, то не раз испытывал действие моей работы в Анкаре. Он, правда, не прибавил при этом слоза «зловредной», но это само собой напрашивалось. В отличие от Фнппса он очень разговорчив.

Полпред

!7гч&?, по арх.


157. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Японии К- К- Юренева в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Вне очереди 15 мня 1937 г.

{. Посетил Сато и выполнил поручение *. Сато был огорчен. На мое замечание о том, что он высказался во время нашей предпоследней встречи о возможности принятия японской стороной нашего предложения относительно состава комиссий и обеспечения мира на существующей границе, Сато сказал, что пока это только его личное мнение1'3'. Он будет пытаться [действовать] в этом направлении, но отдает себе ясный отчет в трудностях, которые связаны с пунктом о гарантиях мира на существующей границе. Некоторым ведомствам и лицам будет трудно признать авансом нашу границу.

2. Сато спросил, получен ли ответ наркома по вопросу эвентуального опубликования министром содержания «мессе дж» (послания) наркома, в частности относящегося к пограничным комиссиям69. Я сказал, что ответа нет, К этому я добавил, что, по моему мнению, подобное опубликование имело бы смысл лишь в том случае, если бы оно сопровождалось заявлением министра о соглашении между нами по двум пунктам, о возможности чего он говорил на завтраке**. Сато согласился с этим, и, таким образом, наркому не придется отвечать ему.

3. Министр сообщил мне, что он поручает Сигемацу выразить наркому благодарность за его смесседж» и передать Советскому правительству благодарность японского правительства за мою работу в Японии***. Что касается переговороз о пограничных комиссиях, то министр предполагает продолжать их через Райвида в Токио или через Сигемицу в Москве.

4. О Козловском на этот раз Сато не заговаривал****.

5. Прощаясь, министр сказал, что будет на вокзале.

Полпред

Лечат, по арх.

ж* См. ДОК. X«152. „ '-3 мая 1937 г,, дан министром иностранных дел Японии в честь

lv. К. Юренева.

*** См. док. Л* 168.

См. док. N° 138, 168.


158. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в США А. А. Трояновскому

/ 7 мая 1937 г.

На Вашу телеграмму от 13 мая *. Продолжайте настаивать на нашей позиции, требуя освобождения от акциза советского угля. Хэлл сам признает наличие недопустимой дискриминации. При подписании соглашения в 1936 г. американцы дали нам понять, что в течение года урегулируют вопрос, но не только ничего не сделали, но даже усугубили дискриминацию, освободив от пошлины голландский и индокитайский уголь.

Потемкин

Пгчьт. по арх.

159. Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Австрии И. Л. Лоренцу

17 мая 1937 г.

Уважаемый товарищ,

Вопрос о дальнейшем направлении внешней политики Австрии вновь приобретает в настоящее время большое значение. В связи с этим желательно, чтобы полпредство максимально использовало существующие и установило нозые связи для получения соответствующей информации о политике Австрии.

Судя по последним сведениям, весьма влиятельные круги Австрии по-прежнему не желают превращения Австрии в провинцию «третьей империи». Неудача венгерского путча** показывает, что то же самое имеет место и в Венгрии.

Стремление Шушннга договориться с Парижем и Лондоном указывает именно на то, что Австрия ищет новой поддержки для противодействия германским планам. Венецианское свидание Муссолини с Шушнигом *** имело своей пелью затруднить сближение Австрии с Францией, Англией и Чехословакией.

Наряду с попытками обеспечить себе поддержку со стороны Франции и Англии Австрия, как это свидетельствует визит Годжи в Вену**** и поездка Шушнига и Мнкласа в Будапешт *****, выясняет возможность укрепления отношений с другими Дунайскими странами — Чехословакией, Венгрией, которым угрожает германская агрессия.

* См. док. № 153,

** См. газ. «Известия», 8, 9 марта 1937 г. *** См. док, X? 128, 130. **в* См. газ, «Нзвестня*. 28 карта 19.37 г. ***** См. также док. Л? 160,


Позиции Германии на юго-востоке Европы в последнее время несколько пошатнулись, ибо, как указано, ряд Дунайских стран стремится найти соответствующую базу для противодействия германским планам. С другой стороны, и ось Берлин— Рим оказывается чрезвычайно непрочной.

Разумеется, многое будет зависеть от лозпшш Парижа и Лондона и от того, насколько они будут готозы оказать поддержку Дунайским странам, стремящимся сохранить свою самостоятельность. Чрезвычайно многое будет зазнсетьи оттого, смогут ли договориться между собой Дунайские страны.

Все это заслуживает пристального внимания. Желательно было бы получить от Вас информацию о том, в каком положении в настоящее время находятся переговоры Австрии как с Дунайскими странами, так и с западными державами.

Зам. Наркома Потемкин

Печат. по арх.

160. Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Венгрии А. А. Бекзадяиу

17 мая 1937 г.

Уважаемый товарищ,

1. Визит Микласа в Будапешт, о котором Вы пишете102, и предыдущий — Шущнига * говорят не только о попытках подготовить более тесное сотрудничество между Австрией и Венгрией, но, судя по другим фактам, и о сотрудничестве с Чехословакией. В этом смысле заслуживает внимания сообщение Кубки — внешнеполитического редактора «Прагер прессе» — т. Александровскому о том, что Годжа в бытность свою в Вене зондировал почву о пакте между Чехословакией и Австрией **.

Заслуживает также внимания выступление за последнее время австрийской печати, которая открыто пишет о том, что Италия сейчас недостаточно сильна для того, чтобы обеспечить независимость Австрии, и что сохранение независимости Чехословакии, которой угрожает Германия, является для Австрии жизненным вопросом. Наконец, как сообщает т. Лоренц, Шушннг несколько дней тому назад обратился к французскому и английскому посланникам в Вене с предложением о том, чтобы Франция н Англия сделали декларацию о недопустимости изменения статус-кво в Центральной Европе и о том, 'гто они считают необходимым сохранить полностью независимость Австрии. Французский и английский посланники встретили это заявление Шущнига сочувственно и обещали со своей стороны поддержку.

* См. газ. «Иззестия». '20 марта 1937 г. См, также док. Х° 159.


В свете этих фактоз обращают внимание переговоры, которые ведутся сейчас в Лондоне между съехавшимися туда министрами этих стран с английскими и французскими государственными деятелями*. Судя по просачивающимся в прессу сведениям, вопрос идет о проблеме Центральной Европы в целом и в частности о взаимоотношениях Малой Антанты с Австрией и Венгрией.

Изложенное, несомненно, свидетельствует о серьезных сдвигах, намечающихся в Центральной Европе, и, в частности. о сдзигах з отношениях.Малой Антанты с Австрией и Венгрией. Не удивительно, что в связи с этим итальянская и германская печать выражает известное беспокойство, свидетельствующее о том, что позиции этих стран не особенно прочны.

Насколько эти тенденции серьезны и как они будут реализованы, будет зависеть от политики решающих факторов в Европе, и в первую очередь от Англии и Франции. Для нас эти тенденции новой политической ориентации в Центральной Европе представляют большой интерес, и я прошу Вас следить зниматетьно за развитием этих событий.

2. С этой почтой экономическая часть посылает Вам протокол переговоров по вопросу о платежном соглашении с венграми от 5 мая с. г. **

Вы знаете, что основным вопросов, оставшимся не решенным в предыдущих переговорах с венграми, был вопрос о расчетах. Как Вы увидите из этого протокола, мы сообщили Юи-герту, что НКИД добился от Госбанка принятия венгерского пожелания о производстве расчетов через Английский банк. Однако мы предупреждали Юнгерта, что это согласие Госбанка еще нуждается в утверждении правительства. Те.м не менее Юнгерт очень обрадовался и выразил по этому поводу свое жизейшее удовлетворение.

Одновременно венгры выдвинули также вопрос о транзите, который мы отвели. Мы подчеркнули, что подписание платежного соглашения не дает автоматически права транзита, но дали з то же время понять Юнгерту, что мы мыслим себе постановку венграми вопроса о предоставлении им транзита, Как Вы видите, мы серьезно пошли навстречу венграм.

Что касается вопроса об установлении лароходиой связи по Дунаю между Будапештом и портами Черного моря и нашими внутренними водами, то он не обсуждался. Вы знаете, что мы относимся отрицательно к этому вопросу, тем более что экономически он не имеет для нас никакой ценности.

Зам. Наркома Потемкин

П^чат, по арх.

* См. газ. «Известия:*, i7,!8 мая!ÖS7 г. ** Не публикуется; ск. также т, XIX. срим, 2S.


161. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Испании в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Виг очереди 17 мая 1937 г.

15 мая Кабальеро вызывал меня с тем, чтобы передать, в связи со своим предполагаемым уходом из правительства103, свою глубокую благодарность Советскому Союзу и его правительству за оказанную Испании и ее правительству помощь. Он был при этом сильно вззолнован и прослезился. Свидание с ним было краткое, никаких политических тем он не затрагивал.

Гайкис

Печат. яо ар.к.

162. Запись беседы Временного Поверенного в Делах СССР в Турции с и. о. Министра Иностранных Дел Турции Са-

раджоглу

17 мая 1937 г.

1. Я спросил, что нового из Бухареста и Лондона. Сарад-жоглу ответил, что Арас ничего не сообщил о своих беседах в Бухаресте. Из Лондона же имеется телеграмма от Иненю, сообщающая о встречах с т. Литвиновым *. Иненю имел с наркомом два свидания, длившихся каждое около трех часов. Читая по телеграмме, Сараджоглу сказал, что Иненю пишет, что оба собеседника констатировали неизменность советско-турецкой дружбы и что эта дружба является постоянным элементом в общих международных отношениях. Иненю подчеркивает положительный результат этой встречи.

2. Когда я высказал удовлетворение по поводу услышанного, Сараджоглу сказал, что он удивляется, как могли у нас думать, что Турция ведет италофильскую политику.

Я ответил, что едва ли у нас думали, что Турция коренным образом пересматривает свою политику. У нас не могло быть возражений против нормализации итало-турецких отношений, ио сближение с Италией происходило в то время, когда Италия начала особенно агрессивно выступать против СССР.

У нас, далее, не могли ие отдавать себе отчета в том, какие цели преследует Италия, стремясь к сближению с Балканскими странами. Совершенно очевидно, что она делала это для того, чтобы иметь возможность с большей свободой вести политику агрессии в западной часта Средиземного моря. Таким образом, может быть против своей воли, но своей политикой сближения с Италией Турция объективно способствовала укреп-

* См. док.155.


лению позиции держав-агрессоров. Отсюда и могло проистечь определение, что Турция поддерживает ось Берлин — Рим.

Сараджоглу стал доказывать, что, по существу, произошло только свидание в Милане*, от которого Арас не мог отказаться, поскольку несколько раз в год он пользовался гостеприимством Италии, когда проезжал через ее территорию.

Я ответил, что, во-первых, не только свидание в Милане, имеется дальше турецкая активность в деле заключения итало-югославского пакта; во-вторых, следует учесть тон турецкой печати, превозносившей новую эру в итало-турецких отношениях; в-третьих, к этому следует добавить, что итальянская печать черт знает что писала о результатах миланского свидания. Итальянские комментарии подхватывались органами печати других стран, где создавалось впечатление, что Милан является поворотным пунктом турецкой политики.

Сараджоглу заметил, что в прошлом были также недоразумения, например недовольство поездкой т. Литвинова в Рим, но никогда это недовольство не находило своего отражения в печати. Я на это шутя ответил, что если газетные статьи способствовали прояснению положения, то можно только приветствовать эти статьи.

«Наконец,— сказал Сараджоглу,— турки имели также основание быть недовольными вами, а именно в период конференции в Монтрё, когда вы отказались поддержать тезис Турции о закрытии проливов, хотя в свое время именно этот тезис защищал Чичерин в Лозанне».

Я возразил, что у турок не могло быть никакого основания для недовольства, Наоборот, расхождение турецкой позиции с советской вызвало очень сильное впечатление в Москзе.

Что же касается тезиса о закрытии проливов, то в период Лозанны** он был празилен, ибо там угроза заключалась в намерении союзников проникать по собственному своему усмотрению в Черное море и выгоднее было закрыть совсем проливы, чем оставить их открытыми для тех и других. С тех пор положение изменилось, так как изменилось соотношение ст:л. Лозаннская конвенция оставила открытыми проливы для черноморских держав. Почему нужно было теперь закрывать проливы для стран Черного моря? Разве в этом была заинтересована Турция? Выдвинутый турецкой делегацией тезис одинакового режима для черноморских и нечерноморских держав мог иметь для Турции только тактическое значение и не выззан ее действительными интересами, между тем наши интересы он серьезно затрагивал. Почему же Турция пред-

* Су., док. Si 43.

*и См. т. VI, док.,Ys 17.


почла выйти на конференцию с разногласием между нами в этом существенном вопросе? Мы оценили положение правильнее, чем Турция, что показывает проливная конвенция. Турецкая же делегация своей тактикой открызала возможность другим делегациям противодействовать осуществлению наших пожелании. Само собой разумеется, заключил я, что факт занятия Турцией позиции, противоречащей нашим интересам и не продиктованной ее собственными, зыззал очень тяжелое впечатление.

Если бы не франко-советский пакт и не наше поведение по отношению к Англии во время итало-абиссинского конфликта, мы никогда бы не получили то, что имеем, защищался Сарад-жоглу. Именно потому, что Москва учитывала и эти факты, она правильно оценила обстановку, возразил я. Турция же ошибалась и, совершив ошибку, выступила против нас. Таким образом, за Монтрё не турки могут быть в претензии, а, наоборот, мы к туркам *.

3. Я спросил Сараджоглу, как сейчас положение с проблемой [Александреттского] санджака. Министр ответил, что остаются еще открыты.ми вопросы о языке н о двух уездах. Я заметил, что, вероятно, соглашение было бы легче достигнуто, если бы французское правительство было уверено, что такое соглашение поведет к решительному улучшению франко-турецких отношений.

«Как же мы можем пойти на далеко идущее сближение с Францией,— воскликнул Сараджоглу,— когда у нее такая неопределенная политика. Сегодня она с одними, а завтра будет с другими. Франция по-прежнему мечтает о сближении с Италией, и на ее политику нельзя положиться».

В виде примера французской неискренности Сараджоглу указал, что, дав свое согласие на посылку смешанной комиссии для обследования вопроса о пограничных инцидентах, французское правительство сейчас заявляет, что проблема контрабанды не должна входить в круг вопросов, подлежащих ведению комиссии. Между тем, сказал Сараджоглу, все упирается в контрабанду, на почве которой и происходят пограничные инциденты.

Поверенный в Делах СССР

в Турции

Г. Залкинд

Печат. по арх

* См. т. XIX, док. Xs 210, 219, 222.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: