Глава 1. Лингвистический взгляд на природу нарушений плавности речи

Отправным моментом разработки лингвистической концепции нарушений плавности речи явились известные описания речевых дискоординаций, ведущие начало еще от A.Marcel (1886). Особенно важны указания на расстройства ритмичности в движениях речевого аппарата, а именно то, что у некоторых больных его части движутся непоследовательно во времени и они не могут соединить гласный и согласный при образовании слога.

Обдумывание указанной позиции привело нас к вопросу: что есть ритмичность движений речевого аппарата и какова ее роль в структуре речевого акта.

Анализ литературных источников в области лингвистики и психологии речи не дает четкого ответа по этому поводу. Не имеется и определенных указаний на правомерность использования самого термина ритм речи.

В «Музыкальной энциклопедии» указывается, что терм ритм происходит от греч. ТАКУ и определяется как соотношение длительности звуков в их последовательности, равномерное повторение, чередование.

Метр – от греч. ЦЁТРОУ и определяется как порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма. Метром обусловлено деление на стопы, строфы, такты.

Ритм воплощается нотами, метр – абстрактно.

Как видно, определения ритма и метра близки и, что важно, относятся к музыке. Что касается ритма речи, то в словаре отмечается такое явление как свободный ритм прозаической речи, однако подробнее этот феномен не раскрывается. Указывается лишь, что в стихотворной речи ритм не является свободным, он регламентирован стихотворным размером (ямб, хорей, амфибрахий и т.п.) и манифестируется строфой.

*) Далее, условно будет использоваться термин ритм речи как более привычный для специалистов по патологии речи.

Независимо от того, какой термин ли метр - ритм является более корректным по отношению к сегментации прозаической речи, следует признать, что ритмическая (метрическая?) этот параметр прозаической речи

остается за рамками внимания исследователей, как и то, существует ли он вообще.

Поиски ответа на этот очередной вопрос привели нас к попыткам записать речевые обороты разных моделей нотами разных длительностей, включая и паузы), а также определить место расположение «тактовоых черт», сегментирующих ход высказывания. Этот опыт не дал искомых результатов. Оказалось, что различные отрезки внутри разных фраз не равнозначны по длинне и ритмическому рисунку. Иначе говоря, появилось основание утверждать, что во фразовой прозаической речи не существует определнного периодически организованного шага ее разворачивания. Тактовую черту, как в музыкальном или стихотворном произведении, поставить невозможно. Однако именно этот орицательный результат поиска явился эвристическим, позволяющим сформулировать то, что будет изложено далее.

Фраза, в том числе и в прозаической речи, естественно распадается на части, называемые в лингвистике синтагмами. По определению Л.В.Щербы (1097), синтагма - это, во-первых, единица не языка, а речи, принципиально отличная от слова, во-вторых, она представляет собой «фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи-мысли и могущее состоять как из одной ритмической (курсив мой - Т.Г.Визель) группы, так из ряда их». Как видно, в приведенной цитате употребляется понятие ритмической группы, т.е. наличие ритма речи, в том числе и прозаической, Л.В.Щербой все же постулируется. *)

Примечание: Заметим, что и Л.В. Щерба пользуется термином ритм речи

Важно при этом, что синтагма является актуальной именно для устной речи. Она стоит из двух или более слов, часто с различной ритмической структурой. Структура развернутой фразы еще сложнее, т.к. в нее входит ряд синтагм, разделенных паузой и также отличающихся друг от друга по размеру и ритмическому рисунку. Это требует способности осуществлять переход от одной синтагмы к другой. Вместе с тем эта задача в тот период речевого онтогенеза, когда идет активное освоение не двусловного, а более развернутого предложения, не является простой. Необходимо наличие чувства языка в отношении того, где сделать паузу и воспроизвести рисунок последующей синтагмы, отличный от рисунка предыдущей. Примечательно, что правил синтагмирования, аналогичных правилам, например, грамматики, не существует. Для того, чтобы разбить фразу на синтагмы и учесть ее словесный состав, необходимо руководствовать смысловой программой высказывания. Именно она определяет, где сделать смысловой акцент и паузу. Таким образом, синтагмирование требует умения координировать смысловую программу с ее речедвигательным обеспечением, в которое входит и ритмическая (метрическая) компонента.

Рассмотрим, из чего складывается особенности синтагм. Для этого воспроизведем графически те паттерны, которые составляют ритмическую основу входящих в нее речевых единиц:

I. Слоговая структура высказывания. - - - - - _


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: