Любой руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы возникший в организации конфликт как можно быстрее был преодолен. С этим связана и основная задача руководителя при управлении конфликтами – снижение числа барьеров, которые могут вызвать у сотрудников состояние фрустрации. Фрустрация – это психологическое состояние гнетущего напряжения, тревожности, чувство безысходности, отчаяния и т.п.
В теории менеджмента описано пять основных стратегий поведения человека в конфликте (одни – факторы предупреждения конфликта, другие – его разрешения):
1) соревнование и решение проблем (поощряется, если не приводит к дисфункциональным последствиям);
2) сотрудничество (компромисс, взаимодействие — принятие другой точки зрения, но не однозначно; признано одним из наиболее эффективных)
3) самооборона (доминирование — принуждение признания одной точки зрения любой ценой; уклонение; ослабление; капитуляция);
4) избегание конфликта;
5) приспособление (сглаживание путем убеждения).
|
|
Можно представить стратегии так: выигрыш-выигрыш; выигрыш-проигрыш; проигрыш-выигрыш; проигрыш-проигрыш.
Тактика поведения в конфликте: этап позиционного торга («сходитесь, господа»); этап распределительного торга («дележ пирога»). Тактика в себя включает:
- первоначальное уточнение позиций, подготовка переговоров;
- обсуждение позиций, ведение переговоров;
- анализ результатов переговоров, принятие решения.
Это может быть мягкий подход (тактика уступок) и жесткий подход (тактика давления), принципиальный подход (тактика обоснований, объективных критериев).
Методы управления конфликтами (структурные, межличностные):
1 группа:
- разъяснение требований к работе – наилучший, предотвращает дисфункциональный конфликт;
- использование координационных и интеграционных механизмов (цепь команд, совещаний) – самый распространенный;
- использование системы поощрений (благодарностей, премий, признанием или повышением по службе) – используется для избегания дисфункциональных последствий;
2 группа:
- творческая визуализация;
- мысленное представление;
- автоматическая запись;
3 группа:
- административные (подавление эгоистических интересов сторон);
- психолого-педагогические (учет психологии участников конфликта, беседа с участниками, просьба о прекращении конфликта, убеждение, принципиальные переговоры, психологические тренинги).
Наилучший метод управления конфликтом – превращение противника в партнера.
Средства управления конфликтами:
- управленческая иерархия;
- использование служб осуществляющих связь между функциями;
|
|
- межфункциональные, целевые группы;
- межотдельские совещания.
Так или иначе, но для управления конфликтом менеджер должен выяснить его причины. При этом следует помнить:
- деловой конфликт предметен и его легче разрешить;
- межличностный разрешается сложнее.
Поскольку последствиями конфликта может быть стресс (состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием различных неблагоприятных факторов), необходимо знать правила управления им:
- осознание последствий;
- достижение уверенности в благоприятном выходе из стрессовой ситуации;
- переключение внимания с ситуации переживания на ситуацию активного действия в области, не имеющей фактов напоминания о пережитом.