Правовое положение монастырского землевладения в 16 веке

Земельно-финансовая проблема занимала важное место в отношениях Русского государства и церкви в XVI-XVII веках. Происходило в целом неуклонное ограничение роста церковно-монастырского землевладения и податного иммунитета крупных корпоративных собственников. В монографиях С. М. Каштанова этот процесс для XV-XVI веков был рассмотрен на исчерпывающей источниковой базе, которую составили преимущественно жалованные и указные грамоты монастырям 1. Автор проследил этапы ограничительно-иммунитетной политики Русского государства в первой половине XVI века (пересмотр монастырских податных привилегий во время массовых подтверждений жалованных грамот монастырям в 1505, 1534 и 1551 годах). Важнейшим мероприятием правительства на пути к отмене тарханов в начале 1580-х годов стала их массовая ревизия 1551 года. К пересмотру были представлены, как выяснил С. М. Каштанов, 262 грамоты, относящиеся к Троице-Сергиеву, Кирилло-Белозерскому, московскому Симонову, Иосифо-Волоколамскому, Ферапонтову, Спасо-Прилуцкому, Арсеньево- и Корнильево-Комельским, Спасо-Каменному, Дионисьеву Глушицкому, Александро-Куштскому, Михаило-Архангельскому устюжскому и Троице-Гледенскому монастырям, а также важским, двинским, новгородским и многим другим обителям. "Ревизия тарханов" (податных освобождений церкви) в мае 1551 года заключалась в том, что прежние жалованные грамоты названным монастырям рассматривались правительством Ивана IV и подписывались с ограничениями, означавшими изъятия из их податного иммунитета. Были выработаны две редакции - краткая и пространная - самой ограничительной формулы. Первая включала три компонента, отражающих основные государственные налоги для монастырей, - "опричь ямских денег и посошные службы, и тамги - то им давати", вторая содержала большее число компонентов - "опричь ямских денег и посошные службы, и тамги, и окупных денег, и мыта, и пищальных денег"2.

ПОМЕСТЬЕ, вид земельного владения в конце 15 - начале 18 вв. Предоставлялось государством служилым людям за несение военной и государственной службы. Первоначально без права продажи, обмена и наследования. В 16-17 вв. установилось наследственное владение П. Дворяне, владевшие П., стали называться помещиками. С изданием в 1714 Указа о единонаследии П. слилось с вотчиной в единый вид земельной собственности - имение.

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (см. ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ) (просуществовало до 1775), а служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло его жизненный уклад. Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: