Проблемное поле и приоритеты региональной культурной политики

В процессе определения целевых установок, приоритетов, механизмов и других элементов культурной политики весьма важная объективная информация как об объекте данной политики, так и ее ресурсах. В качестве единицы анализа может выступать ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом (общесоциальная), локальная ситуация (относящаяся к региону, поселению, группе), и жизненная (личностная) ситуация. На всех уровнях анализа носителем проблем является человек: в одном случае – как личность, живущая в определенном обществе, как субъект конкретной культуры, в другом – как представитель той или иной социальной или социально-демографической группы, в третьем – как носитель социальных и личностных проблем, обусловленных вполне конкретными жизненными обстоятельствами и условиями.

Пространственно-временные границы ситуации, которая подлежит анализу, определяются радиусом будущего проекта. В частности, федеральные программы ориентированы на решение проблем, характерных для российского общества в целом (т.е. типичных для большинства регионов России). Региональные программы решают проблемы соответствующего радиуса. Целевой установкой локальных проектов является разрешение проблем той или иной социальной группы и категории населения.

При анализе и проектировании процессов в рамках общесоциальной ситуации социокультурный субъект трактуется как член общества, переживающий проблемы и испытывающий на себе обстоятельства, характерные для общества в целом и влияющие на всю совокупность условий его жизнедеятельности. Выделение общесоциальной проблемной ситуации – это фиксация рассогласования социально значимых параметров жизнедеятельности на уровне общества в целом – ценностно-ориентационных, процессуальных, предметно-результативных, институциональных, инфраструктурных (если рассматривать социокультурную сферу узко – как совокупность учреждений и организаций отраслевого характера).

В процессе проектирования в качестве единицы анализа может выступать ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом (общесоциальная), локальная ситуация (относящаяся к региону, поселению, группе), и жизненная (личностная) ситуация. На всех уровнях анализа носителем проблем является человек: в одном случае — как личность, живущая в определенном обществе, как субъект конкретной культуры, в другом — как представитель той или иной социальной или социально-демографической группы, в третьем — как носитель социальных и личностных проблем, обусловленных вполне конкретными жизненными обстоятельствами и условиями.

Пространственно-временные границы ситуации, которая подлежит анализу, определяются радиусом будущего проекта. В частности, федеральные программы ориентированы на решение проблем, характерных для российского общества в целом (т.е. типичных для большинства регионов России). Региональные программы решают проблемы соответствующего радиуса. Целевой установкой локальных проектов является разрешение проблем той или иной социальной группы и категории населения.

При анализе и проектировании процессов в рамках общесоциальной ситуации социокультурный субъект трактуется как член общества, переживающий проблемы и испытывающий на себе обстоятельства, характерные для общества в целом и влияющие на всю совокупность условий его жизнедеятельности. Выделение общесоциальной проблемной ситуации — это фиксация рассогласования социально значимых параметров жизнедеятельности на уровне общества в целом — ценностно-ориентационных, процессуальных, предметно-результативных, институциональных, инфраструктурных (если рассматривать социокультурную сферу узко — как совокупность учреждений и организаций отраслевого характера)[36].

Как уже отмечалось, наиболее значимыми в контексте задач проектирования являются социально-культурные проблемы, которые определяются и характеризуются как бы с двух точек зрения:

во-первых, они рассматриваются как объективно фиксируемые факты неблагополучия в социокультурной среде, сферах жизнедеятельности и образе жизни (утраты ценностно-нормативного, предметного характера, различного рода препятствия, затрудняющие процесс культурного развития личности, социальной группы или общества в целом);

во-вторых, формулировка социально-культурных проблем есть результат субъективно переживаемого (автором проекта, субъектом культурной политики) несоответствия между существующим и должным, реальным и желаемым, целями и результатом, т.е. интерпретация определенного противоречия субъектом, принимающим на себя ответственность за положение дел.

Основу классификации социокультурных проблем (а также их последующей характеристики и ранжирования) составляет модель ситуации, которая позволяет структурировать единое социокультурное пространство, представив его в виде относительно самостоятельных сфер проблематики, соответствующих определенным сегментам культуры.

В таком случае всю совокупность социально-культурных проблем (независимо от их источника, носителя, локализации) условно можно распределить на проблемы, характерные для художественной культуры, исторической культуры, социально-психологической и духовно-нравственной культуры, экологическая культуры, политической культуры, физической и психической культуры, профессиональной культуры (культура труда).

Каждая сфера включает в себя проблемы, характерные для социокультурной среды обитания, сфер жизнедеятельности и образа жизни. Причем, если при анализе образа жизни понятием “культура” характеризуется личностный уровень развития, то при обозначении сфер социокультурной проблематики (и соответствующих областей проектной деятельности) это понятие обозначает все уровни, аспекты и грани данного феномена: предметный, процессуальный, ценностно-ориентационный, институциональный[37].

Обозначенные выше сферы проблематики одновременно являются приоритетными областями социокультурного проектирования. Каждая из них, во-первых, характеризуется типичными проблемами развития; во-вторых, обладает ресурсами, необходимыми для успешной реализации проекта; в-третьих, имеет некий нормативный уровень культурного развития (человека, группы, общества), который определяется как мерой усвоения основных ценностей и форм поведения большинством населения (массовый уровень культуры), так и наличием в той или иной сфере культурной жизни «опережающих групп» — субъектов, задающих потолок культурной активности и определяющих ее вертикаль.

Проблемы, ресурсы и культурные нормативы в совокупности определяют основные смысловые разделы проекта: приоритетную область проектирования, цели и задачи проекта, содержание и виды деятельности, которые в рамках социокультурного проектирования рассматриваются в качестве средства решения социально-культурных и личностных проблем, определивших актуальность проекта

По результатам анализа ситуации составляется проблемное поле, которое по возможности должно включить весь перечень проблем, различных по характеру (социальные; социально-демографические; социально-культурные; личностные или социально-психологические; отраслевые); радиусу действия или локализации (общенациональные; региональные; территориальные, характерные только для данного города, района, проблемы конкретной социальной общности или группы населения); по содержанию или сферам социально-культурной проблематики (проблемы в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политический культуры и т.д.).

После анализа ситуации (т.е. характеристики всего проблемного поля) проблемы ранжируются:

— по степени значимости, актуальности (по тенденции сохранения или изменения проблемной ситуации — роста, сокращения),

— причинно-следственной зависимости.

Бирженюк Приоритеты культурной политики выстраиваются не только с учетом глобальных тенденций, характерных для ситуации в целом, но и на основе проблем, фиксирующих неблагополучие в конкретных областях культурной жизни. Выявление этих проблем, а также поиск вариантов их разрешения в рамках культурной политики, представляют определенную трудность, ибо требуют целого комплекса знаний и соответствующей подготовки: культурологической, социологической, социально-психологической, педагогической и др.

:Основой классификации социокультурных проблемкак важнейшей составляющей проблемного поля культурной политики стала охарактеризованная выше модель ситуации, которая позволила структурировать социокультурное пространство, представив его в виде относительно самостоятельных сфер проблематики, соответствующих определенным “сегментам” культуры. Социально-культурные проблемы (независимо от их источника, носителя, локализации) распределились по следующим группам: проблемы, характерные для художественной культуры, исторической культуры, социально-психологической и духовно-нравственной культуры, экологической культуры, политической культуры, физической и психической культуры, профессиональной культуры.

Каждая группа включала проблемы, характерные для социокультурной среды обитания, сфер жизнедеятельности и образа жизни. Сферы проблематики рассматривались одновременно в качестве приоритетных областей культурной политики. Они характеризовались,

во-первых, типичными проблемами развития;

во-вторых, ресурсами, необходимыми для успешной реализации задач культурной политики;

в-третьих, нормативным уровнем культурного развития (человека, группы, общества), который определяется как мерой усвоения основных ценностей и форм поведения большинством населения (массовый уровень культуры), так и наличием в той или иной сфере культурной жизни “опережающих групп” – субъектов, задающих “планку” культурной активности.

Художественная культура. Проблемы формирования художественной культуры уже несколько десятилетий находятся на переднем крае теории и практики художественного воспитания. И тем не менее исследования последних лет дают довольно противоречивую картину. С одной стороны, количественные показатели взаимодействия человека с искусством (частота и продолжительность контактов) вполне благополучны и не вызывают особой тревоги. Однако уровень художественной воспитанности населения (и особенно детей и подростков) на протяжении последних лет не только не повышается, но и имеет тенденцию к снижению. В частности, наблюдается однообразие художественных интересов, преобладание интереса к видам и жанрам, не требующим интеллектуальных усилий в процессе восприятия. Отчасти причины сложившейся ситуации заключаются в существующей системе и способах художественного воспитания, в низком уровне развития фольклора и домашних форм музицирования, а также в характере социально-культурных изменений российского общества.

В формализованном виде наиболее актуальными проблемами развития художественной культуры являются: снижение уровня художественной культуры населения (неразвитость художественных вкусов, художественно-образного восприятия и мышления); невостребованность потенциала профессионального искусства, традиционной народной культуры как средства художественного развития личности; недоступность для жителей города художественных ценностей вследствие сокращения бюджетного финансирования учреждений культуры; недоступность для населения региона богатств мировой и отечественной культуры (в музеях, по данным Министерства культуры России, экспозиции составляют не более 7% фондов); падение интереса к художественному творчеству, искусству в целом; отсутствие национально ориентированной системы художественного воспитания; экспансия массовой художественной культуры, денационализированной по форме и содержанию; ориентация учреждений профессионального искусства и концертных организаций на коммерческий репертуар, на развлекательные представления низкого художественного уровня, обеспечивающая массового зрителя и вызванная необходимостью поиска средств существования; резкое сокращение в репертуаре произведений театральной и музыкальной классики, современного высокопрофессионального искусства; невосполнимая утрата художественных ценностей, предметов народного творчества, церковной утвари (разрушение, кража и вывоз за рубеж); утрата технологий народных ремесел и промыслов, традиционных форм семейного художественного творчества; превращение изделий народного творчества в разновидность массовой сувенирной продукции за счет унификации центров народных ремесел и промыслов, создания на их базе промышленных предприятий; разрушение подлинности фольклора в результате его сценической обработки, перенесения в несвойственную для него среду; утрата форм и традиций устного народного художественного творчества; снижение уровня художественного развития детей и подростков вследствие резкого сокращения детской художественной самодеятельности в связи с коммерциализацией культурно-досуговых учреждений; отсутствие условий для художественного развития и дальнейшего профессионального самоопределения одаренных детей, подростков, молодежи и др.

Историческая культура. Данная область духовной практики и соответствующее направление культурной политики характеризуется наиболее острыми проблемами, свидетельствующими о неблагополучии современного российского общества в отношении к собственной истории. Об этом свидетельствует: утрата исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, чувства духовной самобытности российской культуры и истории; нигилизм по отношению к историческому прошлому (в том числе и ближайшему); отсутствие интереса к культурному наследию, равнодушие к истории “малой Родины”, к национальным формам культурного творчества (слабое знание родного языка, истории, традиций, вандализм по отношению к памятникам истории и культуры); неразвитость краеведческой деятельности; утрата историко-культурного своеобразия и уникальности территорий; снижение эстетических параметров среды обитания человека; невостребованность историко-культурного потенциала (учреждениями культуры, государственными органами, населением); разрушение памятников истории и культуры (в т.ч. в связи с отсутствием средств на реставрационные работы); использование памятников истории и культуры не по назначению; отсутствие преемственности в передаче культурных традиций, ремесел, обрядов, праздников, бытовых форм культуры; невостребованность в сегодняшней социокультурной ситуации духовного потенциала русской культуры (национальных референтов, философской и религиозной мысли); фальсификация исторических фактов, деформирующая образ исторической России, вызывающая чувство несправедливости у лиц старшего поколения, усиливающая комплекс вины и национальной неполноценности; разрушение системы патриотического воспитания на примере героев российской истории и как следствие – утрата традиций и ценностей служения Родине, отечеству.

Духовно-нравственная и социально-психологическая культура. Специфика данной сферы культурной жизни заключается в том, что мораль не имеет своей собственной локализованной сферы общественных отношений и своих институтов, она пронизывает все формы человеческого бытия и сознания, составляет ядро духовных ценностей. Гибко реагируя на изменения социальной практики, нравственность выступает одним из мощных регуляторов жизнедеятельности человека и общества, воздействуя непосредственно на поведение людей во всех сферах – политике, экономике, праве и т.д.

Проблемное поле здесь обусловлено целым рядом негативных тенденций, связанных с утратой значительной частью населения духовно-нравственных идеалов, девальвацией фундаментальных ценностей (добра, сострадания, совести, социальной справедливости). В общественном сознании сохраняется нетерпимость, ориентации на насилие, борьбу. Наиболее актуальными проблемами, характерными для данной сферы культурной жизни, являются: кризис духовно-нравственных ценностей, вызванный непониманием специфики отечественной культуры, некритичным заимствованием ценностей, образа жизни и стереотипов, характерных для западного типа культуры (культ гедонизма, индивидуализма, рационализма и т.п.); деформация общественной нравственности и криминализация отношений, обусловленная внедрением модели рынка, не соответствующей ценностям российской культуры; утрата смысла жизни, духовный кризис у значительной части населения (пожилые, интеллигенция, безработные и т.д.); дефицит милосердия в обществе, рост агрессивности, ожесточенности по отношению к другому человеку, равнодушие к инвалидам, больным, одиноким, лицам, нуждающимся в защите и помощи; отсутствие системы нравственного воспитания школьников; разрушение духовно-нравственного климата семьи (увеличение количества разводов, жестокость родителей, подавление детской инициативы, взаимонепонимание “отцов” и “детей” и т.д.); утрата чувства долга по отношению к своим родителям (о чем свидетельствует увеличение числа престарелых людей, сдаваемых своими детьми на попечение государства); деградация морально-нравственного облика значительной части населения (проституция, наркотики, алкоголь, противоправные формы поведения и др.); криминализация населения, рост преступности, в т.ч. организованной, женской, подростковой. Основная причина роста преступности несовершеннолетних – неблагоприятные факторы социальной среды, которые сказываются на качественном ухудшении мотивации преступности (больше “взрослых” мотивов, рост доли неадекватно жестоких преступлений и действий групп, омоложение преступности, рост доли преступлений 14-15 лет, женской преступности; “пьяной” преступности подростков. Усиливается тенденция к обесцениванию человеческой жизни (рост числа самоубийств); молодое поколение утрачивает романтические идеалы и ценности любви, дружбы, служения, справедливости. Невостребованными в сегодняшней социокультурной ситуации оказываются национальные духовные лидеры. Средства массовой информации создают, продвигают и пропагандируют молодежных кумиров, несущих антисоциальные образ жизни и систему ценностей. Растет число участников и расширяется социальная база тоталитарных сект и объединений нетрадиционной религиозной ориентации, способствующих духовно-нравственной и психологической деформации личности. Развитие национально-культурного самосознания российских этносов происходит болезненно, сопровождается экстремизмом, агрессивностью по отношению к другим культурам, нациям.

Проблемное поле социально-психологической культуры включает в себя: снижение нравственных критериев во взаимоотношениях между людьми; неразвитость качеств и способностей к сопереживанию, сочувствию (особенно у подростков, молодежи); социально-психологическую неадаптированность, вызванную разрушением привычной социально-психологической среды существования (в связи с вынужденной сменой места жительства – мигранты, беженцы, потерей работы, поступлением в вуз и др.); усиление конфликтности между субкультурами различных возрастных и социальных групп населения (конфликт ценностей); отсутствие нормативно-регулирующего и воспитывающего влияния среды (поощряющее асоциальные способы поведения и формы самовыражения); рост межэтнической напряженности, формирующей негативные этнические стереотипы и национальные предрассудки; дискриминацию русскоязычного населения в странах ближнего и дальнего зарубежья; взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий, провоцирующее межнациональные конфликты, усиливающее социальную напряженность; неуважение культурных ценностей и святынь других народов, этносов; нетерпимое и агрессивное отношение к лицам, имеющим высокие доходы – как со стороны населения, так и со стороны государства (и как следствие – неразвитость благотворительности, спонсорства, обусловленная нежеланием предпринимателей легализировать свои доходы).

Наряду с негативными тенденциями, связанными с утратой духовно-нравственных оснований бытия, современная ситуация характеризуется усилением потребности в ценностных координатах и смысловых ориентирах. Для поддержки этой тенденции необходимы программы, формирующие социально-нравственные идеалы, инициирующие и поощряющие деятельность “элитарных” в духовном смысле форм социальной организации, способные выращивать и поддерживать социально-генетический потенциал (или код) нравственности.

Основной акцент в данной области проектирования необходимо сегодня сделать на поиске способов и методов ненасильственного разрешения социальных конфликтов, развития личности на идеалах добра, ценностях справедливости и милосердия. Социально-педагогические программы, ориентированные на нравственное совершенствование личности, должны стремиться к ликвидации образовавшегося в обществе дефицита добра, человеколюбия, чуткого и внимательного отношения к другому человеку, его судьбе, распространять и утверждать этику ненасильственного и бесконфликтного решения социальных и личностных проблем; этику развивающего диалога. Важнейшими задачами программ в рамках данного приоритета должно стать распространение идей мирного устройства жизни, обучение молодежи и подростков способам и методам преодоления конфликтных ситуаций ненасильственными средствами.

Экологическая культура. Актуальность воспитания экологической культуры (путем разработки соответствующих информационно-просветительских программ, организации и поддержки общественных движений в сфере охраны природы) связана с ростом экологических проблем, вызванных, в свою очередь, низким уровнем экологической культуры населения. Суровой реальностью стало растущее загрязнение окружающей среды, нарушение экологического баланса, истощение природных ресурсов, разрушение природного начала в самом человеке. Во многих регионах страны экологическая ситуация становится катастрофической, требует принятия безотлагательных и кардинальных мер, участия широкой общественности в мероприятиях по охране окружающей среды, восстановлению утраченных природных ценностей.

Основные проблемы экологической культуры заключаются в слабой информированности населения об экологической ситуации в регионе; недооценке роли природоохранной деятельности со стороны властей; негуманном отношении к природе, вызванном недооценкой ее фундаментальной ценности как среды обитания, условия гармоничного развития человека; разрушении форм естественного и органичного существования человека в природе, ликвидация природосообразных ремесел и производств; несформированности общественного мнения по отношению к организациям и лицам, ответственным за ухудшение экологической ситуации; недооценке роли экологического воспитания школьников, отсутствии системы экологического воспитания и всеобуча; неразвитости природоохранных форм самодеятельности, отсутствии у населения интереса к этим видам социокультурного творчества; политизации существующих объединений и движений экологической направленности, смещающей интересы с проблемы охраны природы на решение ситуативных задач (особенно в период предвыборных кампаний; усилении экстремистских тенденций в экологическом движении за счет прихода туда маргинализированных и “люмпенизированных” слоев населения; разрушении уникальных природно-ландшафтных зон, имеющих историко-культурное значение.

Политическая культура. Традиционно не рассматривающаяся в качестве приоритетной области культурной политики, политическая культура в последнее время характеризуется весьма актуальными проблемами, которые также могут и должны разрешаться в рамках социокультурных проектов, инициированных и поддерживаемых ресурсами и технологиями культурной политики.

К числу таких проблем можно отнести: низкую политическую активность населения, падение интереса к политической жизни (социально-политическая пассивность и апатия), вызванные неуверенностью граждан в свои возможности влиять на принятие политических решений; отсутствие мировоззренческой базы для идеологического и политического самоопределения различных слоев населения; низкий уровень информированности населения, непредставленность в информационных потоках реально существующих идеологий, имеющих значительную социальную базу; размывание правовой основы жизни общества (низкая правовая культура как населения, так и государственных служащих, правовой нигилизм, приводящий к невыполнению и дискредитации законодательных актов); низкую компетентность граждан в вопросах социально-политической жизни (незнание федеральных и местных законов, гарантирующих права и возможности граждан как субъектов политики); потерю авторитета власти вследствие нереализованных ожиданий, снижения уровня жизни; усиление в массовом сознании авторитарных тенденций, рост радикализма и социально-политического экстремизма; низкую социально-культурную и политическую активность подростков и молодежи; отсутствие реальных механизмов и условий участия молодежи в решении актуальных вопросов экономики, политики, культуры; отсутствие системы “выращивания” местной элиты – лидеров, способных в будущем компетентно и ответственно решать проблемы своего города (людей с гражданской ответственностью, чувством долга перед обществом, “малой” родиной); сокращение количества социально-политических инициатив, ориентированных на решение проблем своей территории; дискредитацию движений и идеологий национально-патриотической направленности и др.

Профессиональная культура. Основные проблемы здесь вызваны целым рядом неблагоприятных обстоятельств и тенденций, характерных для системы трудового воспитания и профессионального самоопределения личности, а также связанных с условиями самореализации человека в сфере его профессиональной деятельности, а именно: утратой ценности труда как смысла жизни, способа самореализации и социального призвания; трудностями профессионального самоопределения в связи с коммерциализацией образования (недоступность платного высшего образования широким слоям населения); снижением образовательного уровня вследствие деформации мотивов получения образования (престиж, статус, диплом и т.п.); неадекватностью профессиональной ориентации в связи с низким социальным престижем и заработной платой ряда профессий (в основном, государственные служащие, работники культуры, образования); изменением социальной структуры студенчества вследствие поляризации доходов родителей; отсутствием законодательной базы для трудоустройства несовершеннолетних подростков; профессиональной дезориентацией подростков и молодежи (в частности, смещением интереса в сферу обслуживания, посреднической деятельности и т.д.); разрушением отечественных научных и образовательных школ; трудностями профессионального самоопределения (особенно для инвалидов, лиц, вынужденных сменить сферу деятельности – безработных, бывших военнослужащих и др.); утратой профессиональной идентичности у представителей ряда профессий, лишенных общественной значимости и перспективы (интеллигенция, крестьяне и т.п.); социальной и правовой незащищенности человека труда (как на государственных предприятиях, так и в акционерных и частных фирмах); отсутствием законодательной базы, обеспечивающей соблюдение авторских прав; ограниченными возможностями профессиональной деятельности как средства самореализации личности; деформацией профессиональной этики представителей ряда профессий (работники здравоохранения, юристы, журналисты и т.п.); внешней и внутренней “утечкой мозгов”, вызванной отсутствием условий и перспектив для профессионального роста и самореализации.

Физическая и психическая культура. О низком уровне физической культуры свидетельствует ухудшение здоровья у различных групп населения, особенно у детей и подростков (в силу неблагоприятной экологической ситуации, вследствие урбанизации, сокращения контактов с природой и др.); деформация образа жизни как следствие низкого уровня развития физической культуры населения (в частности, алкоголизация населения, рост числа детского и женского алкоголизма); неразвитость оздоровительных форм проведения досуга (туризма, семейных спортивных праздников, соревнований и др.); отсутствие системы физического воспитания детей и подростков; низкий уровень физической и психической культуры родителей; рост смертности вследствие ухудшения всех параметров жизни.

Наиболее актуальные проблемы сегодняшнего состояния психической культуры населения вызваны резким ростом информационных и эмоциональных нагрузок, приводящем к значительному ухудшению психического самочувствия человека, повышенной тревожности, отчужденности. О падении уровня психического здоровья общества свидетельствует неспособность значительной части людей оптимально выходить из стрессовых состояний, увеличение количества обращений к саморазрушающим формам поведения (алкоголь, наркотики, самоубийство и др.), рост числа психопатологий и форм отклоняющегося поведения. Данные проблемы усугубляются отсутствием системы своевременной и бесплатной специализированной психологической помощи человеку в кризисной ситуации; пропагандой средствами массовой информации образа жизни, разрушающе воздействующего на физическое и психическое состояние личности.

Анализ проблем в основных сферах культурной жизни дает возможность:

– представить наиболее актуальные проблемы совершенствования культурной жизни территории;

– сформулировать приоритеты и соответствующие задачи региональной культурной политики;

– выделить те конкретные направления практической деятельности, которые позволят локализовать действие негативных факторов, сдерживающих развитие культурной жизни.

Проблемы, ресурсы и культурные нормативы в совокупности определяют приоритетные области, цели, задачи и средства культурной политики.

С учетом проблем, характерных для большинства регионов, а также ресурсов (которые уточнялись применительно к каждому региону отдельно), основные приоритеты культурой политики были сгруппированы по двум блокам.

Первый блок включает приоритетные области (сферы) культурной жизни, а именно: сохранение и использование культурно-исторического наследия; развитие художественной жизни, поддержка традиционного народного творчества; организация культурно-досуговой деятельности и развлечений; оптимизация эстетической среды обитания.

Во второй блок входят направления культурной политики, которые ориентированы на категории населения, требующие особого внимания и государственной поддержки: развитие детского творчества, выращивание молодых дарований; культурное развитие групп населения, испытывающих трудности в реализации права на участие в культурной деятельности.

Приоритетность тех или иных видов и сфер культурной жизни определялась, с одной стороны, их общественной и личностной значимостью, т.е. интенсивностью, многоаспектностью и репрезентативностью проблемного поля, с другой – наличием системы ресурсов, необходимых для поддержки и развития тех или иных сфер культурной жизни территории.

Таким образом, приоритетное направление социально-культурного развития – это одновременно:

а) способ решения проблем определенной социальных категорий и групп населения, а также территории в целом (а, следовательно, путь блокирования возможного источника социальной напряженности);

б) потенциальная сфера культурной деятельности населения;

в) условие выявления и развития историко-культурной самобытности территории. Оно выступает как своеобразное пересечение в сфере культурной политики интересов государства и различных социальных групп.

Нормативный аспект выделенных приоритетов конкретизируется на уровне целей региональной культурной политики, которая должна обеспечить:

– создание “зон” духовного и интеллектуального роста, способных сберечь и расширить слой национальной и региональной духовной элиты, обеспечить преемственность духовно-нравственных традиций культуры территории;

– расширение социальной базы культурной жизни, стимулирование и поддержку социально-культурных инициатив (объединений, организаций, клубов, ассоциаций, движений) и создание условий для общественной востребованности самодеятельной активности населения территории;

– развитие инфраструктуры культуры как системы условий создания, сохранения, экспонированная, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества, оптимизации досуга населения как пространства творческой самореализации и среды;

– всестороннюю поддержку социальных институтов и культурных процессов, образовательных и информационно-просветительных организаций, формирующих духовно насыщенную и нормативно-регулирующую социокультурную среду обитания личности, обеспечивающих культурно-историческую преемственность, закрепление и передачу последующим поколениям духовного опыта народа, воспитывающих уважение молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, национальным языкам;

– создание благоприятных условий культурного развития и социальной адаптации категориям и группам населения, испытывающим трудности в реализации одного из фундаментальных прав человека – права на участие в образовательной и культурной деятельности;

– противодействие экспансии явлений массовой коммерческой культуры, ведущих к деградации личности, угрожающих нравственному здоровью и сохранению самобытности отечественной культуры;

– экономическое, правовое и организационное обеспечение самоорганизации и саморазвития социокультурной жизни;

развитие межрегиональных, межнациональных и международных контактов и сотрудничества в сфере культуры;

– инициирование и поддержку социальных институтов и учреждений, деятельность которых направлена на содействие населению в решении социальных, социально-психологических, социально-культурных и иных проблем;

– развитие спонсорства и благотворительности в области культуры путем регулирования налогообложения и создания благоприятных условий для развития партнерства в сфере культурной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: