Формальные институты и формальные правила

Формальные правила включают в себя:

1) политические правила

(определяют структуру общества, процедуру принятия политических решений, устанавливают способы контроля)

2) экономические правила

(определяют права собственности, ограничивают доступ других людей кресурсам находящихся в исключительной собственности, определяют способы использования собственности)

3) контракты

(они содержат конкретные договоренности об обмене)

Организация формальных правил.

Пирамида:

- конституция

- законодательные акты Гос. Думы и своды законов

- постановления административных органов

- индивидуальные контракты

Взаимоотношения между формальными и неформальными правилами.

Врзможны три варианта.

1) когда формальные и неформальные правила находятся в гармонии (это способствует жффективному функционированию экономики в целом) # Нормы поведения в обществе, которые осуждают воровство.

2) могут быть несогласованы друг с другом -> люди в этом случае руководствуются неформальными правилами

3) формальные правила могут противоречить неформальным и находиться с ними в конфликте

# формальное правилотобязывающее людей сообщать о незаконных действиях коллег вступает в противоречие с неформальным правилом осуждающим доносы

Государство старется контролировать формальные и неформальные правила.

Контроль как правило осуществляется через механизмы принуждения к соблюдению правил.

Под принуждением понимают достоверную угрозу заставить выполнить правило

Табличка 1

Первая сторона - это сам человек, который следит за соблюдением норм поведения, которые соответствуют его внутренним убеждениям.

Вторая сторона - это лицо которому при заключении контракта дается общание.

Третья сторона - это неорганизованные в форме иерархии социальные силы, организации или государство.

Контроль может осуществляться различными способами, как правило объединяются различные виды контрля.

Трансакционные издержки.

Теория трансакционных издержек.

Впервые об этих издержках заговорили 1937 году в статье Коуза "Природа фирм" в кот говорили об издержках использования ценового механизма.

1958г. Возврат к теме трансакционных издержек.

1960 г. Статья проблемы социальных издержек

Были выделены следующие механизмы координации деятельности людей:

1) рынок

2) фирма

3) государство

Использование любого из этих механизмов связано как с выгодами, так и с издержками и не один из них не обладает абсолютным преимуществом.

Трансакция - имеет место тогда, когда товар или услуга переходят от заключительной точки одного технологического процесса к исходной точке другого, смежного с первым. Заканчивается одна стадия деятельности и начинается другая. (с) Оливер Уильямсон

Экономические трансакции являются частью совокупности социальных трансакций.

Социальные трансакции - это социальные действия, которые необходимы для поддержания институциональных рамок, в которых осуществляется экономическая деятельность.

Институциональные рамки включают в семя формальные и неформальные правила, механизмы принуждения.

Выделяются следующие виды трансакций: (Дж. Коммонс)

1) трансакция сделки

Используется для осуществления фактического присвоения прав собственности и свобод. Необходимо согласие сторон, которое основано на экономическом интересе.

Отличительный признак: передача товара из рук в руки.

2) трансакция управления

Основным является отношение подчинения между людьми, при котором право пинимать решение принадлежит только одной стороне.

3) трансакция рационирования

Сохраняется ассиметричность положения сторон, но при этом место управляющей стороны занимает коллективный орган, который выполняет функцию спецификации прав. При этом отсутствует управление и осуществляется наделение богатством того или иного экономического агента:

# составление бюджета компании советом директоров; решения арбитражного суда по поводу имущественного спора между фирмами.

Трансакционные издержки- это издержки возникающие при осуществлении трансакции.

ТИ по К. Эрроу - это издержки эксплуатации экономических систем.

Современные институционалисты считают, что трансакцилнные издержки присутствуют во всех сферах деятельности. И пр. Этом выделяются три группы издержек:

1) издержки использования рыночного механизма координации деятельности людей - это рыночные ТИ

2) издержки внутри фирм, бюрократические издержки, которые возникают, когда управляющий пользуется правом давать команды внутри организации - это управленческие ТИ

3) издержки использования механизма государства - политические ТИ

Рыночные трансакционные издержки.

1. Издержки поиска информации об альтернативах сделки.

Учитываются затраты времени, затрата материальных ресурсов, затраты усилий. При этом следует иметь в виду, что вся собранная информация может оказаться неэффективной.

2. Издержки измерения.

Классическая экономика обычно имеет дело только с двумя показателями: цена и количество. При этом качество товара не принимается во внимание. Институциональная теория рассматривает вопросы о том, как неопределенность качества влияет на производсво и обмен.

Предполагается выделять категори товаров и услуг в зависимости от ТИ, которые тратятся при их преобретении:

1) блага оцениваемые в ходе поиска - поисковые или исслудуемые товары/услуги

2) блага оцениваемые опытным путем- эксперементальные или опытные. Качество благ типа (1) можно установить путем осмотра пенед покупкой, а качество эксперементальных благ, только в процессе потребления.

3) блага, качество которых сложно измерить и при покупке и в процессе потребления. Результаты использования или потребления этих благ становится известны спустя некоторое время или вообще никогда- доверительные товары или услуги. #ремонт У продавцов доверительных товаров появляется мотивация дополнительно предлагать услуги, в которых потребитель не нуждается.

Экономические агенты могут уменьшить ТИ, связанные с проверкой качества:

- Гарантии. В этом случае измерение качества происходит заранее либо в момент обмена. Как правило затраты на эти действия включаются в стоимость товара.

- Контракты с долевым участием. Как правило их используют в случае когда размер прибыли не известен. # издательское дело

- Использование торговой марки. Используется в случае, когда трудно осуществить измерение качества в момент покупки, а гарантийные действия являются дорогосточщими. Фирменный знак дает сигнал о том, что продукция качественная и не имеет отклонений.

- Метод "кота в мешке" или сокрытие информации. Используются в случае, когда постоянное предоставление покупателю одного блага может оказаться затруднительным. #рынок продовольствия

3. Издержки ведения переговоров и заключения контракта.

Включают в себя затраты времени, потери от неправильно заключенных договоров, оплата услуг юристов и нотариусов.

Сократить эти издержки можно путем использования путем стандартных или типрвых договоров. Минус - либо присоединяются, либо уйти. Стороны могут выиграть, если они щаключат сделку, при этом основная проблема заключается в разделении так называемого кооперативного излишка.

Кооперативный излишек - появляется в результате сделки, когдаобразуется излишек продавца и излишек покупателя.

При переговорах выгодно скрывать информацию о резервной цене.

В ходе ведения переговоров может быть использована угроза. Это намерение осуществить какое-либо действие, которое противоречит интересам второго участника сделки.

Если стороны становятся более зависимыми друг от друга, то возможность высказывать угрозы уменьшается. Достоверность угрозы определяется наличием у угрожающей стороны альтернативы.

4. Издержки контроля за соблюдением контракта и предупреждения оппортунистического поведения.

Включают затраты на механизмы страхования риска, на механизм репутации и механизм защиты контракта.

Оппортунистическое поведение - это поведение индивида, который стремится получить одностороннюю выгоду за счет партнера, уклоняясь от выполнения условий контакта. Может проявляться в двух видах:

1) моральный риск

Возникает когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о поведении последней требует больших издержек или невозможно. # студенческий коллектив- один работает, сдают все.

2) вымогательство

Возникает в ситуации, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый из них становится незаменимым для остальных участников.

Защита от вымогательства заключается в превращении взаимозависимых ресурсов в имещество на основе совместного владения.

При осуществлении контроля за соблюдением контракта используют следующие механизмы:

-а) "Заложник"

Заложник - это нечто, что представляет ценность для гражданина Б и что он передает гражданину А, который вернет заложника как только гражданин Б выполнит то, что обещал. При этом важно чтобы заложник имел ценность только для гражданина Б.

-б) Обеспечение

Б может предоставить А какое-то имущество в обеспечение своих обязательств перед гражданином А и для того чтобы это обеспечение могло полностью защитить гражданина А от нарушения обязательств со стороны Б, ценность этого имущества должна быть равна ценности обещания. Может возникнуть проблема со стороны А. Он может присвоить имущество и не выполнить обещание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: