И групповой творческой работы

Процесс творческого мышления включает пять основных этапов:

• подготовительный,

• активизация мышления,

• инкубационный,

• нахождение решения,

• оценочный.

Первые два этапа - аналитические, они базируются на диагно­стике ситуации, их цель - психологически подготовить участни­ков игры к поиску и внедрению новых идей. Три других этапа -это творческий процесс генерирования идей, их анализа и сопо­ставления.

Наиболее общими препятствиями творческому подходу являются:

• поиск единственно правильного ответа или идеального решения;

• приспособление, выдача ожидаемого ответа, «боязнь» началь­ника;

• слишком поспешное решение, неспособность отсрочить критику на время вызревания идеи (в инкубационном периоде);

• неспособность поставить явное под сомнение;

• боязнь выглядеть глупым.

В поведении личности творческий подход означает:

A. Чувство проблемы.

Способность видеть разнообразные проблемы и умение переве­сти их в ситуации и в возможности их развития. Восприятие возмож­ностей развития предполагает владение как делами, так и человече­скими отношениями. К творческому подходу в управлении относится хорошее знание человеческой психологии, способность создать ситу­ации сотрудничества и конструктивного взаимодействия.

Б. Самобытность ("своеобразие).

Положительное своеобразное управление группой означает раз­витие необычных идей, гибкость мышления и приспособление при необходимости к мыслям других. Развитие необычных идей требу­ет также самостоятельности и независимости от авторитетов.

B. Обильность мышления.

Творческие люди способны быстро предложить множество идей. Известно, что количество порождает качество: в большом количе­стве альтернативных предложений можно с большей вероятностью найти качественные решения, чем в малом их числе.

Г. Способность к риску.

Развитие и преобразовательная деятельность создают неуверен­ность, поскольку нет предварительных данных об окончательном


результате. Творческое управление, генерирование идей допуска­ет элемент неуверенности. Совершенствование себя как личности и развитие организации требуют, чтобы время от времени прини­мались новые решения и налаживалась совершенно отличная от прежней деятельность.

Д. Способность видеть общую выгоду.

Оптимизация общего означает, что за частными решениями мы должны видеть и общую выгоду, скажем, для организации в це­лом. К хорошему принятию решений относятся умение отличать существенное от несущественного, а также чувство реальности.

Е. Способность добывать сведения и поддерживать связи с дру­гими.

Для этого нужно проявление любопытства в хорошем смысле, эффективное слушание и непредвзятость к новым ситуациям, уме­ние выражать свои мысли как письменно, так и устно, понятно и доходчиво, то есть владеть вербализацией.

Ж. Воля.

Все характерные черты творческой личности будут ни к чему, если отсутствует мотивация к использованию своих теоретических знаний и практических умений в профессиональной деятельности. На игре очень важно, чтобы каждый ее участник выяснил для себя, насколько полно он намерен приобщаться к целям организации, ее миссии и мотивироваться в соответствии с ними.

Для выработки новых идей лидерам команд целесообразно ис­пользовать различные формы сотрудничества: работа индивидуаль­но, парами, тройками, групповая и межгрупповая работа.

Развитие коллективного творчества лучше всего осуществляет­ся в практической интерактивной деятельности, и первым этапом этой работы является овладение глубоким мышлением и умением рассуждать. Старая притча о том, что многие пытались найти ка­мень мудрости путем остановки мысли, не выдерживает никакой критики в области развития творчества.

3.2. Составной частью развития творчества играющей группы являются креативные методы выдвижения идей. Лидеру команды необходимо выбрать один или, в случае необходимости, несколь­ко методов генерирования идей (например, «мозговая атака», кон­курс идей, синсктика, упражнение дилетантов, метод Дельфи, оп­росные листы, групповое интервью, групповое принятие решений методом дискуссии) и методы оценки вариантов принимаемых ре­шений, а также метод анализа потенциальных проблем.

3.3. Следующий шаг- организация выработки идей-решений и их анализ и обоснование. Каждую предлагаемую участниками игры идею необходимо проверить «на прочность» и разрешающую силу,

10-3499 '37


чтобы отобрать наиболее ценные, интересные и новые решения, то есть выявить характер изменений, предусматриваемых решениями, определить, затрагивают ли они основные проблемы, трудности и тупики организации, системы управления ею; кого и в какой степе­ни касаются, кому и что дают.

Кроме того, при анализе необходимо учесть возможные труд­ности при внедрении идеи, которые могут быть последствиями из­бранного способа действия по ее реализации. С этой целью следу­ет осуществить анализ потенциальных проблем (АПП), то есть анализ тех неблагоприятных явлений, которые могут возникнуть при реализации решения. При сравнительно небольших затратах времени и средств АПП может дать ощутимый результат, снижая возможности ошибок.

3.4. Отбор наиболее ценных решений. Следует помнить, что идея становится решением только тогда, когда доказано, что она может выступить в качестве средства или способа достижения цели разрешения либо снятия проблемы, преодоления трудно­сти, вывода организации из тупика, когда четко прослеживает­ся эффективность с точки зрения затрат, когда степень риска невелика.

3.5. Конкурс идей, их защита. С этой целью в каждой команде распределяются игровые роли: новатора и консерватора или «бе­лого» и «черного» оппонентов. Группа представляет и обосновы­вает свои идеи. Затем командам дается пять минут для подготовки аргументов «за» и «против». После подготовки каждая команда высказывает мнение от имени сторонников и противников предла­гаемых идей-решений. После дискуссии слово предоставляется группе инициаторов для ответов на вопросы, и затем следующая группа представляет свои идеи-решения. Затем вся процедура по­вторяется, но уже идеи представляет следующая группа игроков. После представления идей возможны вопросы на уточнение и по­нимание того, что услышали, ответы на них и дополнительные ком­ментарии.

Примечание. Использование полного комплекса ранее распределен­ных ролей обязательно для всех игровых групп.

Для разнообразия и активизации дискуссии можно ввести дополнитель­ные роли: сподвижник, сопутствующий новатору, и сомневающийся, сопут­ствующий консерватору.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: