К таким целям относятся:
■ приобретение опыта делового общения,
■ овладение социальными нормами формальной коммуникации,
■ формирование положительной установки на внедрение инноваций,
■ корректировка индивидуального стиля,
■ развитие навыков коллективного принятия решений в условиях конструктивного взаимодействия и сотрудничества и др.
Объективные условия для реализации таких целей на всех этапах игры (смотри авторские разработки инновационных, поис-ково-апробационных и деловых игр «ЗАПРОС», «Геракл», «РА-НАДО», «Аттестация» и др.) обеспечиваются прежде всего с помощью таких конструктивных элементов деловой игры, как правила, система поощрения и наказания и система экспертного оценивания результатов и продвижения вперед. Эффективным механизмом осуществления подобных целей может служить и рефлексия, процедура которой также предусматривается сценарием.
Большое значение для активизации интереса имеют и чисто игровые цели, которые ставятся перед всеми играющими. Это вполне реальные и понятные для участников деловой игры цели, которые не всегда воспринимаются как игровые, они тесно связаны с объектом имитации, способствуют вхождению в игровую роль, конкретизируют обстановку (атмосферу) в игре.
Многие авторы деловых игр считают, что единственным видом игровых целей, осознаваемых игроками как таковые, служат цели выигрыша определенного числа баллов, очков либо иных показателей, начисляемых (снимаемых) с отдельного участника или команды за те или иные удачные (неудачные) действия в ходе игры, такие цели - «мотор» деловой игры, без них игра не может
состояться.
Соглашаясь с авторами такого вывода, мы, кроме того, считаем, что в методически правильно подготовленной деловой игре сам процесс деятельности, наряду с развертываемым содержанием игры, служит мощным мотивирующим фактором.