Сценарий любой деловой игры включает следующие элементы: предмет игры, содержание конфликта или противоречия, способа генерирования событий в игре, общей последовательности и графической модели взаимодействия игроков, характера двупланово-сти в игре.
Сценарий ДИ «Игра» может быть представлен в следующем
виде:
Предмет игры - конструирование и описание деловой игры. Объект имитации - характеризуется конфликтами между:
■ знанием и незнанием в области конструирования ДИ;
■ потребностями и возможностями преподавателей;
■ теорией и практикой ДИ;
■ традицией и нововведением;
■ желанием и нежеланием разрабатывать деловые игры;
■ энтузиазмом и предубеждением.
Примечание. Данные конфликты реализуются в ролевой структуре, в правилах и в системе оценивания.
Общая последовательность игры: 1-й этап- введение в игру:
- определение содержания разрабатываемой игры;
- анализ полученной информации и формирование игровых групп; -распределение ролей.
2-й этап- конструирование и создание форматов описания
|
|
ДИ:
- ролевое общение в группах по разработке и форматному описа
нию деловой игры.
3-й этап- оценка проектов ДИ:
- обсуждение представленных проектов ДИ (выступление пропа
гандистов и дискуссия).
4-й этап- экспериментальное проигрывание разработанных ДИ:
- оценка проектов ДИ и деятельности игроков;
- разбор игры.
Способ генерирования событий: смешанный - детерминированный и спонтанный. Двуплановость игры:
а) план - условный: разработка ДИ в игровой ситуации;
б) план - реальный: выработка и развитие навыков по констру
ированию и описанию ДИ.
Комплект ролей и функции игроков:
В ДИ «Игра» разыгрывается следующий комплект ролей:
• заказчик разрабатываемой ДИ,
• дизайнер-теоретик,
15-3499 225
• дизайнер-практик,
• дизайнер-дилетант,
• дизайнер-скептик,
• аксеолог,
• пропагандист.
Роль пропагандиста может брать на себя один из представителей группы дизайнеров.
Руководители игры выполняют роли режиссеров ДИ «Игра» и научных консультантов.
Для проведения ДИ «Игра» формируется несколько команд по семь человек, деятельность которых носит состязательный характер. Задача каждой команды - разработать и описать деловую игру по заданию заказчика и представить ее на обсуждение всех участников ДИ «Игра».
Обсуждение и выбор наилучшего варианта деловой игры проводятся на заседании научно-технического совета.
ПОРТРЕТ ЗАКАЗЧИКА
Заказчик- это игрок серьезный, представительный, ответственный, с развитым чувством юмора. Его главная характеристика - умение быстро устанавливать контакты с игроками, режиссерами и поддерживать их.
|
|
В обязанности заказчика входит:
• конкретизировать свою роль: кто он, какую организацию представляет, какие цели преследует;
• конкретизировать заказ на разработку ДИ (на бланке заказа);
• осуществлять посредничество между режиссерами и группами;
• корректировать внутригрупповые решения в соответствии с заказом;
• принимать решения по преодолению внешних «катастроф» (держателями банка «катастроф» являются режиссеры);
• оценивать качество разработанного проекта ДИ.
Заказчик имеет право корректировать требования заказчика в процессе конструирования ДИ.
Его девиз: НЕ ДЕРЖИ КАМЕНЬ ЗА ПАЗУХОЙ.
ПОРТРЕТ ДИЗАЙНЕРА-ТЕОРЕТИКА
Дизайне р-т еоретик- это игрок, который анализирует отечественную и зарубежную литературу в области ДИ и всех форм и методов активного обучения. Является постоянным участником школ, семинаров, конференций по методам активного обучения (МАО). Обладает большими способностями в теоретизировании. От него зависит научный уровень разра-
батываемой ДИ, аргументированность выступлений в дискуссиях.
В обязанности дизайнера-теоретика входит:
• определение стратегии конструирования и описания ДИ;
• объяснение терминов, понятий и иностранных слов;
• помощь в подготовке доклада пропагандисту;
• отвлечение дизайнеров от выполнения поставленной задачи путем излишнего теоретизирования.
Дизайнер-теоретик имеет право: -обращаться за консультациями и разъяснениями к «теоретику» другой группы в обмен на свою информацию или приобретать необходимую информацию, теряя при этом некоторое количество баллов; - налагать «veto» на решения конкретных вопросов, навязывая группе свою точку зрения. Его девиз: РИСК- ДЕЛО БЛАГОРОДНОЕ, НО ОПАСНОЕ.
ПОРТРЕТ ДИЗАЙНЕРА-ПРАКТИКА
Дизайне р-п р а к т и к - это игрок, имеющий определенный опыт по конструированию, описанию и использованию ДИ. От «практика» зависит реальность разрабатываемой игры, возможность ее внедрения.
В обязанности дизайнера-практика входит:
• определение тактики действий и решений в группе;
• сопоставление с имеющимися аналогами;
• помощь в подготовке доклада пропагандисту;
• противодействие дизайнеру-теоретику.
Дизайнер-практик имеет право:
- обращаться за информацией к «практику» другой группы в обмен на свою информацию или приобретать необходимую информацию, теряя при этом некоторое количество баллов;
- налагать «veto» на решения конкретных вопросов, навязывая группе свою точку зрения.
Его девиз: НЕ БОЙСЯ ОБМЕНИВАТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ, БАЛЛ ПОТЕРЯЕШЬ, ЗАТО «ЗАРАБОТАЕШЬ» ИНФОРМАЦИЮ.
ПОРТРЕТ ДИЗАЙНЕРА-ДИЛЕТАНТА
Дизайне р-д илетант- это игрок, который вроде бы все знает, все умеет, все может, везде бывает, все читает. Он и теоретик и практик. Он может принести группе как пользу, так и вред. Отсутствие фундаментальных знаний позволяет ему задавать «глупые» вопросы или генерировать нестандартные идеи.
s-ОДязанности дизайнера-дилетанта входит:
• эмоциональное воздействие на игроков;
• нарущеиие традиционности профессионального мышления.
Диза йнер -дилетан т не имеет права обращаться к кому-либо за советом, консультацией. Его девиз: НЕ НАВРЕДИ.
ПОРТРЕТ ДИЗАЙНЕРА-СКЕПТИКА
Д и 3 а й н е р-с к е п т и к - это игрок, обладающий достаточно большими знаниями и опытом, но консервативный по природе. Подвергает все новое сомнению и даже осмеянию. Он не верит в эффективность методов активного обучения, ссылаясь на большие затраты времени ч средств. Розовое он видит в сером цвете, серое — в черном. й-£§З занности дизайнера-скептика входит:
• критиковать все нововведения;
• оспаривать выбранную группой стратегию и тактику конструирования ИГрЬ,;
|
|
• вьшУжДать членов группы к тщательной аргументации своих точек зреция и решений.
ДиМЙ Вер-екептик имеет право:
- выражать недоверие заказчику в письменной форме, которая передается аксеологу и устно сообщается заказчику;
- громко хлопнуть дверью и уйти (когда лопнет терпение).
Его дввиз: ВОВРЕМЯ ВЕРНИСЬ.
ПОРТРЕТ АКСЕОЛОГА
АксеОЛог- это игрок, умеющий быть в гуще событий, оставаясь в то же время в тени. Он должен все видеть, слышать, оценивать и фиксировать.
°—Обязанности аксеолога входит:
• оценка Поведения игроков и группы в целом (бланк экспресс-оценки);
• сравнение и оценка представленных проектов ДИ совместно с заказчиками и режиссерами;
• невмешательство в поведение и решения группы;
• подготовка устного выступления по оценке деятельности игроков и разработанных проектов;
• объективность.
Его девиз: СУДИ СТРОГО, НО НЕ ОБИЖАЙ.
ПОРТРЕТ ПРОПАГАНДИСТА
Пропагандист- это игрок в квадрате, так как эту роль берет на себя одцн из представителей группы дизайнеров. Пропагандист
должен обладать способностью быстро анализировать и обобщать информацию, представлять ее в устной форме, убеждая присутствующих в преимуществах разработанного проекта. В обязанности пропагандиста входит:
• достойное представление разработанного группой проекта;
• психологически точное, педагогически верное, эмоционально оправданное, артистически осуществленное воздействие на аудиторию;
• защита точки зрения группы;
• ответы на вопросы.
Пропагандист имеет право:
- выбрать оригинальную форму преподнесения информации (но традиционная форма не карается);
- обратиться за помощью к группе, если не знает ответа на вопрос.
Его девиз: АУДИТОРИЯ - ЭТО НЕ СОСУД, КОТОРЫЙ НАДО НАПОЛНИТЬ, А ФАКЕЛ, КОТОРЫЙ НАДО ЗАЖЕЧЬ.
ИНСТРУКЦИЯ РЕЖИССЕРАМ ИГРЫ
Режиссерами ДИ «Игра» должны быть люди, имеющие опыт конструирования, описания и проведения деловых игр, знающие теорию методов активного обучения, владеющие методом проведения ДИ. В противном случае идея игры может быть дискредитирована.
|
|
Обязанности режиссеров:
• представить исходную информацию о ДИ;
• руководить определением содержания и выбора темы будущей ДИ, оказывать методическую помощь;
• помогать в формировании игровых групп и распределении ролей; оценивать деятельность игроков по определенным критериям;
• творчески корректировать ход игры в соответствии с конкретной ситуацией и контингентом участников;
• участвовать в экспериментальной апробации разработанной ДИ;
• проводить разбор и подводить итоги игры.
Режиссер имеет право:
- взаимодействовать с участниками игры;
- принимать решения по изменению регламента и процедуры игры;
- вводить в игру пакет «катастроф»;
- в целях достижения дидактического эффекта останавливать игру, разъяснять и корректировать действия и результаты работы игроков.
ПРАВИЛА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
1. Разрабатываемые проекты игр должны соответствовать требованиям заказчика игры.
Окончание |
Штрафы |
Факт |
2. 3. \4. 5. |
6. 7. 8. 9. 10. П. |
2. При конструировании игры следует учитывать педагогические требования к организации учебного процесса (связь теории с практикой, использование передового опыта, тематическая и методическая взаимосвязь игры с другими формами и методами обучения, наглядность, контингент обучаемых, их отраслевая принадлежность, продолжительность обучения и др.).
3. Оценки проектов ДИ осуществляются на основе сравнения с форматом описания ДИ, подготовленным разработчиками ДИ «Игра».
4. В процессе игры оцениваются внутри- и межгрупповое поведение и стиль взаимодействия игроков.
5. Стимулируется введение игроками новшеств в процедуру конструирования и структуру описания ДИ.
6. Строгое соблюдение регламента выступлений, дискуссий, внутригрупповой и межгрупповой деятельности.
7. При разработке ДИ следует руководствоваться следующими
принципами: проблемности, двуплановости, диалогического вза
имодействия участников игры, совместной деятельности, имита
ции условий и динамики производства и моделирования деятель
ности людей.
8. Взаимодействие групп с режиссерами игры осуществляют заказчики.
9. В ДИ «Игра» вводится пакет ситуаций, имитирующих возмущающее воздействие внешней среды. Использование их в ходе игры регулируется режиссерами.
Показатели |
и/ч |
Разыгрывание полного комплекта ролеЙ1(ро-ставляется в конце игры) Корректность повеления (индивидуально) Оригинальные формы представленияинфор-мации Интересные мысли, примеры, предложения Качество визуальной информации,использо-| ванной при описании ДИ Динамичность работы группы Организованность работы группы Продажа первого выступления Выступление от группы в дискуссии Ответы на вопросы Использование информации из предыдущег доклада_______ |
Система оценивания деятельности игроков (для режиссеров) в ДИ «Игра»
ч
№ h/n |
Поощрения |
Показатели
12. 13. |
+ 10 0 + 5 |
-5 -5 -1 |
Покупка информации Сдача проекта в срок:
с опережение^.
14. 15. |
с опозданием Полезность командировки Продление времени на 1 мин.
№п/п |
Экспресс-оценка деятельности группы (для аксеолога) В ДИ «Игра»
Система баллов |
Показатели деятельности
спокойный - 0 средний - 20 жесткий -40 |
РеЖим работы
отсутствие - 50 1 нововведение - 100 |
Креативность группы (нововведения в технологию структуры доку-.мен трв, оформление и т.д.)
3. |
неучастие игрока - 50 |
.Активность работы группы
1 обращение- 10 |
5. |
Получение информации у другой группы (для дизайнеров-теоретика и практика)
вред-15 польза - 30 |
6. |
Обоснованность ноты недоверия к заказчику у дизайнера-скептика лс." —■----- ' ~:г |
да-5 нет-10 |
7. |
Характер деятельности дизайнс-£Р1^ДИлстантов
да нет |
-5 -5 |
Обоснованность ухода дизайнера-скептика
9. |
_Ё°2£ращение скептика
0-30 |
Приобретение полезной информации во время командировки одного
10. |
из членов групиь'_ _________________
+ 10 0 -30 -15 + 20 |
Стиль общения в группе: -Дружелюбный
- напряженный
- враждебный
- Диктаторский
- Демократич ески^______________
Итого:
Bo™o0cTtCKOe обесПеЧение ДИ <<ИгРа» представляет собой со
вокупность всех материалов, представленных в описании В допол
нение к этому прилагается бланк заказа на разработку ДИ и кап
точки с перечнем «катастроф». У А Кар
БЛАНК-ЗАКАЗ НА РАЗРАБОТКУ ДИ
1. Основание для выполнения работы: приказ вышестоящей организации, личное желание, вынужденность обстановки и просьба режиссеров.
2. Цель и назначение работы: сконструировать и описать деловую игру.
3. Технические требования: максимальная скорость разработки, компактность и четкость описания.
4. Этапы работы: дается описание этапов.
5. Материально-техническое обеспечение: бумага, перфокарты, нужная атмосфера вокруг игры (мебель, доски, стол с напитками и т.п.).
6. Приемка работы: работа считается выполненной, если она документально оформлена, единогласно принята всей группой, защищена в дискуссиях и удовлетворяет требования заказчика.
7. Результат ДИ.
ПЕРЕЧЕНЬ «КАТАСТРОФ» (ДЛЯ РЕЖИССЕРОВ)
Заказчик срочно вызывается к режиссерам для отчета о состоянии дел в группе
По решению вышестоящей организации дизайнер-практцК
направляется в командировку по заимствованию опытц
конструирования ДИ:
время пребывания в командировке - 5 минут;
отчет о командировке перед режиссером - 2 минуты.
Право «veto» принадлежит дизайнеру-теоретику и дизайнеру-практику