Сценарий игры

Сценарий любой деловой игры включает следующие элементы: предмет игры, содержание конфликта или противоречия, способа генерирования событий в игре, общей последовательности и гра­фической модели взаимодействия игроков, характера двупланово-сти в игре.

Сценарий ДИ «Игра» может быть представлен в следующем

виде:

Предмет игры - конструирование и описание деловой игры. Объект имитации - характеризуется конфликтами между:

■ знанием и незнанием в области конструирования ДИ;

■ потребностями и возможностями преподавателей;

■ теорией и практикой ДИ;

■ традицией и нововведением;

■ желанием и нежеланием разрабатывать деловые игры;

■ энтузиазмом и предубеждением.

Примечание. Данные конфликты реализуются в ролевой структуре, в правилах и в системе оценивания.

Общая последовательность игры: 1-й этап- введение в игру:

- определение содержания разрабатываемой игры;

- анализ полученной информации и формирование игровых групп; -распределение ролей.

2-й этап- конструирование и создание форматов описания

ДИ:

- ролевое общение в группах по разработке и форматному описа­
нию деловой игры.

3-й этап- оценка проектов ДИ:

- обсуждение представленных проектов ДИ (выступление пропа­
гандистов и дискуссия).

4-й этап- экспериментальное проигрывание разработанных ДИ:

- оценка проектов ДИ и деятельности игроков;

- разбор игры.

Способ генерирования событий: смешанный - детерминирован­ный и спонтанный. Двуплановость игры:

а) план - условный: разработка ДИ в игровой ситуации;

б) план - реальный: выработка и развитие навыков по констру­
ированию и описанию ДИ.

Комплект ролей и функции игроков:

В ДИ «Игра» разыгрывается следующий комплект ролей:

• заказчик разрабатываемой ДИ,

• дизайнер-теоретик,

15-3499 225


дизайнер-практик,

• дизайнер-дилетант,

• дизайнер-скептик,

• аксеолог,

• пропагандист.

Роль пропагандиста может брать на себя один из представите­лей группы дизайнеров.

Руководители игры выполняют роли режиссеров ДИ «Игра» и научных консультантов.

Для проведения ДИ «Игра» формируется несколько команд по семь человек, деятельность которых носит состязательный харак­тер. Задача каждой команды - разработать и описать деловую игру по заданию заказчика и представить ее на обсуждение всех участ­ников ДИ «Игра».

Обсуждение и выбор наилучшего варианта деловой игры про­водятся на заседании научно-технического совета.

ПОРТРЕТ ЗАКАЗЧИКА

Заказчик- это игрок серьезный, представительный, ответ­ственный, с развитым чувством юмора. Его главная характеристи­ка - умение быстро устанавливать контакты с игроками, режиссе­рами и поддерживать их.

В обязанности заказчика входит:

• конкретизировать свою роль: кто он, какую организацию пред­ставляет, какие цели преследует;

• конкретизировать заказ на разработку ДИ (на бланке заказа);

• осуществлять посредничество между режиссерами и группами;

• корректировать внутригрупповые решения в соответствии с за­казом;

• принимать решения по преодолению внешних «катастроф» (дер­жателями банка «катастроф» являются режиссеры);

• оценивать качество разработанного проекта ДИ.

Заказчик имеет право корректировать требования заказчика в процессе конструирования ДИ.

Его девиз: НЕ ДЕРЖИ КАМЕНЬ ЗА ПАЗУХОЙ.

ПОРТРЕТ ДИЗАЙНЕРА-ТЕОРЕТИКА

Дизайне р-т еоретик- это игрок, который анализиру­ет отечественную и зарубежную литературу в области ДИ и всех форм и методов активного обучения. Является постоянным участником школ, семинаров, конференций по методам актив­ного обучения (МАО). Обладает большими способностями в теоретизировании. От него зависит научный уровень разра-


батываемой ДИ, аргументированность выступлений в дискус­сиях.

В обязанности дизайнера-теоретика входит:

• определение стратегии конструирования и описания ДИ;

• объяснение терминов, понятий и иностранных слов;

• помощь в подготовке доклада пропагандисту;

• отвлечение дизайнеров от выполнения поставленной задачи пу­тем излишнего теоретизирования.

Дизайнер-теоретик имеет право: -обращаться за консультациями и разъяснениями к «теоретику» другой группы в обмен на свою информацию или приобретать необходимую информацию, теряя при этом некоторое количе­ство баллов; - налагать «veto» на решения конкретных вопросов, навязывая группе свою точку зрения. Его девиз: РИСК- ДЕЛО БЛАГОРОДНОЕ, НО ОПАСНОЕ.

ПОРТРЕТ ДИЗАЙНЕРА-ПРАКТИКА

Дизайне р-п р а к т и к - это игрок, имеющий определенный опыт по конструированию, описанию и использованию ДИ. От «практика» зависит реальность разрабатываемой игры, возмож­ность ее внедрения.

В обязанности дизайнера-практика входит:

• определение тактики действий и решений в группе;

• сопоставление с имеющимися аналогами;

• помощь в подготовке доклада пропагандисту;

• противодействие дизайнеру-теоретику.

Дизайнер-практик имеет право:

- обращаться за информацией к «практику» другой группы в об­мен на свою информацию или приобретать необходимую инфор­мацию, теряя при этом некоторое количество баллов;

- налагать «veto» на решения конкретных вопросов, навязывая группе свою точку зрения.

Его девиз: НЕ БОЙСЯ ОБМЕНИВАТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ, БАЛЛ ПОТЕРЯЕШЬ, ЗАТО «ЗАРАБОТАЕШЬ» ИНФОРМА­ЦИЮ.

ПОРТРЕТ ДИЗАЙНЕРА-ДИЛЕТАНТА

Дизайне р-д илетант- это игрок, который вроде бы все знает, все умеет, все может, везде бывает, все читает. Он и теоретик и практик. Он может принести группе как пользу, так и вред. От­сутствие фундаментальных знаний позволяет ему задавать «глупые» вопросы или генерировать нестандартные идеи.





s-ОДязанности дизайнера-дилетанта входит:

• эмоциональное воздействие на игроков;

• нарущеиие традиционности профессионального мышления.

Диза йнер -дилетан т не имеет права обращаться к кому-либо за советом, консультацией. Его девиз: НЕ НАВРЕДИ.

ПОРТРЕТ ДИЗАЙНЕРА-СКЕПТИКА

Д и 3 а й н е р-с к е п т и к - это игрок, обладающий достаточно большими знаниями и опытом, но консервативный по природе. Под­вергает все новое сомнению и даже осмеянию. Он не верит в эффек­тивность методов активного обучения, ссылаясь на большие затраты времени ч средств. Розовое он видит в сером цвете, серое — в черном. й-£§З занности дизайнера-скептика входит:

• критиковать все нововведения;

• оспаривать выбранную группой стратегию и тактику конструи­рования ИГрЬ,;

вьшУжДать членов группы к тщательной аргументации своих то­чек зреция и решений.

ДиМЙ Вер-екептик имеет право:

- выражать недоверие заказчику в письменной форме, которая пе­редается аксеологу и устно сообщается заказчику;

- громко хлопнуть дверью и уйти (когда лопнет терпение).

Его дввиз: ВОВРЕМЯ ВЕРНИСЬ.

ПОРТРЕТ АКСЕОЛОГА

АксеОЛог- это игрок, умеющий быть в гуще событий, оста­ваясь в то же время в тени. Он должен все видеть, слышать, оцени­вать и фиксировать.

°—Обязанности аксеолога входит:

• оценка Поведения игроков и группы в целом (бланк экспресс-оцен­ки);

• сравнение и оценка представленных проектов ДИ совместно с за­казчиками и режиссерами;

• невмешательство в поведение и решения группы;

• подготовка устного выступления по оценке деятельности игро­ков и разработанных проектов;

• объективность.

Его девиз: СУДИ СТРОГО, НО НЕ ОБИЖАЙ.

ПОРТРЕТ ПРОПАГАНДИСТА

Пропагандист- это игрок в квадрате, так как эту роль берет на себя одцн из представителей группы дизайнеров. Пропагандист


должен обладать способностью быстро анализировать и обобщать информацию, представлять ее в устной форме, убеждая присутству­ющих в преимуществах разработанного проекта. В обязанности пропагандиста входит:

• достойное представление разработанного группой проекта;

• психологически точное, педагогически верное, эмоционально оправ­данное, артистически осуществленное воздействие на аудиторию;

• защита точки зрения группы;

• ответы на вопросы.

Пропагандист имеет право:

- выбрать оригинальную форму преподнесения информации (но традиционная форма не карается);

- обратиться за помощью к группе, если не знает ответа на вопрос.

Его девиз: АУДИТОРИЯ - ЭТО НЕ СОСУД, КОТОРЫЙ НАДО НАПОЛНИТЬ, А ФАКЕЛ, КОТОРЫЙ НАДО ЗАЖЕЧЬ.

ИНСТРУКЦИЯ РЕЖИССЕРАМ ИГРЫ

Режиссерами ДИ «Игра» должны быть люди, имеющие опыт конструирования, описания и проведения деловых игр, зна­ющие теорию методов активного обучения, владеющие методом проведения ДИ. В противном случае идея игры может быть диск­редитирована.

Обязанности режиссеров:

• представить исходную информацию о ДИ;

• руководить определением содержания и выбора темы будущей ДИ, оказывать методическую помощь;

• помогать в формировании игровых групп и распределении ролей; оценивать деятельность игроков по определенным критериям;

• творчески корректировать ход игры в соответствии с конкретной ситуацией и контингентом участников;

• участвовать в экспериментальной апробации разработанной ДИ;

• проводить разбор и подводить итоги игры.

Режиссер имеет право:

- взаимодействовать с участниками игры;

- принимать решения по изменению регламента и процедуры игры;

- вводить в игру пакет «катастроф»;

- в целях достижения дидактического эффекта останавливать игру, разъяснять и корректировать действия и результаты работы иг­роков.

ПРАВИЛА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

1. Разрабатываемые проекты игр должны соответствовать тре­бованиям заказчика игры.


               
   
 
   
 
     
 
 

Окончание
Штрафы
Факт
2. 3. \4. 5.
6. 7. 8. 9. 10. П.

2. При конструировании игры следует учитывать педагогические требования к организации учебного процесса (связь теории с прак­тикой, использование передового опыта, тематическая и методи­ческая взаимосвязь игры с другими формами и методами обучения, наглядность, контингент обучаемых, их отраслевая принадлеж­ность, продолжительность обучения и др.).

3. Оценки проектов ДИ осуществляются на основе сравнения с форматом описания ДИ, подготовленным разработчиками ДИ «Игра».

4. В процессе игры оцениваются внутри- и межгрупповое пове­дение и стиль взаимодействия игроков.

5. Стимулируется введение игроками новшеств в процедуру кон­струирования и структуру описания ДИ.

6. Строгое соблюдение регламента выступлений, дискуссий, внутригрупповой и межгрупповой деятельности.

7. При разработке ДИ следует руководствоваться следующими
принципами: проблемности, двуплановости, диалогического вза­
имодействия участников игры, совместной деятельности, имита­
ции условий и динамики производства и моделирования деятель­
ности людей.

8. Взаимодействие групп с режиссерами игры осуществляют за­казчики.

9. В ДИ «Игра» вводится пакет ситуаций, имитирующих возму­щающее воздействие внешней среды. Использование их в ходе игры регулируется режиссерами.

Показатели
и/ч
Разыгрывание полного комплекта ролеЙ1(ро-ставляется в конце игры) Корректность повеления (индивидуально) Оригинальные формы представленияинфор-мации Интересные мысли, примеры, предложения Качество визуальной информации,использо-| ванной при описании ДИ Динамичность работы группы Организованность работы группы Продажа первого выступления Выступление от группы в дискуссии Ответы на вопросы Использование информации из предыдущег доклада_______
 

Система оценивания деятельности игроков (для режиссеров) в ДИ «Игра»


ч

№ h/n
Поощрения

Показатели

12. 13.
+ 10 0 + 5
-5 -5 -1

Покупка информации Сдача проекта в срок:

с опережение^.

14. 15.

с опозданием Полезность командировки Продление времени на 1 мин.

№п/п

Экспресс-оценка деятельности группы (для аксеолога) В ДИ «Игра»

Система баллов

Показатели деятельности

спокойный - 0 средний - 20 жесткий -40

РеЖим работы

отсутствие - 50 1 нововведение - 100

Креативность группы (нововведе­ния в технологию структуры доку-.мен трв, оформление и т.д.)

3.
неучастие игрока - 50

.Активность работы группы

1 обращение- 10
5.

Получение информации у другой группы (для дизайнеров-теоретика и практика)

вред-15 польза - 30
6.
Обоснованность ноты недоверия к заказчику у дизайнера-скептика лс." —■----- ' ~:г
да-5 нет-10
7.

Характер деятельности дизайнс-£Р1^ДИлстантов

да нет
-5 -5

Обоснованность ухода дизайнера-скептика

9.

_Ё°2£ращение скептика

0-30

Приобретение полезной информа­ции во время командировки одного

10.

из членов групиь'_ _________________

+ 10 0 -30 -15 + 20

Стиль общения в группе: -Дружелюбный

- напряженный

- враждебный

- Диктаторский

- Демократич ески^______________

Итого:

Bo™o0cTtCKOe обесПеЧение ДИ <<ИгРа» представляет собой со­
вокупность всех материалов, представленных в описании В допол
нение к этому прилагается бланк заказа на разработку ДИ и кап
точки с перечнем «катастроф». У А Кар


БЛАНК-ЗАКАЗ НА РАЗРАБОТКУ ДИ

1. Основание для выполнения работы: приказ вышестоящей организации, личное желание, вынужденность обстановки и просьба режиссеров.

2. Цель и назначение работы: сконструировать и описать дело­вую игру.

3. Технические требования: максимальная скорость разработки, компактность и четкость описания.

4. Этапы работы: дается описание этапов.

5. Материально-техническое обеспечение: бумага, перфокарты, нужная атмосфера вокруг игры (мебель, доски, стол с напитками и т.п.).

6. Приемка работы: работа считается выполненной, если она документально оформлена, единогласно принята всей группой, защищена в дискуссиях и удовлетворяет требования заказчика.

7. Результат ДИ.

ПЕРЕЧЕНЬ «КАТАСТРОФ» (ДЛЯ РЕЖИССЕРОВ)

Заказчик срочно вызывается к режиссерам для отчета о состоянии дел в группе

По решению вышестоящей организации дизайнер-практцК

направляется в командировку по заимствованию опытц

конструирования ДИ:

время пребывания в командировке - 5 минут;

отчет о командировке перед режиссером - 2 минуты.

Право «veto» принадлежит дизайнеру-теоретику и дизайнеру-практику


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: