Преимущества и ограничения метода кейсов

  Преимущества Ограничения
  Использование метода кейсов в программе тренинга или са­мостоятельно может дополнить многие теоретические аспекты курса посредством введения практических задач, которые группе необходимо решить. Способность выявлять, ана­лизировать и просчитывать каждый шаг, ведущий к реше­нию, является одним из самых больших преимуществ метода кейсов и в то же время одним из его ограничений. Вряд ли при столкновении в реальности с проблемой, подобно той, кото­рую человек решал на тренин­ге, у него окажутся в распоря­жении такие же время, знания и безопасные лабораторные ус­ловия, чтобы справиться с ней. Это необходимо объяснять участникам, чтобы спасти их от разочарования, поджидающего их на рабочих местах.
  Метод кейсов дает уникаль­ную возможность изучить слож­ные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстанов­ке тренинга, а не в реальной жизни, с ее угрозами и риском, тревогой о неприятных послед­ствиях, которые могут возник­нуть в случае неправильного ре­шения. Так как временные рамки не позволяют группе выработать какие-либо практические реко­мендации, это может вылиться в общее чувство неудов­летворения.
  Коммуникативная природа упражнения предоставляет воз- Потребность в реализме -постоянное условие любого уп-

Продолжение

Преимущества Ограничения
можность быстрой, но достаточ­но полной оценки важности об­суждаемых проблем и предла­гаемых решений. ражнения в ситуационном ана­лизе, и метод кейсов не является исключением из этого правила. Упражнение должно быть та­ким, чтобы участники могли идентифицировать себя с пред­лагаемыми ролями и справить­ся с ними. Оно должно выраба­тывать требуемый паттерн по­ведения в условиях таких же установок и ограничений, ко­торые могут возникнуть в ре­альной ситуации. Надуман­ность ситуаций, используемых преподавателем, не мотивирует взрослых слушателей на обуче­ние.

Метод кейсов наиболее приемлем для обучения в малых груп­пах (или больших, но с разделением на малые). Он дает наиболь­шую эффективность в программах, ориентированных на разви­тие аналитических способностей (сбор и анализ информации, диагностика, прогнозирование). Это тренинги разрешения про­блем ( problem-solving), принятия решений (decision-making), ве­дения переговоров и взаимодействия с персоналом (коачинг, рек-руитмент). Другие области применения - менеджмент, работа с клиентами, продажи и администрирование, политика, медици­на, подготовка специалистов, работающих в экстремальных ус­ловиях.

Метод кейсов имеет много общего с популярным в отечествен­ной дидактике проблемным методом обучения. Для анализа кей­сов нужны в большей степени интеллектуальные усилия, чем лич­ностные или эмоциональные.

Советы организатору занятий

Выбор подходящего материала

Материал, отобранный для метода кейсов, должен отражать проблемы, с которыми слушатели могут столкнуться в реальности. Он должен содержать такое количество деталей, чтобы группа име­ла в своем распоряжении все необходимые данные, но при этом не


чувствовала себя перегруженной информацией. Дополнительные сведения могут быть у преподавателя, и их всегда можно предоста­вить позже. (Это может происходить или автоматически, или в за­висимости от требований группы.)

Наличие альтернатив

Выбранный вопрос должен быть достаточно обширным, чтобы охватывать различные стороны специализации руководителей и специалистов и иметь различные решения. Проблемы, имеющие лишь один «правильный» ответ, наименее пригодны для использо­вания в этом методе.

Небольшое число участников в группе

Чем больше группа, тем более громоздким и неуклюжим мо­жет стать упражнение методом кейсов. Чтобы получить опти­мальные результаты при помощи метода кейсов, ограничьте число людей в группе до девяти человек. Если группа большая, то необходимо поделить ее на несколько малых групп, каждая из которых будет заниматься одним из аспектов заданной про­блемы. Или же можно внести соревновательный элемент, пред­ложив каждой группе попробовать решить проблему быстрее соперников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: