Связь между личностными характеристиками и эффективностью деятельности опосредуется такими социально-психологическими факторами, как позиции личности в коллективе, степень соответствия ее интересов с интересами членов коллектива.
В тесте измеряются следующие четыре типа позиций, склонностей и ориентации руководителя:
Д - ориентация на интересы дела;
П - ориентация на отношения с людьми, психологический климат в коллективе;
С - ориентация на себя;
О - ориентация на официальную субординацию.
Инструкция. Вам будет предложено 20 производственных ситуаций и 4 варианта решения ситуаций (А, Б, В или Г).
Выберите, пожалуйста, те варианты решения, которые вам подходят более всего, и отметьте их.
Тест можно также использовать для заочного оценивания другого руководителя. Объективность ответов позволит получить более надежные результаты.
Ситуация 1
Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными. Ваши действия?
|
|
A. Не оспаривая задания начальника, будете строго придержи
ваться должностной субординации и предложите подчиненному
отложить выполнение текущей работы.
Б. Ваши действия зависят от того, насколько для вас авторитетен начальник.
B. Выразите подчиненному свое несогласие с заданием началь
ника, а его предупредите, что впредь в подобных случаях будете от
менять задания, порученные подчиненному без согласования с вами.
Г. В интересах дела предложите подчиненному выполнить начатую работу.
Ситуация 2
Вы получили одновременно два срочных задания: от вашего непосредственного начальника и вашего вышестоящего начальника. Времени для согласования сроков выполнения заданий у вас нет, необходимо срочно начать работу. Ваши действия?
A. В первую очередь начнете выполнять задание того, кого боль
ше уважаете.
Б. Сначала будете выполнять задание, наиболее важное с вашей точки зрения.
B. Сначала выполните задание вышестоящего начальника.
Г. Будете выполнять задание своего непосредственного начальника.
Ситуация 3
Между двумя вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой, чтобы вы разобрались и поддержали его позицию. Ваши действия?
А. Вы должны остановить развитие конфликта на работе, а разрешать конфликтные ситуации - это личное дело конфликтующих.
Б. Лучше всего попросить разобраться в конфликте представителей общественных организаций.
В. Прежде всего лично попытаетесь разобраться в мотивах конфликта и найдете приемлемый для обоих способ примирения.
|
|
Г. Выясните, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и попытаетесь через него воздействовать на этих людей.
Ситуация 4
В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его необходимо. Ваши действия?
A. Оставите выяснение фактов по этому инциденту до оконча
ния выполнения производственного задания.
Б. Заподозренных в проступке вызовете к себе, круто поговорите с каждым с глазу на глаз, предложите им назвать виновного.
B. Сообщите о случившемся тем из рабочих, которым наиболее
доверяете. Предложите им выяснить конкретных виновных и до
ложить.
Г. После смены проведете собрание бригады, публично потребуете выявления виновных и их наказания.
Ситуация 5
Вам предоставляется возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Претенденты характеризуются нижеперечисленными качествами. Ваши действия?
A. Первый стремится прежде всего к тому, чтобы наладить доб
рожелательные товарищеские отношения в коллективе, создать на
работе атмосферу взаимного доверия и дружеского расположения,
предпочитает избегать конфликтов, что не всеми понимается пра
вильно.
Б. Второй нередко в интересах дела идет на обострение отношений «невзирая на лица», отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело.
B. Третий предпочитает работать строго по правилам, всегда
аккуратен в выполнении своих должностных обязанностей, требо
вателен к подчиненным.
Г. Четвертый отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремится довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными.
Ситуация 6
Вам предлагается выбрать себе заместителя. Кандидаты отличаются друг от друга следующими особенностями взаимоотношений с вышестоящим начальником. Ваши действия?
A. Первый быстро соглашается с мнением или распоряжением
начальника, стремится безоговорочно, четко и в установленные
сроки выполнить все его задания.
Б. Второй может быстро соглашаться с мнением начальника, заинтересованно и ответственно выполнять все его распоряжения и задания, но только в том случае, если начальник пользуется у него авторитетом.
B. Третий обладает богатым профессиональным опытом и зна
ниями, хороший специалист, умелый организатор, но бывает не
уживчив, не контактен.
Г. Четвертый очень опытный грамотный специалист, но всегда стремится к самостоятельности и независимости в работе, не любит, когда «его поучают».
Ситуация 7
Когда вам случается общаться с сотрудниками или подчиненными в неформальной обстановке, к чему вы более склонны?
A. Вести разговоры, близкие вам по деловым и профессиональ
ным интересам.
Б. Задавать тон беседе, уточнять мнения по спорным вопросам, отстаивать свою точку зрения, стремиться в чем-то убедить других.
B. Разделять общую тему разговоров, не навязывать своего мне
ния, поддерживать общую точку зрения, не выделяться своей ак
тивностью, а только выслушивать собеседников.
Г. Пытаться не говорить о делах и работе, стать посредником в общении, непринужденным и внимательным к другим.
Ситуация 8
Подчиненный второй раз не выполнил вашего задания в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного больше не повторится. Ваши действия?
A. Дождетесь выполнения задания, а затем сурово поговорите
наедине, предупредив в последний раз.
Б. Не дожидаясь выполнения задания, поговорите с ним о причинах повторного срыва, добьетесь выполнения задания и накажете за срыв рублем.
|
|
B. Посоветуетесь с опытным работником, авторитетным в кол
лективе, как поступить с нарушителем. Если такого работника нет,
вынесете вопрос о недисциплинированности подчиненного на со
брание коллектива.
Г. Не дожидаясь выполнения задания, передадите вопрос о наказании работника на решение актива. В дальнейшем повысите требовательность к нему и контроль за его работой.