Численный состав группы 7-15 человек. Сам процесс генерирования новых идей, поощряемый ведущим, проходит, как правило, в течение 15-20 минут. Однако полная продолжительность мозгового штурма, включающая процесс анализа и оценивания идей, составляет 1,5 - 2 часа.
Все идеи записываются (стенографируются). За сеанс группа может выдать более 100 идей.
Регламент мозгового штурма:
■ представление участников и ознакомление их с правилами, распределение на группы «генераторов» и «аналитиков» (5-10 минут);
■ постановка задачи ведущим (10-15 минут);
■ ответы на вопросы (5-15 минут);
■ генерирование идей (15-20 минут); ш анализ идей (30-45 минут);
■ составление отредактированного списка идей (30-45 минут).
23- |
ПРАВИЛА МОЗГОВОГО ШТУРМА
Важной составляющей, способствующей успеху проведения мозгового штурма, являются особые условия его проведения, опирающиеся на следующие правила:
1. Отсутствие всякой критики:
-во время выдвижения идей запрещается их критика (неодобрительные замечания, иронические реплики и т.п.);
|
|
- нежелательно также неявное высмеивание чьей-либо идеи или, наоборот, чрезмерное покровительство ей;
- важно также не показывать, что идея не имеет ценности, игнорируя чей-либо вклад или демонстрируя критичное отношение невербальными жестами и мимикой (пожимая плечами, поднимая брови, скептически ухмыляясь и т.п.).
2. Поощрение предлагаемых идей:
- одобряются внешне и принимаются все высказанные идеи, причем предпочтение оказывается не систематическому логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях;
- предпочтение отдается количеству высказанных идей, а не их качеству;
- идеи высказываются короткими предложениями.
3. Равноправие участников мозгового штурма:
- чтобы иметь стимул выдвигать свои идеи, каждый участник должен знать, что его предложение будет услышано и рассмотрено;
- чтобы предотвратить доминирование одного или двух членов группы, целесообразно установить систему, при которой каждый участник штурма может высказать свое предложение в порядке очереди, это позволит привлечь к генерированию идей всех участников;
- если у кого-то из участников нет идеи или предложения, об этом нужно сразу же заявить, и никто не должен эту ситуацию комментировать и выяснять, по какой причине обучаемый не может внести предложение;
- в случае возникновения ситуации, когда все предложения исчерпаны, руководитель штурма может простимулировать группу дополнительно с помощью каких-либо рекомендаций или инициатив.
4. Свобода ассоциаций и творческого воображения:
|
|
- в мозговом штурме существует запрет на введение каких-либо ог
раничений;
-любая предложенная идея (даже если она не относится к обсуждаемой проблеме) стоит внимания участников и рассмотрения, так как может вызвать ассоциации у кого-либо из членов группы и привести к рождению новой идеи;
- высказанные ранее идеи любой участник штурма может разви
вать, комбинировать, получать от них новые ассоциативные ком-
.бинации;
- идеи могут высказываться без обоснования;
-допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастических, шутливых идей.
5. Творческая атмосфера на «игровой поляне»:
~ между участниками мозгового штурма поддерживаются демократические и дружественные отношения;
- создается и поддерживается такая обстановка, в которой допус
тимы шутка, каламбур и смех;
-руководитель мозгового штурма поддерживает атмосферу максимального психологического комфорта: улыбается, одобряет, поддерживает, восхищается, комплиментирует.
6. Обязательная фиксация всех высказанных идей:
- все идеи, высказанные вслух, следует записывать на флип-чарт, доску, магнитофон и т.д. теми же словами, какие произнес автор идеи;
- требование записывающего идею «уточните формулировку» недопустимо, так как может прервать творческий процесс, ход мыслей генератора идеи и вызвать негативные доводы у слушающих в пользу принятия или отторжения еще не принятого предложения.
7. Время для инкубации:
- не следует сразу же приниматься за анализ наработанных идей, их систематизацию и критику;
- группе необходимо дать время (час, день, неделю или месяц), чтобы обдумать все зафиксированные идеи и затем рассмотреть любые альтернативные подходы или новые предложения к имеющемуся списку.
А. Осборн подчеркивает, что мозговой штурм - это не упражнения в выдвижении нелепостей, а целенаправленная работа группы, стремящейся найти новые творческие идеи.
Как уже было отмечено, руководитель штурма во время генерирования идей обеспечивает психологическую поддержку участников и управляет процессом генерирования для расширения или сужения поля поисков, на протяжении всего «штурма» вводит «генераторов» в состояние максимальной творческой активности.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МОЗГОВОГО ШТУРМА
• Первая задача группы «аналитиков» - сделать глубинный анализ проблемы, осуществить диагностику ситуации..
• Затем проводится систематизация и классификация идей. Изучаются признаки, по которым можно объединить идеи, и в соответствии с этими признаками идеи классифицируются в группы. Составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы, подходы к решению творческой задачи.
• Осуществляется деструктирование идей, то есть оценка идей на их практическую реализуемость. На этом этапе работа экспертов-аналитиков направлена на всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации выдвинутых идей.
• Далее из общего количества наработанных идей отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом выбирается оптимальная идея, с учетом специфики творческой задачи, диагностики ситуации и анализа проблемы, прогнозирования возможных трудностей.
• Составляется окончательный список годных к реализации идей. В список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также контридеи, если таковые выдвигались.
Таким образом, задача «аналитиков» - развивать выдвинутые на этапе генерирования идеи для их конкретизации, обобщения, экспертизы.
Советы организатору мозгового штурма
Сначала расскажите группе о правилах мозгового штурма, затем обрисуйте процесс в общих чертах.
Например, по курсу «Управление персоналом» нужно придумать, как заставить работников больше заботиться об охране здоровья и безопасности труда. Необходимо сформулировать эту задачу при помощи слова или короткого предложения и записать его как заголовок на флип-чарте, доске или плакате.
|
|