Способность понимать деловых партнеров в современных условиях приобретает все большую значимость и является важной целью последипломного образования. Английское «to stand» означает «принимать какую-либо физическую позу», немецкое «Understand» — «занять ту или иную мысленную позицию, видеть мир с определенной точки зрения».
Сенситивный тренинг базируется на теориях лидерства, мотивации, коммуникации, групповой динамики и развивает, совершенствует способности индивида по пониманию других людей.
Объективность
7\
/ I Эмпири- | \ / i ческий | \
Z |
Практический \
Артистический | \
Рационалистический \
Субъективность Способы понимания человека
На рисунке изображены четыре уровня, с высоты которых люди могут себе позволить смотреть на других:
• рационалистический (умозрительный),
• артистический (художественный),
• практический,
• эмпирический.
Большие размеры рационалистического уровня (на рисунке) и малые— эмпирического отражают степень их выраженности в наших обычных мыслях о людях.
|
|
Рационалистическое понимание - это ощущение человеком того, что он понимает другого человека, близок ему и солидарен с ним. Такое понимание эмоционально, это нечто личное, что приносит большое удовлетворение. Единственный критерий этого типа понимания субъективен, то есть мы понимаем человека, когда чувствуем, что понимаем его.
Артистическое (художественное) понимание - это способность человека осознавать видимые, слышимые и осязаемые аспекты другого человека и реагировать на них. В сравнении с рационалистическим пониманием, в котором акцент ставится на внутренней реальности, артистическое понимание акцентирует реальности внешние.
Практическое понимание - это способность одного человека влиять на другого и изменять его поведение желаемым образом.
Эмпирическое понимание, или сенситнвность - это способность одного человека точно предсказать чувства, мысли и поведение другого.
Сенситнвность включает четыре компонента." наблюдательский, теоретический, номотетический и идеографический.
♦ Наблюдательская сенситнвность - это способность смотреть на другого человека, слушать его и запоминать, как он выглядел и что сказал.
♦ Теорети ческая сенситнвность - это способность выбирать и использовать теории для вынесения более точных предположений относительно других людей.
♦ Номотетическая сенситнвность - это способность получать информацию о типичном представителе группы и использовать это знание при вынесении более точных предположений об отдельных членах этой группы.
♦ Идеографическая сенситнвность - это способность с увеличением времени наблюдения за человеком и объема информации о нем делать все более точные прогнозы в его отношении.
|
|
Для тренинга сенситивности используются Т-группы, обучение на курсах и клиническая практика.
Работа в Т (тренинг)-группах впервые началась в США в Мас-сачусетском технологическом институте в конце 40-х годов. Эта практика получила широкое распространение в обучении, происходящем в обстановке сборной группы, участники которой незнакомы друг с другом.
В них участники обсуждают самих себя и то, как они видят свои взаимоотношения в малой неструктурированной группе, где
они предстают друг перед другом «лицом к лицу». Иногда эту технологию называют группой встреч. В Т-группах акцент ставится не на интеллектуальное, а на эмоциональное обучение. Особенностью Т-групн была и остается ориентация не на деловые задачи, а на отношение людей друг к другу. Особое значение в этой технологии придается принципу «здесь и сейчас», а не «там и тогда».
Развитие сенситивности - это только одна цель тренинга. Другие состоят в развитии понимания себя, осознании группового процесса и навыков конструктивного вмешательства в деятельность группы. Кроме этих целей достигаются и менее явные, например такие, как: формирование исследовательского интереса к своей роли в этом мире, более глубокой «межличностной компетентности» и «аутентичности» (греч. authentikos - подлинный) в межличностных отношениях.
В обучении сенситивности, как и в любом другом тренинге, используется множество методов: лекции по психологии, групповые дискуссии, работа с клиническими случаями, ролевые игры. Т-груп-па является интерактивной технологией, ее результат - развитие сенситивного человека, то есть хорошего наблюдателя: видящего, слушающего и запоминающего.
Важным элементом сенситивного тренинга является развитие эмпатии к людям. Эмпатия - это степень сходства, которое человек допускает между собой и другим, она не результат, а процесс. Эмпатия - это мысленная идентификация с другим или переживание за другого его чувств, мыслей, установок. Эмпатия определяет позитивное восприятие другого. Она формирует фундамент понимания или непонимания человека.
Специфика технологии тренинга сенситивности заключается в том, что она основана на актуализации чувств и эмоций, на рефлексии, что не позволяет осуществить подробное описание такого тренинга.
Хотя Т-группы долгое время использовались в подготовке менеджеров, с начала 70-х годов их стали оттеснять более жесткие, бизнес-ориентированные подходы к работе группы, основанные на совместном анализе целей, стратегическом планировании.
Современная работа по формированию и развитию команды охватывает и стратегические ориентиры {ориентация на задачи), и работу над взаимоотношениями в команде {ориентация на отношения).
Если проанализировать все возможные варианты тренииговых технологий обучения, то групповой процесс, специально организуемый на тренинге, охватывает три основных аспекта личности:
- когнитивный,
- эмоциональный,
- поведенческий.
Когнитивный аспект - получение новой информации посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение уровня информативности об общении в целом, анализе ситуаций, о себе, о психологии.
Эмоциональный аспект - переживание личностной значимости полученной информации, прочувствование и проживание ее; переживание и оценивание новых знаний о себе и других; отслеживание своих неуспехов и недостатков, переживание снижения как своей общей самооценки, так и ряда частных самооценок.
Поведенческий, или конативный, аспект - расширение поведенческого репертуара обучаемого через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения.
|
|
Путь, который проходит каждый участник тренинга, идет от осторожности, скованности, неуверенности (выраженных, естественно, индивидуально) через агрессию, возросшую тревожность, растерянность - к поиску адекватных форм поведения и их отработки (закрешюния).
В нашей стране элементы сенситивного тренинга используются педагогами, режиссерами, психотерапевтами, а также психологами при обучении руководителей трудовых коллективов и представителей коммуникативных профессий.