Тренинг сенситивности (прогнозирования поведения)

Способность понимать деловых партнеров в современных ус­ловиях приобретает все большую значимость и является важной целью последипломного образования. Английское «to stand» оз­начает «принимать какую-либо физическую позу», немецкое «Understand» — «занять ту или иную мысленную позицию, видеть мир с определенной точки зрения».

Сенситивный тренинг базируется на теориях лидерства, моти­вации, коммуникации, групповой динамики и развивает, совершен­ствует способности индивида по пониманию других людей.

Объективность

7\

/ I Эмпири- | \ / i ческий | \

Z

Практический \

Артистический | \

Рационалистический \

Субъективность Способы понимания человека

На рисунке изображены четыре уровня, с высоты которых люди могут себе позволить смотреть на других:

• рационалистический (умозрительный),

• артистический (художественный),

• практический,

• эмпирический.


Большие размеры рационалистического уровня (на рисунке) и малые— эмпирического отражают степень их выраженности в на­ших обычных мыслях о людях.

Рационалистическое понимание - это ощущение человеком того, что он понимает другого человека, близок ему и солидарен с ним. Такое понимание эмоционально, это нечто личное, что приносит большое удовлетворение. Единственный критерий этого типа по­нимания субъективен, то есть мы понимаем человека, когда чув­ствуем, что понимаем его.

Артистическое (художественное) понимание - это способность че­ловека осознавать видимые, слышимые и осязаемые аспекты другого человека и реагировать на них. В сравнении с рационалистическим пониманием, в котором акцент ставится на внутренней реальности, артистическое понимание акцентирует реальности внешние.

Практическое понимание - это способность одного человека вли­ять на другого и изменять его поведение желаемым образом.

Эмпирическое понимание, или сенситнвность - это способность одного человека точно предсказать чувства, мысли и поведение другого.

Сенситнвность включает четыре компонента." наблюдательский, теоретический, номотетический и идеографический.

♦ Наблюдательская сенситнвность - это способность смотреть на дру­гого человека, слушать его и запоминать, как он выглядел и что сказал.

♦ Теорети ческая сенситнвность - это способность выбирать и ис­пользовать теории для вынесения более точных предположений относительно других людей.

♦ Номотетическая сенситнвность - это способность получать ин­формацию о типичном представителе группы и использовать это знание при вынесении более точных предположений об отдель­ных членах этой группы.

♦ Идеографическая сенситнвность - это способность с увеличени­ем времени наблюдения за человеком и объема информации о нем делать все более точные прогнозы в его отношении.

Для тренинга сенситивности используются Т-группы, обучение на курсах и клиническая практика.

Работа в Т (тренинг)-группах впервые началась в США в Мас-сачусетском технологическом институте в конце 40-х годов. Эта практика получила широкое распространение в обучении, проис­ходящем в обстановке сборной группы, участники которой незна­комы друг с другом.

В них участники обсуждают самих себя и то, как они видят свои взаимоотношения в малой неструктурированной группе, где


они предстают друг перед другом «лицом к лицу». Иногда эту технологию называют группой встреч. В Т-группах акцент ста­вится не на интеллектуальное, а на эмоциональное обучение. Осо­бенностью Т-групн была и остается ориентация не на деловые задачи, а на отношение людей друг к другу. Особое значение в этой технологии придается принципу «здесь и сейчас», а не «там и тогда».

Развитие сенситивности - это только одна цель тренинга. Дру­гие состоят в развитии понимания себя, осознании группового про­цесса и навыков конструктивного вмешательства в деятельность группы. Кроме этих целей достигаются и менее явные, например такие, как: формирование исследовательского интереса к своей роли в этом мире, более глубокой «межличностной компетентности» и «аутентичности» (греч. authentikos - подлинный) в межличностных отношениях.

В обучении сенситивности, как и в любом другом тренинге, ис­пользуется множество методов: лекции по психологии, групповые дискуссии, работа с клиническими случаями, ролевые игры. Т-груп-па является интерактивной технологией, ее результат - развитие сенситивного человека, то есть хорошего наблюдателя: видящего, слушающего и запоминающего.

Важным элементом сенситивного тренинга является развитие эмпатии к людям. Эмпатия - это степень сходства, которое человек допускает между собой и другим, она не результат, а процесс. Эм­патия - это мысленная идентификация с другим или переживание за другого его чувств, мыслей, установок. Эмпатия определяет по­зитивное восприятие другого. Она формирует фундамент понима­ния или непонимания человека.

Специфика технологии тренинга сенситивности заключается в том, что она основана на актуализации чувств и эмоций, на реф­лексии, что не позволяет осуществить подробное описание такого тренинга.

Хотя Т-группы долгое время использовались в подготовке ме­неджеров, с начала 70-х годов их стали оттеснять более жесткие, бизнес-ориентированные подходы к работе группы, основанные на совместном анализе целей, стратегическом планировании.

Современная работа по формированию и развитию команды ох­ватывает и стратегические ориентиры {ориентация на задачи), и работу над взаимоотношениями в команде {ориентация на отно­шения).

Если проанализировать все возможные варианты тренииговых технологий обучения, то групповой процесс, специально органи­зуемый на тренинге, охватывает три основных аспекта личности:


- когнитивный,

- эмоциональный,

- поведенческий.

Когнитивный аспект - получение новой информации посред­ством постановки исследовательских задач, направленных на по­вышение уровня информативности об общении в целом, анализе ситуаций, о себе, о психологии.

Эмоциональный аспект - переживание личностной значимости полученной информации, прочувствование и проживание ее; пере­живание и оценивание новых знаний о себе и других; отслежива­ние своих неуспехов и недостатков, переживание снижения как сво­ей общей самооценки, так и ряда частных самооценок.

Поведенческий, или конативный, аспект - расширение поведен­ческого репертуара обучаемого через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения.

Путь, который проходит каждый участник тренинга, идет от осторожности, скованности, неуверенности (выраженных, есте­ственно, индивидуально) через агрессию, возросшую тревожность, растерянность - к поиску адекватных форм поведения и их отра­ботки (закрешюния).

В нашей стране элементы сенситивного тренинга используются педагогами, режиссерами, психотерапевтами, а также психолога­ми при обучении руководителей трудовых коллективов и предста­вителей коммуникативных профессий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: