Время: от 45 минут до 1 часа.
Цель: исследование смысла, который может стоять за движениями глаз; диагностика ведущего сенсорного канала.
Количество участников: от 5 до 25 человек.
Обстановка: просторное помещение с одинаковыми стульями.
Оснащение: большие листы бумаги и маркеры или доска с мелом, для того чтобы можно было записывать основные пункты обсуждения. Если нужно, подготовить распечатки.
Процедура: сначала преподаватель находит добровольца из числа участников занятия. Затем он просит этого человека просто прослушать ряд высказываний, а остальных участников - следить за движениями его глаз. Предполагаются высказывания следующего вида.
• Я хочу, чтобы вы представили себя с синей шляпой на голове.
• Сейчас я хочу, чтобы вы представили, как кто-то обхватывает вас руками.
• Я хочу, чтобы вы услышали звук сирены машины скорой помощи.
• Представьте, что вы на рынке.
• Попытайтесь услышать звон церковных колоколов.
• Представьте, что человек, сидящий рядом с вами, держит вас за руку.
|
|
Далее преподаватель просит участников занятия обсудить, что происходило с глазами человека, когда ему зачитывалось каждое из высказываний. Проводится обсуждение того, какую пользу может принести подобное наблюдение за движениями глаз в рамках межличностных отношений или деловой коммуникации. Напри-
мер, если глаза вашего собеседника опущены вниз, то это может означать, что данный разговор огорчает его, а если, наоборот, взгляд вашего собеседника устремлен вверх, то в данный момент он, вероятно, занят тем, что «набрасывает» содержание вашего с ним разговора. Такие движения могут служить дополнительным подтверждением того, что ваш собеседник действительно понимает, о чем идет речь.
Оценивание: преподаватель просит всех участников по очереди рассказать о двух вещах, которым, с их точки зрения, они научились, выполняя данное упражнение.
Завершение: участников просят потратить несколько минут на обсуждение своих планов на ближайшее будущее - что они собираются делать или чем заниматься в предстоящем месяце. Такая процедура позволяет участникам немного отстраниться от выполнения упражнения и-вернуться к своим «нормальным» ролям.
Взгляд направлен вверх: человек «представляет» (визуалист)
Взгляд направлен влево: Взгляд направлен вправо:
челов ек «слышит» (аудналнет)______ человек « слышит» (аудиалист)__
Взгляд направлен вниз: человек «чувствует» (кинестик) Преподаватель может использовать эту схему (распечатанную на отдельных листах бумаги) для инициирования обсуждения того, соответствуют ли приведенные в ней данные тому, что участники видели собственными глазами в процессе выполнения упражнения.