Окончательную отделку поверхностей полов после процесса уплотнения смеси виброрейками осуществляют с помощью универсальных заглаживающих машин, укомплектованных зати-рочными дисками для предварительного (грубого) заглаживания и лопастями для окончательного (чистового) заглаживания поверхности пола.
Рис. 7.32. Универсальная заглаживающая машина
Универсальная заглаживающая машина (рис. 7.32) укомплектована чугунным диском / диаметром 880 мм для предварительного заглаживания и железнения бетонных и цементных полов и лопастным рабочим органом диаметром 800 мм для чистовой отделки пола с четырьмя (тремя) металлическими заглаживающими лопастями 11, расположенными в одной плоскости под углом 90° (120°) друг к другу. Лопастной рабочий орган крепится на выходном валу червячного редуктора 5 привода и состоит из планшайбы 8, в направляющих втулках которой установлены оси с лопастедержате-лями и заглаживающими лопастями, и механизма регулирования угла наклона лопастей, обеспечивающего плавное изменение угла наклона лопастей к заглаживаемой поверхности при работе в пределах от 0 до 10°.
При необходимости диск с помощью лопастедержателей закрепляется на лопастном рабочем органе, который превращается в дисковый. Привод рабочего органа состоит из двухскоростного электродвигателя 3, клиноременной передачи 4 и червячного редуктора 5. Двухскоростной электродвигатель обеспечивает вращение дискового рабочего органа с частотой 1 с-1 и лопастного с частотой 2 с-1. Рабочий орган имеет защитное ограждение 2.
Для передвижения машины оператором служит складная рукоять 6 (складывается в транспортном положении) с двумя ручками 9 управления, регулируемая по высоте. На верхней части рукояти установлены механизм управления приводом и электропусковая аппаратура 7, состоящая из пакетного переключателя, пускателя, микропереключателя и защитно-отключающего устройства.
Механизм управления приводом состоит из ручной педали 10, шарнирно установленной на правой ручке и связанной с помощью тросика с нажимным рычагом, воздействующим на микровыключатель, который при нажатии на ручную педаль замыкает цепь управления приводом, осуществляя пуск электродвигателя. Машина подключается к трехфазной сети переменного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц через защитно-отключающее устройство с помощью кабеля и штепсельных разъемов.
Мозаично-шлифовальные машины предназначены для обработки покрытий полов из бетона, различных видов природного и искусственного камня, мозаичных полов и специальных покрытий. Машины позволяют производить как предварительную обработку покрытий (выравнивание плоскостей: удаление наплывов, скошенных участков и дефектов поверхностей, возникших при укладке камня), так и чистовую обработку с целью получения требуемой шероховатости для нанесения клеевых или иных покрытий, а также полирование поверхности природных отделочных материалов.
Различают ручные и самоходные мозаично-шлифовальные машины. Ручные машины перемещаются по обрабатываемой поверхности вручную оператором и применяются при выполнении сравнительно небольших объемов работ. Самоходные мозаично-шлифовальные машины выполняются на базе специальных самоходных шасси и предназначены для обработки покрытий полов большой площади.
Машин: состоит из шлифовальной головки 1 с двумя противовращающимися траверсами, двух сменных пригрузов 2, электродвигателя 3 с защитой от перегрузок и коротких замыканий, механизма пуска под нагрузкой 6, электрооборудования 5 рукоятки управления 4 и опорной оси с двумя обрезиненными колесами 7.
Рабочим органом машины (рис. 1, б) служат противовращающиеся план шайбы 9, на каждой из которых в державках установлены по три абразивных сегмента 12 или алмазные фрезы для шлифования обрабатываемой поверхности.
Конструктивно алмазные фрезы представляют собой металлическую шайбу с прикрепленными к ней алмазными сегментами.
Каждая планшайба крепится через плоский резиновый амортизатор к соответствующей траверсе 10. Амортизаторы обеспечивают равномерный нажим на каждый абразивный сегмент, их равномерный износ и самоустановку по обрабатываемой поверхности, а также плавную работу машин.
Вращение траверсам передается от электродвигателя 3 через зубчатый редуктор 11 в разные стороны, что обеспечивает прямолинейное поступательное движение машины. К корпусу редуктора с помощью оси и кронштейнов крепится узел управления и ходовое устройство с двумя обрезиненными колесами. Рабочий орган защищен кожухом 8, который постоянно соприкасается с обрабатываемой поверхностью.