Степень реализации целей организации, ради достижения которых она существует, показывает, насколько результативно она действует, то есть насколько эффективно используются организационные ресурсы. Показатели прибыли позволяют оценить эффективность работы организации в целом. Вполне естественно, что сотрудники неодинаково выполняют свои производственные обязанности и в любой организации есть свои лидеры, аутсайдеры и середняки. Но, для того чтобы провести эту дифференциацию, необходимо иметь единую систему оценки эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных функций.
Такая система повышает эффективность управления человеческими ресурсами в организации через следующие аспекты:
положительное воздействие на мотивацию сотрудников;
планирование профессионального обучения;
планирование профессионального развития и карьеры;
принятие решений о вознаграждении, продвижении и увольнении.
Регулярная и систематическая оценка сотрудников предоставляет руководству организации информацию, необходимую для принятия обоснованных решений о росте заработной платы, повышении в должности или об увольнении.
|
|
Оценка персонала — процесс определения эффективности выполнения сотрудниками организации своих должностных обязанностей и реализации организационных целей.
Традиционные методы оценки:
оценка работника вне организационного контекста (метод сфокусирован на отдельном работнике);
оценка сотрудника руководителем;
оценка прошлых достижений (метод не учитывает долгосрочного перспективного планирования).
Нетрадиционные методы оценки персонала, которыми в отличие от традиционных оцениваются не результаты, а потенциал сотрудника, начали распространяться в последние 10—15 лет. Их принято называть экспериментальными.
К их числу можно отнести следующие:
оценка работника коллегами, в том числе его способности работать в группе (метод рассматривает рабочую группу в качестве основной единицы организации);
оценка отдельного работника и рабочей группы (с учетом результатов всей организации);
оценка способности к профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков (помимо оценки выполнения сегодняшних функций);
круговая, или 360%-я аттестация (сотрудник оценивается руководителями, коллегами, подчиненными);
психологические методы оценки (профессиональные психологи с помощью специальных тестов, собеседований, упражнений оценивают наличие и степень развития определенных характеристик у сотрудника).