При написании первой преимущественно теоретической главы студент должен самостоятельно найти, изучить, систематизировать и проанализировать информацию (научную, учебную, публицистическую, законодательные акты, интернет) по выбранному предприятию и теме курсовой работы.
Первая часть курсовой работы, которая в общем случае может называться «Характеристика деятельности спортивного клуба N», должна содержать несколько пунктов. Следует придерживаться следующих общих рекомендаций по ее содержанию.
В подразделе «Описание объекта исследования» должна быть отражена информация об особенностях исследуемой организации, направлениях ее деятельности и развития в динамике основных показателей за последние три - четыре года.
Необходимо коротко охарактеризовать структуру и элементы системы, раскрыть ее принципы построения и функционирования, отношения собственности, организационно-правовые особенности управления, выявить функциональные связи и зависимости, отдельно описать производственную структуру предприятия, используемые методы и технологии управления.
|
|
В подразделе «Оценка конкурентной структуры рынка» целесообразно кратко описать тип рынка, на котором выступает исследуемое предприятие, дать определение занимаемой позиции на этом рынке. Возможны четыре конкурентные структуры - совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
В подразделе «Анализ кривой жизненного цикла выпускаемого товара/услуги» предполагается изображение кривой жизненного цикла товара, выпускаемого объектом исследования, в системе координат «Время/Объем продаж и прибыли». (Рисунок 2)
Рисунок 2 – Кривая жизненного цикла товара
На основании вида кривой целесообразно сделать общие выводы о перспективах отрасли, о вероятности вхождения фирм-конкурентов в описываемый рынок. (Приложение 1)
Также следует определить, какую потребность призван удовлетворять товар, предлагаемый исследуемой компанией, и каким образом эта потребность удовлетворяется данным товаром.
В подразделе «Формулировка миссии организации» необходимо сформулировать миссию, раскрывающую смысл и четко выраженную причину существования организации. Миссия также проявляет индивидуальность организации, ее предназначение с позиции удовлетворения потребностей клиентов, реализации конкурентных преимуществ, мотивации сотрудников фирмы. Примеры миссий различных организаций приведены в Приложении 2.
Формулировка миссии организации должна содержать:
- описание задач предприятия в ракурсе выпускаемой продукции, используемых технологий, нужд и потребностей рынка, причем важно отметить, что охарактеризовать здесь миссию лучше со стороны рыночной деятельности, чем с позиции производимых товаров и используемых технологий, т.к. последние с течением времени устаревают, а нужды потребителей почти не меняются;
|
|
- характеристику внешней среды организации, определяющей ряд условий и ограничений для ее деятельности;
- описание культуры предприятия – принятого стиля поведения, образа, внутреннего рабочего климата, представления компании в сознании общества.
Миссия призвана содержать интересы разных групп людей, связанных с деятельностью предприятия и вовлеченных в процесс его функционирования, к которым относятся:
- собственники, создающие, осуществляющие и развивающие деятельность фирмы для того, чтобы за счет результатов этой работы получать прибыль и решать свои жизненные проблемы;
- сотрудники организации, непосредственно своим трудом обеспечивающие функционирование предприятия;
- покупатели, отдающие свои материальные ресурсы в обмен на товар и таким образом удовлетворяющие свои потребности;
- деловые партнеры компании, находящиеся с ней в неформальных и формальных деловых отношениях;
- местное сообщество, состоящее во взаимодействии с компанией, направленном на формирование экологической и социальной среды ее обитания.[15]
Цели вырабатываются для осуществления миссии предприятия. Поэтому следующий подраздел можно назвать «Дерево целей организации». В нем должны содержаться конкретные частные направления деятельности предприятия. (Приложение 3) «Дерево целей» - это иерархическая система целей, изображаемая направленным графом. На каждом уровне совокупность подцелей должна быть достаточной для описания глобальной цели. При формулировке целей желательно избегать общих фраз и придерживаться определенных требований: цели должны быть достижимы, измеримы, гибки, совместимы, конкретны, приемлемы.[10]
Возможные пространства определения целей:
- положение на рынке (определяется позиция фирмы по отношению к конкурентам - доля рынка, конкурентные преимущества);
- инновации (устанавливаются новые способы ведения бизнеса, производство новых товаров, услуг, внедрение на новые рынки, применение новых технологий, изменение производства);
- производство (определяются цели относительно эффективности использования ресурсов - издержки на единицу продукции, фондоотдача, объем выпуска в единицу времени и т.п.);
- ресурсы (сопоставляются имеющиеся ресурсы с необходимыми и определяется будущая потребность в них);
- финансы (формулируется способность организации получать прибыль - обычно указываются в количественных показателях);
- менеджмент (указываются цели, связанные с изменением организационной структуры управления, совершенствованием коммуникаций и информационного обеспечения, внедрением информационных систем, изменением организационной культуры);
- управление персоналом (отражают способы мотивации работающих - повышение заработной платы, улучшение условий и содержательности труда, возможности развития персонала).[10]