В настоящее время в структуре российской экономики сложился ряд негативных тенденций, таких, как: опережающий спад производства в обрабатывающих отраслях; утяжеление структуры экономики за счет увеличения доли энергосырьевых отраслей; существенный и продолжающийся рост энергоемкости народного хозяйства; увеличение в валовой продукции доли промежуточной продукции и запасов; резкое сокращение объемов капитальных вложений, ускоренное старение производственного аппарата и увеличение масштабов скрытого выбытия мощностей; значительное сокращение уровня использования производственных мощностей по всем видам продукции; высокие темпы падения производства массовых продовольственных товаров; неблагоприятные изменения в структуре экспорта и импорта. В результате стремительно формируется сырьевая ориентация российской экономики и утрачивается значительная часть научно-технического потенциала.
Основным направлением реализации структурно-инвестиционной политики в современных условиях Правительство РФ считает переключение ресурсов государства с поддержки старых, бесперспективных производств на стимулирование роста более эффективного частного сектора, в том числе приватизированных предприятий. Это означает:
|
|
сокращение дотаций, субсидий, льготных кредитов и замещение их инвестициями в высокоэффективные проекты;
направление возрастающего объема госинвестиций на долевое участие в реализации инвестиционных проектов совместно с частными инвесторами, тесную увязку второго этапа программы приватизации с задачей стимулирования частных инвестиций;
мобилизацию средств мелких вкладчиков, населения через различные категории институциональных инвесторов, включая надежные инвестиционные фонды и банки, пенсионные фонды и страховые компании;
поддержку усилий предприятий по привлечению средств путем вторичной эмиссии акций, а также выпуска иных ценных бумаг.
С учетом необходимости преодоления дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:
• последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
• государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
• размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;
• усиление государственного контроля над целевым расходованием средств федерального бюджета;
• совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
• значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.