Цена - важнейший хозяйственный параметр, которому принадлежит стимулирующая к регулирующая роль. Она выражает условия хозяйствования (товарообмена), обеспечивая не только товарообмен, но и воспроизводство основных средств, служит ориентиром хозяйствования, синтезируя условия производства, спроса, предложения, требования потребительского рынка.
Одновременно цена служит рычагом хозяйствования, т.к. является орудием конкурентной борьбы. Поэтому механизм ценообразования в условиях рыночной экономики траст важную роль, определяя пропорции товарообмена и его эквивалентность.
Только рынок способен правильно определить уровень цены товара. Завышение цен чревато тем, что производитель окажется за бортом рынка, занижение же цены неизбежно приведет его к банкротству.
Бизнесмены, не владеющие логикой и диалектикой ценообразования, оказываются несостоятельными конкурентами.
Цены подвижны и непостоянны, они отражают конъюнктуру рынка, противопоставляя производителя потребителю товаров на оборот.
|
|
Их рост обусловлен следующими причинами:
- превышение спроса над предложением;
- опережение темпов роста зарплаты и фондовооруженности против темпов роста производительность труда. Темпы роста фондоотдачи снижается из-за неэффективного использования оборотных фондов;
- ажиотажным спросом на товары, поглощающим не только текущие, но и перспективные запасы из-за неуверенности потребителя и стабильности рынка;
- pocтом монопольных цен без учета качества товара и его потребительские свойства;
- возникновением дефицита бюджета, деформирующего кредитно -финансовую систему;
Причинами снижения уровня цен могут быть: превышение предложения над спросом: достижение стабильного или возрастающего доходов населения при опережающих темпах роста производительности труда: повышение эффективности производства, обеспечение высоких темпов роста фондоотдачи; приостановление процесса реализации отдельных видов товаров, не пользующихся спросом: наличие реальных и ложных тенденций и слухов о снижении цен; осуществление государственных мер (сбалансирование бюджета, решение правительства о росте банковских ставок).
Оптимальная цена должна учитывать баланс между производственными издержками и доходами. Она должна быть достаточно низкой, чтобы удовлетворить клиентов, и в тоже время достаточно высокой, чтобы бизнес был доходным. В мире бизнеса имеет большое значение ценовая стратегия, заключающаяся в установлении цены, отвечающей интересам и производителя и потребителя.