Особенности научного познания

Научное познание, будучи системой понятий и теорий, позволяет объяснить и предсказывать разнообразные явления, события. Объяснение и предвидение являются важнейшей функцией научного знания, за счет которых человек оптимизирует своё взаимодействие с природой, управление общественными процессами, сам процесс познания. Научное познание ставит своей конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности в соответствующие продукты. Различные виды познания по-разному выполняют эту роль. Достоверность научных знаний подтверждает экспериментальный контроль по получаемым знаниям и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. В свою очередь, процедуры выводимости обеспечивают перенос истинности с одних фрагментов знания на другие, благодаря чему они становятся связанными между собой, организованными в систему.

Основная особенность научного познания – ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития. Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности.

Наука также изучает и субъектную структуру деятельности, но как особый объект. Таким образом, наука может изучать все в человеческом мире, но в особом ракурсе, и с особой точки зрения. Этот особый ракурс предметности выражает одновременно и безграничность и ограниченность науки, поскольку человек как самодеятельное, сознательное существо обладает свободой воли, и он не только объект, он еще и субъект деятельности. И в этом его субъектном бытии не все состояния могут быть исчерпаны научным знанием, даже если предположить, что такое всеобъемлющее научное знание о человеке, его жизнедеятельности может быть получено.

Особенности научного познания можно сформулировать таким образом:

1. Научное познание систематизировано и является совокупностью организованных и упорядоченных знаний на основе строгих логических и теоретических принципов, при этом одни знания логически выводимы из других знаний.

2. Научное познание стремится к постижению истины;

3. Объективность научного знания, которая означает исключение субъективистских тенденций и произвола;

4. Доказательность научных знаний, которая гарантирует его объективность и общезначимость через его тщательную эмпирическую проверку;

5. Обобщенность и абстрактность научного знания, выражающаяся в форме теорий, действующих законов и процессов природы;

6. Применение особых материальных средств познания: приборов, аппаратов, инструментов (научного оборудования);

7. Построение и использование идеальных моделей для формирования научных теорий. Идеальная модель объекта теории строится с применением идеализации.

Научное познание является динамической системой включающей в себя деление наук на два больших класса - естественные науки о природе и гуманитарные, об обществе. Выделяются также фундаментальные и прикладные науки. В структуре научного познания особое место занимают: уровни познания (эмпирический и теоретический); формы познания (научный факт, теория, проблема, гипотеза); методы познания (эксперимент, наблюдения, анализ и синтез, индукция, дедукция, моделирование, системный подход).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: