При изучении динамики среднего уровня рентабельности по группе предприятий или подразделений рассчитывают
индексы средней рентабельности переменного, фиксированного состава и влияния структурных сдвигов. Рассмотренная индексная система позволяет проанализировать влияние на изменение прибыли таких факторов, как динамика производственных фондов,изменение структуры производственных фондов, изменение рентабельности на каждом предприятии.
Такой анализ позволяет выявить резервы роста прибыли, а затем и рентабельности.
Но поскольку прибыль представляет разницу между выручкой от реализации продукции (Spq) и себестоимостью (SZq), то на её изменение оказывают прямое влияние: изменение объёма и ассортимента продукции, цен и себестоимости реализованной продукции. Причём изменение цен не зависит от деятельности предприятия, остальные три — зависят.
Названные факторы оказывают влияние и на рентабельность.
Рассмотрим методику построения смешанной аддитивно-мультипликативной модели рентабельности. На первом этапе анализа рентабельность представим как мультипликативную модель в виде произведения балансовой прибыли на обратный показатель объёма производственных фондов. На втором этапе анализа числитель и знаменатель показателя рентабельности выразим как суммы отдельных слагаемых, образующих балансовую прибыль в числителе и общий объём производственных фондов в знаменателе.
|
|
Изучение динамики рентабельности вследствие изменения каждого фактора на основе данной модели в практике обычно осуществляется в абсолютном выражении (как более наглядное). 1. Прирост (уменьшение) рентабельности за счёт изменения балансовой прибыли:
в том числе за счёт изменения:
а) прибыли от реализации продукции
б) прибыли от прочей реализации
в) сальдо внереализационных результатов
Этап углублённого анализа рентабельности — это изучение факторов, повлиявших на изменение прибыли от реализации, поскольку последняя играет главную роль в образовании балансовой прибыли и соответственно показателя рентабельности. Такой анализ должен проводиться в соответствии с вышеуказанной методикой разложения абсолютного изменения прибыли от реализации продукции по факторам.