Статистический анализ прибыли и рентабельности

При изучении динамики среднего уровня рентабельности по группе предприятий или подразделений рассчитывают

индексы средней рентабельности переменного, фиксированного состава и влияния структурных сдвигов. Рассмотренная индексная система позволяет проанализировать влияние на изменение прибыли таких факторов, как ди­намика производственных фондов,изменение структуры производственных фондов, изменение рентабельности на каждом предприятии.

Такой анализ позволяет выявить резервы роста прибыли, а затем и рентабельности.

Но поскольку прибыль представляет разницу между выруч­кой от реализации продукции (Spq) и себестоимостью (SZq), то на её изменение оказывают прямое влияние: изменение объёма и ассортимента продукции, цен и себестоимости реализованной продукции. Причём изменение цен не зависит от деятельности предприятия, остальные три — зависят.

Названные факторы оказывают влияние и на рентабель­ность.

Рассмотрим методику построения смешанной аддитивно-мультипликативной модели рентабельности. На первом этапе анализа рентабельность представим как мультипликативную мо­дель в виде произведения балансовой прибыли на обратный по­казатель объёма производственных фондов. На втором этапе анализа числитель и знаменатель показате­ля рентабельности выразим как суммы отдельных слагаемых, об­разующих балансовую прибыль в числителе и общий объём про­изводственных фондов в знаменателе.

Изучение динамики рентабельности вследствие изменения каждого фактора на основе данной модели в практике обычно осуществляется в абсолютном выражении (как более наглядное). 1. Прирост (уменьшение) рентабельности за счёт измене­ния балансовой прибыли:

в том числе за счёт изменения:

а) прибыли от реализации продукции

б) прибыли от прочей реализации

в) сальдо внереализационных результатов

Этап углублённого анализа рентабельности — это изучение факторов, повлиявших на изменение прибыли от реализации, поскольку последняя играет главную роль в образо­вании балансовой прибыли и соответственно показателя рента­бельности. Такой анализ должен проводиться в соответствии с вышеуказанной методикой разложения абсолютного изменения прибыли от реализации продукции по факторам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: