Показатель | Дгт | Дкт | Дга | Дла |
Завод-изготовитель | ||||
Марка применяемого топлива | ||||
Способ смесеобразования | ||||
Тактность / число / расположение цилиндров | ||||
Диаметр цилиндра, мм / ход поршня, мм | ||||
Литраж, дм3 | ||||
Степень сжатия | ||||
Эксплуатационная мощность, кВт / при частоте вращения коленчатого вала, мин-1 | ||||
Крутящий момент, Нм / при частоте вращения коленчатого вала, мин-1 | ||||
Удельный эффективный расход топлива, г/(кВт·ч) | ||||
Литровая мощность, кВт/дм3 |
Дгт, дкт, дга, дла – двигатель соответственно гусеничного трактора, колесного трактора, грузового и легкового автомобилей.
Рекомендуемая литература: 2, С. 23…64, 207…212; 3, С. 27…68; 5, С. 9…39; 6, С. 14…35, 372…375.
Материально-техническое обеспечение: учебные автомобили, тракторы, автотракторные двигатели в разрезе на поворотных стендах, действующий макет двигателя, бывшие в эксплуатации и новые детали КШМ, комплект слесарных инструментов, монтажные типовые спецприспособления и инструмент, измерительный инструмент, стенд «Основные показатели современных ДВС», комплекс учебных плакатов и справочные материалы.
|
|
Правила техники безопасности
1. Осматривая подвижные макеты ДВС и их детали, будьте осторожны и предупредительны к действиям товарища.
2. При сборочно-разборочных операциях остерегаться острых кромок, заусенцев, попадания горюче-смазочных материалов на кожу.
3. Монтажно-демонтажные работы выполнять только специальными исправными приспособлениями и инструментом.
Упражнение 1. На действующем макете двигателя определить количество, расположение и порядок работы цилиндров, направление вращения коленчатого и распределительного валов; продемонстрировать его работу, поясняя взаимодействие механизмов и систем.
Упражнение 2. Частично разобрать двигатель (снять крышку распределительных шестерен, головку цилиндров и поддон картера с их прокладками). При осмотре деталей обратить внимание на их расположение, способы установки и фиксацию в картере. Измерить ход поршня и диаметр цилиндра, вычислить литраж двигателя и объем камеры сгорания, сопоставить результаты со справочными данными.
Упражнение 3. Проверив клейма, снять крышки шатунных и коренных подшипников, вынуть из картера коленчатый вал, из цилиндра поршень с шатуном.
Внешним осмотром определить техническое состояние деталей КШМ, сделать выводы о влиянии обнаруженных неисправностей на показатели работы двигателя.
|
|
Используя спецприспособления и инструмент, собрать кривошипно-шатунный механизм и двигатель в последовательности, обратной разборке.
Контрольные вопросы
1. Объясните различия в протекании рабочих циклов четырехтактных дизельного двигателя и двигателя с распределенным впрыскиванием бензина.
2. Объясните принципы конструирования ДВС: выбор числа, расположения и порядка работы цилиндров.
3. Объясните понятия: степень сжатия, компрессия, эффективная номинальная мощность, крутящий момент, удельный расход топлива.
4. В чем состоит различие индикаторных и эффективных показателей двигателей?
5. Какие основные вредные вещества содержатся в отработавших газах ДВС?
6. Каково назначение зазоров между поршнем и цилиндром, в замке поршневых колец?
7. Объясните уплотняющее и насосное действие поршневых колец.
8. Какие конструкционные материалы применяются при изготовлении деталей КШМ?
9. Какие механизмы уравновешивания применяются в кривошипно-шатунных механизмах?
10. По каким показателям определяют техническое состояние кривошипно-шатунного механизма?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3