Подходы

Существует множество подходов к созданию проектов в зависимости от типа управления проектами:

– предположение о неограниченности ресурсов, критичен только срок выполнения и качество — метод PERT, метод критического пути;

– предположение о критичности качества, при этом требования к сроку и ресурсам достаточно гибки (под качеством здесь понимается полнота удовлетворения потребностей, как известных, так и неизвестных заранее, часто создаваемых выходом нового продукта) — гибкая методология разработки;

– предположение о неизменности требований, низких рисках, жесткий срок, из этого исходят классические методы PMBOK, во многом опирающиеся на модель водопада;

– предположение о высоких рисках проекта — метод инновационных проектов.

Существуют также варианты нейтральных (сбалансированных) подходов, делающие либо акцент на взаимодействие исполнителей (метод PRINCE2), либо на взаимодействие процессов (процессно-ориентированное управление).

37. Управление временем.

Эффективное управление временем связано с достижением результатов деятельности. Схема деятельности с ориентацией на результат является важным инструментом осуществления управления по результатам. Схема деятельности с ориентацией на результат отличается от традиционной — с ориентацией на задание. Она охватывает годичный отрезок времени и составляется на каждый отчетный период путем установки новых целей.

Важнейшим звеном схемы с точки зрения управления индивидуальной работой и использованием времени является определение ключевых результатов деятельности в предстоящем отчетном периоде. Ключевые результаты определяются индивидуально, в порядке их значимости и с оценкой их взаимного влияния. На основе ключевых результатов составляются личный план деятельности и календарный план работы на предстоящий год.

Потери времени в ходе реализации проекта выражаются в дополнительных затратах времени на перепланирование графика выполнения работ. Это может быть связано с тем, что:

– допущены ошибки ключевых участников проекта на стадии определения содержания работ, выражающиеся в неучтенности некоторых целей проекта, неточностях в определении участников проекта, основных вех выполнения проекта и разработке структуры разбиения работ;

– процесс планирования основывается на неполных данных;

– на оценку показателей проекта отводится мало времени;

– при выполнении оценок не учитываются исторические данные и предыдущий опыт;

– планирование графика работ проводится исключительно группой планирования, тогда как в этом процессе обязательно должны участвовать те, кто будет выполнять график;

– неправильно спланированы потребности в ресурсах.

В результате не отслеживаются расхождения между текущим и базовым графиками работ, не принимаются необходимые для проекта решения — «план и проект существуют отдельно друг от друга». Потери времени на устранение брака возникают в результате выполнения работ не в соответствии с требованием качества, например, при использовании неквалифицированных человеческих ресурсов или их чрезмерной загрузке, некачественных материалов; простоях/задержках в выполнении работ, которые связаны. прежде всего, с отсутствием условий для их выполнения. Это может выражаться либо в нерабочих погодных условиях, либо в перебоях с поставками материалов и оборудования по вине поставщиков и т. д.

38. Современная концепция управления качеством.

Управление качеством проекта в современной практике осуществляется в виде создания стандартизированных систем менеджмента качества, представляющих собой совокупность документированных методик и средств планирования, обеспечения и контроля качества, выполняемых специально назначенными структурными единицами организации.

Система документации по качеству предприятия включает в себя следующие документы:

– руководство по качеству;

– методологические инструкции по элементам системы качества;

– рабочие инструкции;

– контрольные инструкции;

– нормативную документацию и техническую литературу.

Важнейшим элементом руководства является регламентация ответственности по системе качества — аналог матрицы. Стандарты ISO 9001 и EN 29001 призваны обеспечить качество при проектировании, разработке, производстве, монтаже, обслуживании ИС и включают в себя элементы:

– ответственность руководителей;

– систему качества;

– анализ контрактов;

– управление проектированием;

– управление документацией и данными; закупки;

– управление продукцией, поставляемой потребителем;

– идентификацию изделия;

– управление процессом создания продукции;

– контроль и испытания; управление оборудованием для контроля, измерений и испытаний;

– статус контроля и испытаний;

– управление несоответствующей продукцией;

– корректирующие и предупреждающие действия;

– погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковку, консервацию и поставку;

– управление регистрацией данных о качестве;

– внутренние проверки качества;

– подготовку кадров;

– обслуживание.

Для полноценного функционирования системы менеджмента качества необходимо ее соответствующее организационное обеспечение:

– сотрудниками, имеющими необходимую компетенцию, обязанности и ответственность;

– системой взаимодействия сотрудников;

– материально-техническими ресурсами: материалы, оборудование, приборы;

– финансовыми ресурсами.

Методом выявления отклонений системы менеджмента качества является аудит. Различают: аудит системы; аудит процесса; аудит продукта – так называемые внешние и внутренние аудиты качества.

Результаты внутренней проверки оформляются в виде документированного «Обзора состояния менеджмента качества».

39. Понятие информационных систем. Структура ИС.

Информационная система (ИС) этовзаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели

Под ИС, как правило, понимают довольно сложный объект (хотя электронный телефонный справочник тоже можно назвать информационной системой). С развитием информатики и вычислительной техники задачи и функции ИС все усложняются. Соответственно растут стоимость ИС и повышается риск потерять вложения в разработку и/или внедрение ИС. Для минимизации этих рисков целесообразно сначала создать проект информационной системы, который бы адекватно отражал ее свойства и функции. Отсюда и появилось проектирование ИС как самостоятельный вид проектирования.

Содержание процесса проектирования

Создание ИС обычно осуществляется на основе требований со стороны ее предполагаемых пользователей. При этом следует помнить, что эти требования зачастую изменяются в процессе проектирования. Таким образом, процесс проектирования ИС можно охарактеризовать как процесс принятия проектно-конструкторских решений, направленных на получение описания (проекта) системы, удовлетворяющего требованиям заказчика.

Под проектом ИС следует понимать проектно-конструкторскую и технологическую документацию, в которой представлено описание проектных решений по созданию и эксплуатации ЭИС в конкретной программно-технической среде.

Таким образом, проектирование ИС – это процесс преобразования входной информации об объекте проектирования, а также о методах проектирования и опыте проектирования объектов аналогичного назначения в проект ИС в соответствии с имеющимися нормативными требованиями и стандартами.

С этой точки зрения содержание проектирования ИС сводится к последовательной формализации проектных решений на различных этапах жизненного цикла информационной системы. В результате выполнения всех этапов проектирования получаем набор согласованных моделей (проект) ИС.

Проектирование ИС охватывает три основные области:

– проектирование объектов данных, которые будут реализованы в базе данных;

– проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным;

– учет конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры (файл-сервер или клиент-сервер), параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п.

Цель проектирования ИС

В общем виде цель проекта ИС можно определить как решение ряда взаимосвязанных задач, включающих в себя обеспечение на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации:

– требуемой функциональности системы и уровня ее адаптивности к изменяющимся условиям функционирования;

– требуемой пропускной способности системы;

– требуемого времени реакции системы на запрос;

– безотказной работы системы;

– необходимого уровня безопасности;

– простоты эксплуатации и поддержки системы.

Составные элементы процесса проектирования

Объектами проектирования ИС являются отдельные элементы или их комплексы функциональных и обеспечивающих частей.

Так, функциональными элементами в соответствии с традиционной декомпозицией выступают задачи, комплексы задач и функции управления. В составе обеспечивающей части ЭИС объектами проектирования служат элементы и их комплексы информационного, программного и технического обеспечения системы.

В качестве субъектов проектирования ИС выступают:

– коллективы специалистов-проектировщиков;

– заказчик (физическое лицо или организация), для которого необходимо разработать ИС.

40. Управление качеством.

Для начала процесса планирования необходимо иметь информацию о политике проекта в области качества, содержании проекта, описание продукции, стандарты и требования к качеству продукции, услуг, информации и реализации технологических процессов, документацию по системе качества.

В процессе планирования качества может применяться следующий инструментарий:

– анализ затрат и выгод;

– установление желательного уровня показателей качества проекта, исходя из сравнения с соответствующими показателями других проектов;

– диаграммы: причин-следствий, иллюстрирующие причинно-следственную связь различных причини субпричин с потенциальными и реальными проблемами;

– блок-схемы, показывающие, как различные элементы системы или процесса взаимодействуют друг с другом;

– эксперименты.

В результате планирования качества появляется план качества, который должен описывать конкретные мероприятия по реализации политики в области качества с указанием сроков выполнения, ответственных за выполнение, критериев оценки, бюджета.

В план качества должны входить описания процедур проведения контрольных и испытательных мероприятий или указания на уже существующие, перечень контрольных показателей по всем работам и видам продукции.

В план качества могут также входить технологические карты отдельных сложных процессов и проверочные листы, предписывающие выполнение конкретных шагов процедур или процессов.

Обеспечение качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в целях установления соответствия определенным ранее требованиям к качеству.

Обеспечение качества осуществляется путем плановых и внеплановых проверок, инспекций и иных контрольных и испытательных мероприятий с последующими оценкой качества и идентификацией статуса контроля и испытаний. Статус контроля испытаний является основой улучшения качества проекта для его продукции.

Контроль качества — отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству и определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий.

Для контроля качества необходима информация о ходе реализации проекта, план качества, документация по качеству.

Контроль качества осуществляется с применением следующих методов и инструментов:

– проверок;

– контрольных карт, которые представляют собой графическое изображение результатов процесса;

– диаграммы Парето, которая представляет собой гистограмму появления различных причин несоответствий, упорядоченных по частоте.

41. Расписание проекта.

Исходной информацией для процесса разработки расписания является описание содержания проекта. Оно включает допущения (документированные факторы, относящиеся к расписанию, которые при разработке расписания считаются достоверными) и ограничения (факторы, ограничивающие свободу выбора команды управления проектом при проведении анализа сети расписания и влияющие на составление расписания проекта). При разработке расписания учитываются два основных типа ограничений по времени:

требуемые даты для начала или завершения операции, которые можно использовать для ограничения начала или завершения операции;

контрольные события, вследствие чего получение определенных результатов работ привязывается к определенным датам, изменить которые можно только посредством одобренных изменений.

Для разработки расписания рекомендуется использовать следующие инструменты и методы.

Диаграмма Гантта - диаграмма, которая использует горизонтальные полосы для представления операций проекта, показывает даты начала и завершения каждой операции и проекта относительно горизонтальной шкалы времени.

Диаграмма, построенная по методу критического пути - методу анализа сети расписания, проводимого при помощи модели расписания. Критический путь представляет группу операций, которые не могут быть задержаны без изменения отсрочки, даты завершения всего проекта.

Диаграмма контрольных событий - инструмент для разработки расписания проекта, построение которого включает следующие действия:

– сбор исходной информации для построения диаграммы;

– построение сетевой диаграммы, отражающей взаимосвязь операций;

– определение уровня детализации контрольных событий - количества контрольных событий, отражаемых на диаграмме;

– выбор контрольных событий - событий, которые являются главными для продвижения проекта;

– упорядочивание контрольных событий - изучение взаимосвязей и определение последовательности их выполнения;

– нанесение контрольных событий на детальное расписание проекта;

– проверка равномерности распределения контрольных событий по расписанию проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: