Пояснительная записка. Дисциплина «Менеджмент организации (части 1 и 2)» входит в вариативную часть дисциплин профессионального цикла обучения студентов по направлению подготовки

Аннотация программы

Дисциплина «Менеджмент организации (части 1 и 2)» входит в вариативную часть дисциплин профессионального цикла обучения студентов по направлению подготовки 080200 «Менеджмент». Дисциплина реализуется на факультете управления кафедрой управления Института управления, экономики и права.

Дисциплина должна ознакомить студентов с широким спектром теоретических и практических вопросов, связанных с основными видами деятельности организации и объединенные специфической целью и однородностью взаимосвязанных задач, выполнение которых необходимо для достижения всей организацией поставленных целей.

В настоящее время экономическая среда, в силу своей нестабильности и подвижности, требует новых методов управления, соответствующих уровню современных организационных систем. Как показывает практика, на первый план выдвигаются вопросы эффективности деятельности организации, непосредственно связанные с повышением качества управленческой деятельности. Менеджмент организации — это область управленческой деятельности, направленная на построение организации как системы, предназначенной для эффективной реализации своего целевого назначения. Для бизнес-организации — это реализация конкурентоспособных идей и получение прибыли, для государственных органов — это эффективное регулирование и целенаправленное развитие деятельности в своей сфере ведения.

Менеджмент организации становится неотъемлемой частью современной компании, встав в один ряд с такими традиционными функциями как маркетинг, управление производством, финансово-экономическое управление и т.п. Это связано с тем, что в мире резко возросла динамика изменений. А чтобы успешно конкурировать, компании должны постоянно и в адекватном темпе меняться внутренне. Изменения для компаний становится «образом жизни», не научившиеся изменяться быстро уходят с рынка. Интеграция в мировую экономику (глобализация) еще более расширяет поле конкурентной борьбы, заставляя российские компании конкурировать с лидерами мирового рынка. Причем конкурировать не только по качеству и стоимости продукции, но и в скорости создания и вывода на рынок новой продукции, инновациях в способах ее предоставлении клиентам, построении собственной бизнес-модели.

С позиции практики в менеджменте организации очень важна доказательная сторона решения поставленных проблем управления. Если теория не подтверждается практикой, не соответствует реалиям, то вряд ли ее можно использовать. Обучение менеджменту организации с помощью заданий определенного типа, предназначенных как для закрепления пройденного материала, так и для развития навыков оптимизационного мышления, составляет основу данной программы.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

- общекультурных (ОК)

- владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

- способность находить организационно – управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

- профессиональных (ПК)

организационно-управленческая деятельность:

- способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

- готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

- способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

- владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

- готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способность преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);

информационно-аналитическая деятельность:

- способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);

предпринимательская деятельность:

- умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48).

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме тестирования и выполнение практических заданий, промежуточный контроль в форме защиты итоговой письменной контрольной и курсовой работ, сдачи зачета, экзамена по теоретической и практической частям курса. Итоговая оценка выставляется в полном соответствии с утверждённой в РГГУ рейтинговой системой контроля знаний.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (30 час.) занятия, семинары (32 час.), самостоятельная работа студента (107 час.), контроль самостоятельной работы студентов (11 час.).


Пояснительная записка

Цель курса – формирование у студентов глубоких фундаментальных теоретических и практических знаний, позволяющих ускорить их профессиональную адаптацию к деятельности современных организаций и оптимизировать их работу с учетом последних достижений и передового опыта в области менеджмента.

Задачи курса:

- ознакомить студентов с концепцией и основными понятиями менеджмента организации, как особой области знаний и профессиональной сферой деятельности менеджера, связанной с управлением организацией;

- рассмотреть основные аспекты современного менеджмента и дать представление об интегрированном подходе в вопросах концептуальной теории управления и менеджмента, и практики менеджмента в организациях различных форм собственности.

- дать представление о характере и особенностях менеджмента в отечественной и зарубежной управленческой практике; задачах профессионального менеджера по управлению современными организациями и производством с учетом специфики менеджмента России;

- ознакомить с внедрением новых принципов, форм, структур и методов управления коллективами людей во имя достижения высоких социально-экономических результатов.

- рассмотреть научно-практические подходы и образцы современного управления, доминирующие в той или иной социально-культурной среде, исходя из принципов цивилизованных рыночных отношений.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Менеджмент организации (ч. 1 и 2)» входит в вариативную часть дисциплин профессионального цикла обучения (Б3) студентов по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» и предполагает знание дисциплины «Теория менеджмента» базовой части профессионального цикла (Б3), изучаемой по образовательной программе бакалавриата «Менеджмент». В свою очередь дисциплина «Менеджмент организации» связана с дисциплинами базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (Б1) - «Экономическая теория», и вариативной части профессионального цикла (Б3) - «Основы теории управления», «Технология разработки управленческих решений».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

- основные понятия менеджмента, как особой области знаний и специфической сферы деятельности менеджера, связанной с управлением организацией (ОК-5, ПК-27);

- сущность организации как системы, предназначенной для эффективной реализации своего целевого назначения (ОК-8, ОК-13);

- принципы рациональной структуризации, формы организации работы и оперативного взаимодействия всех функциональных служб и подразделений организации (ПК-2);

- способы эффективного управления командой и формирования организационных коммуникаций в целях нахождения обоснованных организационно-управленческих решений (ОК-8, ПК-5);

- возможности практического использования методов современного менеджмента в целях эффективного регулирования деятельности и целенаправленного развития организации (ПК-3, ПК-17).

Уметь:

- применять на практике методы менеджмента (ПК-2, ПК-17);

- отслеживать изменения управленческих и хозяйственных ситуаций и использовать результаты функционального анализа в целях совершенствования деятельности организации (ПК-27);

- организовывать работу коллектива по реализации необходимых изменений, организации и реорганизации процессов управления в целях эффективного использования ресурсов организации (ПК-48);

- рассчитывать эффективность предлагаемых мероприятий по совершенствованию управленческой деятельности (ПК-8);

- использовать приемы современного менеджмента в целях предупреждения возникновения конфликтов, вызванных организационными изменениями от намеченных результатов (ПК-6).

Владеть:

1. Культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);

2. Новыми подходами, методами и лучшей практикой в области современного менеджмента, инструментами его информационной поддержки, которые опираются на инновационные технологии, методами реализации управленческих функций (ОК-13, ПК-2, ПК-3, ПК-17, ПК-27);

3. Практическими навыками исследования организационной динамики и совершенствования организационных процессов, методами реализации структурного синтеза (ОК-5, ОК-8, ПК-2, ПК-48).

Особенности программы:

Дисциплина «Менеджмент организации» читается в качестве вариативного курса для всех студентов, обучающихся по направлению 080200 «Менеджмент», в рамках которого в РГГУ на настоящий момент открыты следующие профили – «Международный менеджмент», «Информационный менеджмент», «Маркетинг», «Управление проектами», «Финансовый менеджмент», «Управленческий и финансовый учёт».

В этой связи программа дисциплины носит комплексный характер и в то же время включает рассмотрение частных вопросов, специфичных для каждого профиля, рассматриваемых на семинарских занятиях. Программа дисциплины «Менеджмент организации» представлена в первой редакции. В этой редакции программы предусмотрено проблемное изложение изучаемых вопросов, что обусловлено нестабильностью и подвижностью внешней среды и необходимостью использования новых методов управления, соответствующих уровню современных организаций. Данный подход позволит, например, рассмотреть процессы взаимодействия функциональных служб и подразделений, и технологию эффективной организации управленческой деятельности, что обуславливает важность овладения каждым выпускником не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками эффективного менеджмента.

Курс охватывает основные аспекты современных концепций управления, анализа и организационных преобразований, что дает возможность акцентировать внимание студентов на проблему управления изменениями, которые необходимо провести в организации при переходе на новые пути ее развития и решение проектных задач. К ним относятся: формирование функциональных областей, организационной структуры и корпоративной культуры, внедрение бизнес-процессов и новых технологий, рациональное использование ресурсов и т.п.

Программа курса «Менеджмент организации» включает две части. Такой дифференцированный подход предполагает изучение в рамках первой части курса базовых понятий, категорий и методологии менеджмента, дающих представление о природе данной науки и ее рабочем инструментарии. Таким образом, цель первой части – познакомить студентов с категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть сущность концептуальных основ менеджмента в прошлом и настоящем. Цель второй части - дать представление о характере и особенностях собственно управленческой работы и деятельности профессионального менеджера. В программе предусматривается интегрированный подход к изложению вопросов собственно теории менеджмента и элементов практики менеджмента в организациях различных форм собственности. Такое построение программы обусловлено тем, что менеджмент - наука, интегрирующая в себе достижения многих отраслей знаний: системного анализа, научной организации производства, программно-целевого планирования, социологии, психологии, педагогики и т.д. В связи с этим учебная программа охватывает не только теоретические основы, но и нацелена на практическую реализацию всего комплекса знаний, полученных студентами в процессе освоения данной дисциплины, а также смежных с ней дисциплин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: