Этот раздел включает в себя морфологию, анатомию, систематику насекомых, а также особенности их размножения и развития. При проработке данного раздела не следует забывать того, что насекомые являются продуктом длительной эволюции животного мира и появились примерно 350 миллионов лет назад. Многообразие их форм (около 1 миллиона видов, что составляет порядка 80% всего видового многообразия животных на Земле) определяется, прежде всего, разнообразием условий существования и непрерывным их изменением.
Все особенности наружного и внутреннего строения связаны с приспособлением к этим изменяющимся условиям. Изучение морфологии и систематики насекомых совершенно необходимо, ибо без знаний в этой области совершенно невозможно пользоваться определителями, а следовательно, немыслимо правильно устанавливать видовую принадлежность того или иного насекомого. Не зная же, к какому виду принадлежит обнаруженный вредитель, совершенно бессмысленно говорить о каких-либо мерах защиты от него в лесу.
|
|
Знание анатомии нужно для правильного понимания некоторых особенностей поведения, закономерностей размножения, правильного применения различных истребительных мероприятий, многие из которых связаны с воздействием на те или иные органы насекомого. Рассматривая внутренние органы, следует обратить внимание не только на их строение, но и на выполняемые функции, физиологическую сторону их деятельности.
Не менее важно получить чёткое представление о способах размножение насекомых и типах их постэмбрионального развития, о вредоносности их на разных фазах развития. Размножение и развитие насекомых отличается большим разнообразием, и только зная эти их особенности, можно решать важнейшие вопросы, связанные с обнаружением вредителей, осуществлением надзора за ними, прогнозированием дальнейшего хода размножения и назначением лесозащитных мероприятий.
Прорабатывается данный раздел по учебнику [1, гл.I, II], а также по руководствам к лабораторному практикуму.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы основные признаки строения представителя класса насекомых и чем они отличаются от представителей класса ракообразных, паукообразных и многоножек?
2. На какие отделы подразделяется тело насекомых?
3. Какие конечности и придатки вы знаете у взрослых насекомых и их личинок? Какие особенности их строения вам известны?
4. Как влияет внешняя среда на наружное строение насекомого?
5. Какие внутренние органы у насекомых вы знаете?
6. Строение и функции мышечной, пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной и половой систем. Кожные покровы.
|
|
7. Какие органы чувств насекомых вы знаете? Особенности их строения и функций.
8. Как осуществляется восприятие внешних раздражений? Реакция организма на них. Таксисы.
9. Что такое безусловные и условные рефлексы?
10. Дайте характеристику основного способа размножения насекомых. Какие имеются отклонения?
11. Назовите основные типы постэмбрионального развития насекомых. Дайте им характеристику.
12. Подразделение класса насекомых на подклассы, инфраклассы, отделы и отряды. По каким признакам производится выделение этих таксонов.
13. Дайте характеристику отрядов: стрекоз, прямокрылых, равнокрылых хоботных, полужесткокрылых, двукрылых, перепончатокрылых, жесткокрылых и чешуекрылых.