Вопросы к экзамену

  1. Мировоззрение, его компоненты и исторические типы: мифологическое, религиозное, философское (их сходство и различие).
  2. Генезис философии, ее специфика, проблематика и основной вопрос. Функции философии. Роль философии в жизни человека
  3. Категория бытия, ее философский смысл и специфика. Основные формы бытия, проблема субстанции. Материя, ее основные виды, формы существования.
  4. Культурно-исторические предпосылки и источники возникновения философии в Древней Индии. Предфилософия вед. Философские системы буддизма, джайнизма, индуизма.
  5. Генезис философии в Древнем Китае. Классические книги китайской образованности. Основные школы древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм и др.
  6. Проблема человека в философии Древнего Китая и Древней Индии.
  7. Философия в системе античной культуры. Космоцентризм – основная парадигма античного мировоззрения.
  8. Проблема бытия у досократиков.
  9. Проблема человека в античной философии. Софисты и Сократ.
  10. Философские школы Платона и Аристотеля.
  11. Особенности и проблемы основных течений позднеантичной философии.
  12. Теоцентризм средневековой философии. Эволюция христианства и возникновение христианской философии.
  13. Христианская апологетика и патристика. Учение Аврелия Августина.
  14. Средневековая схоластическая философия. Реализм и номинализм. Фома Аквинский.
  15. Культурно-исторические предпосылки, особенности философии Возрождения.
  16. Гуманистический антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Новая картина мира и натурфилософия Возрождения.
  17. Социальная философия эпохи Возрождения.
  18. Эмпиризм и рационализм в философии XVII века. Проблема метода.
  19. Английский субъективный идеализм XVIII века (Дж. Беркли, Д. Юм).
  20. Проблема человека, его прав и свободы в философии французского Просвещения.
  21. Французский материализм XVIII века.
  22. Классическая немецкая философия: культурно-исторические предпосылки, основные проблемы. Особенности немецкого Просвещения.
  1. И.Кант: ”коперниковский переворот” в гносеологии, критический метод, учения о “чистом разуме”, “практическом разуме” и “способности суждения”. Категорический императив И. Канта.
  2. Проблема субъекта и объекта в философских системах И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинга.
  3. Абсолютно- идеалистическая система и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.
  4. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика религии и “этика любви” в философии Л. Фейербаха.
  5. Культурно-исторические предпосылки формирования неклассических типов философствования во второй половине XIX - начале XX века.
  6. Социально-исторические предпосылки возникновения и основные проблемы марксистской философии. Распространение марксизма в России.
  7. Философия науки и техники.
  8. Иррационализм европейской философии конца XIX - начала XX века. Философская антропология. Экзистенциализм.
  9. Религиозная философия XX века.
  10. Позитивизм и его исторические формы
  11. Компьютеризация, ее гносеологические, социальные, этические проблемы. Теория информационного общества.
  12. Глобальные проблемы и современные концепции общественного развития. Модель устойчивого развития общества.
  13. Направленность исторического процесса. Прогрессивно-регрессивные изменения общественной жизни. Идея прогресса, его критерий в современной социально-философской мысли.
  14. Единство и многообразие мировой истории, методология формационного подхода и вариативность исторического процесса.
  15. Общество как развивающая система. Общественное производство как производство человека.
  16. Специфика философского анализа общества. Основные сферы общественной жизни и их диалектическая взаимосвязь. Структурные компоненты общества.
  17. Техника и ее философские проблемы. Научно-технический прогресс и современная картина мира.
  18. Предмет философии и методология науки. Методы и средства научного познания и философия. Актуальные проблемы естественнонаучного и гуманитарного познания.
  19. Генезис науки. Наука как вид духовного производства и социальный институт. Научное знание, его специфика и строение. Наука и вненаучные формы познания. Структура и направленность науки.
  20. Система, иерархия человеческих ценностей. Человеческая жизнь как абсолютная ценность. Свобода в мире ценностей человека.
  1. Понятие и природа ценности. Философия и ценностные отношения, ценностная ориентация человека. Типология ценностей: экономические, политические, правовые, религиозные, эстетические, нравственные.
  2. Культура и цивилизация. Цивилизационные основы существования человечества. Культура и глобальные проблемы современности.
  3. Культура - способ самоопределения и развития личности, мира человека. Образованность и культурность. Духовность и интеллигентность. Единство, многообразие и взаимодействие культур.
  4. Культура как предмет философского анализа. Общество и культура. Социальные функции культуры.
  5. Процесс познания и кибернетические системы.
  6. Научные и вненаучные формы познания и их особенности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их методы.
  7. Проблема истины в философии и науке. Объективность и конкретность истины. Диалектика абсолютного и относительного в истине. Критерии истины.
  8. Познание как предмет исследования философии. Объект и субъект познания. Основные уровни познания: чувственное и рациональное, их формы.
  9. Понятия: “индивид”, “человек”, “личность”, “индивидуальность”. Личность как объект и субъект общественной жизни. Свобода и ответственность личности.
  10. Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни. Проблема жизни, смерти и бессмертия.
  11. Специфика философского анализа проблемы человека. Антропосоциогенез, его комплексный характер. Труд, общение, язык как факторы антропогенеза.
  12. Понятие общественного сознания и его структура. Формы общественного сознания.
  13. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и язык.
  14. Проблема сознания в философии. Возникновение и сущность сознания. Отражение и сознание.
  15. Основные противоречия в системе “человек-природа”. Экологическая проблема и пути ее решения.
  16. Деятельность и труд. Деятельность человека и ее результаты. “Естественная” и “искусственная” среда обитания.
  17. Природа как предмет исследования философии. Проблема происхождения жизни. Критерии жизни. Жизнь как ценность.
  18. Методы постижения действительности (диалектика, метафизика, синергетика и др.). Принципы, категории и законы. Научно-философская картина мира.
  19. Русский космизм.
  1. Особенности русского ренессанса. Философия всеединства В.С. Соловьева. Философия свободы Н.А.Бердяева.
  2. Формирование русского национального самосознания. Славянофилы и западники.
  3. Особенности, этапы, основные проблемы русской философии. Процесс формирования русской философии X-XVIII веков.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: