1. Общество как саморазвивающаяся система. Проблема закономерности исторического процесса. Общественный прогресс и его критерии. Эволюционный и революционный типы развития общества.
2. Источники и движущие силы исторического процесса. Объективные условия и субъективный фактор в историческом развитии. Роль народа, социальных групп и личности в истории. Проблема насилия и ненасилия в общественном развитии.
3. Формационный подход к развитию общества. Понятие и типы общественно-экономической формации. Базис и надстройка в структуре общественно-экономической формации. Диалектика производительных сил и производственных отношений как источник формационного развития. Ограниченность формационного подхода к развитию общества.
4. Цивилизационный подход к развитию общества. Формирование и сущность цивилизационного подхода. Цивилизации как локальные культурно-исторические типы общества. Культурно-историческое своеобразие российской цивилизации и русского менталитета.
|
|
5. Человечество перед лицом глобальных проблем современности. Понятие и классификация глобальных проблем. Сценарии будущего: гипотеза ноосферы, пределы роста, информационное общество, столкновение цивилизаций.
Основные понятия: народ, гуманизм, технократизм, формация, цивилизация, ноосфера, базис, надстройка, общественный прогресс.
Темы докладов и творческих проектов
1. Глобализация, ее исторические корни.
2. Основные черты современного мира. Мегаобщество.
3. Разнообразие форм и типов общественной эволюции.
4. Противоречия глобализации и антиглобалистское движение.
5. Глобализация и модернизация.
6. Общественный прогресс и его критерии.
7. Россия перед вызовами современности.
8. Политика мультикультурализма.
9. Модель развития мировой истории К. Ясперса.
Задания для самоконтроля
1. Концепция, объясняющая прогресс историческим развитием основных форм собственности – это …
2. Концепция, ограничивающая прогресс рамками локальных цивилизаций, отражающая прогресс всемирной истории в целом – это …
3. Движением общества, согласно концепции провиденциализма, управляет:
а) руководитель государства; б) Божественный промысел;
в) политическая элита; г) духовенство.
4. Соотнесите имена философов и выделяемые ими детерминанты развития общества:
1. Г.В.Ф. Гегель а) экономические отношения |
2. К. Маркс б) саморазвитие абсолютной идеи |
3. П. Л. Лавров в) Божественная воля |
4. Фома Аквинский г) критически мыслящие личности |
5. Соотнесите имена философов и названия их сочинений, посвященных проблемам развития общества:
1. Ф. Фукуяма а) «Философия истории» |
2. Г.В.Ф. Гегель б) «Конец истории» |
3. С. Хантингтон в) «Левиафан» |
4. Т. Гоббс г) «Столкновение цивилизаций» |
6. Определите образ направленного развития общества, о котором идет речь в следующем высказывании: Развитие общества – «лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей»: а) спираль, б) синусоида, в) замкнутый круг.
|
|
7. Соотнесите основные модели членения исторического процесса и их авторов:
1. Формационная | а) О. Шпенглер |
2. Культурологическая | б) А.Тойнби |
3. Цивилизационная | в) К. Маркс |
8. Выделите идеи, характерные для учения евразийства:
а) идея единства восточнославянских народов, находящихся на стыке Европы и Азии, в геополитическом, историческом, культурном и духовном плане;
б) идея слияния всех наций в единое человечество;
в) идея разрушительности западного пути развития для Евразии;
г) идея влияния азиатской культуры на этнический менталитет восточных славян.
д) идея цивилизационной бесперспективности России.