Приступая к изучению данной темы, рекомендуется обратиться к вопросам темы 1.1. «Основные категории и понятия философии», вспомнить структурные единицы философского знания и их содержание. Ещё раз обратить внимание, что вопросами бытия занимается раздел философии – онтология. Проблему бытия можно рассмотреть по плану:
1. Кто, когда, как впервые определил «Бытие»?
2. Причины появления «проблемы Бытия».
3. Бытие в понимании Сократа.
4. Понимание Бытия в Средние века.
5. Понимание Бытия в Новое и Новейшее время.
Далее следует разобрать «субстанцию» как философскую категорию и философский монизм, дуализм, плюрализм. Понятие материи в истории философии рекомендуется проследить от Античности до Новейшего времени. Разбирая свойства материи, следует выделить основные - время, движение, пространство - и охарактеризовать их.
Диалектика, как учение о наиболее общих законах развития, так же прошло свою эволюцию и в истории философии сложились три основные формы диалектики, следует обратить на это внимание. Связь и взаимодействие определенных философских категорий выступают как законы диалектики, следует охарактеризовать основные:
1. Закон единства и борьбы противоположностей
2. Закон перехода количественных изменений в качественные
3. Закон двойного диалектического отрицания
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем суть онтологического учения?
2. Объяснить смысл категории «бытие», трансформацию этого понятия в истории философии.
3. Охарактеризовать содержание понятия «материя», эволюцию его значений, его основные свойства.
4. Как связаны понятия: субстанция и монизм, дуализм, плюрализм?
5. Что такое диалектика и каковы её принципы?
6. Назвать и охарактеризовать основные законы диалектики.
7. Кто сформулировал законы диалектики ив связи с чем?
Литература:
1, Гл VI, §§ 1, 2;
3, Раздел II;
3, С. 304 - 311.
Тема 2.2. Происхождение и сущность сознания
Студент должен знать:
- философские понятия: сознание, самосознание, бессознательное
Студент должен уметь:
- характеризовать сущность сознания, самосознания, особенности бессознательного
Содержание учебного материала
Философские и научные концепции о природе и структуре сознания. Сознание – высшая форма отражения действительности. Сущность сознания. Структура сознания. Сверхсознание (самосознание) и бессознательное. Проблема бессознательного. Основные идеи психоанализа З.Фрейда.