Приступая к изучению данной темы, следует уяснить, что мировоззренческая проблематика осмысления человека, его качеств, его места в мире, его целей и задач – это прямая задача философии. Раздел, занимающийся исследованием проблем человековедения, называют философской антропологией. Изучением человека занимаются многочисленные науки, философия выявляет общие методологические принципы и систематизирует результаты этих наук. В стадии становления находится антропономия – общая теория человека, цель которой построение интегральной модели человека в его статике и динамике, в его становлении, функционировании и развитии.
Раскрывая вопрос происхождения человека необходимо описать различные теории. Показать религиозную, эволюционную, трудовую, космическую и др. точки зрения. Характеризуя место человека в истории философии следует отметить, что в разные исторические эпохи человека понимали по разному. Понимание человека было: биологическое, психологическое, космоцентрическое, гуманитарное, механистическое, экзистенциальное, марксистское и т.д. Описывая природу человека, следует показать дуалистический взгляд на человека – биосоциальный, это значит, что человек – продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Затем следует раскрыть различное понимание сущности человека. Социально-философский анализ человека раскрывается через категории: «индивид», «индивидуальность», «личность».
|
|
По мере своего развития человек включается в систему социальных отношений,
становясь объектом и субъектом общественного воздействия. Процесс вхождения индивида в общество, процесс овладения социально-историческим опытом называют социализацией. Рассмотреть данный вопрос рекомендуется по плану:
1. Сферы социализации.
2. Результаты социализации.
2.1. Социальные ценности и нормы (формальные и неформальные).
2.2. Ценностные ориентации.
2.3. Социальный статус индивида. Основные виды статусов.
2.4. Личный статус и его слагаемые.
2.5. Социальная роль, её структура (ролевое ожидание, ролевое исполнение, санкция). Причины статусно – ролевых конфликтов.
2.6. Культура и культурные ценности (основные структурные элементы).
В формировании личности большую роль играет деятельность, следует уделить этому внимание, а так же вопросу воспитания личности, отметив цели воспитания, направления и какие институты общества осуществляет процесс воспитания личности.
Существование человека – это способ реализации им своей сущности. Смысл жизни – это личностная характеристика отношения к жизни, которая включает в себя как непосредственное бытие, так и деятельное включение человека в социальную жизнь. Говоря о человеческом бытие, необходимо раскрыть его фундаментальные категории: свобода, ответственность, добро и зло, труд, творчество, любовь, счастье и мудрость, справедливость, жизнь и смерть. Показать многообразие подходов к пониманию смысла жизни. В итоге уделить внимание вопросу предназначения человека и его жизни, сделав акцент на ответственности личности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.
|
|
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие науки занимаются изучением человека? Что отличает от них философию в этом вопросе?
2. В чем проявляется биологическая специфика человека?
3. Как осмысливалась в истории философии целостность человека?
4. Что такое человеческая природа?
5. В чем проявляется уникальность человека?
6. Можно ли считать личностью каждого человека? Ответ аргументировать
7. Как понимаете высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей»?
8. Что включает в себя процесс социализации личности?
9. Каковы основные категории человеческого бытия?
10. Почему человек ответственен за сохранность окружающего мира?
Литература:
1, Гл X, XI;
2, С. 118 – 123;
3, Раздел III, гл. 6, 7.