Это включение в сиюминутную акцию сцены, которая представляет события, происходившие раньше, – чаще это встречается в фильмах, чем в романах. Само создание такой сцены не вызывает каких-то особых трудностей; кроме другого времени, она ничем не отличается от остальных сцен. Когда возникают трудности с соединением прошлого с настоящим, лучше всего довериться интеллекту читателя; если нет серьезного повода, ради которого должно быть точно обозначено время события, лучше не обозначать конкретную дату. В этом случае хватит сигнала в виде новой главы, или нового абзаца; в случае же, если мы хотим быстро сообщить читателю о нашем отступлении в прошлое, в первой строке можно подбросить ему какую-нибудь подсказку.
Как видно, нет в этом вопросе каких-то определенных правил, однако всегда следует помнить, что всякие нарушения в пространстве и времени повести должны быть мотивированы. Если только целью их появления не является желание похвастаться технической виртуозностью, они должны быть очень серьезно связаны с идеей твоей повести.
|
|
Редактирование
Если появится необходимость сообщить читателю о том, что произошло в прошлом, а ты не хочешь нарушать хронологию событий ретроспекцией, можешь воспользоваться несколькими возможностями. Вот примеры четырех способов ввести прошедшие события, которые я использовал в повести "Игра за жизнь". Героями здесь являются некая англичанка "за тридцать", и мужчина, который пустил ее на ночь в свой дом.
Речь
"– Ну так расскажи мне что-нибудь о себе, – отозвался он с набитым ртом. – Видно, что ты походишь не отсюда.
– Нет. Я живу в Англии, в Лондоне. Здесь я в отпуске."
Проще всего воспользоваться прямой речью персонажей – мы ведь познаем прошлое друг друга обычно во время разговора. Только следи за тем, чтобы она не звучала, как объяснение. Приведенный выше фрагмент диалога я выбрал потому, что женщина, – хотя читатель об этом не знает, – лжет.