Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врождённого признака непроизвольного внимания ребёнка.
Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
Четыре с половиной – пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое. У ребенка формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. Качественные сдвиги в организации процесса внимания возникают в возрасте 9-10 лет. В этом возрасте эмоционально нейтральные раздражители впервые становятся более эффективными возбудителями внимания, чем непосредственно эмоционально значимые стимулы.
|
|
В период с 11-12 до 14-15 лет наблюдается снижение характеристик внимания. В этом возрасте возникают существенные перестройки, связанные с половым созреванием, которые сопровождаются отклонениями во внимании (повышенная утомляемость, повышенная эмоциональность (особенно раздражительность), снижение коркового контроля). Электрофизиологические корреляты внимания возвращаются на уровень более младшего возраста. Оптимальная система внимания устанавливается к концу подросткового возраста.
Когнитивные теории внимания
1. Селективные теории внимания (Дональд Бродбент, Анна Трейсман, Дойч/Норман)
2. Внимание как перцептивное действие (Ульрик Найссер)
3. Внимание как умственное усилие (Даниэль Канеман)