Теория потребностей А.Маслоу (теория иерархии потребностей)

Иерархия потребностей по Маслоу была рассмотрена в разделе 3.7 данного учебника.

Чаще всего систему потребностей А.Маслоу трактуют как иерархию. Это значит, что менеджер должен дать возможность конкретному сотруднику удовлетворить потребности низших уровней, а потом осуществлять стимулирование через потребности более высокого уровня. Но степень удовлетворения потребностей в состоянии оценить только сам работник. Действительно, менеджер считает, что рабочий Петров удовлетворил свои физиологические потребности и начинает мотивировать его через потребности в уважении или социальные потребности. Но Петров считает, что он еще не удовлетворил свои потребности первого уровня, что ему холодно, жестко, зарплата маленькая, работа опасная и т.п.

Или наоборот. Человеку безразлично, какие физиологические условия его окружают. Ему важнее самореализация, то есть его стимулирование начинается с самого высокого уровня потребностей. То есть все значительно сложнее, чем обычная иерархия.

Научная школа СПбГЭУ (Генкин, 2007) считает, что потребности не иерархичны. Согласно теории проф. Б.М.Генкина, потребности делятся на две большие группы: потребности существования и потребности достижения целей жизни. Потребности существования могут удовлетворяться в различной степени, то есть по ступеням или по базовым уровням. У разных людей базовые уровни различны. Но с каждого базового уровня должны удовлетворяться и определенные потребности достижения целей в определенной степени, присущей конкретному человеку.

J Желудочно не удовлетворенные сограждане Специалисты Высшей школы менеджмента СПбГУ проводили обследование сотрудников санкт-петербургских компаний на восприятие модели А.Маслоу. Было опрошено 216 сотрудников из семи компаний, в том числе 75% - работники умственного труда (управленческий консалтинг, инжиниринг, информационные технологии), 25% - физического труда (строительство, производство). Выяснилось, что мотивационные предпочтения работников умственного и физического труда примерно одинаковые. На первом месте оказался такой фактор мотивации как деньги (по Маслоу – физиологический уровень потребностей – А.Ц.). На втором месте у интеллектуалов – самореализация, у «работяг» самореализация на третьем месте. Но денег хочется всем и в первую очередь! Источник: Гончарова О. Чего много не бывает. Ведомости от 20.03.08. с. А07


Теория потребностей А.Маслоу имеет большое теоретическое значение и положена в основу других содержательных теорий.

2. Теория приобретенных потребностей макклеланда. Согласно этой теории определенные типы человеческих потребностей формируются в течение жизни, то есть приобретаются. Мотивирование конкретного человека основывается на его индивидуальном профиле: какие потребности в нем более ярко выражены. В этой теории речь идет о потребностях высших уровней:

· Потребность во власти. Находится между потребностями в уважении и самовыражении Маслоу. Выражение желания человека оказывать влияние на других людей. Эта потребность позитивная, связана с желанием добиться руководящей должности.

· Потребность в успехе. Между потребностями в уважении и самовыражении. Человек, ориентированный на достижение успеха, считает нормальным достаточно высокий уровень риска, хочет знать о конкретных результатах своей работы, хочет нести ответственность, имеет тенденцию к постановке реальных целей.

· Потребность в принадлежности. Желание иметь близкие, дружеские отношения с другими людьми. Очень важно для работы в команде.

3. Теория двух факторов Герцберга. Согласно этой теории, все потребности регулируются двумя группами факторов:

· Гигиенические факторы - политика администрации, отношения с начальством, условия работы, размер заработной платы, отношения с коллегами, статус и безопасность

· Мотиваторы – достижение цели, признание, работа как таковая, ответственность, продвижение по службе, профессиональный рост.

Наличие гигиенических факторов всего-навсего не дает развиваться неудовлетворенности работой. Степень удовлетворенности работой определяется наличием мотиваторов. Чтобы добиться высокой производительности труда нужны мотиваторы. На практике это требование реализуется с помощью программ обогащения труда: работа перестраивается таким образом, чтобы стать интересной.

Наиболее известные процессуальные теории:

1. Теория ожиданий Виктора Врума. Теория исходит из того, что люди постоянно находятся в состоянии мотивации, поскольку постоянно ожидают чего-либо от менеджера или от работы. Менеджер должен показывать подчиненным, что направление их усилий на достижение целей организации приведет к достижению их личных целей, то есть вселять надежду на то, что ожидания сбудутся. Ожидания определенным образом систематизированы:

J Как нам платят, так мы и работаем! Эта фраза стала крылатой в среде лиц наемного труда. Но следует помнить, что согласно теории Герцберга, уровень заработной платы является всего-навсего гигиеническим фактором, то есть не дает развиваться неудовлетворенности работой. Если менеджер повысил зарплату вдвое, то он не вправе ожидать двойного роста производительности труда. Скорее всего, на первых порах люди будут демонстрировать некий энтузиазм, но потом все вернется «на круги своя». Нельзя верить заверениям сотрудников, что они плохо работают из-за низкой зарплаты.


· Ожидания в отношении «затраты труда – результаты».Если приложены затраты труда, то должны быть и результаты.Реализация этих ожиданий формирует веру в свои силы. Чем сильнее эта вера, тем больше вероятность, что сотрудник справится с работой.

· Ожидания в отношении «результаты труда - вознаграждение».Реализация этих ожиданий формирует веру в справедливость вознаграждения, в то, что если результат достигнут, то вознаграждение будет, и оно будет справедливым.Неуверенность в том, что вознаграждение будет справедливым, возникает, когда при раздаче вознаграждений работник должен полагаться на других. Играют роль реальность полномочий менеджера и его обязательность, честность.

· Ожидания валентности вознаграждения. Реализация этого ожидания означает, что вознаграждение за достигнутые результаты труда будет иметь для работника достаточную ценность. Валентность вознаграждения можно определить как меру ценности вознаграждения. Для кого-то это деньги, для кого-то похвала, для кого-то полномочия. Валентность измеряется от 1,0 до –1,0. Если руководитель знает, в чем больше нуждается подчиненный, и учитывает это, то валентность вознаграждения выше нуля. Поскольку подчиненные не всегда могут составить правильное представление о соотношении между затраченными усилиями, полученными результатами, вознаграждением и удовлетворением потребностей, то менеджер должен им в этом помогать.

2. Теория справедливости Дж.Стейси Адамса. Теория исходит из того, что люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями, а затем соотносят его с вознаграждением, полученным другими людьми за аналогичную работу. Менеджер должен следить за тем, считают ли его подчиненные вознаграждение справедливым. Интересует не абсолютный уровень вознаграждения, а соотношение с вознаграждением других работников. Система оценки личного вклада в коллективную работу должны быть известны заранее.

3. Теория мотивирования Лаймана Портера и Эдварда Лоулера (модель Портера-Лоулера). Построена на обеих предыдущих теориях. Основной тезис: результативный труд ведет к удовлетворению (а не наоборот!). Уровень удовлетворенности будет влиять на поведение человека в будущем.

Результативность труда зависит от затраченных усилий, особенностей и возможностей работника, оценки им своей роли. Объем усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Большую роль в этой теории играет внутреннее вознаграждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: