Установившиеся режимы работы двигателя могут быть устойчивыми и неустойчивыми. К устойчивым относятся режимы, самопроизвольно восстанавливающиеся при случайных отклонениях. Так, например, нарушение установившегося скоростного режима, характеризуемого точкой В (Рис. 1.7, а) на пересечении скоростных характеристик 1 двигателя и 2 потребителя, приводит к отклонению угловой скорости коленчатого вала на Δω ' или Δω ". При ωв = ωво + Δ ω' условие (1.2) нарушается, так как М'с > М', в связи с чем ω уменьшается, и режим, соответствующий точке В, восстанавливается. При ω = ω Во - Δ ω", наоборот, М" > М'с, поэтому ω увеличивается, и режим также возвращается к исходному. Способность двигателя восстанавливать нарушенный установившийся режим называется самовыравниванием (устойчивостью). Противоположное взаимное расположение характеристик двигателя 1 и потребителя 2 (Рис. 1.7, в) соответствует неустойчивому режиму работы.
а) в)
|
|
Рис 1.7. Условия устойчивости режима работы двигателя: а - устойчивый режим; в - неустойчивый режим; 1 - характеристика двигателя; 2 - характеристика потребителя
Устойчивость равновесного режима работы двигателя определяется дисбалансом ΔМ крутящего момента двигателя и момента потребителя при данном отклонении Δ ω угловой скорости и оценивается отношением
(1.4)
Отсюда, учитывая, что: и переходя к дифференциалам, получим:
(1.5)
Если F∂ > 0, то режим работы двигателя – устойчив, при F∂ < 0 – неустойчив. Аналогичными дифференциальными соотношениями характеризуется устойчивость других режимов характеризующих двигатель, например, для теплового режима двигателя имеем:
(1.6)
где Т температура воды на выходе из головки двигателя.
Числовые значения факторов устойчивости определяются по соответствующим статическим характеристикам М = f(ω), Мс = f(ω), Qр = f(Т), Qa = f (T),) и т. д.