Прочитайте внимательно каждое из приведенных в таблице предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
№ п/п | Предложения | почти никогда | иногда | часто | почти всегда |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | Я испытываю удовлетворение Я быстро устаю Я легко могу заплакать Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие Бывает, что я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения Я чувствую себя бодрым Я спокоен, хладнокровен, собран Ожидание трудностей очень тревожит меня Я слишком переживаю из-за пустяков Я вполне счастлив Я принимаю все слишком близко к сердцу Мне не хватает уверенности Я чувствую себя в безопасности Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей У меня бывает хандра Я бываю доволен жизнью Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом не могу о них забыть Я уравновешенный человек Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Подсчет количества баллов осуществляется следующим образом: из суммы ответов на вопросы 2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20 вычитается сумма ответов на вопросы 1,6,7,10,13,16,19. К полученной разнице прибавляется цифра 35. Суммарный показатель по шкале Спилбергера показывает: до 30 баллов – низкий уровень тревожности, от 30 до 45 – средний уровень, свыше 45 – высокий уровень тревожности.
|
|
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте основные типы нервной системы.
2. Что такое темперамент?
3. Какие вы знаете типы акцентуации характера?
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Как учитывать темперамент учащихся в учебно-воспитательной работе?
2. Как отражается в творчестве композитора его характер?
Рекомендуемая литература
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-П., 1999
2. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М., 1964
3. Теплов Б.М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий. //Избр. психологические труды. - М., 1985, т. 2
4. Стреляцу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982
5. Леонгард К. Акцентуированные личности. - К., 1981
6. Симонов И.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. - М., 1984
7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988
8. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997
9. Рогов Е.И. Общая психология. - М., 1998