Гаэтано Доницетти, известный оперный композитор, родился в 1797 году в Бергамо, в Ломбардии. Семья у него была не слишком богатая, но тем не менее Гаэтано смог получить разностороннее образование и избрать профессию либо адвоката, либо архитектора. Но он обратился к музыкальному искусству и стал заниматься по теории музыки у Мейера. В 1815 – 1817 годах Доницетти учился в Болонском музыкальном лицее у профессора Маттеи.
Первыми шагами Доницетти на композиторском поприще явились мессы, кантаты, оратории и небольшие инструментальные пьесы. Успех опер Россини побудил его искать славы на театральном поприще. Имея серьезную музыкальную подготовку, Доницетти в один год написал несколько опер.
В 1818 году в Венеции была поставлена его опера «Энрико, граф Бургундский», в следующем году – «Петр Великий, царь русский, или Ливонский плотник». Лучшими же из произведений Доницетти являются оперы «Елизавета в замке Кенильворт» (1829), «Анна Болейн» (1830), «Любовный напиток» (1832), «Лукреция Борджа» (1833), «Мария Стюарт», «Марино Фальеро», «Лючия ди Ламмермур» (1835), «Дочь полка», «Фаворитка» (1840), «Дон Паскуале» (1843).
|
|
Главными достоинствами опер композитора были нежность кантилены, но в ансамблях и в инструментовке ему никогда не удавалось достигнуть той силы, что присутствовала в операх Россини. Следует заметить, что в целом музыкальные комбинации и образы, созданные Доницетти, менее выразительны и художественны, чем у Россини.
С 1839 по 1841 год Доницетти пребывает в Париже, а в 1842 году переезжает в Вену, где получает звание императорского придворного композитора и капельмейстера. В 1843 году он возвращается в Париж, но переутомление и общее нервное расстройство заставляют его переселиться под постоянное наблюдение врача в Италию. Однако и там композитору не стало лучше. В те редкие периоды, когда болезнь отступала, он принимался работать над пятиактной оперой «Дон Себастьян, король Португальский» (1843).
В 1844 году на сцене театра «Сан-Карло» в Неаполе была поставлена опера «Катарина Корнаро», ставшая прощальным спектаклем композитора. Ему становилось все хуже и в 1848 году он умер.
Кроме опер, творческое наследие Доницетти составляют также «Ave Maria», «Miserere», дуэты, арии и романсы.