Список терминов

Автор рекламной передачи — создатель рекламного роли­ка, передачи, фильма, иного произведения, которое, выражая конкретные задачи заказчика, творчески ос­мысленно трудом продюссера, режиссера, оператора, композитора, звукорежиссера, видеоинженера.

Авторские права рекламной передачи.

Закон относит к авторам рекламы:

• режиссера-постановщика;

• сценариста;

• композитора;

• по законам Российской Федерации продюсерпока не входит в число авторов.

Авторское вознаграждение рекламиста — определяется в виде части дохода за использование в эфире или дру­гим способом его произведения в зафиксированной до­говором или контрактом конкретной сумме.

Адресант (коммуникатор) — в рекламе — отправитель рекламной информации.

Адресат (коммуникант) — в рекламе — получатель рек­ламной информации.

Актуальность рекламы — соответствие содержания рек­ламы социальным, финансовым, бытовым, эстетичес­ким, злободневным интересам потребительской ауди­тории.

Аккомодация рекламы — размещение рекламного сообще­ния в близких ему по стилистике передачах, фильмах.

Акустика в рекламной передаче — звуковая атмосфера рек­ламы, построенная на принципе соответствия акусти­ческой атмосферы с масштабом и динамикой изображе­ния.

Акцессорностъ товарного знака — принцип неразрывной юридической связанности товарного знака с предприя­тием, производящим обозначенные им товары, при ко­тором право на товарный знак можно уступить лишь вместе с предприятием.

Аннулирование регистрации товарного знака — осуществ­ляется Патентным ведомством. В результате аннули­рования регистрации право на товарный знак считает­ся недействующим. Основания аннулирования указаны в Законе РФ "О товарных знаках" (ст. 29):

• прекращение срока действия регистрации;

• решение Высшей патентной палаты о досрочном прекращении ее действия по причине использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными качествами или иными общими характеристиками;

• решение Высшей патентной палаты о досрочном прекращении действия регистрации по причине исполь­зования товарного знака;

• признание ее недействительной;

• ликвидация юридического лица — владельца то­варного знака;

• решение Высшей патентной палаты о досрочном прекращении действия регистрации в случае прекра­щения товарного знака в обозначении, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров оп­ределенного вида;

• отказ от нее владельца товарного знака.

Ассоциативность товарного знака — способность вызы­вать в сознании потребителя представления о маркируемом товаре, каком-либо его свойстве или его географическом происхождении.

Аудиовизуальное рекламное произведение — собственно рекламный ролик. Состоит из зафиксированной серии свя­занных между собой кадров (озвученных или нет) и пред­назначено для зрительного и слухового восприятия по­требительской аудитории с помощью соответствующих устройств. Рекламный ролик, фильм, отдельный рекламный спот входят в понятие аудиовизуального произведения.

Аудитория рекламная — общее число лиц, которые мо­гут воспринять рекламное сообщение, переданное с помощью СМК.

Афиша — старейший вид рекламоносителя, созданный спе­циально для рекламы, выполненный на бумаге. Отли­чается от плаката меньшими размерами и большим ко­личеством текста.

Билборд — щитовая реклама.

Бренд — область системы маркетинговых коммуникаций, занимающихся разработкой фирменного стиля и его элементов, формированием уникального имиджа фир­мы.

Бюллетень — официальное издание Патентного ведомства, в котором публикуются сведения, относящиеся к регист­рации товарного знака и внесенные в Реестр в течение 6 месяцев с даты регистрации товарного знака в Реестре или с даты внесения в Реестр изменений в регистрацию товарного знака (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 18).

Виды, товарных знаков — Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 5) определяет, что в качестве товарных знаков мо­гут быть зарегистрированы словесные, изобразитель­ные, объемные и другие обозначения или их комбина­ции. Товарный знак может быть зарегистрирован в лю­бом цвете или цветовом сочетании. В практике охраны товарных знаков в стране и за рубежом известны сле­дующие виды знаков:

Движущийся — имитирующий какое-либо движение;

Звуковой — предназначенный для восприятия орга­нами слуха, но не относящийся к человеческой речи;

Изобразительный — обозначение в виде компози­ций линий, пятен, фигур любых форм и цветов на плоскости и в пространстве, за исключением стандартных] шрифтовых единиц;

Комбинированный — комбинация элементов разного характера: изобразительных, объемных, словесных и т. д.;

Комплексный — состоящий из нескольких элементов;

Логотип — словесный товарный знак в особом графическом исполнении; Обонятельный — предназначенный для восприятия органами обоняния;

Объемный — имеющий вид трехмерного объекта, скорма которого непосредственно не обусловлена функциональным назначением;

Описательный — содержащий сведения, описывающие товар в целом или какие-то его характеристики, а также касающиеся его изготовителя;

Пластический — синоним к объемный;

Плоскостный — существующий в двух измерениях;

Простой — состоящий из одного элемента;

Пространственный — синоним к объемный;

Рельефный — композиция выпуклых и/или вогну­тых элементов на плоскости;

Световой — рассчитанный на световой эффект;

Словесный — представляющий собой слово, слово­сочетание или сочетание букв, имеющих словесный ха­рактер;

Сложный — синоним к комплексный;

Трехмерный — синоним к объемный;

Цветной — зарегистрированный в цветном исполне­нии;

Черно-белый — зарегистрированный в черно-белом исполнении.

Владелец товарного знака — физическое или юридическое лицо, являющееся обладателем права на товарный знак в соответствии с законодательством страны-регистра­тора (см. Регистрация товарного знака и свидетельство на товарный знак).

Внесение изменений с регистрацию товарного знака — про­водится Патентным ведомством по уведомлению вла­дельца товарного знака об изменении его наименова­ния, фамилии, имени или отчества, отдельных элемен­тов товарного знака, не меняющем его существа, со­кращении перечня товаров, в отношении которых за­регистрирован товарный знак, и т. п. Коррективы вно­сятся в Реестр и свидетельство на товарный знак при условии уплаты установленной пошлины (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 17).

Возражение против предварительной экспертизы — см. Предварительная экспертиза заявки на товарный знак.

Возражение против регистрации товарного знака — мо­жет быть подано любым юридическим или физическим лицом, которое докажет нарушение требований о со­блюдении порядка регистрации либо правил об основа­ниях для отказа в регистрации. Возражение подается в Апелляционную палату (см. Признание недействитель­ной регистрации товарного знака). Апелляционная па­лата выносит решение о признании регистрации не­действительной либо отклоняет возражение в течение 4 месяцев с даты его поступления (Закон РФ "О товар­ных знаках" (ст. 28).

Восстановление пропущенных сроков — осуществляется по ходатайству заявителя Патентным ведомством, кото­рое может восстановить пропущенный заявителем срок представления дополнительных материалов (2 мес. с даты получения запроса экспертизы Патентного ведом­ства о дополнении материалов заявки); срок подачи воз­ражения в Апелляционную палату на решение предва­рительной экспертизы (3 месяца с даты получения ре­шения). Ходатайство должно быть подано не позднее 2 месяцев по истечении сроков при условии подтверждения уважительных причин и уплате пошлины (Закон, РФ "О товарных знаках" (ст. 13).

Всеобщее употребление — использование обозначения, предложенного для регистрации в качестве товарного знака как обозначение товаров определенного вида.

Вывеска — средство наружной рекламы по месту прода­жи, указывающее название предприятия, содержащее изображения — элементы фирменного стиля и пикто­граммы, указывающие на сферу деятельности.

Выдача свидетельства на товарный знак — производится Патентным ведомством в течение 3 месяцев с даты ре­гистрации товарного знака в Реестре (Закон РФ "О то­варных знаках" (ст. 15).

Выставочный приоритет — приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или офици­ально признанных международных выставок, организо­ванных на территории одного из государств — участни­ков Патентного комитета, устанавливаемый по просьбе заявителя по дате начала открытого показа экспоната на выставке, если заявка на товарный знак поступила в Патентное ведомство в течение 6 месяцев от указанной даты. Выставочный приоритет истребуется при подаче заявки либо в течение 2 месяцев с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Документы, подтвержда­ющие правомерность такого требования, прилагаются к заявке либо могут представляться не позднее 3 меся­цев с даты поступления заявки в Патентное ведомство (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 19).

Гарантийный знак — см. Сертификационный знак. Генеризация товарного знака — утрата товарным знаком различительной силы.

Государственный реестр товарных знаков и знаков обслу­живания Российской Федерации — Патентное ведом­ство производит регистрацию товарных знаков в Реес­тре, куда вносятся: товарный знак, сведения о его владельце, дата приоритета товарного знака и дата его регистрации, перечень товаров, для которых зарегист­рирован товарный знак, другие сведения, относящиеся к его регистрации, а также последующие изменения этих данных (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 14).

Гудвилл — см. Реноме товарного знака.

Дата поступления заявки на регистрацию товарного зна­ка — это дата фактического поступления правильно оформленной заявки на регистрацию товарного знака в Патентное ведомство. Дата поступления правильно оформленной заявки устанавливает приоритет данного знака по отношению к другим (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 9).

Дата регистрации товарного знака — дата внесения в Ре­естр сведений о товарном знаке (Закон РФ "О товар­ных знаках" (ст. 14).

Действие права на товарный знак — право на товарный знак считается действующим с даты поступления в Па­тентное ведомство заявки на регистрацию товарного знака.

Декларативная регистрация товарного знака — см. Кон­ститутивная регистрация товарного знака.

Декорация в рекламе — различают: реалистические, сим­волические, абстрактные, силуэтные, гротесковые де­корации. Часть декорации называется выгородкой. В со­временном ТВ декорации могут быть виртуальными, хромакейными, а также плоскими и объемными.

Дизайн (VEB) — создание изобразительной фактуры рек­ламного ролика с помощью компьютерной технологии.

Договорный приоритет — приоритет, устанавливаемый по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами РФ (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 9, п. 5).

Дополнительные материалы по регистрации товарного знака —см. Экспертиза заявки на товарный знак.

Досрочное прекращение правовой охраны товарного зна­ка —см. Прекращение правовой охраны товарного знака.

Драматургия рекламы. — развитие экранного действия по четырем стадиям: экспозиция, завязка, развязка, вы­воды. Возможно нарушение порядка этих позиций.

Жанр рекламы — обобщает черты, свойственные реклам­ным выпускам, построенным на одинаковых закономер­ностях. Жанр имеет свои законы, вытекающие из его формы. Соблюдение законов жанра есть условие каче­ства и эффективности рекламы. Однако смещение раз­личных жанров на практике приводит к успеху.

Зависимый товарный знак — товарный знак, правовой ре­жим которого определяется правовым режимом друго­го независимого товарного знака.

Замысел рекламного ролика — начальная стадия работы над рекламой после определения ее задачи, темы, цели. Замысел определяет сценарий, жанр, состав участни­ков, место съемок, технологию, характер монтажа. Режиссер творчески заостряет цель заказчика.

Запрещение использования товарного знака — правомочие владельца товарного знака, признаваемое законом РФ "О товарных знаках" (ст. 14), который устанавливает, что никто не может использовать охраняемый в РФ товарный знак без разрешения его владельца. Запрос экспертизы — см. Экспертиза заявки на товарный знак.

Заявитель — юридическое или физическое лицо, подав­шее заявку на регистрацию товарного знака в Патент­ное ведомство. Заявитель может действовать через па­тентного поверенного, зарегистрированного в Патент­ном ведомстве. Полномочия патентного поверенного удостоверяются доверенностью, выданной лицом, на имя которого испрашивается регистрация. Иностранные юридические лица или постоянно проживающиеза пределами РФ физические лица либо их патентные пове­ренные ведут в РФ дела, связанные с регистрацией товарных знаков и продлении срока их действия, через патентных поверенных, зарегистрированных в Патент­ном ведомстве (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 8).

Заявка на регистрацию товарного знака — комплект до­кументов, в которых испрашивается и обосновывается регистрация товарного знака. Заявка должна относиться к одному товарному знаку и представляться на русском языке. Заявка должна содержать: заявления о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его местонахождение или местожительство;

• заявляемое обозначение и его описание;

• перечень товаров, которых испрашивается регистрация товарного знака, сгруппированных по классам МКТУ.

К заявке прилагаются:

• документ, подтверждающий уплату пошлины в ус­тановленном размере;

• устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак.

Все документы должны представляться на русском языке. В том случае, если документы предъявлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на рус­ский язык. Перевод может быть представлен в течение 2 месяцев после поступления в Патентное ведомство заявки, содержащей документы на другом языке (За­кон РФ "О товарных знаках" (ст. 8).

Знак обслуживания — обозначение, способное достаточно четко разграничить и отличить услуги одних юридичес­ких или — физических лиц от однородных услуг других юридических или физических лиц (Закон РФ "О товар­ных знаках" (ст. 1). Правовое регулирование отношений по поводу знака обслуживания аналогично регулиро­ванию отношений по товарным знакам.

Зрительный образ в рекламе — может быть конкретным или абстрактным, фантастическим, юмористическим, сатирическим и т. д.

Идея художественная в рекламе — определенность соци­альных и художественных взглядов в рекламе. Идея ху­дожественная — это образная мысль, обобщающаявсеслагаемые рекламы.

Имитация (подражание) товарного знака — использова­ние товарного знака, сходного с ранее зарегистриро­ванным для однородных товаров лицом, не являющим­ся владельцем товарного знака.

Импровизация в рекламе — особый вид творчества, не за­ложенный в сценарий заранее, возникающий в ходе за­писи рекламы на пленку, а также на монтаже и в про­цессе озвучания.

Иностранные юридические и физические лица — см. Зая­витель; патентный поверенный; регистрация товарно­го знака; заявка на регистрацию товарного знака.

Интервью (рекламное) — играет роль документальной ин­формации о рекламируемом предмете или явлении. Иг­рает большую роль лишь в случае, если интервьюиру­емый — лицо известное, значительное, знаменитое.

Иные основания отказа в регистрации — см. Отказ в реги­страции товарного знака.

Исключительные право на товарный знак — право вла­дельца товарного знака пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также право запрещать его при­менение другим лицам (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 4).

Использование коллективного знака — см. Коллективный знак. В случае применения его на товарах, не облада­ющих единым качественным или иными общими харак­теристиками, действие регистрации может быть пре­кращено досрочно (полностью или частично) на основа­нии решения Высшей патентной палаты, принятого по заявлению любого лица (ЗаконРФ "О товарных зна­ках" (ст. 22).

Использование товарного знака — применение товарного знака на товарах, для которых товарный знак зарегист­рирован, и (или) их упаковки владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставле­но на основе лицензионного договора. Использованием может быть признано также употребление товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в РФ, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке (Закон РФ "О товарных г,, знаках" (ст. 22). Исправление материалов заявки на то­варный знак — см. Экспертиза на товарный знак.

Исчерпание прав, основных на регистрации — см. Исполь­зование товарного знака. Законом РФ "О товарных зна­ках" (ст. 23) установлено, что регистрация товарного знака не дает права его владельцу запретить исполь­зование этого товарного знака другим лицам в отноше­нии товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия.

Классификация изобразительных элементов товарных зна­ков — систематизированный перечень изобразительных элементов товарных знаков по классам, разделам и сек­циям согласно принятой классификации.

Классификация товаров и услуг — распределение товаров и услуг по признаку их однородности по определенным классам принятой в данной стране классификационной системы. В соответствии с Законом РФ "О товарных зна­ках" (ст. 8) в РФ принята система МКТУ.

Коллективный знак — товарный знак союза, хозяйствен­ной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характе­ристиками (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 20, п. 1).

Коллизия товарных знаков — столкновение товарных зна­ков разных владельцев в результате их тождества или сходства.

Комплексная рекламная акция — многократное воздействие на потенциального потребителя товара в рамках одной рекламной кампании.

Композиция кадра — такой отбор деталей и предметов в кадре, который позволяет визуально усилить основ­ную мысль создателей рекламы. Способность к эффек­тивной комбинаторике — основное умение режиссера-рекламиста.

Конвенционный приоритет товарного знака — приори­тет, предусмотренный для заявителей из стран — уча­стниц ПК, устанавливаемый на основании подачи пер­вой правильно оформленной заявки на регистрацию то­варного знака в одной из стран — участниц ПК при условии, что заявка, по которой испрашивается кон­венционный приоритет, подана в другую страну — уча­стницу ПК не позднее 6 месяцев с даты подачи первой заявки. Конвенционный приоритет испрашивается при подаче заявки на регистрацию товарного знака или в течение 2 месяцев с даты поступления заявки в Патент­ное ведомство. Документы, подтверждающие правомер­ность такого испрашивания, могут быть представлены при подаче заявки либо не позднее 3 месяцев с даты поступления заявки в Патентное ведомство (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 9).

Консалтинг — реклама в форме рекомендации.

Конститутивная регистрация товарного знака — регис­трация, в результате которой появляется право на товарный знак вследствие его фактического использо­вания. В РФ установлен принцип конститутивной реги­страции, однако существует декларативный порядок ре­гистрации.

Контент-анализ рекламы — метод, позволяющий выявить, насколько показанное на экране соответствует реаль­ному положению вещей.

Контрафакция товарного знака — использование товар­ного знака без согласия на то его владельца.

Корпоративная реклама — реклама, создающая потреб­ность не в отдельном товаре или торговой марке, а в полном товарном ассортименте фирмы

Критерии качества рекламы — оперативность, актуаль­ность, компетентность, оригинальность драматургии, использование возможностей жанра, применение художественных приемов, фантазия режиссера.

Критерий охраноспособности товарного знака — см. Ох­раноспособность товарного знака.

Кульминация в рекламе — пик напряжения действия, когда особенно ярко выявляется сюжет, цель рекламного ро­лика, т. е. бренд, решенный художественным способом.

Лицензиар — см. Лицензия на использование товарного знака.

Лицензиат — см. Лицензия на использование товарного знака.

Лицензионный договор — договор, предметом которого яв­ляется передача права (разрешение) на использова­ние товарного знака. Лицензионный договор должен регистрироваться в Патентном ведомстве для приоб­ретения юридической силы (Закон РФ "О товарных зна­ках" (ст. 26).

Логотип — элемент фирменного стиля, представляющий собой оригинальное начертание наименования рекла­модателя. Является одним из элементов товарного зна­ка, поэтому на него распространяются требования со­ответствующей регистрации, после которой он подле­жит правовой защите

Ложное обозначение — обозначение, содержащее не соот­ветствующие действительности сведения о товаре или его изготовителе (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 6).

Льготный срок — дополнительный 6-месячный срок, в те­чение которого владелец товарного знака может по­дать заявление о продлении срока действия правовой охраны товарного знака при условии уплаты дополни­тельной пошлины (см. Срок действия регистрации то­варного знака).

Международная классификация товаров и услуг для регис­трации товарных знаков — принятая Ниццким согла­шением система классификации товаров и услуг, со­гласно которой применяются три принципа: отрасле­вой, функциональный и материальный (по исходным материалам изготовления продукта). В пределах одно­го класса список товаров составлен по алфавиту клю­чевых слов. СССР вступил в Ниццкий союз в 1971 г. (РФ, являясь правопреемником СССР, строго соблюдает по­ложения соглашения).

Мизансцена — размещение действующих лиц, предметов на экране в статике или движении, выражающее ху­дожественный замысел рекламного ролика.

Мировой товарный знак — знак, известный на мировом рынке.

"Младший" товарный знак — знак, тождественный или сходный с другим товарным знаком ("старшим"), обла­дающим по отношению к первому приоритетом.

Монтаж — основной способ формирования рекламного ро­лика режиссером. Система смысловых, звукозрительных, ритмических, психологических соотношений меж­ду отдельными кадрами, планами, сюжетами, их фор­мальное и художественное сочетание, сопоставление, противопоставление. Монтаж сообщает рекламному ро­лику нужную композицию, темперамент, смысл.

Мотив товарного знака — аспект товарного знака, пред­назначенный для определенного вида восприятия:

Визуальный — для зрительского восприятия;

Звуковой — для слухового восприятия;

Зрительный — синоним визуальный;

Обонятельный — для обонятельного восприятия;

Семантический — синоним смысловой;

Смысловой — смысловое содержание обозначения, используемого в качестве товарного знака;

Содержательный — синоним смысловой;

Фонетический — синоним слуховой.

Нарушение права владельца товарного знака — несанкци­онированное изготовление, применение, ввоз, предло­жение к продаже, продажа, иное введение в хозяй­ственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обо­значение сходного с ним до степени смешения, в отно­шении однородных товаров (Закон РФ "О товарных зна­ках" (ст. 4).

Неиспользование товарного знака — см. Аннулирование регистрации товарного знака. Неиспользование товар­ного знака может повлечь за собой аннулирование то­варного знака досрочно. Основание аннулирования — решение Высшей патентной палаты, вынесенное по заявлению любого лица, доказавшего не применение товарного знака непрерывно в течение 5 лет с даты регистрации или 5 лет, предшествующих подаче тако­го заявления. При вынесении решения могут быть при­няты во внимание представленные владельцем товар­ного знака доказательства того, что товарный знак не употреблялся по независимым от него обстоятельствам (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 22).

Новизна товарного знака — отсутствие тождества или сход­ства товарного знака с охраняемыми обозначениями для товаров и услуг.

Обжалование заявителем решения по заявке на регистра­цию товарного знакасм. Экспертиза заявленного обо значения. Закон РФ "О товарных знаках..." (ст. 13) опре­деляет, что при несогласии с решением предваритель­ной экспертизы или с решением экспертизы заявленно­го обозначения заявитель в праве в 3-месячный срок с даты его получения подать возражение в Апелляцион­ную палату, которое должно быть рассмотрено в те­чение 4 месяцев с даты его поступления. Постановле­ние Апелляционной палаты может быть обжаловано заявителем в Высшую патентную палату в течение 6 месяцев с даты его получения. Резолюция Высшей патентной палаты является окончательной. Заявитель в праве ознакомиться с материалами экспертизы.

Обжалование любым юридическим или физическим лицом решения Апелляционной палаты, вынесенного по воз­ражению против регистрации товарного знака — см. Признание недействительной регистрации товарного знака.

Обстоятельства неиспользования товарного знака, не за­висящие от его владельца —см. Неиспользование то­варного знака.

Общеизвестный товарный знак — ставший хорошо извес­тным широкому кругу заинтересованных потребителей и служащий гарантией высокого качества продукции и товаров, маркируемых этим знаком.

Общепринятые символы и термины, — обозначения поня­тий, используемых в какой-либо определенной облас­ти деятельности (см. Отказ в регистрации товарного знака).

Объектив — оптическое устройство на съемочной камере, позволяющее фиксировать изображение на пленке. Объективы имеют разную разрешающую способность, что и позволяет объективам манипулировать изобра­жением. Панаромирование — движение, которое обес­печивает непрерывно изменяемые объекты съемок. Па­наромирование может быть динамическим, дискретным, горизонтальным, вертикальным.

Объем права на товарный знак — составные элементы дей­ствия права на товарный знак, охватывающие пред­метную, территориальную и временную области. Пред­метная область, согласно Закону РФ "О товарных зна­ках", указанным в заявке на регистрацию товарного знака обозначениям и перечнем сгруппированных по классам МКТУ товаров и услуг, для которых испраши­вается регистрация. Действие товарного знака, заре­гистрированного в Патентном ведомстве, распростра­няется на всю территорию РФ. Срок действия товарно­го знака (временная область действия) — 10 лет "с даты поступления заявки в Патентное ведомство" — может быть неоднократно продлен каждый раз на 10 лет.

Обязательное использование товарного знака — требова­ние закона об использовании товарного знака, наруше­ние которого влечет досрочное прекращение его дей­ствия (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 22).

Однородные товары и услуги — товары и услуги, относя­щиеся к тому же роду, виду товаров и услуг, для ко­торых зарегистрированы товарный знак или услуга; мар­кировка их сходными товарными знаками и знаками об­служивания может создавать у потребителя представ­ление о принадлежности их одному изготовителю.

Основания отказа в регистрации товарного знака —см. Отказ в регистрации товарного знака.

Ответственность за незаконное использование товарного знака — гражданская или уголовная ответственность в случае применения товарного знака или сходного с ним обозначения для однородных товаров, являющегося на­рушением прав владельцев товарного знака. Лицо, на­рушившее исключительное право на товарный знак, обязано по требованию владельца:

1) прекратить использование товарного знака или сходного с ним обозначения, а также возместить причиненные убытки; удалить с товара или с его упаковки незаконно употребляемый товарный знак или обозна­чение, сходное с ним до степени смешения;

2) уничтожить изготовленные товарного знака или обозначения и опубликовать решение суда в целях вос­становления деловой репутации потерпевшего. Лицо, производящее предупредительную маркировку по от­ношению к незарегистрированному в РФ товарному зна­ку, несет ответственность в соответствии с законода­тельством РФ (Закон "О товарных знаках" (ст. 46).

Отзыв заявки — см. Экспертиза заявки на товарный знак.

Отказ в принятии к рассмотрению заявки на регистра­цию товарного знака — см. Предварительная экспер­тиза заявки на товарный знак.

Отказ в регистрации товарного знака — недопущение к регистрации товарных знаков состоящих из обозначе­ний:

1) не обладающих различительной способностью;

2) представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования меж­дународных межправительственных организаций; офи­циальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Такие обозначе­ния могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соот­ветствующего компетентного органа или их владельца;

3) вошедших во всеобщее употребление как обозна­чение товаров определенного вида;

4) являющихся общепринятыми символами или тер­минами;

5) указывающихся вид, качество, количество, свой­ства, назначение, ценность товаров, а такжена место и время их производства или сбыта.

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений:

1) являющихся ложными или способными ввести- в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя;

2) противоречащих общественным интересам, прин­ципам гуманности и морали.

Перечисленные основания отказа в регистрации яв­ляются Абсолютными, т. е. их действие не связанно с наличием каких-либо условий (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 6).

Не могут быть зарегистрированы в качестве товар­ных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения:

1) с товарными знаками, ранее зарегистрированны­ми или заявленными на регистрацию РФ на имя друго­го лица в отношении однородных товаров;

2) с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров РФ;

3) с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с законом РФ, кроме слу­чаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеюще­го право на использование такого наименования;

4) с сертификационными знаками, зарегистрирован­ными в установленном порядке.

Не регистрируются в качестве товарных знаков обо­значения, воспроизводящие:

1) известные на территории РФ фирменные наиме­нования (или их часть), принадлежащие другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты по­ступления заявки на товарный знак в отношении одно­родных товаров;

2) промышленные образцы, права накоторые при­надлежат в РФ другим лицам;

3) названия известных в РФ произведений науки, ли­тературы и искусства, цитаты и персонажи из них, про­изведения искусств или их фрагменты без согласия об­ладателя авторского права или его правопреемников;

4) фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согла­сия таких лиц, их наследников, соответствующего компетентного органа или Верховного Совета РФ, если эти обозначения являются достоянием истории и культуры РФ (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 7).

Отличительная функция товарного знака — отличие то­варов и услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Отличительный характер товарного знака — см. Разли­чительная способность товарного знака.

Охраноспособность товарного знака — свойство обозна­чения, определяемое совокупностью признаков, тре­буемых законом для регистрации в качестве товарного знака. Эти признаки, иначе называемые критериями ох­раноспособности, выделены в положениях ст. 1, 6 и 7 Закона РФ "О товарных знаках", по своему содержа­нию охраноспособность подразумевает различительную способность используемого знака, его новизну, отсут­ствие ложных или способных ввести потребителя в заб­луждение относительно товара или его производителя элементов, а также отсутствие других характеристик в качестве оснований для отказа в регистрации (см. От­каз в регистрации товарного знака).

Патентный поверенный — представитель заявителя, ко­торый зарегистрирован в Патентном ведомстве и кото­рому доверяется ведение дел, связанных с регистраци­ей товарного знака. Полномочия патентного поверенно­го удостоверяются нотариально заверенной доверен­ностью (см. Заявитель).

Первая правильно оформленная заявка — см. Конвенцион­ный, приоритет товарного знака,

Передвижные телевизионные станции (ПТС) — автоном­ный комплекс телевизионного оборудования, необхо­димый для производства и ретрансляции телепередач.

Пересмотр решения экспертизы о регистрации товарного знака —см. Экспертиза заявленного обозначения.

Перечень товаров и услуг — список товаров и услуг, в от­ношении которых испрашивается регистрация товар­ного знака (см. Заявка на регистрацию товарного знака).

Помехи — составляющая рекламной коммуникации, послед­ствия неправильного декодирования рекламной инфор­мации на семантическом уровне, вследствие неправиль­ного выбора рекламоносителя или действий конкурен­тов, в результате чего получатель воспринимает сооб­щение отличное от задуманного или посланного отпра­вителем.

Постер — средство наружной рекламы

Потенциальный потребитель — основной объект реклам­ного воздействия

Пошлина — денежный сбор, взимаемый за совершение юри­дически значимых действий, связанных с регистрацией товарного знака. Пошлина уплачивается в Патентное ведомство (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 44).

Права иностранных юридических и физических лиц — пра­ва, предусмотренные Законом РФ "О товарных знаках" (ст. 47), который определяет, что иностранные юриди­ческие и физические лица пользуются правами нарав­не с физическими и юридическими лицами РФ в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности.

Правовая охрана товарного знака — охрана товарного зна­ка, предоставляемая на основании его регистрации в порядке, установленном Законом РФ "О товарных зна­ках", или в силу международных договоров РФ. Право на товарный знак охраняется ст. 2 Закона РФ "О товар­ных знаках" (см. Исключительное право на товарный знак).

Право конвенционного приоритета — признаваемая зако­ном возможность испрашивания приоритета первой пра­вильно оформленной заявки на регистрацию товарного знака, поданной в одной из стран — участниц ПК при подаче заявки в другую страну — участницу ПК (см. Конвенционный приоритет товарного знака).

Право па использование товарного знака — признаваемая законом возможность употребления товарного знака на товарах, для которых он зарегистрирован, и (или) на их упаковке. Право на применение принадлежит вла­дельцу товарного знака или лицу, которому такое право предоставлено по лицензионному договору (см. Исполь­зование товарного знака).

Право на коллективный знак — особенность права на кол­лективный знак, состоящая в том, что коллективный знак и право на его использование не могут быть пе­реданы другим лицам (ЗаконРФ"О товарных знаках" (ст. 20).

Предварительная экспертиза заявки на товарный знак — проверка содержания заявки, наличия необходимых до­кументов, а также их соответствие установленным тре­бованиям. Проводится Патентным ведомством в месяч­ный срок с даты поступления заявки. По результатам предварительной экспертизы заявителя сообщается о принятии заявки к рассмотрению либо об отказе. В пер­вом случае заявитель уведомляется об установлении приоритета товарного знака, за исключением случаев, когда он испрашивает конвенционный или выставочный приоритет. При несогласии с решением предваритель­ной экспертизы заявитель в течение 3 месяцев с даты получения такого решения имеет право подать возра­жение в Апелляционную палату, которая в течение 4 месяцев с даты его поступления обязана принять ре­шение (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 11 и 13).

Прекращение действия регистрации товарного знака — см. Прекращение правовой охраны товарного знака.

Прекращение правовой охраны товарного знака — приос­тановление охраны товарного знака:

1) по истечении срока действия регистрации;

2) досрочно в связи с неиспользованием товарного знака;

3) в случае применения коллективного товарного зна­ка на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками;

4) по причине ликвидации юридического лица — владельца товарного знака;

5) вследствие превращения товарного знака в обо­значение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;

6) ввиду отказа от регистрации владельца товарного знака. Решение о регистрации товарного знака.

Решение о регистрации товарного знака, правовая охрана которого прекратилась, аннулируется (Закон,РФ "О товарных знаках" (ст. 29).

Признание недействительной регистрации товарного зна­ка — решение Апелляционной палаты о признании ре­гистрации недействительной полностью или частично, если она произведена в нарушение требований о со­блюдении порядка регистрации либо правил об основа­ниях для отказа в регистрации. Регистрация может быть признана недействительной по указанным основаниям в течение всего срока ее действия (см. Срок действия регистрации товарного знака).

Регистрация признается недействительной по реше­нию Апелляционной палаты, вынесенному по возраже­нию любого юридического или физического лица про­тив регистрации товарного знака. Возражение рассмат­ривается в течение 4 месяцев с даты его поступления. Решение Апелляционной палаты может быть обжало­вано в Высшую патентную палату в течение 6 месяцев с даты его принятия (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 28).

Принятие заявки на регистрацию товарного знака к рас­смотрению — см. Предварительная экспертиза заявки на товарный знак.

Приоритет товарного знака — первенство в сроках воз­никновения права на товарный знак, устанавливается в случае принятия заявки к рассмотрению (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 11) по дате ее поступления в Па­тентное ведомство (см. Конвенционный приоритет то­варного знака).

Продюсер-рекламист — производитель, организатор съе­мок рекламы, доверенное лицо телекомпании, студии, редакции. Он осуществляет художественный и финан­совый контроль, несет ответственность за соблюдение договоров в соответствии с требованиями заказчика. Продюсер-рекламист должен обладать талантами сце­нариста, режиссера, администратора.

Противопоставленные заявленному обозначению матери­алы — подбор фактов, содержащих объективные до­казательства о наличии оснований в отказе регистра­ции товарного знака.

Публикация сведений о регистрации товарного знака — данные, относящиеся к регистрации товарного знака и внесенные в Реестр, публикуются в официальном бюл­летене Патентного ведомства. Публикация производится в течение 6 месяцев с даты регистрации товарного зна­ка в Реестре или с момента внесения в Реестр измене­ний в его регистрацию (Закон "О товарных знаках" (ст. 18).

Различительная способность товарного знака — свойство товарного знака, заключающееся в его способности ин­дивидуализировать товар.

Рейтинг рекламы — размер аудитории, выраженный в аб­солютных величинах (тысячах, миллионах) или процен­тах. На практике применяются различные способы под­счета рейтинга, однако нет безупречных.

Режиссер-постановщик — на основе литературного сцена­рия и собственного творческого замысла возглавляет работу по съемке (постановке) рекламы. Художествен­ный руководитель съемочного и монтажно-тонировочного процессов.

Реклама — любое публичное высказывание с целью стиму­лирования продажи, покупки, аренды или найма како­го-либо изделия или какой-либо услуги с целью дос­тижения желаемого рекламодателем эффекта.

Рекламист — человек, занимающийся рекламным бизне­сом.

Рекламная кампания — комплекс мероприятий по рекла­мированию товара или услуги, с применением заранее выбранных СМК и ограниченный временными и территориальными рамками.

Рекламная идея — основная мысль, внушаемая целевой аудитории, содержащаяся в рекламном обращении.

Рекламная коммуникация — процесс рекламирования, об­ращение к массовой аудитории с помощью средств свя­зи или массовой информации с целью привлечения вни­мания к продукции, услугам, идеям или организациям, для того чтобы стимулировать желание приобретения; для предоставления информации или изменения мне­ния; для побуждения к определенным действиям или для убеждения общественности приобрести, одобрите или поддержать товары, услуги, идеи или организа­ции.

Референтная группа — реальная или воображаемая соци­альная группа, выступающая в качестве эталона, с ко­торым он соотносит свое социальное положение, пове­дение и установки.

Рекламное объявление — оплачиваемое информационное сообщение в любом печатном издании, предназначен­ное для обращения к массовой аудитории с целью убеж­дения, информирования, содействия, побуждения или изменения отношения к характеру потребления, под­держки или одобрения конкретных товаров или услуг, идей или организаций. Когда информация передается по радио или телевидению,она называется рекламной коммерческой передачей.

Рекламодатель — организация или частное лицо, оплачи­вающее разработку, изготовление и размещение рек­ламного объявления.

Рекламное сообщение — основная форма информирования и увещевания потребителя.

Рекламная акция — воздействие на адресата или потенци­ального потребителя.

Сегментирование рынка — процесс деления рынка (целе­вой аудитории) на однородные группы по определен­ным признакам, с выделением сегментов рынка, обеща­ющих дать наибольший объем продажи данного товара.

Симулътантность ТВ — одновременность наблюдения и показа, основной "родовой" признак ТВ-передач.

Синхронизация — процесс совмещения звука. Синхронность — совпадение артикуляции изображения на пленке со звуком.

Слово естественное — слово естественного языка, исполь­зуемое в качестве товарного знака или его элемента.

Слово искусственное — слово, созданное специально для употребления в качестве товарного знака или его эле­мента.

Слоган в рекламе — девиз или краткое выражение, содер­жащее основную идею реализуемого товара.

Совмещение изображений — одновременная передача двух или нескольких изображений, снимаемых разными ка­мерами. Отсюда — полиэкран, двойная и тройная экс­позиция, все виды фигуративных разверток.

Содержание заявки на регистрацию товарного знака — см. Заявка на регистрацию товарного знака.

Споры о праве на товарный знак -- споры по поводу нару­шения исключительного права на товарный знак, зак­лючения или исполнения лицензионного договора и до­говора об уступке права. Рассматриваются в судебном порядке Арбитражным или третейским судом.

Способное ввести в заблуждение обозначение — обозначе­ние, не содержащее сведений, прямо не соответству­ющих действительности, но создающее возможность введения потребителя в заблуждение косвенным путем (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 6).

Спот — форма рекламного обращения на ТВ, которая яв­ляется законченной частью рекламного фильма. Комби­нации спотов обычно подчинены общим задачам про­граммистов ТВ.

Средства доставки рекламного обращения — СМИ. Сротс действия права на товарный знак — см. Срок дей­ствия регистрации на товарный знак.

Срок действия регистрации товарного знака — продол­жительность действия регистрации. Составляет 10 лет с момента поступления заявки в Патентное ведомство. Он может быть продлен по заявлению владельца, по­данному в последний год действия регистрации, каж­дый раз еще на 10 лет (Закон РФ "О товарных знаках" (ст.16).

"Старший" товарный знак — знак, обладающий приори­тетом по отношению к тождественному или сходному товарному знаку.

Сходство товарных знаков — совпадение восприятия не­скольких мотивов, образующих товарные знаки, наря­ду с отдельными отличиями их элементов, порождаю­щее возможность смешения товарных знаков:

Визуальное — сходство по визуальному мотиву;

Графическое — синоним визуальное;

Звуковое — близость звуковых мотивов;

Зрительное — синоним визуальное;

Семантическое — синоним смысловое;

Смысловое — подобие смысловых мотивов;

Содержательное — синоним смысловое;

Фонетическое — синоним звуковое.

Товарный знак — зарегистрированное в установленном по­рядке и подлежащее правовой защите в соответствии с национальным законодательством условное обозначе­ние, проставляемое на упаковке или товаре и служа­щее для идентификации товаров и услуг владельца то­варного знака.

Тождество товарных знаков — совпадение товарных зна­ков во всех элементах.

Тон-ателье — это помещение, где происходит Запись, мон­таж, наложение одного звука к другому, общее озву­чание экранного произведения.

Торговая марка — обозначение имиджа фирмы в виде име­ни, термина, знака, символа, рисунка или их сочета­ния, обеспечивающее знакомство с ней покупателей, ее продукцией или услугами и отличающее ее от кон­курентов.

Трактовая репетиция — проводится в ТВ-студии с исполь­зованием ТВ технических средств; это прогон всей те­лепередачи (телерекламы) без выхода ее в эфир к зри­телю.

Трансфокатор — это вариообъектив, меняющий угол зре­ния.

ТЖК — тележурналистский комплекс: видеокамера в сбо­ре, штатив, звукозаписывающая аппаратура.

Удостоверителъный знак — см. Сертификационный знак. Устав коллективного знака — документ, содержащий наи­менование объединения, уполномоченного зарегистри­ровать коллективный знак на свое имя, список пред­приятий, имеющих право пользования этим знаком, цель его регистрации, перечень и единые качествен­ные или иные общие характеристики товаров, кото­рые будут обозначаться коллективным знаком, усло­вия его употребления, порядок контроля за его при­менением, ответственность за нарушение устава кол­лективного знака (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 21).

Уступка товарного знака — предоставление товарного знака его владельцем по договору другому юридичес­кому или физическому лицу в отношение всех или час­ти товаров, для которых он зарегистрирован (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 25).

Уступка товарного знака полная — уступка в отношении всех товаров.

Уступка товарного знака частичная — уступка в отноше­нии части товаров.

Фирма — см. Фирменное наименование.

Фирменное наименование — имя или обозначение, позво­ляющее идентифицировать предприятие определенного физического или юридического лица, содержащее в себе название органа, в подчинении которого данная фирма находится, и свое собственное наименование, включающее определение предмета деятельности, вида предприятия, а также указание, необходимое для от­граничения данной фирмы от других однородных с ней (специальное наименование и т. п.).

В соответствии со ст. 1 (2) ПК фирменное наимено­вание является объектом промышленной собственнос­ти, правовая охрана которого в странах — членах ПК осуществляется соответственно существующему в них правопорядку.

Фирменный стиль — комплекс визуальных и текстовых элементов, включающих в себя товарный знак, шрифт, фирменные цвета, служащий для идентификации про­дукции одной фирмы от другой

Формат — буквосочетание, повторяющееся в товарных знаках разных владельцев, не вызывающее коллизии знаков.

Ходатайство — упоминание в Законе "О товарных зна­ках" права заявителя на восстановление пропущенных сроков (ст. 13) в связи с продлением срока действия ре­гистрации товарного знака (ст. 16).

Целевая аудитория рекламного обращения — основная и наиболее важная для рекламодателя категория полу­чателей рекламного обращения, потенциальные поку­патели рекламируемого товара

Экспертиза заявки на товарный знак — проверка заявки Патентным ведомством, включающая предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения. В период проведения экспертизы до принятия по заявке решения заявитель вправе по собственной инициативе дополнять, уточнять или исправлять материалы заяв­ки. Если вносимые коррективы изменяют заявку по су­ществу, без них проведение экспертизы невозможно. Дополнительные материалы по запросу экспертизы должны быть представлены в 2-месячный срок с даты получения запроса. По просьбе заявителя данный срок может быть продлен при условии, что заявление по­ступило до истечения этого срока. Если же заявитель его нарушил или оставил запрос экспертизы без отве­та, то заявка считается отозванной, о чем заявитель уведомляется. Заявка может быть отозвана по просьбе заявителя на любом этапе ее рассмотрения, но не по­зднее даты регистрации товарного знака (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 10).

Экспертиза заявленного обозначения — проверка докумен­тов заявки Патентным ведомством, в ходе которой ус­танавливается приоритет товарного знака, если он не был определен при проведении предварительной экс­пертизы, и проверяется соответствие заявленного обо­значения требованию об отсутствии абсолютных осно­ваний отказа в регистрации товарного знака, а также иных оснований отказа, позволяющих говорить о тож­дестве или сходстве заявленного обозначения с товар­ными знаками, ранее зарегистрированными или заяв­ленными для регистрации в РФ на имя другого лица для однородных товаров, либо с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу меж­дународных договоров РФ, либо с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в РФ, кроме слу­чаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеюще­го право пользования таким наименованием, либо с сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке. По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе о ней. Решение экспертизы о регистра­ции товарного знака может быть пересмотрено в связи с поступлением заявки с более ранним приоритетом (см. Конвенционный приоритет товарного знака, выставоч­ный приоритет, договорный приоритет). При несогла­сии заявителя с решением экспертизы он имеет право в 3-месячный срок с даты получения решения подать возражение в Апелляционную палату, которое рассмат­ривается в течение 4 месяцев с даты его поступления. Решение Апелляционной палаты может быть обжало­вано заявителем в Высшую патентную палату в тече­ние 6 месяцев с даты его получения; решение после­дней является окончательным (ст. 10—12 Закон РФ "О товарных знаках").

Элемент товарного знака — отдельно взятая составная часть товарного знака;

Элемент доминирующий — часть товарного, определяю­щая его восприятие;

Элемент сильный — синоним доминирующий;

Элемент слабый — отдельно взятая составная часть то­варного знака, существенно не влияющая на его вос­приятие окружающими.

Главный редактор – Сулимов Ю. А.,

Художник – Хавторин М. А.,

Корректор – Качалова Е. Л.,

Компьютерная верстка – Рощина И. В.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: