Автор рекламной передачи — создатель рекламного ролика, передачи, фильма, иного произведения, которое, выражая конкретные задачи заказчика, творчески осмысленно трудом продюссера, режиссера, оператора, композитора, звукорежиссера, видеоинженера.
Авторские права рекламной передачи.
Закон относит к авторам рекламы:
• режиссера-постановщика;
• сценариста;
• композитора;
• по законам Российской Федерации продюсерпока не входит в число авторов.
Авторское вознаграждение рекламиста — определяется в виде части дохода за использование в эфире или другим способом его произведения в зафиксированной договором или контрактом конкретной сумме.
Адресант (коммуникатор) — в рекламе — отправитель рекламной информации.
Адресат (коммуникант) — в рекламе — получатель рекламной информации.
Актуальность рекламы — соответствие содержания рекламы социальным, финансовым, бытовым, эстетическим, злободневным интересам потребительской аудитории.
Аккомодация рекламы — размещение рекламного сообщения в близких ему по стилистике передачах, фильмах.
|
|
Акустика в рекламной передаче — звуковая атмосфера рекламы, построенная на принципе соответствия акустической атмосферы с масштабом и динамикой изображения.
Акцессорностъ товарного знака — принцип неразрывной юридической связанности товарного знака с предприятием, производящим обозначенные им товары, при котором право на товарный знак можно уступить лишь вместе с предприятием.
Аннулирование регистрации товарного знака — осуществляется Патентным ведомством. В результате аннулирования регистрации право на товарный знак считается недействующим. Основания аннулирования указаны в Законе РФ "О товарных знаках" (ст. 29):
• прекращение срока действия регистрации;
• решение Высшей патентной палаты о досрочном прекращении ее действия по причине использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными качествами или иными общими характеристиками;
• решение Высшей патентной палаты о досрочном прекращении действия регистрации по причине использования товарного знака;
• признание ее недействительной;
• ликвидация юридического лица — владельца товарного знака;
• решение Высшей патентной палаты о досрочном прекращении действия регистрации в случае прекращения товарного знака в обозначении, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;
• отказ от нее владельца товарного знака.
Ассоциативность товарного знака — способность вызывать в сознании потребителя представления о маркируемом товаре, каком-либо его свойстве или его географическом происхождении.
|
|
Аудиовизуальное рекламное произведение — собственно рекламный ролик. Состоит из зафиксированной серии связанных между собой кадров (озвученных или нет) и предназначено для зрительного и слухового восприятия потребительской аудитории с помощью соответствующих устройств. Рекламный ролик, фильм, отдельный рекламный спот входят в понятие аудиовизуального произведения.
Аудитория рекламная — общее число лиц, которые могут воспринять рекламное сообщение, переданное с помощью СМК.
Афиша — старейший вид рекламоносителя, созданный специально для рекламы, выполненный на бумаге. Отличается от плаката меньшими размерами и большим количеством текста.
Билборд — щитовая реклама.
Бренд — область системы маркетинговых коммуникаций, занимающихся разработкой фирменного стиля и его элементов, формированием уникального имиджа фирмы.
Бюллетень — официальное издание Патентного ведомства, в котором публикуются сведения, относящиеся к регистрации товарного знака и внесенные в Реестр в течение 6 месяцев с даты регистрации товарного знака в Реестре или с даты внесения в Реестр изменений в регистрацию товарного знака (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 18).
Виды, товарных знаков — Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 5) определяет, что в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. В практике охраны товарных знаков в стране и за рубежом известны следующие виды знаков:
Движущийся — имитирующий какое-либо движение;
Звуковой — предназначенный для восприятия органами слуха, но не относящийся к человеческой речи;
Изобразительный — обозначение в виде композиций линий, пятен, фигур любых форм и цветов на плоскости и в пространстве, за исключением стандартных] шрифтовых единиц;
Комбинированный — комбинация элементов разного характера: изобразительных, объемных, словесных и т. д.;
Комплексный — состоящий из нескольких элементов;
Логотип — словесный товарный знак в особом графическом исполнении; Обонятельный — предназначенный для восприятия органами обоняния;
Объемный — имеющий вид трехмерного объекта, скорма которого непосредственно не обусловлена функциональным назначением;
Описательный — содержащий сведения, описывающие товар в целом или какие-то его характеристики, а также касающиеся его изготовителя;
Пластический — синоним к объемный;
Плоскостный — существующий в двух измерениях;
Простой — состоящий из одного элемента;
Пространственный — синоним к объемный;
Рельефный — композиция выпуклых и/или вогнутых элементов на плоскости;
Световой — рассчитанный на световой эффект;
Словесный — представляющий собой слово, словосочетание или сочетание букв, имеющих словесный характер;
Сложный — синоним к комплексный;
Трехмерный — синоним к объемный;
Цветной — зарегистрированный в цветном исполнении;
Черно-белый — зарегистрированный в черно-белом исполнении.
Владелец товарного знака — физическое или юридическое лицо, являющееся обладателем права на товарный знак в соответствии с законодательством страны-регистратора (см. Регистрация товарного знака и свидетельство на товарный знак).
Внесение изменений с регистрацию товарного знака — проводится Патентным ведомством по уведомлению владельца товарного знака об изменении его наименования, фамилии, имени или отчества, отдельных элементов товарного знака, не меняющем его существа, сокращении перечня товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, и т. п. Коррективы вносятся в Реестр и свидетельство на товарный знак при условии уплаты установленной пошлины (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 17).
|
|
Возражение против предварительной экспертизы — см. Предварительная экспертиза заявки на товарный знак.
Возражение против регистрации товарного знака — может быть подано любым юридическим или физическим лицом, которое докажет нарушение требований о соблюдении порядка регистрации либо правил об основаниях для отказа в регистрации. Возражение подается в Апелляционную палату (см. Признание недействительной регистрации товарного знака). Апелляционная палата выносит решение о признании регистрации недействительной либо отклоняет возражение в течение 4 месяцев с даты его поступления (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 28).
Восстановление пропущенных сроков — осуществляется по ходатайству заявителя Патентным ведомством, которое может восстановить пропущенный заявителем срок представления дополнительных материалов (2 мес. с даты получения запроса экспертизы Патентного ведомства о дополнении материалов заявки); срок подачи возражения в Апелляционную палату на решение предварительной экспертизы (3 месяца с даты получения решения). Ходатайство должно быть подано не позднее 2 месяцев по истечении сроков при условии подтверждения уважительных причин и уплате пошлины (Закон, РФ "О товарных знаках" (ст. 13).
Всеобщее употребление — использование обозначения, предложенного для регистрации в качестве товарного знака как обозначение товаров определенного вида.
Вывеска — средство наружной рекламы по месту продажи, указывающее название предприятия, содержащее изображения — элементы фирменного стиля и пиктограммы, указывающие на сферу деятельности.
Выдача свидетельства на товарный знак — производится Патентным ведомством в течение 3 месяцев с даты регистрации товарного знака в Реестре (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 15).
Выставочный приоритет — приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств — участников Патентного комитета, устанавливаемый по просьбе заявителя по дате начала открытого показа экспоната на выставке, если заявка на товарный знак поступила в Патентное ведомство в течение 6 месяцев от указанной даты. Выставочный приоритет истребуется при подаче заявки либо в течение 2 месяцев с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Документы, подтверждающие правомерность такого требования, прилагаются к заявке либо могут представляться не позднее 3 месяцев с даты поступления заявки в Патентное ведомство (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 19).
|
|
Гарантийный знак — см. Сертификационный знак. Генеризация товарного знака — утрата товарным знаком различительной силы.
Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации — Патентное ведомство производит регистрацию товарных знаков в Реестре, куда вносятся: товарный знак, сведения о его владельце, дата приоритета товарного знака и дата его регистрации, перечень товаров, для которых зарегистрирован товарный знак, другие сведения, относящиеся к его регистрации, а также последующие изменения этих данных (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 14).
Гудвилл — см. Реноме товарного знака.
Дата поступления заявки на регистрацию товарного знака — это дата фактического поступления правильно оформленной заявки на регистрацию товарного знака в Патентное ведомство. Дата поступления правильно оформленной заявки устанавливает приоритет данного знака по отношению к другим (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 9).
Дата регистрации товарного знака — дата внесения в Реестр сведений о товарном знаке (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 14).
Действие права на товарный знак — право на товарный знак считается действующим с даты поступления в Патентное ведомство заявки на регистрацию товарного знака.
Декларативная регистрация товарного знака — см. Конститутивная регистрация товарного знака.
Декорация в рекламе — различают: реалистические, символические, абстрактные, силуэтные, гротесковые декорации. Часть декорации называется выгородкой. В современном ТВ декорации могут быть виртуальными, хромакейными, а также плоскими и объемными.
Дизайн (VEB) — создание изобразительной фактуры рекламного ролика с помощью компьютерной технологии.
Договорный приоритет — приоритет, устанавливаемый по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами РФ (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 9, п. 5).
Дополнительные материалы по регистрации товарного знака —см. Экспертиза заявки на товарный знак.
Досрочное прекращение правовой охраны товарного знака —см. Прекращение правовой охраны товарного знака.
Драматургия рекламы. — развитие экранного действия по четырем стадиям: экспозиция, завязка, развязка, выводы. Возможно нарушение порядка этих позиций.
Жанр рекламы — обобщает черты, свойственные рекламным выпускам, построенным на одинаковых закономерностях. Жанр имеет свои законы, вытекающие из его формы. Соблюдение законов жанра есть условие качества и эффективности рекламы. Однако смещение различных жанров на практике приводит к успеху.
Зависимый товарный знак — товарный знак, правовой режим которого определяется правовым режимом другого независимого товарного знака.
Замысел рекламного ролика — начальная стадия работы над рекламой после определения ее задачи, темы, цели. Замысел определяет сценарий, жанр, состав участников, место съемок, технологию, характер монтажа. Режиссер творчески заостряет цель заказчика.
Запрещение использования товарного знака — правомочие владельца товарного знака, признаваемое законом РФ "О товарных знаках" (ст. 14), который устанавливает, что никто не может использовать охраняемый в РФ товарный знак без разрешения его владельца. Запрос экспертизы — см. Экспертиза заявки на товарный знак.
Заявитель — юридическое или физическое лицо, подавшее заявку на регистрацию товарного знака в Патентное ведомство. Заявитель может действовать через патентного поверенного, зарегистрированного в Патентном ведомстве. Полномочия патентного поверенного удостоверяются доверенностью, выданной лицом, на имя которого испрашивается регистрация. Иностранные юридические лица или постоянно проживающиеза пределами РФ физические лица либо их патентные поверенные ведут в РФ дела, связанные с регистрацией товарных знаков и продлении срока их действия, через патентных поверенных, зарегистрированных в Патентном ведомстве (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 8).
Заявка на регистрацию товарного знака — комплект документов, в которых испрашивается и обосновывается регистрация товарного знака. Заявка должна относиться к одному товарному знаку и представляться на русском языке. Заявка должна содержать: заявления о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его местонахождение или местожительство;
• заявляемое обозначение и его описание;
• перечень товаров, которых испрашивается регистрация товарного знака, сгруппированных по классам МКТУ.
К заявке прилагаются:
• документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере;
• устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак.
Все документы должны представляться на русском языке. В том случае, если документы предъявлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод может быть представлен в течение 2 месяцев после поступления в Патентное ведомство заявки, содержащей документы на другом языке (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 8).
Знак обслуживания — обозначение, способное достаточно четко разграничить и отличить услуги одних юридических или — физических лиц от однородных услуг других юридических или физических лиц (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 1). Правовое регулирование отношений по поводу знака обслуживания аналогично регулированию отношений по товарным знакам.
Зрительный образ в рекламе — может быть конкретным или абстрактным, фантастическим, юмористическим, сатирическим и т. д.
Идея художественная в рекламе — определенность социальных и художественных взглядов в рекламе. Идея художественная — это образная мысль, обобщающаявсеслагаемые рекламы.
Имитация (подражание) товарного знака — использование товарного знака, сходного с ранее зарегистрированным для однородных товаров лицом, не являющимся владельцем товарного знака.
Импровизация в рекламе — особый вид творчества, не заложенный в сценарий заранее, возникающий в ходе записи рекламы на пленку, а также на монтаже и в процессе озвучания.
Иностранные юридические и физические лица — см. Заявитель; патентный поверенный; регистрация товарного знака; заявка на регистрацию товарного знака.
Интервью (рекламное) — играет роль документальной информации о рекламируемом предмете или явлении. Играет большую роль лишь в случае, если интервьюируемый — лицо известное, значительное, знаменитое.
Иные основания отказа в регистрации — см. Отказ в регистрации товарного знака.
Исключительные право на товарный знак — право владельца товарного знака пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также право запрещать его применение другим лицам (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 4).
Использование коллективного знака — см. Коллективный знак. В случае применения его на товарах, не обладающих единым качественным или иными общими характеристиками, действие регистрации может быть прекращено досрочно (полностью или частично) на основании решения Высшей патентной палаты, принятого по заявлению любого лица (ЗаконРФ "О товарных знаках" (ст. 22).
Использование товарного знака — применение товарного знака на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковки владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. Использованием может быть признано также употребление товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в РФ, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке (Закон РФ "О товарных г,, знаках" (ст. 22). Исправление материалов заявки на товарный знак — см. Экспертиза на товарный знак.
Исчерпание прав, основных на регистрации — см. Использование товарного знака. Законом РФ "О товарных знаках" (ст. 23) установлено, что регистрация товарного знака не дает права его владельцу запретить использование этого товарного знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия.
Классификация изобразительных элементов товарных знаков — систематизированный перечень изобразительных элементов товарных знаков по классам, разделам и секциям согласно принятой классификации.
Классификация товаров и услуг — распределение товаров и услуг по признаку их однородности по определенным классам принятой в данной стране классификационной системы. В соответствии с Законом РФ "О товарных знаках" (ст. 8) в РФ принята система МКТУ.
Коллективный знак — товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 20, п. 1).
Коллизия товарных знаков — столкновение товарных знаков разных владельцев в результате их тождества или сходства.
Комплексная рекламная акция — многократное воздействие на потенциального потребителя товара в рамках одной рекламной кампании.
Композиция кадра — такой отбор деталей и предметов в кадре, который позволяет визуально усилить основную мысль создателей рекламы. Способность к эффективной комбинаторике — основное умение режиссера-рекламиста.
Конвенционный приоритет товарного знака — приоритет, предусмотренный для заявителей из стран — участниц ПК, устанавливаемый на основании подачи первой правильно оформленной заявки на регистрацию товарного знака в одной из стран — участниц ПК при условии, что заявка, по которой испрашивается конвенционный приоритет, подана в другую страну — участницу ПК не позднее 6 месяцев с даты подачи первой заявки. Конвенционный приоритет испрашивается при подаче заявки на регистрацию товарного знака или в течение 2 месяцев с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Документы, подтверждающие правомерность такого испрашивания, могут быть представлены при подаче заявки либо не позднее 3 месяцев с даты поступления заявки в Патентное ведомство (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 9).
Консалтинг — реклама в форме рекомендации.
Конститутивная регистрация товарного знака — регистрация, в результате которой появляется право на товарный знак вследствие его фактического использования. В РФ установлен принцип конститутивной регистрации, однако существует декларативный порядок регистрации.
Контент-анализ рекламы — метод, позволяющий выявить, насколько показанное на экране соответствует реальному положению вещей.
Контрафакция товарного знака — использование товарного знака без согласия на то его владельца.
Корпоративная реклама — реклама, создающая потребность не в отдельном товаре или торговой марке, а в полном товарном ассортименте фирмы
Критерии качества рекламы — оперативность, актуальность, компетентность, оригинальность драматургии, использование возможностей жанра, применение художественных приемов, фантазия режиссера.
Критерий охраноспособности товарного знака — см. Охраноспособность товарного знака.
Кульминация в рекламе — пик напряжения действия, когда особенно ярко выявляется сюжет, цель рекламного ролика, т. е. бренд, решенный художественным способом.
Лицензиар — см. Лицензия на использование товарного знака.
Лицензиат — см. Лицензия на использование товарного знака.
Лицензионный договор — договор, предметом которого является передача права (разрешение) на использование товарного знака. Лицензионный договор должен регистрироваться в Патентном ведомстве для приобретения юридической силы (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 26).
Логотип — элемент фирменного стиля, представляющий собой оригинальное начертание наименования рекламодателя. Является одним из элементов товарного знака, поэтому на него распространяются требования соответствующей регистрации, после которой он подлежит правовой защите
Ложное обозначение — обозначение, содержащее не соответствующие действительности сведения о товаре или его изготовителе (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 6).
Льготный срок — дополнительный 6-месячный срок, в течение которого владелец товарного знака может подать заявление о продлении срока действия правовой охраны товарного знака при условии уплаты дополнительной пошлины (см. Срок действия регистрации товарного знака).
Международная классификация товаров и услуг для регистрации товарных знаков — принятая Ниццким соглашением система классификации товаров и услуг, согласно которой применяются три принципа: отраслевой, функциональный и материальный (по исходным материалам изготовления продукта). В пределах одного класса список товаров составлен по алфавиту ключевых слов. СССР вступил в Ниццкий союз в 1971 г. (РФ, являясь правопреемником СССР, строго соблюдает положения соглашения).
Мизансцена — размещение действующих лиц, предметов на экране в статике или движении, выражающее художественный замысел рекламного ролика.
Мировой товарный знак — знак, известный на мировом рынке.
"Младший" товарный знак — знак, тождественный или сходный с другим товарным знаком ("старшим"), обладающим по отношению к первому приоритетом.
Монтаж — основной способ формирования рекламного ролика режиссером. Система смысловых, звукозрительных, ритмических, психологических соотношений между отдельными кадрами, планами, сюжетами, их формальное и художественное сочетание, сопоставление, противопоставление. Монтаж сообщает рекламному ролику нужную композицию, темперамент, смысл.
Мотив товарного знака — аспект товарного знака, предназначенный для определенного вида восприятия:
Визуальный — для зрительского восприятия;
Звуковой — для слухового восприятия;
Зрительный — синоним визуальный;
Обонятельный — для обонятельного восприятия;
Семантический — синоним смысловой;
Смысловой — смысловое содержание обозначения, используемого в качестве товарного знака;
Содержательный — синоним смысловой;
Фонетический — синоним слуховой.
Нарушение права владельца товарного знака — несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначение сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 4).
Неиспользование товарного знака — см. Аннулирование регистрации товарного знака. Неиспользование товарного знака может повлечь за собой аннулирование товарного знака досрочно. Основание аннулирования — решение Высшей патентной палаты, вынесенное по заявлению любого лица, доказавшего не применение товарного знака непрерывно в течение 5 лет с даты регистрации или 5 лет, предшествующих подаче такого заявления. При вынесении решения могут быть приняты во внимание представленные владельцем товарного знака доказательства того, что товарный знак не употреблялся по независимым от него обстоятельствам (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 22).
Новизна товарного знака — отсутствие тождества или сходства товарного знака с охраняемыми обозначениями для товаров и услуг.
Обжалование заявителем решения по заявке на регистрацию товарного знака — см. Экспертиза заявленного обо значения. Закон РФ "О товарных знаках..." (ст. 13) определяет, что при несогласии с решением предварительной экспертизы или с решением экспертизы заявленного обозначения заявитель в праве в 3-месячный срок с даты его получения подать возражение в Апелляционную палату, которое должно быть рассмотрено в течение 4 месяцев с даты его поступления. Постановление Апелляционной палаты может быть обжаловано заявителем в Высшую патентную палату в течение 6 месяцев с даты его получения. Резолюция Высшей патентной палаты является окончательной. Заявитель в праве ознакомиться с материалами экспертизы.
Обжалование любым юридическим или физическим лицом решения Апелляционной палаты, вынесенного по возражению против регистрации товарного знака — см. Признание недействительной регистрации товарного знака.
Обстоятельства неиспользования товарного знака, не зависящие от его владельца —см. Неиспользование товарного знака.
Общеизвестный товарный знак — ставший хорошо известным широкому кругу заинтересованных потребителей и служащий гарантией высокого качества продукции и товаров, маркируемых этим знаком.
Общепринятые символы и термины, — обозначения понятий, используемых в какой-либо определенной области деятельности (см. Отказ в регистрации товарного знака).
Объектив — оптическое устройство на съемочной камере, позволяющее фиксировать изображение на пленке. Объективы имеют разную разрешающую способность, что и позволяет объективам манипулировать изображением. Панаромирование — движение, которое обеспечивает непрерывно изменяемые объекты съемок. Панаромирование может быть динамическим, дискретным, горизонтальным, вертикальным.
Объем права на товарный знак — составные элементы действия права на товарный знак, охватывающие предметную, территориальную и временную области. Предметная область, согласно Закону РФ "О товарных знаках", указанным в заявке на регистрацию товарного знака обозначениям и перечнем сгруппированных по классам МКТУ товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация. Действие товарного знака, зарегистрированного в Патентном ведомстве, распространяется на всю территорию РФ. Срок действия товарного знака (временная область действия) — 10 лет "с даты поступления заявки в Патентное ведомство" — может быть неоднократно продлен каждый раз на 10 лет.
Обязательное использование товарного знака — требование закона об использовании товарного знака, нарушение которого влечет досрочное прекращение его действия (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 22).
Однородные товары и услуги — товары и услуги, относящиеся к тому же роду, виду товаров и услуг, для которых зарегистрированы товарный знак или услуга; маркировка их сходными товарными знаками и знаками обслуживания может создавать у потребителя представление о принадлежности их одному изготовителю.
Основания отказа в регистрации товарного знака —см. Отказ в регистрации товарного знака.
Ответственность за незаконное использование товарного знака — гражданская или уголовная ответственность в случае применения товарного знака или сходного с ним обозначения для однородных товаров, являющегося нарушением прав владельцев товарного знака. Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак, обязано по требованию владельца:
1) прекратить использование товарного знака или сходного с ним обозначения, а также возместить причиненные убытки; удалить с товара или с его упаковки незаконно употребляемый товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения;
2) уничтожить изготовленные товарного знака или обозначения и опубликовать решение суда в целях восстановления деловой репутации потерпевшего. Лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к незарегистрированному в РФ товарному знаку, несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (Закон "О товарных знаках" (ст. 46).
Отзыв заявки — см. Экспертиза заявки на товарный знак.
Отказ в принятии к рассмотрению заявки на регистрацию товарного знака — см. Предварительная экспертиза заявки на товарный знак.
Отказ в регистрации товарного знака — недопущение к регистрации товарных знаков состоящих из обозначений:
1) не обладающих различительной способностью;
2) представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца;
3) вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;
4) являющихся общепринятыми символами или терминами;
5) указывающихся вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а такжена место и время их производства или сбыта.
Не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений:
1) являющихся ложными или способными ввести- в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя;
2) противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Перечисленные основания отказа в регистрации являются Абсолютными, т. е. их действие не связанно с наличием каких-либо условий (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 6).
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения:
1) с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию РФ на имя другого лица в отношении однородных товаров;
2) с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров РФ;
3) с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с законом РФ, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право на использование такого наименования;
4) с сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке.
Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие:
1) известные на территории РФ фирменные наименования (или их часть), принадлежащие другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров;
2) промышленные образцы, права накоторые принадлежат в РФ другим лицам;
3) названия известных в РФ произведений науки, литературы и искусства, цитаты и персонажи из них, произведения искусств или их фрагменты без согласия обладателя авторского права или его правопреемников;
4) фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников, соответствующего компетентного органа или Верховного Совета РФ, если эти обозначения являются достоянием истории и культуры РФ (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 7).
Отличительная функция товарного знака — отличие товаров и услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.
Отличительный характер товарного знака — см. Различительная способность товарного знака.
Охраноспособность товарного знака — свойство обозначения, определяемое совокупностью признаков, требуемых законом для регистрации в качестве товарного знака. Эти признаки, иначе называемые критериями охраноспособности, выделены в положениях ст. 1, 6 и 7 Закона РФ "О товарных знаках", по своему содержанию охраноспособность подразумевает различительную способность используемого знака, его новизну, отсутствие ложных или способных ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его производителя элементов, а также отсутствие других характеристик в качестве оснований для отказа в регистрации (см. Отказ в регистрации товарного знака).
Патентный поверенный — представитель заявителя, который зарегистрирован в Патентном ведомстве и которому доверяется ведение дел, связанных с регистрацией товарного знака. Полномочия патентного поверенного удостоверяются нотариально заверенной доверенностью (см. Заявитель).
Первая правильно оформленная заявка — см. Конвенционный, приоритет товарного знака,
Передвижные телевизионные станции (ПТС) — автономный комплекс телевизионного оборудования, необходимый для производства и ретрансляции телепередач.
Пересмотр решения экспертизы о регистрации товарного знака —см. Экспертиза заявленного обозначения.
Перечень товаров и услуг — список товаров и услуг, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака (см. Заявка на регистрацию товарного знака).
Помехи — составляющая рекламной коммуникации, последствия неправильного декодирования рекламной информации на семантическом уровне, вследствие неправильного выбора рекламоносителя или действий конкурентов, в результате чего получатель воспринимает сообщение отличное от задуманного или посланного отправителем.
Постер — средство наружной рекламы
Потенциальный потребитель — основной объект рекламного воздействия
Пошлина — денежный сбор, взимаемый за совершение юридически значимых действий, связанных с регистрацией товарного знака. Пошлина уплачивается в Патентное ведомство (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 44).
Права иностранных юридических и физических лиц — права, предусмотренные Законом РФ "О товарных знаках" (ст. 47), который определяет, что иностранные юридические и физические лица пользуются правами наравне с физическими и юридическими лицами РФ в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности.
Правовая охрана товарного знака — охрана товарного знака, предоставляемая на основании его регистрации в порядке, установленном Законом РФ "О товарных знаках", или в силу международных договоров РФ. Право на товарный знак охраняется ст. 2 Закона РФ "О товарных знаках" (см. Исключительное право на товарный знак).
Право конвенционного приоритета — признаваемая законом возможность испрашивания приоритета первой правильно оформленной заявки на регистрацию товарного знака, поданной в одной из стран — участниц ПК при подаче заявки в другую страну — участницу ПК (см. Конвенционный приоритет товарного знака).
Право па использование товарного знака — признаваемая законом возможность употребления товарного знака на товарах, для которых он зарегистрирован, и (или) на их упаковке. Право на применение принадлежит владельцу товарного знака или лицу, которому такое право предоставлено по лицензионному договору (см. Использование товарного знака).
Право на коллективный знак — особенность права на коллективный знак, состоящая в том, что коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам (ЗаконРФ"О товарных знаках" (ст. 20).
Предварительная экспертиза заявки на товарный знак — проверка содержания заявки, наличия необходимых документов, а также их соответствие установленным требованиям. Проводится Патентным ведомством в месячный срок с даты поступления заявки. По результатам предварительной экспертизы заявителя сообщается о принятии заявки к рассмотрению либо об отказе. В первом случае заявитель уведомляется об установлении приоритета товарного знака, за исключением случаев, когда он испрашивает конвенционный или выставочный приоритет. При несогласии с решением предварительной экспертизы заявитель в течение 3 месяцев с даты получения такого решения имеет право подать возражение в Апелляционную палату, которая в течение 4 месяцев с даты его поступления обязана принять решение (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 11 и 13).
Прекращение действия регистрации товарного знака — см. Прекращение правовой охраны товарного знака.
Прекращение правовой охраны товарного знака — приостановление охраны товарного знака:
1) по истечении срока действия регистрации;
2) досрочно в связи с неиспользованием товарного знака;
3) в случае применения коллективного товарного знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками;
4) по причине ликвидации юридического лица — владельца товарного знака;
5) вследствие превращения товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;
6) ввиду отказа от регистрации владельца товарного знака. Решение о регистрации товарного знака.
Решение о регистрации товарного знака, правовая охрана которого прекратилась, аннулируется (Закон,РФ "О товарных знаках" (ст. 29).
Признание недействительной регистрации товарного знака — решение Апелляционной палаты о признании регистрации недействительной полностью или частично, если она произведена в нарушение требований о соблюдении порядка регистрации либо правил об основаниях для отказа в регистрации. Регистрация может быть признана недействительной по указанным основаниям в течение всего срока ее действия (см. Срок действия регистрации товарного знака).
Регистрация признается недействительной по решению Апелляционной палаты, вынесенному по возражению любого юридического или физического лица против регистрации товарного знака. Возражение рассматривается в течение 4 месяцев с даты его поступления. Решение Апелляционной палаты может быть обжаловано в Высшую патентную палату в течение 6 месяцев с даты его принятия (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 28).
Принятие заявки на регистрацию товарного знака к рассмотрению — см. Предварительная экспертиза заявки на товарный знак.
Приоритет товарного знака — первенство в сроках возникновения права на товарный знак, устанавливается в случае принятия заявки к рассмотрению (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 11) по дате ее поступления в Патентное ведомство (см. Конвенционный приоритет товарного знака).
Продюсер-рекламист — производитель, организатор съемок рекламы, доверенное лицо телекомпании, студии, редакции. Он осуществляет художественный и финансовый контроль, несет ответственность за соблюдение договоров в соответствии с требованиями заказчика. Продюсер-рекламист должен обладать талантами сценариста, режиссера, администратора.
Противопоставленные заявленному обозначению материалы — подбор фактов, содержащих объективные доказательства о наличии оснований в отказе регистрации товарного знака.
Публикация сведений о регистрации товарного знака — данные, относящиеся к регистрации товарного знака и внесенные в Реестр, публикуются в официальном бюллетене Патентного ведомства. Публикация производится в течение 6 месяцев с даты регистрации товарного знака в Реестре или с момента внесения в Реестр изменений в его регистрацию (Закон "О товарных знаках" (ст. 18).
Различительная способность товарного знака — свойство товарного знака, заключающееся в его способности индивидуализировать товар.
Рейтинг рекламы — размер аудитории, выраженный в абсолютных величинах (тысячах, миллионах) или процентах. На практике применяются различные способы подсчета рейтинга, однако нет безупречных.
Режиссер-постановщик — на основе литературного сценария и собственного творческого замысла возглавляет работу по съемке (постановке) рекламы. Художественный руководитель съемочного и монтажно-тонировочного процессов.
Реклама — любое публичное высказывание с целью стимулирования продажи, покупки, аренды или найма какого-либо изделия или какой-либо услуги с целью достижения желаемого рекламодателем эффекта.
Рекламист — человек, занимающийся рекламным бизнесом.
Рекламная кампания — комплекс мероприятий по рекламированию товара или услуги, с применением заранее выбранных СМК и ограниченный временными и территориальными рамками.
Рекламная идея — основная мысль, внушаемая целевой аудитории, содержащаяся в рекламном обращении.
Рекламная коммуникация — процесс рекламирования, обращение к массовой аудитории с помощью средств связи или массовой информации с целью привлечения внимания к продукции, услугам, идеям или организациям, для того чтобы стимулировать желание приобретения; для предоставления информации или изменения мнения; для побуждения к определенным действиям или для убеждения общественности приобрести, одобрите или поддержать товары, услуги, идеи или организации.
Референтная группа — реальная или воображаемая социальная группа, выступающая в качестве эталона, с которым он соотносит свое социальное положение, поведение и установки.
Рекламное объявление — оплачиваемое информационное сообщение в любом печатном издании, предназначенное для обращения к массовой аудитории с целью убеждения, информирования, содействия, побуждения или изменения отношения к характеру потребления, поддержки или одобрения конкретных товаров или услуг, идей или организаций. Когда информация передается по радио или телевидению,она называется рекламной коммерческой передачей.
Рекламодатель — организация или частное лицо, оплачивающее разработку, изготовление и размещение рекламного объявления.
Рекламное сообщение — основная форма информирования и увещевания потребителя.
Рекламная акция — воздействие на адресата или потенциального потребителя.
Сегментирование рынка — процесс деления рынка (целевой аудитории) на однородные группы по определенным признакам, с выделением сегментов рынка, обещающих дать наибольший объем продажи данного товара.
Симулътантность ТВ — одновременность наблюдения и показа, основной "родовой" признак ТВ-передач.
Синхронизация — процесс совмещения звука. Синхронность — совпадение артикуляции изображения на пленке со звуком.
Слово естественное — слово естественного языка, используемое в качестве товарного знака или его элемента.
Слово искусственное — слово, созданное специально для употребления в качестве товарного знака или его элемента.
Слоган в рекламе — девиз или краткое выражение, содержащее основную идею реализуемого товара.
Совмещение изображений — одновременная передача двух или нескольких изображений, снимаемых разными камерами. Отсюда — полиэкран, двойная и тройная экспозиция, все виды фигуративных разверток.
Содержание заявки на регистрацию товарного знака — см. Заявка на регистрацию товарного знака.
Споры о праве на товарный знак -- споры по поводу нарушения исключительного права на товарный знак, заключения или исполнения лицензионного договора и договора об уступке права. Рассматриваются в судебном порядке Арбитражным или третейским судом.
Способное ввести в заблуждение обозначение — обозначение, не содержащее сведений, прямо не соответствующих действительности, но создающее возможность введения потребителя в заблуждение косвенным путем (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 6).
Спот — форма рекламного обращения на ТВ, которая является законченной частью рекламного фильма. Комбинации спотов обычно подчинены общим задачам программистов ТВ.
Средства доставки рекламного обращения — СМИ. Сротс действия права на товарный знак — см. Срок действия регистрации на товарный знак.
Срок действия регистрации товарного знака — продолжительность действия регистрации. Составляет 10 лет с момента поступления заявки в Патентное ведомство. Он может быть продлен по заявлению владельца, поданному в последний год действия регистрации, каждый раз еще на 10 лет (Закон РФ "О товарных знаках" (ст.16).
"Старший" товарный знак — знак, обладающий приоритетом по отношению к тождественному или сходному товарному знаку.
Сходство товарных знаков — совпадение восприятия нескольких мотивов, образующих товарные знаки, наряду с отдельными отличиями их элементов, порождающее возможность смешения товарных знаков:
Визуальное — сходство по визуальному мотиву;
Графическое — синоним визуальное;
Звуковое — близость звуковых мотивов;
Зрительное — синоним визуальное;
Семантическое — синоним смысловое;
Смысловое — подобие смысловых мотивов;
Содержательное — синоним смысловое;
Фонетическое — синоним звуковое.
Товарный знак — зарегистрированное в установленном порядке и подлежащее правовой защите в соответствии с национальным законодательством условное обозначение, проставляемое на упаковке или товаре и служащее для идентификации товаров и услуг владельца товарного знака.
Тождество товарных знаков — совпадение товарных знаков во всех элементах.
Тон-ателье — это помещение, где происходит Запись, монтаж, наложение одного звука к другому, общее озвучание экранного произведения.
Торговая марка — обозначение имиджа фирмы в виде имени, термина, знака, символа, рисунка или их сочетания, обеспечивающее знакомство с ней покупателей, ее продукцией или услугами и отличающее ее от конкурентов.
Трактовая репетиция — проводится в ТВ-студии с использованием ТВ технических средств; это прогон всей телепередачи (телерекламы) без выхода ее в эфир к зрителю.
Трансфокатор — это вариообъектив, меняющий угол зрения.
ТЖК — тележурналистский комплекс: видеокамера в сборе, штатив, звукозаписывающая аппаратура.
Удостоверителъный знак — см. Сертификационный знак. Устав коллективного знака — документ, содержащий наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое имя, список предприятий, имеющих право пользования этим знаком, цель его регистрации, перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком, условия его употребления, порядок контроля за его применением, ответственность за нарушение устава коллективного знака (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 21).
Уступка товарного знака — предоставление товарного знака его владельцем по договору другому юридическому или физическому лицу в отношение всех или части товаров, для которых он зарегистрирован (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 25).
Уступка товарного знака полная — уступка в отношении всех товаров.
Уступка товарного знака частичная — уступка в отношении части товаров.
Фирма — см. Фирменное наименование.
Фирменное наименование — имя или обозначение, позволяющее идентифицировать предприятие определенного физического или юридического лица, содержащее в себе название органа, в подчинении которого данная фирма находится, и свое собственное наименование, включающее определение предмета деятельности, вида предприятия, а также указание, необходимое для отграничения данной фирмы от других однородных с ней (специальное наименование и т. п.).
В соответствии со ст. 1 (2) ПК фирменное наименование является объектом промышленной собственности, правовая охрана которого в странах — членах ПК осуществляется соответственно существующему в них правопорядку.
Фирменный стиль — комплекс визуальных и текстовых элементов, включающих в себя товарный знак, шрифт, фирменные цвета, служащий для идентификации продукции одной фирмы от другой
Формат — буквосочетание, повторяющееся в товарных знаках разных владельцев, не вызывающее коллизии знаков.
Ходатайство — упоминание в Законе "О товарных знаках" права заявителя на восстановление пропущенных сроков (ст. 13) в связи с продлением срока действия регистрации товарного знака (ст. 16).
Целевая аудитория рекламного обращения — основная и наиболее важная для рекламодателя категория получателей рекламного обращения, потенциальные покупатели рекламируемого товара
Экспертиза заявки на товарный знак — проверка заявки Патентным ведомством, включающая предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения. В период проведения экспертизы до принятия по заявке решения заявитель вправе по собственной инициативе дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки. Если вносимые коррективы изменяют заявку по существу, без них проведение экспертизы невозможно. Дополнительные материалы по запросу экспертизы должны быть представлены в 2-месячный срок с даты получения запроса. По просьбе заявителя данный срок может быть продлен при условии, что заявление поступило до истечения этого срока. Если же заявитель его нарушил или оставил запрос экспертизы без ответа, то заявка считается отозванной, о чем заявитель уведомляется. Заявка может быть отозвана по просьбе заявителя на любом этапе ее рассмотрения, но не позднее даты регистрации товарного знака (Закон РФ "О товарных знаках" (ст. 10).
Экспертиза заявленного обозначения — проверка документов заявки Патентным ведомством, в ходе которой устанавливается приоритет товарного знака, если он не был определен при проведении предварительной экспертизы, и проверяется соответствие заявленного обозначения требованию об отсутствии абсолютных оснований отказа в регистрации товарного знака, а также иных оснований отказа, позволяющих говорить о тождестве или сходстве заявленного обозначения с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными для регистрации в РФ на имя другого лица для однородных товаров, либо с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров РФ, либо с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в РФ, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием, либо с сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке. По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе о ней. Решение экспертизы о регистрации товарного знака может быть пересмотрено в связи с поступлением заявки с более ранним приоритетом (см. Конвенционный приоритет товарного знака, выставочный приоритет, договорный приоритет). При несогласии заявителя с решением экспертизы он имеет право в 3-месячный срок с даты получения решения подать возражение в Апелляционную палату, которое рассматривается в течение 4 месяцев с даты его поступления. Решение Апелляционной палаты может быть обжаловано заявителем в Высшую патентную палату в течение 6 месяцев с даты его получения; решение последней является окончательным (ст. 10—12 Закон РФ "О товарных знаках").
Элемент товарного знака — отдельно взятая составная часть товарного знака;
Элемент доминирующий — часть товарного, определяющая его восприятие;
Элемент сильный — синоним доминирующий;
Элемент слабый — отдельно взятая составная часть товарного знака, существенно не влияющая на его восприятие окружающими.
Главный редактор – Сулимов Ю. А.,
Художник – Хавторин М. А.,
Корректор – Качалова Е. Л.,
Компьютерная верстка – Рощина И. В.