Надежность данных существенно зависит не только от содержания планируемой информации, но и от конструкции самого вопроса, целесообразность которой диктуется конкретной задачей и условиями опроса.
В зависимости от цели постановки вопроса они подразделяются на следующие типы: содержательные или результативные и функциональные. С помощью результативных вопросов исследователь делает вывод об определенных явлениях и их взаимосвязях. Для функциональных вопросов на первом плане стоит функция оптимизации, упорядочения течения опроса. Выделяют несколько видов функциональных вопросов: функционально-психологические, фильтры и контрольные.
Функционально-психологические вопросы используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а также для снятия нежелательных установок, возникающих у респондента.
«А теперь несколько вопросов о…» или «Существует мнение, что…»
Особо следует выделить «вопросы-глушители»,с помощью которых отвлекают внимание при длинном перечне или перед постановкой контрольного вопроса; многообразные пояснительные комментарии и оговорки. Цель подобных формулировок — создать психологический комфорт респонденту.
|
|
«По Вашему мнению», «Как Вы думаете» и т. п.
Для контроля состава опрашиваемых по уровню осведомленности в теме опроса используют так называемые прямые фильтры.
14. Работаете ли вы в настоящее время?
01 – да = > переход к вопросу 15
02 – нет = > переход к вопросу 20
Контрольные вопросы уточняют, дополняют сведения, полученные в основных вопросах.
Укажем некоторые формы контроля.
1) Контроль по частям.
Вопрос: «В какой мере Вы довольны своей работой?» — (пятичленная шкала ответов) дополняется двумя контрольными: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» («да» — «нет» — «не думал») и «Если бы Вы временно не работали и могли выбирать новое место работы, вернулись бы на прежнюю работу?» («да» — «нет» — «не знаю»).
В опросном листе основной и контрольные вопросы должны быть размещены так, чтобы респондент не улавливал прямой связи между ними. Поэтому они перемежаются другими темами, не относящимися к данной. Иногда для этого используют вопрос-«глушитель».
2) Реальная ситуация контролируется вариантами проективной (согласились бы вы в случае потери работы на год-два уехать поработать?). Проективные ситуации дают хорошую основу для контроля общей направленности суждений и ценностных ориентации.
3) Косвенные вопросы контролируют ответы на прямой. В этом случае косвенный вопрос предшествует прямому (основному).
4) В таком же отношении находятся личные и безличные вопросы.
|
|
5) Открытый вопрос может выступать как контроль к закрытому и наоборот.
Многократному контролю подлежат ответы на вопросы, связанные с основными задачами исследования.
Здесь следует назвать вопросы-ловушки, которыепомогают определить добросовестность респондента. Лица, отвечающие на такие вопросы, подозреваются в невнимательности или заведомой недобросовестности.
Какая партия выражает ваши интересы?
01 – Единая Россия
02 – Единая Родина
03 – Справедливая Россия
04 – ЛДПР
05 – Яблоко
06 – Правое дело
07 – КПРФ
08 – другое ___________________________________________
09 – ни одна партия не выражает мои интересы
10 – затрудняюсь ответить
В зависимости от наличия или отсутствия возможных ответов вопросы делятся на открытые и закрытые.
Открытые вопросынеобходимы на стадии определения области исследования и в функции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет выявить доминанту мнений, оценок, настроений: люди отмечают те стороны явлений или говорят о том, что волнует их больше всего, о том, что доминирует в их сознании. Но самое главное состоит в том, что, реагируя на вопрос без подсказки вариантов ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного сознания, свой образ мыслей.
Главный недостаток открытых вопросов состоит в том, что высказываемые здесь мнения и оценки связаны с какими-то неизвестными нам рамками сравнения, которые очерчивают контекст высказанных суждений.
Другой недостаток открытых вопросов – трудности обработки данных. Пространные ответы предполагают последующую группировку и часто квантификацию, а контент-анализ ответов — процедура сложная и трудоемкая. Но самое главное — здесь требуется высокое искусство «расшифровки» реальных смыслов, вкладываемых респондентами в их суждения.
«Что, на Ваш взгляд, представляет собой демократия?»
Закрытые вопросы позволяют более строго интерпретировать ответ. Рамки соотнесения оценок и суждений определяются здесь набором единых для всех опрошенных вариантов ответа. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях. Появляется возможность не только выяснить содержание суждений, но и измерить интенсивность оценок, шкалируя их по каждому варианту.
Существует несколько видов закрытых вопросов:
- «да – нет» («Работаете ли Вы в настоящее время?»). Употребление такого вида вопроса сомнительно в методическом отношении, особенно при изучении знаний, мнений и установок («Нравится ли вам…?», «Хотели бы Вы?...»), поскольку вызывает смещение ответов в положительном направлении.
- альтернативные вопросы, их отличает уравновешенность формулировок («Как часто Вы находите общий язык с различными группами людей?»), а также предполагаемые ответы носят взаимоисключающий характер (Невозможно одновременно участвовать и не участвовать в выборах). Разновидностью альтернативного вопроса являются вопросы-диалоги («Существует мнение, что демократические системы не слишком пригодны для поддержания порядка. Согласны ли Вы с этим?»), вопросы-иллюстрации, шкальные вопросы, позволяющие выявить интенсивность.
- «вопросы-меню» позволяют опрашиваемому выбрать несколько ответов, и в этом его коренное отличие от альтернативного вопроса, где предполагается выбор только одного. Респондент может выбрать один, два или больше ответов. Иногда «вопросы-меню» разрабатываются таким образом, что допускается выбор лишь ограниченного числа ответов.
Из каких источников вы получаете информацию о партиях (партии)? (Допускается выбор не более 3-х позиций)
01 – принимаю участие в работе и мероприятиях партии
|
|
02 – на встречах, организованных партией
03 – читаю в газетах
04 – слышу по радио
05 – Интернет
06 – из передач телевидения
07 – от родственников, друзей, знакомых
08 – от товарищей по работе, деловых партнеров
09 – из выступлений лидеров партий
10 – из афиш, плакатов, других предвыборных материалов
11 – затрудняюсь ответить
Постановка закрытых вопросов предполагает соблюдение следующих основных требований:
1) Главное – максимально предусмотреть возможные варианты ответов. Используют также полузакрытый вариант, в котором оставляется прочерк для дополнительных комментариев и замечаний. В конце списка ответов значится: "Дополнительные замечания (укажите, какие именно)...".
Насколько вы вовлечены в работу политических партий?
01- являюсь лидером регионального представительства
02- являюсь активистом
03- являюсь рядовым членом
04- являюсь добровольным помощником
05- другое (укажите, что именно)______________________
2) Формулируя варианты ответов, следует помнить три важных правила, подтверждаемых экспериментальными исследованиями:
- первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа (отвечающий на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже — последующие);
- варианты ответа должны быть примерно равной длины (чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ее выбора, так как для усвоения смысла требуется больше времени, а респондент не склонен его тратить);
- все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне конкретности, чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора.
3) Никоим образом нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе, например: "работа интересная и хорошо оплачивается"; "работа хорошо оплачивается, но неинтересная". Следует перечислить оба признака и предложить оценить их значимость по шкале интенсивности.
4) Нельзя печатать всю серию положительных вариантов ответов подряд и следом за нею — серию отрицательных или наоборот. В этих случаях мнение навязывается самой последовательностью предложенных вариантов.
|
|
5) Список предложенных ответов иногда столь обширный, что опрашиваемые устают по мере продвижения к его концу и с последними группами суждений работают менее внимательно, чем с первыми, или же начинает действовать сила инерции в ответах.
Установлено, что у некоторых людей обнаруживается эффект монотонного «за» или «против» реагирования («галло-эффект»). Такие люди, ответив «да» на первый вопрос, отвечают «да» и на второй, и на третий, и так до 4—5 монотонных «да» или «нет» в случае ответов на однотипные вопросы. «Галло-эффект» особенно опасен, если серия суждений, в отношении которых позиции опрашиваемых заведомо сходны, сопровождается суждением, где эти позиции заведомо различаются.
«В какой мере Вы согласны с тем, что: надо соблюдать существующие законы: уважительно относиться к старшим по возрасту; соблюдать данное обещание; поддержать своих друзей и близких; быть терпимым к чужим мнениям?» Последний пункт явно «выпадает» из монотонного ряда согласия, но в этом контексте он имеет большие возможности быть отмеченным утвердительно по инерции.
Это явление психологической ригидности. Чтобы уберечься от искажения данных такого рода, используют простой прием: вопросы-«глушители».Перемежают однотипные вопросы и подсказки другими, отличными от них по содержанию. Иногда для такой цели используют вовсе не нужные темы, единственное назначение которых — отвлечь внимание, устранить монотонность.
6) Ограничения выбора вариантов ответа могут быть жесткими и нежесткими. Это зависит от программной цели вопроса и его смысла. Если по смыслу вопроса возможны комбинации разных выборов, притом в любом количестве, нельзя без особых пояснений ограничивать выбор условием: «Укажите не более трех наиболее важных пунктов», например, при перечислении возможных источников информации. Однако в том же случае, если цель вопроса — выявить доминанту интереса, отношения, оценки и т. п., ограничить выбор вполне целесообразно. Важно объяснять ограничения выбора.
7) Важную роль выполняет вариант, предполагающий возможность уклониться от ответа на закрытый вопрос: «трудно сказать», «затрудняюсь ответить», «не помню», «не знаю», т.о. респонденту представляют достаточную свободу. Это побуждает его более добросовестно относиться к опросу в целом.
В целом, сопоставляя возможности открытых и закрытых вопросов, можно сказать, что при первом подходе к теме необходимо пользоваться открытыми вариантами (трудно предусмотреть разброс ответов). Поэтому на стадии разведки открытый вопрос обладает несомненными преимуществами. В описательных исследованиях удобнее пользоваться закрытыми и полузакрытыми вопросами.
В зависимости от формулировкивопросы делятся на прямые и косвенные вопросы.В прямомварианте вопроса предусмотрен ответ, который следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый
Состоите ли Вы в каких-либо общественных организациях? (можно указать несколько позиций)
01 – являюсь членом профсоюза
02 – состою в спортивном объединении
03 – занят (а) в службах социально-психологической помощи
04 – участвую в деятельности экологических организаций
05 - участвую в деятельности правозащитных, организаций
06 - участвую в деятельности женских организаций
07 - участвую в деятельности молодежных организаций
08 – нигде не состою
Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле. Он ставится в случае, если затронуты проблемы, по которым опрашиваемые не склонны высказываться откровенно. Такие вопросы называют «сенситивными» (чувствительными). Способы перевода из прямой в косвенную форму зависят от содержания темы.
Наиболее распространенный способ замены прямых вопросов косвенными — перевод из личной формы в безличную.
Личные и безличные вопросы в равной мере относятся к оценкам и суждениям самого опрашиваемого, но во втором случае оценки имеют косвенный характер. Вместо личного прямого вопроса: «Как Вы считаете?» — косвенный, безличный: "Некоторые полагают, что... Какие суждения, по Вашему мнению, наиболее справедливы?" Ожидается, что опрашиваемый выберет те суждения, которых он сам придерживается. Безличная и полубезличная форма вопроса употребляется для выявления мнений, расходящихся с общепринятыми. Личная и безличная формы вопросов помогают также определить степень персональной заинтересованности или «уровень» включения индивида в различные социальные ситуации.
Целесообразно комбинировать все указанные формы вопросов, понимая особенности их восприятия респондентом и особенности содержания информации, извлекаемой из его ответов.
По содержаниювопросы подразделяются:
- вопросы о фактах;
- вопросы о знаниях;
- вопросы о мнениях, установках, мотивах поведения.
Главные требования к вопросам первых двух типов.
1) следует выяснить уровень компетентности опрашиваемого в данной области и по данному предмету. Данные тех, кто максимально осведомлен о проблеме, обрабатываются отдельно от менее достоверных сведений, полученных от остальных опрошенных.
«В какой мере вы считаете себя информированным о деятельности региональной и местной власти?». Интерес для анализа представляет позиция респондентов, выбравших варианты ответов «достаточно информирован» и «в основном информирован»
2) Важно четко отделять событийную информацию от оценок и интерпретации. В формулировке вопросов событийного характера не должно содержаться оценочных выражений вроде: «много-мало», «хорошо—плохо», «сильно-слабо», «удачно-неудачно», «достоверно-недостоверно» и т. д.
3) В вопросах о давно происходивших событияхнедостоверность сведений может объясняться ошибками памяти. Следует помочь опрашиваемому восстановить общий контекст ситуации. Нужно проверить достоверность наводящими вопросами.
4) Максимальная дробность пунктов информации — хорошее основание достоверности сведений о событиях.
Вопросы на мотивацию, оценки и мненияпредставляют наиболее сложную часть процедуры.
1) Особенно опасны «наводящие» вопросы, внушающие определенный ответ. Так, в следующих примерах ответ внушается интервьюером:
Любите ли Вы свою работу? (высказано сомнение: интервьюер явно заинтересован в ответе, но в каком именно — это неясно опрашиваемому; он будет стараться уловить, какой ответ желателен). Вы любите свою работу? (в зависимости от ударения и интонации внушается определенный ответ). Вы не любите свою работу, не так ли? (утверждение, которое предполагает согласие). Нравится или не нравится Вам Ваша работа? (категорический вопрос, требующий окончательного решения, тогда как возможна целая гамма промежуточных состояний и оценок). | В какой мере Вас привлекает выполняемая работа? - работа очень нравится, - пожалуй, нравится, - трудно сказать определенно, - скорее не нравится, чем нравится, - совершенно не нравится. |
Как вы относитесь к абсурдному предложению запретить деятельность политических партий на территории РФ? (Заведомо предполагается, что респондент не принимает указанное предложение) 01 – положительно, партии вносят хаос в политическую жизнь 02 – положительно, следует запретить все оппозиционные партии 03 – отрицательно, это приведет к диктатуре 04 – отрицательно, это дестабилизирует политическую … | Как вы относитесь к предложению запретить деятельность политических партий на территории РФ? 01 – положительно, партии вносят хаос в политическую жизнь 02 – положительно, следует запретить все оппозиционные партии 03 – отрицательно, это приведет к диктатуре 04 – отрицательно, это дестабилизирует политическую … |
2) Стереотипные формулировки вопроса вызывают столь же стереотипные ответы. Опрашиваемые будут стремиться отыскать наиболее распространенный стереотип (в опытах на конструирование таких вопросов мы получили концентрацию ответов во втором варианте).
Нежелательно в качестве варианта ответа предлагать суждения: «труд есть средство существования», «труд — средство существования и морального удовлетворения», «труд — источник морального удовлетворения». Менее стереотипная формула даст более широкий разброс мнений: «работа хороша, если хорошо оплачивается», «заработок — главное, но надо думать и о смысле работы», «главное — смысл работы, но нельзя забывать и о заработке».
3) Лобовые вопросы: «Почему Вы так считаете?», «Если да (или нет), то почему?». Желая выяснить основание оценки или мнения, исследователь как бы принимает позу следователя. Чтобы добиться развернутого ответа, вместо общего «почему?» желательно предусмотреть более детализированные вопросы:
а) Конкретная ситуация, в которой высказываются оценки и мнения или контекст восприятия респондентом событий («Как случилось, что…? Каковы были обстоятельства, в которых Вы…?).
б) Содержание побуждения, мотива поступков или оценок («Что в общем показалось Вам наиболее привлекательным…?»).
в) Попытка определить атмосферу общественного мнения среды, в которой действовал субъект («Что думали об этом Ваши родные, друзья, знакомые? Советовались ли Вы с ними, или они Вам что-то советовали?»).
г) Собственно мотив поступков, действий, оценок («Можно сказать, что в конце концов Вы приняли решение о …? Не могли бы Вы указать эти основания?»).
д) Контрольный вопрос на специфичность мнений или оценок относительно ситуации («Если бы Вы имели другие возможности выбора, как бы Вы поступили…?»).
4) Проективные вопросы— хороший способ выявить общую направленность интересов, мотивов деятельности, ценностные ориентации. Респонденту предлагают набор ситуаций, которые могли бы встретиться в жизни, просят указать предпочтительный вариант поведения ли мнения в заданных условиях.
5) Вопросы на интенсивность мнений.Фиксируется степень уверенности в сделанном выборе: «В какой мере Вы уверены в своем выборе?» — с вариантами ответа: «Совершенно уверен — уверен — не очень уверен—трудно сказать». Можно использовать «шкалу—термометр»: 100... 90... 80... 70... 60... 50 — с просьбой отметить степень уверенности («Обведите в кружок соответствующее деление»).
По критерию времени, к которому отнесены события, составляющие смысл вопроса:
- ретроспективные вопросы относятся к прошлым событиям, описанию ситуаций в прошлом, тогдашних настроений и взглядов.
Участвовали ли Вы в указанных ниже действиях?
- проективные — обращают к возможному будущему или воображаемой ситуации.
Представим себе такую ситуацию: ваше предприятие ликвидируется. Сможете ли Вы самостоятельно найти себе новую работу?
01 – уверен, что смогу
02 – наверное, смогу
03 – не смогу
- текущие — предлагают описание и оценку данных условий, ситуаций и субъективных состояний респондента.
В каком настроении вы чаще всего бываете последнее время?
01 – как правило, в очень хорошем
02 – как правило, в нормальном, ровном
03 – часто бываю в напряженном состоянии, испытываю раздражение
04 – нередко испытываю безысходность, страх, тоску
05 – другое (укажите)______________________________________
Итак, выяснение мнений — довольно сложная процедура, предполагающая отбор со стороны компетентности, уточнение мотивов оценок и т. д. Для такого рода процедур можно использовать технику постадийного развертывания вопроса.
1) Фильтрующий вопрос, предназначенный для отсеивания некомпетентных,
2) Прямой вопрос, выявляющий общую направленность мнения, обычно такого типа: «Что Вы думаете по поводу...?» или «Каково Ваше мнение о достоинствах и недостатках (такого-то общественного действия, высказывания...)?»,
3) Дихотомический вопрос, уточняющий общую направленность: «Если брать в целом, Вы одобряете или осуждаете, согласны или не согласны…?»; «Вам нравится или не нравится?...»,
4) Уточнение основания оценки или мнения, которое обычно вводится фразой: «Если в основном Вы не согласны с тем, что..., не могли бы Вы пояснить свою мысль?», или «Если Вы одобряете..., чем это можно было бы объяснить?», или «Итак, Вы высказались «за» (или «против») того-то. Пожалуйста, объясните свое мнение...»,
5) Последний вопрос: определение интенсивности мнения: «В какой степени Вы уверены в своем суждении?» или «Насколько Вы уверены в своей оценке?». И далее следует шкала интенсивности мнения.
* * * * * * *
1.Проиллюстрируйте примерами (по 2 примера) следующие понятия: закрытый и открытый вопросы, вопрос-фильтр, вопрос-меню, прямые и косвенные вопросы, личные и безличные вопросы, основные и контрольные, ретроспективные вопросы, вопросы-«ловушки», вопросы-«глушители», проективные, функциональные, табличные вопросы, постадийное развертывание вопросов.
2. Используя бланки интервью, предложенные в приложениях 3-7, назовите какие типы вопросов Вы использовали.
3. Сформулируйте 3 основных правила, которыми следует руководствоваться при подготовке вариантов ответа в закрытом вопросе.