Современные зарубежные теории журналистики. Несколько десятков лет назад была выпущена книжка американских исследователей Фреда Сиберта, и Уилбура Шрам «Четыре теории прессы»

Несколько десятков лет назад была выпущена книжка американских исследователей Фреда Сиберта, и Уилбура Шрам «Четыре теории прессы».

В мире насчитывается четыре теории прессы: авторитарная, либертарианская, теория социальной ответственности и коммунистическая. Каждая из моделей дает свое понимание свободы слова, свою трактовку принципам соотношения СМИ со структурами власти и гражданами.

Коммунистическая теория прессы исходит из безусловного подчинения прессы государству, правящей партии, господствующей идеологии (печать – это часть общепартийного дела). Пресса огосударствелна: государство единственный собственник СМИ, устанавливает принципы и нормы их деятельности. Постоянная мобилизация масс нуждается в вре, общеобязательных ценностях, объединяющих, управляющих и управляемых. Инакомыслие преследуется. Инакомыслящие подвергаются репрессиям.

Либертарианская теория прессы исходит из обще либеральных принципов свободы человека, политического и идеологического плюрализма, независимости СМИ от диктата государства, тем более какой-либо из партий. Она основывается на признании свободы воли, философии рационализма и естественных прав человека. Согласно этой модели СМИ являются одним из важнейших средств контроля за деятельностью правительства, других институтов власти. Она служит обществу и удовлетворяет нужды граждан быть информированными относительно состояния общественных дел, их потребностям в отдыхе и развлечении, общественной коммуникации.

Теория социальной ответственности исходит из того, что свобода прессы должна сочетаться с ее ответственностью перед обществом, задачами выражения общих интересов, интеграции общества, цивилизованного разрешения возникающих конфликтов, разъяснения гражданам общих целей и способствования формированию общих ценностей, представлению различных точек зрения, отражения мнений и позиций различных общественных групп. Важным положением теории социальной ответственности является тезис о разделении комментария, публикации (от имени автора, редакции) и факта, новости как таковой. За этим положением стоит понимание роли прессы не только как фактора, формирующего позицию граждан по жизненно важным общественным проблемам, сколько способствующего ее самостоятельному формированию аудиторией путем представления ей максимально полной и достоверной информации по соответствующей проблеме.

По мере развития либертарианской теории прессе стали отводить 6 задач (которые распространяются и на теорию социальной ответственности):

1.- обслуживание политической системы посредством обеспечения информации, обсуждения и полемики по социальным вопросам

2.- просвещение публики с тем, чтобы она была способна к самоуправлению

3.- обеспечение прав личности, при котором перса является сторонником по отношению к правительству

4.- обслуживание экономической системы – посредством рекламы

5.- предоставление развлечения

6.- поддерживание своей собственной финансовой самодостаточности, чтобы быть свободной от давления конкретных интересов

Про авторитарную теорию и так все понятно.

Авторитарное правление, базирующееся на единовластии, ограничивает плюрализм, точнее – дозируется свобода выражения мнений и свободомыслие. Политики и идеологи входят в зону плотной властной опеки, не допускающей свободомыслия и гражданских инициатив. Экономика, развивающаяся на вполне либеральных основаниях, способствует росту издательского бизнеса и становлению информационного рынка. В контексте строгого государственного регулирования и регламентирования политической жизни и реальной экономической свободы формируется рынок СМИ, ниши которого заполнены различными видами и типами средств массовой информации, но сектор общественно-политической прессы отсутствует либо имитируется СМИ, подконтрольными государственным структурам.

Помимо теорий журналистики существуют теории массовой коммуникации, использующие два основных подхода:

1. Человеко-ориентированный подход, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть – люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Придерживаются Вильяма Гэмсона и Элизабет Ноэль-Нойман. Последняя говорит о «спирали молчания»: всегда становится господствующей одна идея, потому что люди, у которых другое мнение, в массе своей конформисты. Они не будут выражать его. В итоге продвигается какая-то одна идея.

2. Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн (1911-1980 гг.). «Глобальная деревня»: все современное общество как оно воспроизводится с помощью “электрических” средств общения (телевидения, радио, кино, телекоммуникаций). Изо дня в день вступая в связь друг с другом через их посредство, люди рассуждают и поступают так, как если бы они были совсем рядом, как если бы они жили в одной деревне. Они вольно или невольно все основательнее влезают в жизнь друг друга, рассуждая при этом обо всем, что им приходится видеть и слышать. Согласно Мануэлю Кастельсу, новые технологии, связанные с производством информации как нематериальных благ, формируют принципиально новое, информационное общество. Возможности информационных технологий приводят к зарождению единой социально-экономической системы, объединяющей весь мир. Информационная эпоха порождает общество, которое, как полагает Кастельс, является не только глобальным, но еще и сетевым (network society) — оно развивается спонтанно, в результате взаимодействия многих социальных групп и отдельных людей.

Функции средств массовой коммуникации: социальной ориентировки, социальной идентификации, контакта с другими людьми, самоутверждения, утилитарная, эмоциональной разрядки.

+


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: