Основные понятия и категории

Агностицизм (греч. а - отрицание, gnosis - знание) - учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.

Аксиология - философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Антропология – философское учение о человеке, выделяющее в качестве своего предмета сферу «собственно человеческого бытия», собственной природы человека, человеческой индивидуальности.

Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.

Гносеология - теория познания, раздел философии, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.

Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии бытия, а также основанный на этом учении метод мышления и познания.

Дуализм - философское учение, считающее, в противополож­ность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами. Исходным мотивом дуализма часто является попытка примирения материализма и идеализма. В конечном счете, дуалистичес­кий отрыв сознания от материи приводит к идеализму. Дуализм в наибольшей степени характерен для философии Р. Декарта и И. Канта.

Идеализм - философское направление, противоположное материа­лизму в решении основного вопроса философии. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального и вторичности материаль­ного. (Платон, Августин, Ф.Аквинский, Д.Беркли,Д.Юм, В.Соловьев, Н.Бердяев).

Идеализм объективный – философское направление, признающее первичность духа и вторичность, производность материи, считаю­щее, в отличие от субъективного идеализма, первоосновой существу­ющего не личное человеческое сознание, а некую идею вообще, безликий разум – «абсолютный дух", "мировой разум", «абсолютная идея». Идеальное начало, мировой дух творит мир и все бытие (Платон, Г.Гегель).

Идеализм субъективный - философское направление, представители которого за первичное принимают сознание субъекта и на этом основании отрицают существование объективной реальности независимой от воли и сознания субъекта. Мир, в котором живет и действует субъект, субъективный идеализм считает совокупностью ощущений, переживаний, настроений, действий субъекта. Отсюда человек воспринимает не мир вещей, а лишь свои собственные ощущения и идеи (Д.Юм, И.Кант и др.).

Логика – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания.

Материализм - философское направление, противо­положное идеализму, признающее первичность материального и вторичность духовного, идеального. Материализм признает вечность, несотворимость мира, бесконечность его во времени и простран­стве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматри­вает его как отражение внешнего мира, утверждая таким образом познаваемость природы (Гераклит, Демокрит, Ф.Бэкон, Г.Галилей, Б.Спиноза, Д.Дидро, Л.Фейербах, К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин и др.).

Материализм антропологический - взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы. Подчеркивание единства человека и природы было направлено против идеализма и против дуалистического разрыва души и тела.

Метафизика - 1. Употребляется как синоним философии или раздел философии, исследующий высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязательные для всех наук. 2. Антидиалектический способ мышления, рассматри­вающий вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицающий противоречия как источник развития в природе и обществе.

Методология – система принципов и способов, применяемых в той или иной сфере деятельности, а также учение о методах научного познания и преобразования мира.

Монизм (греч. monos - один, единственный) - философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единственным началом всех явлений считают дух, идею, сознание. Противоположность монизма - дуализм.

Мировоззрение - совокупность преобладающих в тот или иной период истории предельно общих взглядов на мир и место человека в этом мире.

Мифология (греч. muthos - повествование, logos - учение, слово) – тип мировоззрения, основой которого является фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве.

Объект науки – та или иная сторона действительности,к которой обращается научное познание.

Основной вопрос мировоззрения – отношение человека к миру, которое конкретизируется как отношение сознания к бытию, мышления к материи. ОВМ рассматривается с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание; во-вторых, познаваем или нет окружающий мир?

Политеизм и монотеизм (греч. poly - много, monos - один и theos - Бог) - многобожие и единобожие; поклонение несколькимили одному Богу. Политеизм возникает на стадии разложения первобытной общины. Веру в множество равноправных духов сменяет вера в богов, получивших конкретный облик,имя,культ. Дальнейшее укрепление рабовладельческого строя, создание монархий привело сначала к единопочитанию, культу одного Бога; причем признавалось существование других богов. Затем из пан­теона богов выделяется единый всемогущий Бог - копия земного царя; утверждается монотеизм. Но чистого монотеизма не существует (в христианстве - троица, богородица и масса святых).

Предмет науки – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе научного познания и характеризующая главные, наиболее существенные (с точки зрения данной науки) закономерности, свойства и признаки объекта, находящиеся в центре исследования той или иной науки.

Предмет философии - всеобщее в системе «мир – человек».

Религия (лат. religio – восстановление или воспроизводство лиги, связи) – тип мировоззрения, специфическая форма общественного сознания связанная с признанием существования сверхъестественных сил и зависимости человека от этих сил. Религиозное мировоззрение отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом) и находит свое выражение в системе верований (догм) и практики (ритуалы и запреты), относящихся к чувству божественного. Религия объединяет всех своих последователей в единую моральную общину.

Рефлексия – (лат. reflexio – обращение назад), принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

Субъективное – принадлежащее субъекту, целиком и полностью им определяемое.

Философия (греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Первым ввел в оборот термин «философия» древнегреческий философ, математик Пифагор.

Функция – (от лат. functio – совершение, исполнение) – 1) внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, например функции органов чувств в организме, функции денег и т.д.; 2) отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого, т.е. зависимость одного объекта от другого; 3) в социальной философии функция рассматривается как роль, которую определенный социальный институт выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации, а также как зависимость, которая наблюдается между различными социальными процессами в рамках данной общественной системы.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль и нравственность как формы общественного сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: